Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".
Для определения результатов
Пропорциональная система является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии населения. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий. Вместе с тем продолжением названных достоинств пропорциональной системы являются ее недостатки. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, нестабильно.
Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию, хотя в какой-то мере это противоречие снимает метод преференций. Кроме того, может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за теплые места и т.д. Нарушается сам принцип пропорциональности.
Смешанная система представительства соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем – мажоритарной и пропорциональной. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов.
На такой основе проходят выборы в России, Германии. В ФРГ, например, одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая – по пропорциональной. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос – за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур. Пятипроцентный избирательный порог не дает возможности мелким партиям получать места в парламенте. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.
29. Избирательная система и практика в РБ
В Республике Беларусь
применяется мажоритарная избирательная
система, в соответствии с которой
депутаты всех уровней и Президент
Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями
Республики Беларусь. Выборы Президента
и депутатов являются свободными и проводятся
на основе всеобщего, равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании.
Избирателями являются граждане Республики
Беларусь, достигшие возраста 18 лет. В
выборах не участвуют граждане, признанные
судом недееспособными, и лица, содержащиеся
по приговору суда в местах лишения свободы.
В голосовании не принимают участия лица,
в отношении которых в порядке, установленном
уголовно-процессуальным законодательством,
избрана мера пресечения – заключение
под стражу.
Глава государства – Президент Республики
Беларусь избирается сроком на 5 лет. Кандидатом
в Президенты может быть гражданин Республики
Беларусь по рождению, не моложе 35 лет,
обладающий избирательным правом и проживающий
на территории Республики Беларусь не
менее 10 лет, предшествующих выборам, в
поддержку которого собрано не менее 100
000 подписей избирателей. Количество сроков,
на которые может избираться Президентом
Республики Беларусь одно и то же лицо,
законом не ограничивается.
Парламент Республики Беларусь – Национальное
собрание Республики Беларусь в депутаты
может стать достигший 21 года гражданин
Республики Беларусь, постоянно проживающий
на территории государства.
Верхняя палата Парламента – Совет Республики.
Членом Совета Республики может быть гражданин
Республики Беларусь, достигший 30 лет
и проживший на территории соответствующей
области, города Минска не менее пяти лет.
Депутаты местных Советов депутатов избираются
населением страны на срок 4 года. Кандидатом
в депутаты местного Совета депутатов
может стать обладающий пассивным избирательным
правом гражданин Республики Беларусь,
достигший 18 лет, проживающий либо работающий
на территории соответствующего Совета
В избирательном законодательстве Беларуси
предусмотрено, что кандидатами в Президенты,
депутаты, члены Совета Республики не
могут быть выдвинуты граждане, не имеющие
права в соответствии с законодательством
Республики Беларусь занимать должности
в государственном аппарате в связи с
наличием судимости. Таким образом решен
вопрос «о недопущении криминала во власть».
Правовую основу избирательной системы
Республики Беларусь составляют Конституция
Республики Беларусь 1994 года (с изменениями
и дополнениями), принятая на республиканском
референдуме 1996 года; Избирательный кодекс
Республики Беларусь; Закон Республики
Беларусь «О Центральной комиссии Республики
Беларусь по выборам и проведению республиканских
референдумов» и иные акты законодательства
Республики Беларусь, постановления Центральной
комиссии.
В соответствии с Конституцией Республики
Беларусь выборы обеспечивают избирательные
комиссии. Избирательным кодексом определен
высокий статус избирательных комиссий,
которые в пределах своих полномочий независимы
от государственных органов и органов
территориального общественного самоуправления.
Возглавляет систему избирательных комиссий
Центральная комиссия Республики Беларусь
по выборам и проведению республиканских
референдумов. Центральная комиссия является
независимым органом, который формируется
на паритетных началах Президентом и Советом
Республики в количестве 12 человек сроком
на 5 лет.
Подготовку и проведение выборов Президента
обеспечивают территориальные избирательные
комиссии, образуемые в пределах области,
города Минска, районов, городов областного
подчинения, районов в городах, а также
участковые избирательные комиссии.
Проведение выборов депутатов Палаты
представителей возложено на окружные
и участковые избирательные комиссии.
Выборами депутатов местных Советов депутатов
занимаются территориальные избирательные
комиссии – областные, Минская городская,
районные, городские (в городах областного
и районного подчинения), поселковые и
сельские; окружные избирательные
Избирательное законодательство Республики
Беларусь гарантирует демократический
характер выдвижения кандидатов в Президенты,
депутаты, в члены Совета Республики.
Кандидаты в депутаты могут выдвигаться
тремя способами: от трудовых коллективов,
от политических партий и путем сбора
подписей избирателей.
Особое значение в Избирательном кодексе
придается открытости и прозрачности
избирательного процесса, о чем свидетельствует
специально посвященная этому 13 статья
Кодекса. Согласно этой статье избирательные
комиссии, представительные, исполнительные
и распорядительные органы информируют
граждан о своей работе и принимаемых
решениях по вопросам подготовки и проведения
выборов, референдума, отзыва депутата,
члена Совета Республики.
В Кодексе предусматривается обязательное
опубликование решений об образовании
избирательных округов и участков для
голосования, об образовании избирательных
комиссий и их составов, сообщений о регистрации
кандидатов в Президенты, в депутаты, в
члены Совета Республики, об итогах выборов,
референдума и т.д. Отчеты о заседаниях
Центральной комиссии, избирательных
комиссий, комиссий по референдуму систематически
публикуются в республиканских и местных
средствах массовой информации. Все это
направлено на обеспечение гласности,
открытости и прозрачности при проведении
выборов, референдума.
Избирательный кодекс обеспечивает соблюдение
международных стандартов и при проведении
голосования на выборах, референдуме.
Для реализации гражданами права на участие
в выборах, референдуме предусмотрены
большие возможности.
Граждане, находящиеся за рубежом, могут
проголосовать на участках для голосования,
которые образуются дипломатическими
представительствами Республики Беларусь.
Предусмотрено также и досрочное, не ранее
чем за пять дней до выборов,
Процедура установления результатов выборов
четко регламентирована в законодательстве.
Предусмотрено, что выборы Президента
считаются состоявшимися, если в голосовании
приняло участие более половины граждан
Республики Беларусь, имеющих право участвовать
в выборах. Избранным считается кандидат
в Президенты, если за него проголосовало
более половины избирателей, принявших
участие в голосовании
Защита избирательных прав участников
избирательного процесса осуществляется
путем обжалования в вышестоящие избирательные
комиссии и суд. Следует отметить, что
при обращении в суд с жалобами на действия
избирательных комиссий гражданам не
нужно уплачивать государственную пошлину.
Надзор за соблюдением избирательного
законодательства осуществляет прокуратура.
31. Политическая культура - сущность, структура, функции
Политическую
культуру можно определить как совокупность
типичных для конкретной страны (группы
стран) форм и образцов поведения людей
в публичной сфере, воплощающих их ценностные
представления о смысле и целях развития
мира политики и закрепляющих устоявшиеся
в социуме нормы и традиции взаимоотношения
государства и общества. Политическая
культура представляет собой органичную
часть политической жизни общества. Важность
изучения этого феномена обусловлена
значением самой политики, которая является
необходимостью современного человека,
играет роль указателя и ограничителя
его многообразных действий во всех сферах
жизни. В современном мире политическая
культура выражает степень политической
цивилизованности общества.
Политическая культура — один из основных
элементов, составляющих духовный потенциал
общества. Она выражает суть социально-политической
системы, определяет “правила игры” в
политике, базовые политические ценности
и общественные цели. Без политической
культуры говорить о человеке как о социально
значимой личности невозможно. Она отражает
многообразие политической жизни и оказывает
решающее влияние на утверждение социального
статуса гражданина. Исследовать политическую
культуру необходимо, так как это помогает
выяснить социальные интересы и предпочтения
граждан и социальных групп, степень осознания
людьми их общественных задач и их практическую
роль в политической жизни. Уровень политической
культуры во многом определяет уровень
общей культуры как отдельной личности,
так и общества в целом.
Политической культуре свойственны определенные
функции в политической жизни. К важнейшим
можно отнести следующие функции: идентификации,
раскрывающей постоянную потребность
человека в понимании своей групповой
принадлежности и определении приемлемых
для себя способов участия в выражении
и отстаивании интересов данной общности;
ориентации, характеризующей стремление
человека к смысловому отображению политических
явлений, пониманию собственных возможностей
при реализации прав и свобод в конкретной
политической системе; предписания (программирования),
выражающей приоритетность определенных
ориентации, норм и представлений, задающих
и обусловливающих определенную направленность
и границы конструирования поведения
человека; адаптации, выражающей потребность
человека в приспособлении к изменяющейся
политической среде, условиям осуществления
его прав и властных полномочий; социализации,
характеризующей приобретение человеком
определенных навыков и свойств, позволяющих
ему реализовывать в той или иной системе
власти свои гражданские права, политические
функции и интересы; интеграции (дезинтеграции),
обеспечивающей различным группам возможность
сосуществования в рамках определенной
политической системы, сохранения целостности
государства и его взаимоотношений с обществом
в целом; коммуникации, обеспечивающей
взаимодействие всех субъектов и институтов
власти на базе использования общепринятых
терминов, символов, стереотипов и других
средств информации и языка общения.
В структуре политической культуры можно
выделить три группы элементов.
1. Познавательные элементы. Это — знания
о политике, которые составляют основу
политической культуры. Здесь имеются
в виду знания, отражающие сущность политической
действительности, тенденции ее изменения,
основные черты. Показателем уровня политических
знаний является политическая образованность,
которая предполагает концептуальность,
целостность, объективность знания, способность
к политическому мышлению.
2. Эмоционально-оценочные
элементы: чувства, испытываемые
к политической системе,
3. Поведенческие
элементы: различные формы участия
граждан в политической
В современном обществе существуют различные типы политических культур. Американские политологи Г.Алмонд и С,Верба провели исследование и выделили 3 идеальных «чистых» типа ПК: патриархальную (традиционную), подданническую политическую культуру и культуру участия (активистскую, гражданскую).
1. Патриархальная.
Характеризуется полным
2. Подданническая характеризуется тем, что в ней имеются специализированные пол-е институты, однако индивидуальная активность отдельных личностей либо очень низка, либо вообще отсутствует. Т.о. политические функции выполняют специальные институты, тогда как обычные граждане могут лишь выражать своё отношение к ним. 3. ПК участия отличается политической активностью. Каждый человек признаётся полноправным участником политической жизни. Граждане стремятся активно воздействовать на политику, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций).
Чаще встречаются смешанные типы ПК. Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры Г.Алмонд и С.Верба предложили назвать "гражданской культурой». Ещё выделяют такие типы культур, как
1. Доминирующая
ПК – это совокупность
2. Политическая
контркультура – это совокупнос
3. Политическая субкультура – это совокупность ценностей, норм, представлений и символов, которые характерны для той или иной социальной группы внутри общества. Политическая субкультура отличается от контркультуры тем, что она не противостоит доминирующей и не стремится к её уничтожению.
Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных ресурсов т.п. Это, свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а следовательно, и на их политико-культурный уровень
Социоэкономические
субкультуры обусловлены
Особенности политической субкультуры обусловлены различиями в положении общественных групп в экономической и социальной структуре общества, образовательному, половозрастному и другим признакам.
32. Политическая социализация
Стабильное
функционирование политической системы
общества, сохранение целостности социального организма
предполагает постоянное воспроизводство
и развитие политической культуры общества,
которое осуществляется через усвоение
и принятие людьми ее норм, ценностей и
моделей политического поведения. Данный
процесс получил название политической
социализации.
В современной политической науке не существует
общепринятого представления о содержании,
длительности и стадиальности процесса
политической социализации. Чаще всего
под политической социализацией понимают
процесс усвоения индивидом выработанных
обществом политических ориентаций, установок
и моделей политического поведения, обеспечивающих
его адекватное участие в политической
жизни общества.
Важнейшей функцией
политической социализации является достижение
личностью умения ориентироваться в политической системе,
выполнять там определенные функции. В
противном случае человек не может эффективно
отстаивать свои социальные и политические
интересы.
С другой стороны, политическая социализация
включает и собственную активность индивида,
то есть преобразование предлагаемых
обществом норм политической культуры
в свои собственные ценности и установки.
В этом отношении влияние политической
системы на политическое формирование
личности в некоторой степени зависит
от внутренних убеждений индивида.
Обычно выделяют три основных уровня политической
социализации. На социальном уровне (всего
общества в целом) на политическое формирование
личности определяющее значение оказывают
социально-экономические и политические
отношения, уровень политической культуры.
На социально-психологическом уровне
политические ценности передаются индивиду
большими и малыми социальными группами,
к которым он принадлежит. На внутриличностном
уровне в качестве механизмов политической
социализации выступают психические особенности
субъекта - мотивы, ценностные ориентации,
установки, которые управляют поведением
личности в политике.
Типы политической социализации.