Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 48 вопросов по дисциплине "Политология".
Смешанной форме правления присущи такие основные черты, как избрание президента всеобщим голосованием; наличие у него собственных достаточно широких властных полномочий, позволяющих ему действовать независимо от правительства; ответственность правительства, возглавляемого премьер-министром, перед парламентом.
Вторая форма правления — монархия — подразделяется на две основные разновидности: абсолютную и конституционную.
Конституционная монархия, в свою очередь, условно может подразделяться на парламентскую и дуалистическую. Показательным примером первой считается Великобритания. Реальная законодательная власть в ней принадлежит парламенту, а исполнительная — кабинету министров во главе с премьером, кандидатура которого формально подбирается монархом, осуществляющим на практике лишь церемониальные функции.
22. Политические партии Республики Беларусь.
Белоруссия — президентская республика, в которой существуют политические партии разных идеологий и позиций. Каждая партия по-своему относится к нынешней власти.
Важное место в политической системе общества занимают разнообразные общественные объединения граждан – политические партии, профсоюзные, молодежные и женские организации, массовые движения, ассоциации, фонды, союзы и т.д.
Специфика партии как политического института – это открытая борьба за политическую, государственную власть. Какую бы конкретную цель ни ставила перед собой партия – будь то построение коммунизма или охрана окружающей среды – она добивается того с помощью борьбы за власть. Этим политическая партия и отличается прежде всего от других разновидностей общественных объединений (общественных организаций и движений), которые также активно участвуют в политической жизни, но не добиваются прямого контроля над правительственной властью.
К числу наиболее общих функций политических партий относятся:
- представительство социальных интересов;
- выработка программных установок, политической линии партии;
- формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;
- участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;
- подготовка и выдвижение кадров.
Партии, поддерживающие политику президента Оппозиционные партии
- Аграрная партия
- Белорусская социально-спортивная партия - Соц-демократ партия Народного согласия
- Коммунистическая партия Белоруссии
- Либерально-демократическая партия
- Республиканская партия труда и справедливости - Белорусская партия объединённых левых
- Белорусская патриотическая партия
23. Понятие и функции
общественных организаций и
Общественные движения и организации различаются по многим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и так далее.
общественные движения и организации, призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии).
У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями.
Существуют множество типов общественно-политических движений:
- с точки зрения отношения
к существующему строю
- по идеологической основе - либерально-демократические, консервативные, социалистические;
- по национальному признаку - национально-освободительные,
за самоопределение нации,
- по демографическому признаку - молодежные, студенческие и др.;
- по масштабам - международные, региональные, в стране, штате, республике;
- по методам и способам действия
- легальные нелегальные,
Общественно-политические движения выполняют важные функции:
- конденсируют интересы, настроения
широких разнородных слоев
- выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;
- создают крупную политическую
силу, сосредоточенную на решении
конкретной политической
- руководят массовыми
24.Международные отношения: понятие, субъекты и основные формы.
Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.
Виды международных отношений
Политико-правовые отношения предполагают регулирование взаимоотношений участников международного сообщества правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение
Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда.
Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.
Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.
Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.
25. Президент РБ в системе гос власти.
Президент Республики Беларусь занимает
особое место в системе
Согласно статье 79 « Президент
Республики Беларусь является Главой
государства, гарантом Конституции
Республики Беларусь, прав и свобод
человека и гражданина. Президент
олицетворяет единство народа, гарантирует
реализацию основных направлений внутренней
и внешней политики, представляет
Республику Беларусь в отношениях с
другими государствами и
Президент обладает неприкосновенностью,
его честь и достоинство
Президент обладает обширными полномочиями
в нормотворческой
Основные права, обязанности
и ответственность белорусского
Президента закреплены в статье 84 Конституции
и законе о Президенте Республике
Беларусь. Статья 85 «Президент на основе
и в соответствии с Конституцией
издает указы и распоряжения,
имеющие обязательную силу на всей
территории Республики Беларусь.
В случаях, предусмотренных
Конституцией, Президент издает
декреты, имеющие силу законов. Президент
непосредственно или через
26. Национальное собрание РБ: Структура функции.
на республиканском референдуме
24 ноября 96 года в Конституцию 1994 года
были внесены изменения и
Верхняя палата парламента — Совет
Республики — выступает в роли
правового коллективного
Палата представителей занимается разработкой и принятием законов. Совет Республики проводит экспертизу нормативных правовых актов и одобряет или отклоняет принятый «нижней» палатой законопроект. Такая схема позволила обеспечить нормальный законотворческий процесс.
В связи с образованием двухпалатного парламента изменился принцип его формирования.
Депутаты Палаты представителей избираются прямым тайным голосованием всего населения. Таким образом отражается реальный уровень политической зрелости и культуры всего народа.
Совет Республики Национального собрания
Республики Беларусь является палатой
территориального представительства.
От каждой области и города Минска
тайным голосованием на заседаниях депутатов
местных Советов депутатов
В настоящее время Национальное собрание Республики Беларусь заняло надлежащее место в конституционном механизме разделения властей. Основным его назначением, согласно Конституции Республики Беларусь, является законотворческая деятельность, которая реализуется посредством как принятия новых кодексов и законов, так и внесением в действующие нормативные акты дополнений и изменений.
Важную роль играет Национальное собрание
Республики Беларусь и в осуществлении
контроля за работой Правительства.
Правительство в своей