Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 48 вопросов по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Шпоры политология 2.docx

— 113.21 Кб (Скачать)

Смешанной форме правления присущи такие основные черты, как избрание президента всеобщим голосованием; наличие у него собственных достаточно широких властных полномочий, позволяющих ему действовать независимо от правительства; ответственность правительства, возглавляемого премьер-министром, перед парламентом.

Вторая форма правления  — монархия — подразделяется на две основные разновидности: абсолютную и конституционную.

Конституционная монархия, в свою очередь, условно может подразделяться на парламентскую и дуалистическую. Показательным примером первой считается Великобритания. Реальная законодательная власть в ней принадлежит парламенту, а исполнительная — кабинету министров во главе с премьером, кандидатура которого формально подбирается монархом, осуществляющим на практике лишь церемониальные функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Политические партии  Республики Беларусь.

Белоруссия — президентская  республика, в которой существуют политические партии разных идеологий  и позиций. Каждая партия по-своему относится к нынешней власти.

Важное место в политической системе общества занимают разнообразные общественные объединения граждан – политические партии, профсоюзные, молодежные и женские организации, массовые движения, ассоциации, фонды, союзы и т.д.

Специфика партии как политического института – это открытая борьба за политическую, государственную власть. Какую бы конкретную цель ни ставила перед собой партия – будь то построение коммунизма или охрана окружающей среды – она добивается того с помощью борьбы за власть. Этим политическая партия и отличается прежде всего от других разновидностей общественных объединений (общественных организаций и движений), которые также активно участвуют в политической жизни, но не добиваются прямого контроля над правительственной властью.

К числу наиболее общих  функций политических партий относятся:

- представительство социальных интересов;

- выработка программных установок, политической линии партии;

- формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

- участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;

- подготовка и выдвижение кадров.

Партии, поддерживающие политику президента              Оппозиционные партии

- Аграрная партия                                                               - Белорусская партия «Зелёные».

- Белорусская социально-спортивная партия                        - Соц-демократ партия Народного согласия

- Коммунистическая партия Белоруссии                              - Белсоциал-демократ партия (Громада)

- Либерально-демократическая партия                                 - Консер-христианская партия — БНФ

- Республиканская партия труда и справедливости              - Белорусская партия объединённых левых

- Белорусская патриотическая партия                                   - Объединённая гражданская партия

                                                                                           - Партия БНФ                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Понятие и функции  общественных организаций и движений.

Общественные движения и организации  различаются по многим признакам: по своим целям, функциям, которые они  выполняют по отношению к интересам  своих членов, а также по отношению  к государственной власти; по месту  деятельности; по видам и методам  деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и так  далее.

общественные движения и организации, призваны выполнять  две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии).

У движений, как правило, отсутствует  единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные  инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями.

Существуют множество  типов общественно-политических движений:

- с точки зрения отношения  к существующему строю движения  бывают консервативными, реформаторскими  и революционными;

- по идеологической основе - либерально-демократические,  консервативные, социалистические;

- по национальному признаку - национально-освободительные,  за самоопределение нации, культурно-национальную  автономию и др.;

- по демографическому признаку - молодежные, студенческие и др.;

- по масштабам - международные,  региональные, в стране, штате, республике;

- по методам и способам действия - легальные нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на  мирные или насильственные действия.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

- конденсируют интересы, настроения  широких разнородных слоев населения:

- выдвигают цели, разрабатывают  способы их достижения;

- создают крупную политическую  силу, сосредоточенную на решении  конкретной политической задачи;

- руководят массовыми выступлениями,  организуют ненасильственные, а  иногда и насильственные выступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.Международные отношения:  понятие, субъекты и основные  формы.

Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Виды международных  отношений

Политико-правовые отношения предполагают регулирование взаимоотношений участников международного сообщества правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение

Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда.

Идеологические  отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.

Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.

Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Президент РБ в системе гос власти.

 

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных  органов.

Согласно статье 79 « Президент  Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции  Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент  олицетворяет единство народа, гарантирует  реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с  другими государствами и международными организациями. Президент принимает  меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает экономическую и политическую стабильность, преемственность и  взаимодействие органов государственной  власти.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом». Таким образом,  Конституция  Республики Беларусь возлагает на главу  государства важнейшие функции  и задачи. Возложение на Президента Республики Беларусь обязанности быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина обусловлено  задачей обеспечения стабильности конституционного строя, безусловным  гарантированием прав и свобод человека и гражданина. В этих же целях  на Президента возлагаются функции  арбитра между властями.

Президент обладает обширными полномочиями в нормотворческой деятельности: издает декреты, указы, распоряжения, подписывает  законы, налагает вето (высказывает  письменное возражение) в случае несогласия с содержанием и процедурой принятия закона. Президент наделен важными  правами по назначению на высокие  государственные должности, обладает рядом властных  полномочий по обеспечению  внутреннего порядка и безопасности государства.

Основные права, обязанности  и ответственность белорусского Президента закреплены в статье 84 Конституции  и законе о Президенте Республике Беларусь. Статья 85 «Президент на основе  и в соответствии с Конституцией издает  указы  и  распоряжения,  имеющие  обязательную  силу на всей территории Республики Беларусь.     В  случаях,  предусмотренных   Конституцией,  Президент  издает декреты, имеющие  силу законов. Президент  непосредственно или через создаваемые  им органы  обеспечивает исполнение  декретов, указов  и распоряжений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Национальное собрание  РБ: Структура функции.

на республиканском референдуме 24 ноября 96 года в Конституцию 1994 года были внесены изменения и дополнения. В соответствии с ними в 1997 году начал  работу новый Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий  из двух палат: Палаты представителей с численностью 110 депутатов и  Совета Республики из 64 человек.

Верхняя палата парламента — Совет  Республики — выступает в роли правового коллективного эксперта при рассмотрении законопроектов, принимаемых  Палатой представителей, в отношении  соответствия их Конституции, международным  правовым актам, законодательству в  целом, а также интересам государства, общества, территорий и отдельных  слоев населения.

Палата представителей занимается разработкой и принятием законов. Совет Республики проводит экспертизу нормативных правовых актов и одобряет или отклоняет принятый «нижней» палатой законопроект. Такая схема позволила обеспечить нормальный законотворческий процесс.

В связи с образованием двухпалатного  парламента изменился принцип его  формирования.

Депутаты Палаты представителей избираются прямым тайным голосованием всего населения. Таким образом отражается реальный уровень политической зрелости и  культуры всего народа.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь является палатой  территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов  местных Советов депутатов базового уровня избираются по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

В настоящее время Национальное собрание Республики Беларусь заняло надлежащее место в конституционном  механизме разделения властей. Основным его назначением, согласно Конституции  Республики Беларусь, является законотворческая деятельность, которая реализуется  посредством как принятия новых  кодексов и законов, так и внесением  в действующие нормативные акты дополнений и изменений.

Важную роль играет Национальное собрание Республики Беларусь и в осуществлении  контроля за работой Правительства. Правительство в своей деятельности ответственно перед Парламентом  Республики Беларусь. Совет Министров  Республики Беларусь представляет в  палаты Национального собрания Республики Беларусь и их органы документы и  материалы, связанные с деятельностью  Правительства Республики Беларусь. В сессионный период (около 3-х месяцев) одно заседание в месяц резервируется  для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов  Правительства. Одной из форм осуществления  членами палат Парламента контрольной  функции является запрос.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"