Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 48 вопросов по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Шпоры политология 2.docx

— 113.21 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Политическая идеология:  понятие структура функции.

Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой верований, убеждений и взглядов, она отражает общественно- политическую реальность через призму интересов  больших социальных групп, прежде всего  классов. В содержание идеологии  вписываются элементы знания о действительности. Вместе с тем идеология — ценностная система, выражающая отношение к  существующим общественным порядкам, обосновывающая политические идеалы, принципы, нормы, цели образы поведения. Такие, скажем, как социальная справедливость, свобода, права человека, демократия, солидарность.

Основными функциями политической идеологии являются:

овладение общественным сознанием;

внедрение в него собственных критериев  оценки прошлого, настоящего и будущего;

создание позитивного образа в  глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического  развития.

Политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан, необходимо различать следующую структуру

— теоретико-концептуальная, на которой формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития. Иными словами, здесь представлены те идеи и принципы, во имя которых совершаются государственные перевороты умирают и возрождаются общества.

— программно-политическая, на которой социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и сти­мулирования политического поведения граждан.

— актуализированная, которая характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Судебная власть: структура  и функции.

Суд – это орган, который применяет государственные санкции. Суд назначает наказание за нарушение общеобязательных правил, установленных государством,  судебные полномочия, судебная власть осуществляется не каким-либо единственным судом, а всей системой судов в совокупности.

Основные функции  суда.

Одна функция наказания (кары) за нарушение государственных предписаний. Вторая функция, о которой никогда не говорили во времена советской власти, – это функция рассмотрения споров и конфликтов между государством и гражданином. То есть вторая функция суда – быть арбитром во время конфликта между государственными органами и гражданами, если граждане имеют претензии к государству, а не государство к гражданину. Подлинно независимый и справедливый суд должен защищать не только членов сообщества (государства) от посягательств преступных людей, но и защищать человека от возможных злоупотреблений со стороны государственных органов.

Кроме этого, встречается  и третья функция суда – разрешение конфликтов между государственными структурами, в которых отдельный человек не выступает. Например, рассмотрение конфликтов между автономными единицами, субъектами федерации, местными органами власти, центральными органами власти.

Структура судебной власти:

общие суды: Верховный Суд, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды (Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды).

хозяйственные суды: Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Хозяйственные суды осуществляют в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

В системе общих и хозяйственных  судов допускается образование  специализированных коллегий, а в  случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, в системе общих  и хозяйственных судов могут  быть образованы специализированные суды по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные и иные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Местная власть и  самоуправление.

местное самоуправление характеризуется  главным признаком – выборностью. Органы местного самоуправления – это те органы, которые избираются непосредственно гражданами.

Местное управление – это органы, назначаемые центральной властью.

Главные признаки самоуправления

Органы местного самоуправления должны не только избираться, но и обладать определенным комплексом полномочий, определенной самостоятельностью, т.е. иметь реальные права.

Полномочия местных органов, как  правило, закрепляются в специальных  нормативных актах. Специальный  закон, применяемый в отношении  какого-то конкретного местного органа может быть издан парламентом  не иначе как с согласия большинства  избирателей, проживающих на территории данного местного органа. Это, кстати, довольно своеобразное положение: парламент – общегосударственный орган – должен учитывать мнение жителей конкретной местности, если закон касается их интересов.

Два основных принципа органов местного самоуправления и вообще самоуправления как явления. Это – выборность и определенный комплекс прав. Местные органы самоуправления должны иметь свою собственную компетенцию, обладать достаточно реальными правами и возможностями. О компетенции органов местного самоуправления речь пойдет ниже.

В понятии местного самоуправления можно выделить несколько основных элементов:

1) содержанием местного самоуправления  является деятельность населения  по решению вопросов местного  значения. В рамках осуществления  местного самоуправления население  муниципального образования занимается  решением вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного  обеспечения жизнедеятельности  населения муниципального образования.

2) местное самоуправление - это  самостоятельная деятельность населения.  Органы местного самоуправления  в пределах, установленных законом,  обладают полной свободой действий  для осуществления собственных  инициатив по вопросам местного  значения. Самостоятельность местного  самоуправления определяется прежде  всего его отделением от системы  государственной власти.

3) местное самоуправление осуществляется  населением под свою ответственность;

4) местное самоуправление осуществляется  в двух формах, непосредственно  (путем муниципальных выборов,  местного референдума, участия  в собраниях (сходах) граждан,  народной правотворческой инициативы, обращений граждан, создания территориального  общественного самоуправления) и  через органы местного самоуправления (выборные и другие органы, наделенные  полномочиями на решение вопросов  местного значения);

5) местное самоуправление осуществляется  исходя из интересов населения,  его исторических и иных местных  традиций. В данном признаке выражается  принцип децентрализации — отсутствие  единых, типовых подходов к управлению  «местными делами», так как  каждое муниципальное образование  имеет свои исторические и  местные традиции, определяемые  различными: географическими, климатическими, демографическими, экономическими  и другими факторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Совет Министров в  структуре гос власти.

Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет министров  Белоруссии. Он состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. В Совет Министров входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства. На заседания Совета Министров могут приглашаться руководители центральных банков и министры государств-участников. Функции Совета Министров, его состав, а также порядок его деятельности определяются Положением, утверждаемым Высшим Государственным Советом.Государственный секретарь, руководители отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства назначаются и освобождаются от должности Высшим Государственным Советом по представлению Председателя Совета Министров.

призван решать следующие  задачи: 

-  разрабатывать основные направления  общей политики по вопросам  развития Союзного государства  и вносить их в Высший Государственный  Совет для рассмотрения;

- вносить в Высший Государственный  Совет предложения по формированию  отраслевых и функциональных  органов Союзного государства  и осуществлять руководство их  деятельностью;

-  вносить в Парламент Союзного  государства проекты союзных  законов и Основ законодательства;

-  обеспечивать контроль за  выполнением положений настоящего  Договора, актов Союзного государства  и при необходимости вносить  мотивированные представления государствам-участникам  в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;

-   разрабатывать и вносить  в Парламент Союзного государства  проект бюджета Союзного государства,  обеспечивать исполнение бюджета,  представлять Парламенту годовые  и полугодовые отчеты об исполнении  бюджета;

-  рассматривать отчеты и  доклады Счетной палаты;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Идеология либерализма  и неолиберализма.

Либерализм, буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, буржуазных свобод и свободы  капиталистического предпринимательства.

Либеральными называют политические течения и идеологические установки, рассматривающие политическую жизнь с точки зрения обеспечения приоритета, защиты и выражения прав личности. Родоначальниками либерализма считают таких мыслителей, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, Дж. С. Милль.

Социальная основа либерализма  — индивидуализм, когда свободный, активно действующий индивид  рассматривается в качестве центра общественной и политической жизни.

Основные принципы либерализма:

— рассмотрение прав человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом и безопасность в качестве неотъемлемых от его существования условий обеспечения нормальной и полноценной жизни, объявление защиты свободы индивида важнейшей целью государства;

— разделение властей в деятельности государственного механизма на три  основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную;

— наличие четких границ деятельности государства в обществе:

его невмешательство как в частную  жизнь членов общества, так и в  регуляцию их экономических отношений;

— признание оптимальным регулятором  экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов;

— понимание равенства людей  как равенства возможностей, прав, которые неизбежно разными людьми могут реализовываться по-разному.

Современный либерализм в отличие от классического (по-прежнему сохраняющего политическое влияние) называют неолиберализмом. Его сторонники под воздействием исторического и политического опыта вносят существенные коррективы в некоторые принципы либерализма:

—зреет понимание ограниченных возможностей рынка как единственного  регулятора экономических и общественных отношений;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"