Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 48 вопросов по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

Шпоры политология 2.docx

— 113.21 Кб (Скачать)

— государство начинает рассматриваться  в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека;

— признается необходимость увеличения регулирующей функции государства  в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32.  Консерватизм и  неоконсерватизм.

Комплекс идей и принципов, ставших  основой политической идеологии  и практики консерватизма, получил  развитие в работах Э. Берка, Л. Бональда, русских философов B.C. Соловьева  и И. А. Ильина.

Основные идеи консерватизма:

— идея противоестественности и нежелательности переустройства общества на разумных началах, предполагающая различение двух типов упорядоченности в обществе: органического — постепенного, естественного отбора наиболее приемлемых форм регуляции социальных отношений и организации упорядоченности в результате реализации людьми того или иного, заранее созданного проекта, убеждение в безусловном превосходстве первого типа упорядоченности над вторым;

— отрицание договорной природы  государства, которое рассматривается  как порождение неконтролируемого  разумом естественного хода вещей;

— убеждение, что государство не может учесть все многообразие социальных проблем и отношений и не может  быть естественным и эффективным  органом управления. Поэтому желательным  является последовательное ограничение  его вмешательства в регуляцию  общественных отношений, замещение  его в этой функции такими факторами, как религия, мораль, традиция, способными к более полному отражению  социального многообразия;

— отождествление политической свободы  с ограничением государственной  власти;

— приверженность социальной стабильности, так как нет реальных гарантий того, что новые социальные порядки  могут быть лучше старых. Свидетельство  тому — опыт социальных революций.

Неоконсерватизм возник в XX в. как синтез идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его наиболее видными представителями являются в теории — А. Хайек, в политике — Р. Рейган, М. Тэтчер. Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом, однако это вмешательство должно носить ограниченный характер. Малая эффективность политических методов решения социальных проблем, по их мнению, обусловлена прежде всего тем, что природа самих этих проблем не социальная, а личностная, они гораздо эффективнее решаются в ходе собственных усилий и активности индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Идеология социал-демократии.

Социалистическими называют различные политические движения, исходящие из отрицания капитализма как общественного строя и стремящиеся утвердить новый общественный строй, лишенный недостатков.

Отсутствие экономической инициативы, которая, естественно, не может существовать в условиях всеобщей регламентации, оборачивается снижением заинтересованности в росте производительности труда, а по Марксу, именно высокий уровень  производительности труда есть основной признак общественно-экономической  формации более высокого типа. Возникло очевидное техническое отставание обществ социалистического типа от своих “капиталистических” антиподов, а основные цели коммунистического  строительства: экономический рост и изобилие, сокращение роли и размеров государства, а потом его, как  и классов, постепенное отмирание, распределение по потребностям —  оказываются не только нереализованными, но и нереализуемыми, утопическими.

Более жизнеспособными оказались  те политические движения социалистической ориентации, которые свою цель видели не в радикальном переустройстве общества на коммунистических началах, а в обеспечении постепенной  трансформации капиталистического общества в направлении подтверждения  большей справедливости в распределении, увеличения зависимости аппарата власти от населения, замещения классовой  борьбы социальной солидарностью и  т.д.

Сформировавшиеся в конце XIX в. социал-демократические партии и движения отказываются от таких постулатов коммунизма, как диктатура пролетариата, классовая борьба и социалистическая революция, принимают в качестве важнейших политических ориентиров ценности демократии, солидарности, свободы, исходят из понимания, что их политическая реализация может быть не единовременным актом, но результатом длительной эволюции, солидарных усилий всех социальных групп.

“Социалистическая мечта человечества”  оказалась нереальной, но последствиями  борьбы за ее осуществление стали  черты реальной социальной политики, практикуемой ныне почти каждым государством: различные виды государственного регулирования  экономики, многочисленные социальные программы, направленные на помощь малоимущим и нетрудоспособным граждан, государственная  помощь культуре, образованию, науке  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Глобальные проблемы  современности. Сущность и пути  решения

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ —совокупность жизненно важных проблем человечества и содержащее обобщенную характеристику важнейших направлений развития общества и его будущего.

следующие их группы: политические, социальные, экономические, экологические, демографические и научно-технические.

Выделяют также такие Г.П.С., как  интерсоциальные, проблемы отношений  общества и человека, проблемы отношений  человека, общества и природы.

три основные группы Г.П.С.

1) Проблемы предотвращения мировой  термоядерной войны, обеспечения  безопасности людей, устранения  экономической отсталости отдельных  стран, ликвидации голода, нищеты  и неграмотности. 

2) Проблемы, возникшие в результате  взаимодействия общества и природы.  Необходимы беспрецедентные усилия  по предотвращению загрязнения  окружающей среды и сохранению  ее качества; рациональное использование  наличных природных ископаемых  и поиски новых энергетических  ресурсов; обеспечение человечества  сырьем и продовольствием; освоение  океана и космического пространства  и др.

3) Проблемы, обусловленные отношением  человека и общества: возникли  задачи ограничения стремительного  роста населения; предвидения  и предотвращения отрицательных  последствий научно-технического  прогресса, ведущих к биологической  деградации человека; борьбы с  распространением алкоголизма и  наркомании; совершенствования здравоохранения  и образования и др. Г.П.С., будучи  порождены ходом предшествующего  общественного развития, достигли  необычайной остроты к началу Последовательное разрешение Г.П.С. предполагает установление гармоничных отношений между обществом и природой, переход всего общества на мирный путь развития. В силу этого активизация международной деятельности, направленной на выработку общих подходов к охране окружающей среды, на создание и быстрейшее внедрение в практику тестов ее качества, на разработку юридических норм природопользования, сопровождается пересмотром некоторых традиционных экологических и теоретических положений и представлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Основные носители  политической власти в обществе.

Основными носителями полит власти в обществе выступает политическая элита и политические лидеры.

Элита – совокупность людей которые обладают психологическими, образовательными и профессиональными умениями и навыками позволяющие им демонстрировать посредством использования власти власти. Показывают высокие результаты в области управления обществом и государством.

Система формиров полит элиты – антренёрская и система гильдии.

Антренёрская – концентрируется внимание на профессионализме, характеристиках соискателя.

Основным способом отбора при данной с-ме выступает проведение демократических  выборов.

Гильдия-при отборе в рамках данной с-мы окончательное решение принимает вышестоящий орган, который концентрирует внимание не на профессиональные кач-ва соискателя, а его соответствие системным требованиям:

1 социальное происхождение           2 национальность 

3 личная преданность  лидеру         4 членство  в партии

5 преемственность в с-ме  должностей

Структура  элиты:

Высшая элита – руководителю партии, члены правительства Средняя элита – представляет руководителей региональных партий, организаций и руководителей низшего звена власти.

Политические лидеры представляют отдельных людей, которые в силу психологических, индивидуальных и других качеств способны объединять людей для реализации конкретных целей и задач.

Выделяют три теории происхождения политических лидеров:

1 психологическая концепция  – лидерские кач-ва есть с рождения

2 ситуационная концепция  – каждый человек обладает лидерскими способностями, которые проявляются лишь в определенной ситуации.

3 теория последователей  – лидеры являются инструментом в руках конкретной группы людей, которые используют его для удовлетворения собственных интересов

Виды политических лидеров:

В зависимости от масштаба – гос лидер, лидер крупной организации Лидер знаменоносец – действует самостоятельно и сам определяет основные направления развития группы Лидер пожарный – признан элитой и обществом для решения проблем Лидер торговец – предлагает навыки и умения в обмен на ресурсы Лидер слуга – находится в зависимости и выполняет волю группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Гос молодежная политика РБ

Молодежное объединение на территории Республики Беларусь -- это добровольное общественное формирование преимущественно  молодых граждан республики (не менее  двух третей от общего числа членов), выражающее их специфические интересы, уставная деятельность которых направлена на обеспечение социального становления  и развития молодежи. Молодежные объединения  могут создавать союзы и ассоциации. Не допускается прямое или косвенное  принуждение молодых граждан  к вступлению в молодежные объединения, а также запрещение на участие  в их деятельности, основанное на использовании  их зависимого положения. Лица, виновные в нарушении этих принципов, несут  ответственность в порядке, предусмотренном  законодательством

Государство формирует систему  правовых и экономических гарантий, которые обеспечивают всем зарегистрированным молодежным объединениям равные возможности  для участия в общественной жизни  республики. В целях создания необходимых  условий для функционирования зарегистрированных молодежных объединений, влияния на характер и направленность их деятельности государство может оказывать  им материально-финансовую и организационную  поддержку. Такая поддержка оказывается  молодежным объединениям, не преследующим политические цели и оказывающим  помощь молодым гражданам в исполнении их конституционных обязанностей.

Права молодых граждан  и молодежных объединений, устанавливаемые настоящим Законом, осуществляются ими непосредственно в полном объеме, за исключением случаев ограничения их дееспособности по основаниям и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, их должностные лица в пределах своих полномочий и обязанностей обеспечивают реализацию государственной молодежной политики в Республике Беларусь.       Контроль за проведением в жизнь настоящего Закона осуществляется Советами депутатов, а также соответствующими государственными органами.  
         Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем содержащиеся в законодательстве Республики Беларусь по вопросам государственной молодежной политики, то применяются правила международного договора.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Правовое и социальное  государство

Понятие "правовое государство" воплощает в себя идеи господства права, равноправия, справедливости, отсутствие внеправового насилия в обществе, в первую очередь, со стороны государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"