Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".
Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и характеризуется рациональным уважительным отношением личности и политической системы
Плюралистический тип политической социализации отличается опосредованным характером взаимодействия личности с политической системой. Значительное количество разнородных политических субкультур обусловливает первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы.
Конфликтный тип политической социализации формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью
Гегемонистский тип характеризуется негативным отношением индивида к любым социальным и политическим системам за исключением собственной.
Этапы политической социализации.
В зависимости от отношения индивида к политическому процессу (личное участие или неучастие) обычно выделяют три основных этапа политической социализации личности.
"Допартиципаторный"
- индивид еще не принимает
личного участия в
Особенность первичной социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам политический культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому усвоение норм политической культуры в рамках этого этапа происходит, прежде всего, на эмоциональном уровне.
Второй этап политической социализации – партиципаторный - начинается еще на дотрудовой стадии общей социализации и по существу охватывает несколько циклов человеческой жизни - овладение профессией, служба в армии, трудовая деятельность, создание семьи. Для этого этапа характерна так называемая "вторичная" политическая социализация. Ее особенности заключаются в том, что индивид уже освоил приемы переработки информации и модели политического поведения и способен противостоять групповому воздействию. Поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация, которая характеризуется тем, что человек сам может выбирать и усваивать определенные политические ценности и установки. Таким образом, индивид становится субъектом собственной политической социализации. В силу этого вторичная политическая социализация выражает непрерывную само коррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения.
В формировании
политических взглядов индивида важную
роль начинают играть политические партии
и движения, общественные организации,
церковь, деловые круги, армия.
Третий этап политической социализации
- постпартиципаторный - начинается у разных
индивидов и социальных групп в различные
периоды жизни, чаще всего в пенсионном
возрасте. Он характеризуется значительным
ослаблением политической социализации.
В этом возрасте люди, если не происходит
каких-либо экстраординарных событий
в личной жизни или в жизни общества, обычно
не меняют сложившихся и устоявшихся политических
взглядов.
33. Политические конфликты
Одним из источников изменения поведения индивидов и групп, трансформации властных структур, развитие политических процессов являются политические конфликты, и кризисы. Политические конфликты (от лат. conflictus – серьезные разногласия или спор) – это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за власть, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества.
Сфера политики - это область не только постоянной, но и повышенной по сравнению со многими другими сферами общественной жизни конфликтности. Ее источник кроется в самой природе политических отношений как отношений власти, т. е. господства одних и подчинения других, отношений, основанных на преобладании одних людей и их интересов над другими, что чревато столкновением и противоборством. Опираясь на сформулированное выше понимание конфликта, можно подчеркнуть, что сталкиваться и противоборствовать могут и совпадающие и противоположные по своему конкретному содержанию интересы. Это особенно важно при обращении к рассмотрению политических конфликтов. Здесь сталкиваются противоположные интересы властвующих и подчиняющихся, но стремящихся к одному и тому же - к власти. Наиболее значительным компонентом структуры политических конфликтов являются их источники или причины, из-за которых, собственно, и начинается конфликт.
Типы
конфликтов. К первому внесоциальному
типу относятся источники, которые основываются
на определенных качествах, чертах, состоянии
человека – агрессивности, страхе, панике,
голоде. Такие источники чаще всего приводят
к развитию политических конфликтов в
виде бунтов, голодовок, террористических
актов и других малорациональных и недостаточно
мотивированных акций. Источники второго,
социального, типа более разнообразны
и более распространены. Они связаны со
спецификой различных сфер политики, с
характером субъектов и другими аспектами.
К примеру, источником конфликта может
стать несовпадение статусов субъектов
политики, выполняемые ими роли и функции,
разные интересы и потребности (конфликты
между элитой и контрэлитой, между разными
группами интересов). Частым источником
конфликтов становятся и расхождение
людей в приверженности определенным
идеалам и ценностям, культурным и религиозным
традициям, а также другие субъективно
значимые представления о политических
явлениях и процессах. Третий, комбинированный,
тип источников политических конфликтов
характеризуется устойчивым сочетанием
мотивов социального и внесоциального
характера.
Способы преодоления
политических конфликтов. Существует
множество моделей управления конфликтными
ситуациями, важнейшими из которых являются
следующие; - инициация конфликта – намеренное
обострение имеющихся в обществе противоречий,
усиление эскалации конфликта, направленное
на создание ситуации, которую можно использовать
гораздо эффективнее, чем это могла сделать
противоположная сторона; - рутинизация
конфликта – сознательное поддержание
напряженности в отношениях сторон с целью
использования ее в своих интересах; -
предупреждение конфликта – действия,
направленные на недопущение перехода
имеющихся между сторонами противоречий
в открытую стадию противоборства, способную
создать политическую напряженность в
обществе; - урегулирование конфликта
– действие сторон, ориентированные на
снятие полное или хотя бы частичное остроты
противоборства, на избежание негативных
явлений и процессов; - разрешение конфликта
– устранение причин конфликта, исчерпание
предмета спора между сторонами, установление
бесконфликтных отношений сторон; - вытеснение
конфликта – перенесение ответственности
за разрешение конфликтной ситуации на
иной уровень политической системы (к
примеру, с федерального уровня на региональный
и т.д) Классификацией трех организационных
уровней обусловлена следующая типология:
40. Сущность и основные субъекты международных отношений.
Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.
Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:
Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве. Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).
По вертикали – масштабные уровни:
Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.
Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.
Отношения конкретной международно-политической ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно-исторический характер. Они включают в себя различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации. По мере преодоления данной ситуации распадаются и сложившиеся отношения.
По горизонтали – групповые уровни:
Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.
Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.
Для каждого из этих уровней
в системе международных
Для уяснения сущности системы
международных отношений
Другие субъекты системы международных отношений имеют меньшую значимость для изменения сущности этой системы. Они скорее играют второстепенную (вспомогательную) роль. Но при определенных условиях могут оказывать и решающее значение на всю систему.
И, наконец, для полного
представления о системе
Политические – играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.
Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.
Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.
Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных норм, регулирующих все виды международных отношений, существуют и специфические нормы, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).
Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.
Создание ядерного оружия
радикально изменило характер, масштабы
и интенсивность военно-
Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.