Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 48 вопросов по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Шпоры политология 2.docx

— 113.21 Кб (Скачать)

Родоначальником политической науки считается итальянский философ Н. Макиавелли, поскольку именно он в своих трактатах “Государь” и “Размышления о первой декаде Тита Ливия” первым сформулировал предмет и метод политологии. Н. Макиавелли в течение 14 лет работал секретарем правительства Итальянской республики и наблюдал политику изнутри. Его вклад в политическую науку заключается в следующем.

Во-первых, обосновал самостоятельность политической сферы, от других областей жизни общества (экономики, культуры и т.д.). Он считал, что политика имеет собственную логику, которую определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и служит предметом политической науки.

Во-вторых, он изучал политику как социальную реальность, а не как воображаемый, идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого и желаемого в плоскость объективного, реально существующего среди людей.

В-третьих, Н. Макиавелли различал понятия “общество” и “государство”. Обозначая государство термином “stato”, он рассматривал его как политическую форму организации общества. Формы государства имеют концепцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние общества. Выделял шесть форм государства, он рассматривал три из них как “дурные во всех отношениях” (тирания, олигархия и охлократия) и три - как “хорошие сами по себе” (монархия, аристократия, демократия).

Наилучшей формой государства Н. Макиавелли считал смешанную, то есть умеренную  республику, сочетающую достоинства  монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление лучших) и демократии (свобода  и участие народа в управлении).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Политические идеи нового времени.

Государство как воплощение разума. Одной из фундаментальных политических идей Нового времени была идея договорного  характера государства, которая  пришла на смену средневековой теории божественного происхождения государства.

Т. Гоббс  считал естественное догосударственное существование человека негативным, поскольку тогда господствовали инстинкты, шла “война всех против всех”. Чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и права граждан, индивиды заключили общественный договор между собой. Согласно этому договору, они вручали свои права, судьбу и власть главе государства, который в договоре не участвовал и, следовательно, не нес ответственности перед договорившимися индивидами. В обмен на права граждан государство гарантировало им порядок в обществе. Так Т. Гоббс обосновал необходимость абсолютной , единой и неразделимой власти в форме абсолютной монархии.

Ж.-Ж. Руссо, напротив, идеализировал догосударственное, естественное существование человека, полагая, что по своей природе человек - существо доброе.

Основная задача общественного  договора состоит в том, чтобы  “найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает  всею общею силою личность и имущество  каждого из членов ассоциации и благодаря  которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как  и прежде”. Общественный договор - это  способ интеграции общей воли. Передавая  в общее достояние свои индивидуальные права и свободы, каждая личность “превращается в неразделенную  часть целого”. В таком обществе нет конфликтов, противоречий. Воля гражданина неотчуждаема, поэтому естественным способом ее выражения является прямая демократия.

Дж. Локк Реализация идеала свободной личности требует ограничения власти государства. С этой целью свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ - источник власти, и он заключает договор с правящей властью. Согласно договору, главная и единственная функция государства состоит в защите естественных и неотчуждаемых прав человека - “права на жизнь, свободу и собственность”.

Дж. Локк выдвинул идею разделения властей  на законодательную и исполнительную. Причем законодательная власть должна иметь, более высокий статус, чем  исполнительная, поскольку именно она  призвана определять политику государства.

К. Марксом немецким философом и экономистом была предложена Иная версия эволюции общества

Он исходил из того, что люди не свободны в выборе форм общественного  развития. Их выбор объективно обусловлен степенью развития производительных сил  и характером производственных отношений, которые они застают при рождении.

Эти факторы материального производства составляют основу человеческого общества, обеспечивают его прогресс. Изменения  в развитии производительных сил  приводят к новому разделению труда, новым формам собственности, порождают  определенные формы обмена и потребления. К. Маркс считал, что политика и  ее институты (право, государство) не имеют  самостоятельного характера, а являются производными от экономической структуры  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Коммунизм. Основные  принципы и идеи.

Коммунистические воззрения при  своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой  Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии  бедности. В бедности они видели условия справедности в мире и  спасения общества. Речь шла не столько  об общем имуществе, сколько об общем  отказе от имущества. При этом идеология  коммунизма была христианско-религиозной.

Лозунгами революционной борьбы для  радикальных участников движения стали  призывы о свержении власти вещей  и денег, о построении справедливого  общества на основе равенства людей, в том числе и с общим  имуществом. Эти идеи вполне можно  считать коммунистическими, хотя их основа была сугубо религиозной —  все равны перед богом и  обладание или не обладание собственностью не должно нарушать этого, требовалось  соблюдение равенства в религиозных  обрядах. Несколько веков позже  Возникает светская идеология коммунизма. Развивается идея создания общины, в которой реализуется свобода  и равенство людей друг перед  другом через общее общинное владение собственностью. Собственность уже  не отрицается, а делается попытка  её подчинения на благо всей общины.

Следующая концепция коммунизма появилась  в контексте рабочего социализма — от Ш. Фурье до К. Маркса и Ф. Энгельса. Происходит осознание экономических  противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

Научный коммунизм возник в 40-х годах XIX века и стал теоретическим выражением пролетарского движения, направленного на уничтожение капитализма и создание коммунистического общества. В этот период классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы. К. Маркс и Ф. Энгельс научно обосновали неизбежность коммунизма, показали роль рабочего класса в истории в качестве творца нового строя.

Маркс жестко критиковал утопичный  «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип  частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением «всемирной зависти». Зато истинный коммунизм является позитивной отменой  принципа частной собственности.

Многие из анархистов, современников  Маркса, также выступали за общественную (коммунальную) собственность, но они  отрицали централизацию, которая пропагандируется в марксизме, из-за ограничений свободе  личности. В свою очередь, анархо-коммунизм  склоняется к индивидуализму в вопросах свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Природа и сущность политической власти.

Власть является неотъемлемым атрибутом  человеческих отношений. В связи  с этим в современной  науке  существует несколько теорий раскрывающих происхождение политической власти:

Психологическая концепция власти рассматривает данное явление как концентрирование психологической энергии которая заставляет людей подчиняться её обладателю. Ницше назвал эту энергию – волей к власти. Фрейд считал что источнико появления воли  к власти является оправдание человека в своих бесзознательных влечениях или как компенсация им своих физических либо духовных недостатков.

Социологическая теория – Считали что власть является следствием межчеловеческого общения Соц. Контакт выступает первой причиной появления властных отношений.

Прагматическая власть – власть рассматривается как продукт рациональной деятельности человека, необходимый для достижения материального благополучия.

Теократическая концепция – данное явление дано человеку с рождения как божий дар.

Сущность политической власти

Политическая власть - это специальный  социальный институт, упорядовающий  соц. отношения и поведение индивида. П.В. - определяющее воздействие на поведение  масс, групп, организаций с помощью  средств, которыми обладает гос-во. В  отличие от нравственной и семейной власти П.В. носит, а общественно-опосредованный хар-р. П.В. В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между  конкретными субъектами, П.В, мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

Основными компонентами власти явл-ся: ее субъект, объект, ср-ва (ресурсы) и  процесс, приводящий в движение все  ее элементы и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, орг-ция, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Политическая культура. Природа, структура и виды.

Политическая культура — это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих политической жизни общества на основе преемственности.

Политическая культура — составная  часть общей культуры человечества, включающая в себя те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем  и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Вот почему на основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.

структура политической культуры:

— политическое сознание, включающее в себя как идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления), так и психологические (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);

— политическое поведение (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности);

— политический опыт (политические традиции, обычаи, политическая память общества).

Виды политической культуры:

Англоамериканская – наличие разделения власти, наличие специального управленческого аппарата, полит плюрализм, идеологический плюрализм.

Европейско-континентальная  – наличие традиционных институтов и форм политических отношений.

Доиндустриальная – Наличие сценариев политического развития. Высокий уровень применения насилия в отношении своих политических аппанентов и их физическая ликвидация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Политическая культура  Беларуси.

Политическая культура имеет свои особенности в зависимости от нации, региона, исторической эпохи  в целом. выделили 3 исторических типа политической культуры:

Приходской (патриархальный). Характеризуется отсутствием конкретных политических ролей. Политические ориентации не конкретизируются. У людей отсутствует интерес к политической системе. Индивид не обладает политическими знаниями, а ориентируется на первичные отношения в группе, традиции.

Подданический тип присутствует в древневосточных цивилизациях, средневековье, русской культуре. Он характеризуется пассивным отношением субъектов политической культуры к политической системе в целом. Здесь наиболее распространена позиция зависимости, подчинения. И хотя в подданическом типе политической культуры существует сильная ориентация на политическую систему, но участие граждан в ее функционировании очень слабое.

Активистский. Для этого типа характерны четкая дифференциация различных ветвей власти и политической структуры (партии, заинтересованные группы, СМИ); активность, постоянное участие в политической деятельности большого числа граждан; заинтересованный поиск различных методов участия в политической жизни; ориентация на политическую систему в целом.

Формирование политической культуры общества связано с уровнем общей  культуры народа, историческими предпосылками, географическим положением, социально-классовыми интересами, идеологией, религией.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"