Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 48 вопросов по дисциплине "Политология".
В современной юридической науке
разработаны основные признаки правового
государства, характеризующие его
как специфический вид
Одним из главных признаков является отсутствия в обществе властных структур, стоящих вне и над органами государственной власти. Все государственно-властные полномочия должны принадлежать и осуществляться только публичными органами государства. Какие другие органы и организации не могут быть наделены правом осуществлять публичную политическую власть.
Второй характерной чертой правового государства является разделение властей. Оно представляет собой средство взаимного контроля за законностью деятельности различных ветвей власти и недопустимости узурпации одной ветвью всей полноты власти в государстве.
Данный признак правового
Разделение властей является организационной основой правового государства и важным условием его существования.
Следующим важным признаком правового государства является верховенство закона по отношению по всем другим, нормативным правовым актам, а также верховенство и прямое действие Конституции как основного закона государства. Последнее означает соответствие всех законов Конституции и непосредственное действие основных норм Конституции, в первую очередь касающихся прав и свобод граждан, таких как равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и других.
Социальной основой выступает р
Термин "социальное государство" предназначен для того, чтобы подчеркнуть способность современного государства осуществлять социальную политику, то есть обеспечить максимальную трудовую занятость населения, создать систему здравоохранения, в том числе бесплатную, систему образования, нормальные материальные условия жизни пенсионеров, нетрудоспособных, безработных, малообеспеченных семей, малоимущих, вести борьбу с преступностью и т.д.
социальное государство
В зависимости от форм собственности социальные государства могут быть разделены на государства основанные на государственной форме собственности на основные социальные ресурсы и основанные на частной и государственной формах собственности, являющихся равноправными.
38. Политическая модернизация: основные современные концепции
Политическая модернизация — это часть более общего процесса социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных компонентах социальной системы: экономике, социальных отношениях, культуре, образовании и т.д. Но выбор пути модернизации происходит и начинается именно в сфере политики, с проявления политической воли к изменениям.
Объективным основанием и потребностью модернизации служит реальная целостность человечества, многообразие форм взаимозависимости различных его частей, оборачивающаяся в определенных случаях и тем, что отсталые, реликтовые его части, образования начинают негативным образом влиять на передовые фрагменты, сдерживать их развитие.
Цели модернизации воплощаются в таких социальных ценностях, как экономический рост, равенство, демократия, стабильность, благосостояние, справедливость, порядок, а характеристиками социальной жизни, от которых в ходе модернизации хотят освободиться, являются бедность, неравенство, репрессии, насилие, зависимость.
Основные направления модернизации в современном мире:
— индустриализация и информатизация общества;
— формирование экологического общества, основанного на внедрении природосберегающих технологий;
— демократизация, расширение участия населения в управлении общественными делами, подконтрольность политической власти и ее ответственность перед обществом;
— радикальное изменение
— обеспечение доступности
социальных отношений;
— расширение сферы свободы человека, рост возможности выбора и независимости от давления традиций, среды, места проживания.
Формы модернизации в значительной степени зависят от типа политических систем и политической власти.
39. Политическая деятельность и ее типология
Политическая деятельность — это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп.
При обращении к изучению политической деятельности внимание сосредоточивается на динамичном аспекте политики — разнообразных действиях, направленных на реализацию политических целей.
Характерные черты политической деятельности:
— концентрация усилий на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности;
— рассмотрение государства, его институтов в качестве основного средства решения этих проблем;
— использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей.
Основные состояния
— политическое отчуждение — состояние отношений человека и политической власти, которое характеризуется сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни политической. Политика рассматривается в сфере отчуждения как род деятельности, не касающийся реальных проблем, человеческих интересов, а контакт с политической властью — как дело крайне нежелательное.;
— политическая пассивность — вид политической деятельности, в рамках которого субъект, а им может быть как индивид, так и социальная группа, не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы. Пассивность в политике не бездеятельна, это специфическая форма деятельности и форма политики, когда социальная группа реализует не свои собственные, а чуждые ей политические интересы.
Критерием политической активности индивида или социальной группы служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы.
В современных условиях политическая активность имеет следующие характерные признаки:
— рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, вместо жестко оформленных политических партий предпочтение отдается политическим движениям без четко оформленной организованной структуры;
— объединение все чаще совершается не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения;
— растет количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий;
40. Политическое участие и политическое поведение
Термин “политическое участие” активно используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу.
Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности.
Так, различают активное, инициативное, пассивное, поддерживающее участие.
Наиболее значимые виды политического участия:
— действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;
—периодическое участие во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий;
— деятельность в политических организациях, движениях, партиях;
— выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов;
— посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;
— прямое действие — непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампании неповиновения или бойкот;
— воздействие на ход политических
процессов через обращения и
письма, встречи с политическими
лидерами, представителями
Весьма продуктивным является использование термина “политическое участие” для характеристики политической активности на уровне конкретного социологического анализа при описании степени вовлеченности личности, социальной группы в активное политическое действие (степень участия).
41. Политическая система и режим РБ.
Политическая система в РБ формируется гос суверенитетом. В процессе становления политической системы прошел в 3 этапа:
1. 1991 – 1994г. – характеризуется парламентской формой правления, сохранение системы советских форм правления и советского законодательства. Появление новых политических институтов, партий, неправительственных политических объединений, независимость СМИ. В системе политической культуры формируется подданичество.
2. 1994 – 1996г. – смена формы правления.
Появляются новые политические институты, президент, администрация, конституционный суд, контрольная палата. В сфере политики правовых норм произошло 15 марта 1994г принятие конституции.
3. 1996 -2009г. Смена формы правления с парламентско-президентской на президентско-парламентскую. Внесение поправок и дополнений в конституцию, создание национальной законодательной базы. Появляются новые органы власти: Национальное собрание, комитет гос контроля, помощники президента по регионам. Устанавливается президентская вертикаль.
Режим в РБ. Унитарное Социальное правовое демократическое с моментами авторитаризма государство.
Форма правления – республиканская.
43. Сущность и демократические принципы выборов.
На базе демократических
избирательных прав сформировались
принципы,
характеризующие организацию
1.Свобода выборов, предполагаю
2. Наличие выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин «выборы» предполагает отбор из различных предложений. В случае, если есть лишь один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями, но не о выборах в полном смысле этого слова.
3. Состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках электоральных платформ конкурентов. Известно, что истина рождается в споре.
4. Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства.