Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".
Все виды международных отношений могут существовать в различных формах, которые весьма разнообразны:
Система международных
отношений находится в
Субъекты международных
отношений – международные
Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Иногда она является просто функцией внутренней политики. Каждое государство осуществляет тот или иной курс внешней политики. Необходимость внешней политики вытекает из того факта, что внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общества. В этом смысле внешняя политика является продолжением и дополнением внутренней политики, выполняя вспомогательные функции по отношению к внутренним политическим процессам. Особенности внешней политики не следует абсолютизировать. Внутренние и внешние функции политики тесно взаимосвязаны. Одна и та же проблема часто содержит в себе и внутренний аспект, и международный. Отсутствие демократии во внутренней политике с течением времени может привести к тому, что и внешняя политика станет функцией внутренней политики. Каждый политический режим стоит перед необходимостью осуществлять внешнеполитический курс, который бы обслуживал потребности внутренней политики.
Необходимо помнить, что внешняя политика осуществляется в иных общественных условиях, нежели внутренняя. Международное сообщество имеет свою собственную децентрализованную структуру, составными элементами которой являются суверенные государства. В конечном счете, политические действия на международной арене опираются в большей мере не на нормативные акты, подчиняющие отдельные личности данной государственной власти, а на совместную деятельность людей и их сотрудничество.
Можно выделить некоторые специфические
и базовые черты внешней
Одной из черт, характеризующих
Сущность внешнеполитической деятельности государства нельзя рассматривать в отрыве от характера международных отношений. Особенности характера международных отношений, в которых осуществляется внешнеполитическая деятельность государств, могут выглядеть следующим образом.
Международные отношения охватывают весьма широкую, а поэтому трудную для понимания область явлений и процессов, полное познание которых, теоретическое упорядочение и анализ их взаимосвязей при нынешнем состоянии знаний и несовершенстве научного аппарата почти невозможны.
В международной жизни – в отличие от других проявлений общественной жизни – нет центрального ядра власти и управления, а наличествует полицентризм и полииерархия, в рамках которой весьма большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Какие-либо закономерности или повторяемость трудноуловимы.
У исследователя международных
отношений нет полного доступа
к широкой и объективной
В международной жизни – в
отличие от внутренней жизни государств
– выступает перевес
В сфере действий факторов (действующих единиц) международных отношений очень большую роль играют одновременность многих интеракций (взаимодействий) и случайные события, что, вместе взятое, затрудняет анализ и оценку целевых действий и предвидение их последствий.
Реализация внутренних функций
государства приобретает
Одним из таких видов является пассивная внешняя политика, которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре. Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства. Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой. Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав. В качестве примера можно привести действия Великобритании в ответ на аргентинское вторжение в 1984 г. на Фолькленды-Мальвины.
Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный на достижение национально-государственных интересов. Для определения сущности внешнеполитического курса любой страны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи "перенесенными" на международную арену в лице государства, они становятся государственной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою международную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.
Основными субъектами внешней политики являются:
Успех внешней политики зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей.
42. Геополитика
Термин "геополитика"
появился в начале XX в. Геополитика
(от гр. gе — Земля + politike — политика)
— это учение о географической
обусловленности политических явлений,
особая отрасль знаний, изучающая
связь между землей, географической
средой и политикой государств.
Это наука о поисках путей устойчивого
развития, создания сильного или нормально
функционирующего государства. Она исследует
пространства, совокупность разных элементов
природной и политической обстановки,
вынуждающей человека разнообразить свои
потребности, способности, трудовые умения
и навыки и вместе с этим лучше попять
политические процессы, происходящие
в стране.
составными элементами (концепциями):
1) географический детерминизм — концепция,
стремящаяся объяснить место страны в
системе международных отношений, ее внешнеполитическую
деятельность исходя из особенностей
географической среды.
2) образование государств и политических
границ;
3) пространство — основная категория
геополитики. Структура пространства
предопределяет ход истории, прежде всего
политический. Оно является не только
территорией государства, но и одним из
атрибутов его политической силы
4) жизненное пространство — эта концепция
выработана немецкими геополитиками,
но имеет важное значение для судеб всех
стран. Именно в пространстве люди находят
средства существования, аренду своей
деятельности и безопасности.
5) зона жизненных интересов — земное пространство,
представляющее для какой-либо страны
жизненно важный, необходимый, стратегический
участок, объект, учреждения науки и управления
и др.
6) население республики, продовольственные
и демографические проблемы. Народонаселение
является важнейшим субъектом геополитики.
7) государственная безопасность и другие
концепции.
Предметом геополитики являются актуальные
проблемы существования и развития государства,
национальные интересы, закономерная
взаимозависимость политики и географических
факторов.
К функциям геополитики относятся:
1) познавательная. Она помогает гражданам,
особенно молодежи, студентам, получить
необходимую информацию, раскрывающую
сущность и основные концепции геополитической
теории, познать ее роль в государстве,
в межстрановых отношениях и т.д. Ее важнейшее
назначение — помочь политикам в выработке
национальной стратегии экономического
и культурного развития, в создании надежных
условий консолидации и жизнеобеспечения
народа.
2) интегральная. Геополитика объединяет
в единое целое и пользуется достижениями
многих естественных и общественных наук
для эффективного решения социально-политических
проблем в интересах людей, государства.
3) аналитико-рекомендателъная. Она исследует
территориальную расстановку политических
сил как внутри, так и в других (прежде
всего в соседних и ведущих) странах в
соответствии с их географическим положением,
а также вырабатывает конкретные предложения
для государственных деятелей, определяющих
внутреннюю и внешнюю политику.
4) сохранно-защитительная. Эта функция
нацелена на сохранение своего государства
и народа как культурно-исторической общности.
Геополитика способствует росту экономического
и оборонного могущества, увеличению жизненных
благ, разрешению проблем государственной
безопасности.
Таким образом, основные вопросы геополитики
— изучение геополитической практики
государства, конфигурации расселения,
среды обитания и качества жизни своего
парода, отношения с политическими силами
соседних и других стран. Изучение их необходимо
для того, чтобы укрепить свои политические
позиции и свое право па жизненное пространство
в данном регионе, чтобы своевременно
устранять возможные препятствия на пути
социально-экономического развития своей
нации. Геополитика в определенном смысле
— это психология и стратегия государства.
Знать геополитическую программу нации
— значит знать ее глубинные инстинкты,
овладеть психоанализом парода.
Следовательно, геополитика изучает соотношение
территориальных и политических сил и
интересов на географическом пространстве,
которое охватывает определенную страну
(регион), континент, весь мир.
43. Международные организации
Развитие международных отношений, практическая реализация внешней политики во многом зависит от деятельности международных объединений и организаций. Международные организации – постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, создаваемые на основе международного соглашения (устава, статуса или иного конституционного документа) в целях содействия решению международных проблем.
Планы создания подобных организаций выдвигались, начиная с глубокой древности. Однако первые международные организации появились лишь в XIX в. Особенно быстро они начали создаваться после второй мировой войны. В современных условиях их количество огромно.
Международные организации подразделяются на межправительственные, создаваемые на основе многосторонних международных договоров и объединяющие государства (ООН, ЮНЕСКО, МСС, ОАЕ и др.), и неправительственные, включающие национальные общественные организации (ВПФ), частных лиц (Совет Пагуошского движения), города (Всемирная федерация породненных городов), научные учреждения (Международный совет научных союзов) и др. объединения. Подразделяются они также на всемирные и региональные.
Международные организации являются
важных субъектом международных
отношений и оказывают в
44. Глобальные проблемы современности
Глобальные
проблемы современности – это
комплекс политических, экономических,
социальных, экологических проблем
общемирового масштаба, от решения
которых зависит судьба человеческой
организации.
Проблемы политического характера:
1 – мирное разрешение межгосударственных,
межнациональных и региональных конфликтов,
борьба с международным терроризмом;
2 – предотвращение ядерной войны, прекращение
гонки вооружений, разоружение;
3 – установление нового мирового порядка,
упрощение системы международной безопасности;
4 – укрепление гарантии реализации прав
и свобод человека;
5 – утверждение принципов прав государства
и прав общества.
Проблемы социально – экономического
характера:
1 – преодоление экономической отсталости,
ликвидация голода, нищеты, преодоление
негативных тенденций в духовном развитии;
2 – обеспечение эффективного производства
и воспроизводства мирового валового
продукта;
3 – предупреждение и искоренение преступности;
4 – оптимизация демографической ситуации,
борьба с болезнями;
5 – освоение космического пространства
и мирового океана;
6 – повышение уровня жизни людей.
Проблемы экологического характера:
1 – рациональное использование природных
ресурсов;
2 – писк путей разрешения энергетического,
сырьевого и продовольственного кризиса;
3 – охрана окружающей среды, обеспечение
экологической безопасности производства;
4 – предотвращение вредного воздействия
на природу военной деятельностью.
Глобальные проблемы человечества взаимосвязаны
и требуют комплексного подхода, объединения
усилий и ресурсов мирового сообщества.
Основная политическая предпосылка их
решения – это создание нового и справедливого
мирового порядка, пересмотр международных
отношений на демократических и гуманных
принципах.
Так называемые «контуры мирового порядка»
были обозначены «Делийской декларацией
о принципах свободы от ядерного оружия
и ненасилия в мире» в 1986г.
Это разоружение, мирное сосуществование
государств как нормы международных отношений,
признание человеческой жизни высшей
ценностью, признание и уважение права
каждого государства на политическую
и экономическую независимость, использование
ресурсов, обеспечение гарантированных
условий для свободного и гармоничного
развития личности, подчинение материального
и интеллектуального потенциала человечества
разрешению глобальных проблем современности.
Существует концепция строительства нового,
демократического и справедливого мирового
порядка:
- демилитаризация международных отношений
(ликвидация на территории военных сооружений
и укреплений, запрет на содержание военной
базы и войск);
- создание глобальной и региональной
систем безопасности на основе баланса
интересов всех стран;
- строгое соблюдение и совершение международных
правовых норм, регулирующих отношения
между субъектами мировое политики. Они
должны надежно обеспечивать каждому
государству свободу социально – экономического
выбора, суверенитет и независимость;
- конструктивное взаимодействие государств
и народов в обеспечении прав человека
в каждой стране, во всем их объеме, предусмотренном
Всеобщей деклараций прав человека;
- укрепление роли ООН как центрального
органа управления международными отношениями
в интересах каждого государства и мирового
сообщества.