Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 48 вопросов по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Шпоры политология 2.docx

— 113.21 Кб (Скачать)

В современной юридической науке  разработаны основные признаки правового  государства, характеризующие его  как специфический вид государства.

Одним из главных признаков является отсутствия в обществе властных структур, стоящих вне и над органами государственной власти. Все государственно-властные полномочия должны принадлежать и осуществляться только публичными органами государства. Какие другие органы и организации не могут быть наделены правом осуществлять публичную политическую власть.

Второй характерной чертой правового государства является разделение властей. Оно представляет собой средство взаимного контроля за законностью деятельности различных ветвей власти и недопустимости узурпации одной ветвью всей полноты власти в государстве.

Данный признак правового государства  имеет очень важное значение. Он формировался в теории и на практике на протяжении длительного времени.

Разделение властей является организационной  основой правового государства  и важным условием его существования.

Следующим важным признаком правового государства является верховенство закона по отношению по всем другим, нормативным правовым актам, а также верховенство и прямое действие Конституции как основного закона государства. Последнее означает соответствие всех законов Конституции и непосредственное действие основных норм Конституции, в первую очередь касающихся прав и свобод граждан, таких как равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и других.

Социальной основой выступает развитое гражданское общество, которое объединяет свободных граждан, их формирование, другие негосударственные структуры, действующих независимо от государства на основе правовых и иных социальных норм.

Термин "социальное государство" предназначен для того, чтобы подчеркнуть способность современного государства осуществлять социальную политику, то есть обеспечить максимальную трудовую занятость населения, создать систему здравоохранения, в том числе бесплатную, систему образования, нормальные материальные условия жизни пенсионеров, нетрудоспособных, безработных, малообеспеченных семей, малоимущих, вести борьбу с преступностью и т.д.

социальное государство стимулирует  развитие частного предпринимательства, особенно малого бизнеса в сочетании  с репрессивными методами и борьбой  с наркобизнесом, нечестной конкуренцией, монополизмом в экономике.

В зависимости от форм собственности  социальные государства могут быть разделены на государства основанные на государственной форме собственности на основные социальные ресурсы и основанные на частной и государственной формах собственности, являющихся равноправными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Политическая модернизация: основные современные концепции

Политическая модернизация — это часть более общего процесса социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных компонентах социальной системы: экономике, социальных отношениях, культуре, образовании и т.д. Но выбор пути модернизации происходит и начинается именно в сфере политики, с проявления политической воли к изменениям.

Объективным основанием и потребностью модернизации служит реальная целостность  человечества, многообразие форм взаимозависимости  различных его частей, оборачивающаяся  в определенных случаях и тем, что отсталые, реликтовые его части, образования начинают негативным образом  влиять на передовые фрагменты, сдерживать их развитие.

Цели модернизации воплощаются в таких социальных ценностях, как экономический рост, равенство, демократия, стабильность, благосостояние, справедливость, порядок, а характеристиками социальной жизни, от которых в ходе модернизации хотят освободиться, являются бедность, неравенство, репрессии, насилие, зависимость.

Основные направления  модернизации в современном мире:

— индустриализация и информатизация общества;

— формирование экологического общества, основанного на внедрении природосберегающих технологий;

— демократизация, расширение участия  населения в управлении общественными  делами, подконтрольность политической власти и ее ответственность перед  обществом;

— радикальное изменение параметров социальной сферы в сторону повышения  благосостояния основной массы населения, преодоления разрыва между богатыми и бедными;

— обеспечение доступности образования  и его высокого качества, гарантирующего для тех, кто его получает, возможность  активной деятельности и жизненного успеха в новой, меняющейся системе

социальных отношений;

— расширение сферы свободы человека, рост возможности выбора и независимости  от давления традиций, среды, места  проживания.

Формы модернизации в значительной степени зависят от типа политических систем и политической власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Политическая деятельность  и ее типология

Политическая деятельность — это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп.

При обращении к изучению политической деятельности внимание сосредоточивается  на динамичном аспекте политики —  разнообразных действиях, направленных на реализацию политических целей.

Характерные черты политической деятельности:

— концентрация усилий на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности;

— рассмотрение государства, его институтов в качестве основного средства решения  этих проблем;

— использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей.

Основные состояния политической деятельности:

— политическое отчуждение — состояние отношений человека и политической власти, которое характеризуется сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни политической. Политика рассматривается в сфере отчуждения как род деятельности, не касающийся реальных проблем, человеческих интересов, а контакт с политической властью — как дело крайне нежелательное.;

— политическая пассивность — вид политической деятельности, в рамках которого субъект, а им может быть как индивид, так и социальная группа, не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы. Пассивность в политике не бездеятельна, это специфическая форма деятельности и форма политики, когда социальная группа реализует не свои собственные, а чуждые ей политические интересы.

Критерием политической активности индивида или социальной группы служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя  ее, реализовать свои интересы.

В современных условиях политическая активность имеет следующие характерные признаки:

— рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, вместо жестко оформленных политических партий предпочтение отдается политическим движениям без четко оформленной организованной структуры;

— объединение все чаще совершается  не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения;

— растет количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность  партий;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Политическое участие  и политическое поведение

Термин “политическое участие” активно используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу.

Формы политического участия могут  быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности.

Так, различают активное, инициативное, пассивное, поддерживающее участие.

Наиболее значимые виды политического участия:

— действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;

—периодическое участие во всякого  рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий;

— деятельность в политических организациях, движениях, партиях;

— выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению  контроля за деятельностью политических институтов;

— посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

— прямое действие — непосредственное влияние на функционирование и изменение  политических институтов через такие  формы политической деятельности, как  митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампании неповиновения или бойкот;

— воздействие на ход политических процессов через обращения и  письма, встречи с политическими  лидерами, представителями государственных  и политических организаций и  движений.

Весьма продуктивным является использование  термина “политическое участие” для характеристики политической активности на уровне конкретного социологического анализа при описании степени  вовлеченности личности, социальной группы в активное политическое действие (степень участия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Политическая система  и режим РБ.

Политическая система в РБ формируется  гос суверенитетом. В процессе становления  политической системы прошел в 3 этапа:

1. 1991 – 1994г. – характеризуется парламентской формой правления, сохранение системы советских форм правления и советского законодательства. Появление новых политических институтов, партий, неправительственных политических объединений, независимость СМИ. В системе политической культуры формируется подданичество.

2.  1994 – 1996г. – смена формы правления.

Появляются новые политические институты, президент, администрация, конституционный суд, контрольная  палата. В сфере политики правовых норм произошло 15 марта 1994г принятие конституции.

3.  1996 -2009г. Смена формы правления с парламентско-президентской на президентско-парламентскую. Внесение поправок и дополнений в конституцию, создание национальной законодательной базы. Появляются новые органы власти: Национальное собрание, комитет гос контроля, помощники президента по регионам. Устанавливается президентская вертикаль.

 

Режим в РБ. Унитарное Социальное правовое демократическое с моментами авторитаризма государство.

Форма правления – республиканская.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Сущность и демократические принципы выборов.

На базе демократических  избирательных прав сформировались принципы,          характеризующие организацию изби­рательного  процесса. К таким принципам относятся:

1.Свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов.

2. Наличие выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин «выборы» предполагает отбор из различных предложений. В слу­чае, если есть лишь один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями, но не о выборах в полном смысле этого слова.

3. Состязательность, конкурентность  выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках электоральных платформ конкурентов. Известно, что истина рождается в споре.

4. Периодичность и регулярность  выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом де­мократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"