Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".
45. ООН
Число государств
— членов ООН составляет 192. Дата
создания ООН: 24 октября 1945 года.
По состоянию на 30 июня 2010 года, персонал
Секретариата в общей сложности составляет
около 44 000 сотрудников1. Число текущих
операций по поддержанию мира: 16.
Мероприятия и памятные даты — первой
памятной датой, объявленной Генеральной
Ассамблеей ООН является День Организации
Объединенных Наций — 24 октября (резолюция
ГА 168 (II) от 31 октября 1947 года).
Организация Объединенных Наций является
уникальной международной организацией.
Она была основана после Второй мировой
войны представителями 51 страны, являвшимися
сторонниками курса на поддержание мира
и безопасности во всем мире, развитие
дружеских отношений между странами и
оказание содействия социальному прогрессу,
улучшение условий жизни и положения дел
в области прав человека.
Система ООН зародилась более 100 лет назад
как механизм управления мировым сообществом.
В середине девятнадцатого столетия появились
первые международные межправительственные
организации. Вначале, главной целью межгосударственного
сотрудничества в рамках международных
организаций можно было считать контроль
над интеграционными процессами. На первом
этапе за межправительственными организациями
закреплялась скорее техническо-организационная,
чем политическая функция. Они были призваны
развивать интеграционные тенденции с
целью вовлечения государств-членов. Обычная
сфера сотрудничества - связь, транспорт,
отношения с колониями. Начало двадцатого
столетия ознаменовало конец спокойного
развития многих государств. Первая мировая
война не только задержала развитие международных
организаций, но и привела к роспуску многих
из них. В то же время осознание губительности
мировых войн для всей человеческой цивилизации
оказало воздействие на оявление проектов
создания международных организаций политической
ориентации в целях предотвращения войн.
Вторая мировая война в силу ее масштабов,
методов террора, применяемых фашистскими
армиями, дала мощный толчок правительственной
и общественной инициативе по организации
мира и безопасности.
В научной литературе существуют разногласия
о том, кто из союзников и в каком документе
первым предложил создание Организации
Объединенных Наций. Западные ученые таким
документом назвали Атлантическую хартию
Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года.
Советские исследователи вполне обоснованно
ссылались на Советско-польскую декларацию
от 04 декабря 1941 года.
Особенностями этой организации следует
назвать ярко выраженный политический
характер, проявляющийся в ориентации
на вопросы мира, безопасности, и предельно
широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного
сотрудничества. Эти характеристики не
были свойственны прежним межправительственным
организациям.
Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно
называют конференцию в Думбартон-Оксе
(1944 г.), на которой были согласованы основные
принципы и параметры механизма деятельности
будущей организации.
Крымская конференция в Ялте в феврале
1945 года, с участием глав трех правительств
- советского, британского и американского
– обсудила предложенный конференцией
в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив
его в ряде пунктов, и приняла решение
о созыве конференции Объединенных Наций
в США в апреле 1945 года. Это решение реализовалось
на конференции в Сан-Франциско, проходившей
с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся
принятием учредительных документов Организации
Объединенных Наций. 24 октября 1945 года
Устав ООН вошел в силу. Появление новой
международной организации, с созданием
которой связывались ожидания прочного
мира, давало надежду и на развитие сотрудничества
всех государств в вопросах экономического
и социального развития. Советское правительство
рассматривало ООН в первую очередь как
организацию по поддержанию международного
мира и безопасности, призванную уберечь
человечество от новой мировой войны.
Представители западных государств с
самого начала рассматривали ООН как организацию
широкой компетенцией, содействующую
сотрудничеству государств в области
экономики, социального обеспечения, науки,
культуры и т.д.
Советские представители высказывали
мнение, что регулирование экономических
отношений является вопросом сугубо внутригосударственной
компетенции. Предложения о международно-правовом
регулировании экономических отношений
входят в противоречие с принципами уважения
государственного суверенитета и невмешательства
во внутренние дела государств.
Таким образом, по вопросу компетенции
ООН в социально-экономической сфере у
государств-учредителей единства не было.
Высказывались два диаметрально противоположных
подхода - о широкой компетенции Организации
в этом вопросе и о неправомерности ее
полномочий сфере межгосударственного
социально-экономического развития. В
конечном итоге после использования дипломатических
мер было принято компромиссное решение
о наделении ООН функцией координации
межгосударственного социально-экономического
сотрудничества
В 1946 году под эгиду ООН вошла Международная
организация труда
В 1944 году началось создание финансово-экономической
группы системы ООН. Начали действовать
Международный валютный фонд (МВФ), уставной
целью которого было объявлено обеспечение
упорядоченных отношений в валютной области,
преодоление конкурентного обесценения
валют.
В 1946 году были созданы следующие межправительственные
организации - Организация Объединенных
Наций по вопросам просвещения, науки
и культуры (ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация
здравоохранения (ВОЗ, Женева).
В ходе функционирования системы ООН появляется
необходимость в создании межправительственных
институтов особого рода. Создание их
было вызвано меняющимися потребностями
международного экономического и социального
сотрудничества, имеющего тенденцию к
углублению и расширению.
Кроме того, во второй половине двадцатого
столетия на межгосударственное сотрудничество
мощное влияние оказали, во-первых. Национально-
освободительное движение колониальных
народов, во-вторых, появление проблем,
отнесенных к разряду глобальных, - предотвращение
ядерной войны, демографическая, продовольственная,
энергетическая, экологическая проблемы.
Необходимость решения этих проблем вызвала
характерные структурные изменения в
системе ООН. Прежде всего это выразилось
в том, что в рамках самой ООН появились
вспомогательные органы со структурой
и функциями межправительственных организаций,
обладающие самостоятельными источниками
финансирования. К вспомогательным органам
ООН, созданным по резолюции Генеральной
Ассамблеи, относятся : Детский фонд ООН
(ЮНИСЕФ, 1946).
Направления деятельности ООН определяются
в большей мере профилем тех или иных органов
и учреждений системы. Поэтому следует
рассмотреть направления деятельности
не ООН в целом, а рассмотреть полномочия
и деятельность каждого из них, а также
те вопросы которые не относятся к их компетенции,
или в вопросах в которых существует ограничения
полномочий.
Генеральная ассамблея ООН - обладает
широкими полномочиями. В соответствии
с Уставом она может обсуждать любые вопросы
или дела, в том числе относящиеся к полномочиям
и функциям любого из органов ООН, и, за
исключением ст.12, давать рекомендации
членам ООН.
Генеральная Ассамблея ООН уполномочена
рассматривать общие принципы сотрудничества
в деле поддержания международного мира
и безопасности, в том числе принципы,
определяющие разоружение и регулирование
вооружений, и предлагать в отношении
этих принципов рекомендации. Она также
уполномочена обсуждать любые вопросы,
относящиеся к поддержанию международного
мира и безопасности, поставленные перед
нею любыми государствами.
Генеральная Ассамблея рассматривает
и утверждает бюджет ООН.
Совет Безопасности ООН - главный постоянно
действующий политический орган ООН, на
который, согласно Уставу ООН, возложена
главная
ответственность за поддержание международного
мира и безопасности. Совет наделен широкими
полномочиями в деле мирного урегулирования
международных споров, недопущения военных
столкновений между государствами, пресечения
актов агрессии и других нарушений мира
и восстановления международного мира.
Совет вносит рекомендации о приеме государств
в члены ООН, об исключении членов ООН,
систематически нарушающих принципы Устава
ООН.
Международный Суд ООН это главный судебный
орган ООН. Этим в основном и определяется
сфера деятельности Международного Суда.
Этот орган имеет множество специфических
особенностей т.к. в отличии от других
международных судов, сторонами рассматриваемых
Судом делах могут быть только государства.
Суд обязан решать переданные ему споры
на основании международного права, применяя
при этом международные конвенции, международный
обычай, общие принципы права, признанные
цивилизованными нациями, а также в качестве
вспомогательного средства - судебные
решения и доктрины наиболее квалифицированных
специалистов по публичному праву различных
наций.
Секретариат ООН это орган ООН, призванный
обслуживать работу других органов ООН
и осуществлять их решения и рекомендации.
Секретариат ООН выполняет административно-технические
функции ООН, в частности, готовит некоторые
материалы, переводит, печатает и распространяет
доклады, резюме и другие документы и т.д.
46. Внешняя политика РБ
Беларусь выступает
за создание надежной системы европейской
и международной безопасности на
принципах равенства и одинаковой безопасности,
повышение роли ООН и ОБСЕ в продвижении
к более безопасному миру, снижение удельного
веса военно-силового фактора в мировой
политике, последовательное укрепление
стратегической стабильности путем консолидации
сложившегося многостороннего режима
контроля над вооружениями и мер доверия
в военной области.
В этих целях Республика Беларусь: вносит
вклад в борьбу с международным терроризмом,
незаконным оборотом наркотиков и организованной
преступностью, осуществляет при этом
сотрудничество с другими странами; содействует
реализации международных договоренностей
в интересах предотвращения распространения
вооружений, в первую очередь оружия массового
уничтожения и средств его доставки; поддерживает
укрепление контроля за распространением
обычных вооружений;
Приоритетом внешней политики Беларуси
в сфере международных экономических
отношений является содействие развитию
национальной экономики, которое в современных
условиях требует широкой интеграции
страны в систему мирохозяйственных связей.
Республика Беларусь стремится: обеспечить
благоприятные внешние условия для формирования
современной, эффективной национальной
экономики и становления внешнеэкономической
специализации, гарантирующей максимальный
результат от ее участия в международном
разделении труда; добиться обеспечения
экономической безопасности страны при
дальнейшей интеграции в мировую экономику
и вступления в ВТО; содействовать расширению
белорусского экспорта и рационализации
импорта в страну, поддерживать интересы
белорусских субъектов хозяйствования
на внешнем рынке и противодействовать
дискриминации отечественных производителей
и экспортеров; способствовать привлечению
иностранных инвестиций, в первую очередь
в реальный сектор и приоритетные сферы
белорусской экономики.
Республика Беларусь выступает за обеспечение
прав человека и основных свобод, а также
обязательность норм международного права
для всех государств; она защищает права
и интересы своих граждан и соотечественников
на основе международного права и действующих
двусторонних соглашений.
Важным направлением белорусской внешней
политики является обеспечение международной
поддержки в преодолении последствий
Чернобыльской катастрофы. В этих целях
Республика Беларусь выступает за: активизацию
сотрудничества для решения экологических,
социально-экономических, медицинских
проблем, вызванных аварией на ЧАЭС.
Первостепенное значение приобретает
задача формирования позитивного образа
Беларуси за рубежом, информационного
влияния на общественное мнение зарубежных
стран, в том числе России. Белорусская
"культурная" дипломатия ориентирована
на интеграцию национальной культуры
в европейское и мировое культурное и
информационное пространство.
Российская Федерация является основным
внешнеполитическим и внешнеэкономическим
партнером Республики Беларусь. Беларусь
выступает за развитие всестороннего
и взаимовыгодного сотрудничества с Россией.
Приоритетным направлением внешнеполитической
и внешнеэкономической деятельности Беларуси
является укрепление двустороннего и
многостороннего сотрудничества с государствами
— участниками Содружества Независимых
Государств (СНГ).
Приоритетным направлением внешнеполитической
деятельности белорусского государства
является поддержание и развитие дружественных
отношений с соседними государствами
— Украиной, Польшей, Литвой и Латвией.
Беларусь стремится к развитию полномасштабных
дружественных отношений с государствами
Центральной и Западной Европы, что содействует
ее утверждению как независимого и суверенного
европейского государства. Республика
Беларусь заинтересована также в развитии
взаимовыгодных отношений также с США
и Канадой.
Одним из важнейших направлений белорусской
внешней политики в Азии является развитие
взаимовыгодного сотрудничества во всех
сферах с ведущими государствами региона,
в первую очередь с Китаем, Индией и Японией.
Полноправное и активное участие Беларуси
в многостороннем сотрудничестве в рамках
международных организаций и форумов
является важным фактором создания благоприятных
условий для внутреннего развития республики,
обеспечения политических и экономических
реформ, ее интеграции в мировое сообщество.
Беларусь активно участвует в деятельности
ЮНЕСКО, МОТ, ЮНИДО, МАГАТЭ, ВОЗ, МВФ, Всемирного
банка, ВОИС и других международных организаций
в интересах международного сотрудничества
и национального развития.
Поэтому Беларусь намерена продолжить
диалог с НАТО о развитии партнерских
и добрососедских отношений, гарантиях
безопасности и укрепления мер доверия
с целью подготовки к возможному заключению
с НАТО специального двустороннего документа,
формирующего политическую и нормативно-правовую
базу отношений с альянсом.
Участие Республики Беларусь в других
международных организациях создает широкие
возможности для взаимодействия практически
со всеми государствами мира на основе
многосторонней дипломатии.
Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).
Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и т.д. Государственная власть имеет монопольное право издавать законы, обязательные для всего населения. Она может легально использовать силу, опираясь на специальный аппарат принуждения. Государство, имея единый центр принятия решений, использует не только принуждение, но и экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы.
Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.). Эффективными средствами власти могут стать национальные и религиозные чувства. Ресурс типа интереса определяется экономическим потенциалом, налоговой, социальной политикой. Ресурс принуждения использует страх за жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Результат насилия заключается в том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы. Принуждение может быть физическим, психологическим, моральным.
Ресурсом власти является язык как элемент политической культуры. Язык власти специфичен, он опирается на мифы, стереотипы, а значение слов зависит от воли властелина, от умения читать между строк. Значение штампов, клише бюрократического языка является своеобразным пропуском в коридоры власти. Языковая политика играет далеко не последнюю роль в реальных политических процессах, избирательных кампаниях.
К ресурсам относится экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения, его качество (культура, образованность, трудовые навыки и т.д.). Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих задач. К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации.
Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Так, для убеждения наиболее предрасположена молодежь. Оппозиционные силы больше опираются на недовольных. Во времена революций, войн чаще используется насилие. Принуждение больше распространено в странах со слабыми демократическими традициями. В обществах с традициями индивидуализма упор делается на использование материального интереса, денег, хотя используется и принуждение, страх за жизнь, здоровье, благосостояние.
Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. Так, гонка вооружений не только опасна, но и бессмысленна, ибо применение многих военных средств означает уничтожение самой жизни. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения.
48 проблемы легитимности и легальности власти
Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии.
Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.
В политологии используется также термин "легальность" власти. Легальность и легитимность – не одно и то же. Легальность власти – юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.
Легитимность – это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти. Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.
Очевидно, что легитимность может быть как завоевана, так и потеряна. Сроки завоевания элитой легитимности различны в зависимости от обстоятельств, а ее потеря вызывается различными причинами. Трудно дать оценку легитимности в обществе, где идет модернизация, где нарушаются привычные нормы поведения. Тем не менее, пренебрегать легитимностью можно только до определенных пределов, причем это характерно для деспотической власти авторитарного или тоталитарного типа либо для власти обреченной, временной, слабой. Демократическая власть уделяет легитимности своих действий большое внимание, ибо она вынуждена править с согласия народа, а не потому, что такова ее добрая воля.
Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.
Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде". В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.
Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так было всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Подобные общества статичны, они могут существовать веками без существенных изменений. Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений.
Традиционная власть была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы. Традиционная легитимность присутствует и в современных политических системах. По своей мотивации она схожа с отношениями в патриархальной семье, где младшие повинуются старшим. Поэтому, как считал М.Вебер, полезно сохранять наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.