Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".
Плебисцитарные теории упор делают на прямую демократию, репрезентативные теории – на представительные учреждения.
Плебисцитарные формы демократии характерны для античной демократии, для городов-государств средневековья. В современном обществе к плебисцитарным теориям относятся теории участия (партиципаторной демократии). Они обосновывают необходимость участия широких слоев общества в политическом процессе, то есть не только в выборах, референдумах, контроле со стороны общества за политическими решениями, но и более активное участие в управлении общества, в политической жизни.
Главное в этих теориях – это прямое участие масс в управлении. Сторонники такого подхода убеждены, что именно такая форма демократии обеспечивает прочную легитимность власти, развивает политическую активность граждан, способствует самоидентификации личности.
В концепциях репрезентативной демократии главным является принцип ответственного правления, на всех уровнях власти и государственного управления. Принцип участия отодвигается на второй план. Это направление в теориях демократии называют еще традиционно-либеральным пониманием демократии, где самое ценное – это конституционность и ограничение политического господства. Воля народа выражается не прямо, не непосредственно, она делегируется. Представители народа выражают эту волю самостоятельно и под свою ответственность. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.
Заканчивая анализ различных теорий и моделей демократии, следует отметить, что выделяют еще исторические формы демократии: античная демократия, феодальная демократия, буржуазная демократия, различия между которыми обусловлены, в первую очередь, особенностями развития общества на различных этапах его существования. Так, для античной демократии характерны были коллективистские модели с преобладанием прямой демократии. В условиях феодализма в политическом устройстве общества преобладала в целом антидемократическая тенденция, однако многим средневековым городам-государствам удавалось добиться освобождения от власти феодалов, там устанавливались те или иные формы самоуправления, в которых существенная роль принадлежала элементам прямой демократии. В эпоху феодализма, на поздних этапах его развития, стали зарождаться и первые парламенты как формы представительной демократии. Буржуазная демократия стала существенным шагом вперед по сравнению с феодальной. Для нее характерно всеобщее избирательное право, развитая система представительства, конституционная гарантия прав и свобод личности. В зависимости от особенностей и традиций в отдельных странах в рамках буржуазной демократии складываются различные ее модели.
В странах, где был установлен социалистический строй, выделяли социалистическую демократию как высшую форму демократического устройства общества, в основе которой лежали Советы как особая форма организации народовластия. Однако реализовать идею Советов на деле так и не удалось, функции их были выхолощены, а социалистическая демократия обернулась жестокими формами тоталитаризма.
В настоящее время общество осознает, что и современные формы демократии не являются идеальными. Не случайно крылатой стала фраза, сказанная когда-то У. Черчиллем: "Демократия – очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего".
57. Основные типы политической культуры
Важной характеристикой
Важной особенностью тоталитарной политической культуры является культ борьбы, используемый в качестве универсального метода в решении и созидательных и разрушительных задач. Отсюда ориентация на конфронтацию, на решение сложных проблем с позиций силового давления и воспитание таких качеств, как нетерпимость к малейшему инакомыслию. И, наоборот, стремление к компромиссу и консенсусу, к учету позиций и интересов каждой из взаимодействующих сторон рассматривается в рамках данного типа культуры как признак слабости.
Плюралистическая политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической жизни и ее базисного ядра – государственной власти, относительно целей и норм политической деятельности. При этом в обществе преобладает убежденность, что все необходимые и желательные перемены могут быть интегрированы в существующую политическую систему. В общественном сознании укрепляется вера в то, что жизнеспособная демократия немыслима без легальной политической оппозиции. В то же время уважение прав политического меньшинства сочетается с лояльностью по отношению к воле большинства.
Неотъемлемыми
чертами плюралистической культуры
являются высокое место демократии
в иерархической структуре
Известный политолог Э.Я. Баталов придерживается точки зрения о том, что на протяжении веков человечество выработало два основных цивилизованных механизма, действие и взаимодействие которых оказывает существенное влияние на все стороны материальной и духовной жизни общества. Эти механизмы – рынок и государство. Их функционирование и структура не могут не находить отражения и проявления в политической структуре общества. В соответствии с этим он вычленяет два типа политической культуры: рыночную и этатистскую. (Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества...– С. 52-53).
Рыночная культура, по мнению Э.Я. Баталова, – это культура, ориентирующая на подход к политическим процессам и проблемам как к актам свободного обмена деятельностью и ее продуктами между свободными товаропроизводителями. Политика с этой точки зрения есть разновидность бизнеса, а политические решения – разновидность, хотя и весьма своеобразная, торговой сделки.
Основными элементами
рыночной политической культуры являются:
ориентация на конкурентную борьбу как
универсальный принцип
Этатистская политическая культура – это культура, связывающая решение политических проблем и контроль над политическими процессами с действием механизмов государственного регулирования. Это культура ограничения конкурентной борьбы, для которой интересы целого (государства, нации, класса, какой-либо организации) выше частных, индивидуальных интересов.
Таковы два идеальных полярных типа, которые в чистом виде почти не встречаются, но логически образуют те полюса, между которыми располагаются, тянутся то к одному, то к другому полюсу реальные политические культуры.
Американские
политологи Г.Алмонд и С.Верба выделяют
три чистых вида политической культуры
– патриархальную, подданническую,
активистскую и три смешанных
типа – патриархально-
Что представляет собой патриархальная политическая культура? Это политическая культура, существующая в обществе, в котором либо еще не сформировалась, либо только стала формироваться политическая система. В таком обществе нет специализированных политических ролей. Они выступают как некая недифференцированная совокупность. Поэтому политические ориентации членов этого общества неотделимы от религиозных и социальных. В рамках этой культуры не имеется установок на ее изменение. Характерной чертой этой политической культуры является полное отсутствие у подданных интереса к политической системе.
Подданническая политическая культура (или "культура подчинения") характеризуется "высокой частотностью ориентаций" в отношении дифференцированной политической системы. Однако члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы.
В активистской политической культуре (или "культуре участия") все ориентации достигают "высокой частотности". Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в ее деятельности.
В реальной политической
практике, как отмечают
Г. Алмонд и С. Верба, происходит сочетание
этих типов. В результате образуется уже
три названных типа смешанных культур.
Первый из них – патриархально-подданнический – характерен для обществ, которые переживают этап перехода от провинционализма к централизованной политической власти. Это было характерно, например, для Западной Европы в период становления абсолютных монархий. Члены общества отдавали предпочтение центральным институтам власти, а не местным.
Второй тип – подданнически-активистский – характеризуется тем, что значительная часть населения становится активно ориентированой на более или менее демократическую политическую систему, хотя остальные продолжают оставаться лояльными по отношению к авторитарным формам и структурам правления. Например, политическая культура этого типа имела место во Франции, Германии и Италии конца XIX – начала XX вв.
Третий тип – патриархально-активистский – характерен для стран, которые только становятся на путь демократии. Политическая культура там отличается фрагментарностью. По мере продвижения политической системы в сторону демократии происходит адаптация патриархальной и подданнической культуры к, так называемой, партисипаторной.
Оптимальным вариантом,
с точки зрения Г. Алмонда и
С. Вербы, является смешанный тип политической
культуры, который они предложили назвать
"культурой гражданина". Это в своей
основе активистская культура, интегрирующая
определенные элементы патриархальной
и подданнической культур. "Культура
гражданина", по их мнению, наиболее
характерна для буржуазно-демократических
систем, она способствует нормальному
их функционированию и образует основу
их стабильности. Американская и английская
системы признаются авторами наиболее
типичными и стабильными демократическими
системами.
В коммунистических странах за годы строительства социализма сложилась соответствующая политическая культура. Культура, построенная на фактическом игнорировании права и закона в пользу авторитета партийно-государственных структур и возглавляющих их вождей. Культура, ориентированная не на человека-гражданина, а на государство-партию, основанная на жестком подчинении меньшинства большинству, периферии – центру, нижестоящих – вышестоящим. Культура, безжалостно уничтожающая проявления всякой автономии, абсолютно лишенная толерантности и ориентации на политический плюрализм.
Ныне наше общество объективно заинтересовано в ускорении перехода к плюралистической политической культуре. Однако ему предстоит пройти еще длительный путь, на котором в качестве доминирующего типа будет выступать пока что фрагментарная политическая культура, являющаяся как бы слепком состояния раскола общества. И только позже у нас может сформироваться подлинный плюрализм.
58. Политичекое поведение
Политическое
поведение – это важная разновидность
поведения человека в обществе. Оно
представляет собой процесс взаимодействия
человека с политической средой и составляет
совокупность форм и способов бытия индивидуума
в политической сфере жизнедеятельности
общества. Речь идет о политическом поведении
субъектов политики: физических, юридических
лицах, социальных группах. Единицей политического
поведения является конкретный поступок,
личностно и общественно значимый акт,
в котором отражаются политические знания
человека, его убеждения, материализуется
его политическая культура.
Политическое поведение определяют многие
факторы, которые можно классифицировать
по нескольким основаниям.
1. По степени политической включенности
субъекта в политическое поведение распадается
соответственно на активное и пассивное,
выражающееся в политическом абсентеизме
и т.д.
2. По характеру поступков, используемым
методам, а также направленности политическое
поведение можно разделить на конфликтное
и бесконфликтное. Первое характеризуется
острым противостоянием политических
сил, их разногласием, выражением политического
протеста. Второе поиском политического
согласия, поддержкой правящих структур,
достижением консенсуса и т.п.
В самих политических институтах политическое
поведение определяется и регулируется
правовыми нормами, традициями, правилами,
уставами и т.п.
Власть имеет возможность контролировать
политическое поведение граждан и социальных
групп посредством законодательства,
подзаконных актов органов государственного
управления, а также с помощью правоохранительных
органов, прежде всего государственной
безопасности, внутренних дел, прокуратуры,
судов, следственных органов и др.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ – это вовлечение
членов общества в существующие внутри
нее политические отношения и структуру
власти.
Следующие уровней и типы участия:
1. Реакция (позитивная или негативная)
на импульсы, исходящие от политической
системы, от ее институтов или их представителей,
не связанная с необходимостью высокой
активности человека; эпизодическое участие
в политике.
2. Деятельность, связанная с делегированием
полномочий: участие в выборах (местного
или государственного уровня), референдумах
и т. д.
3. Участие в деятельности политических
и примыкающих к ним общественных организаций:
партий, групп давления, профсоюзов, молодежных
политических объединений и др.
4. Выполнение политических функций в рамках
государственных институтов, включая
средства массовой информации.
5. Профессиональная, руководящая политико-идеологическая
деятельность.
6. Участие во внеинституциональных политических
движениях и акциях, направленных на коренную
перестройку существующей политической
системы.
Политическая иммобильность - низкая эффективность
механизма обратной связи между гражданским
обществом в целом и самой системой.
Политическая апатия – как форма непринятия
политической системы.
Политический байкот как выражение политической
активности в политической системе и ее
институтах.
В большинстве случаев люди участвуют
в политике будучи объединенными не только
в однородной и организованной группе,
но и в каких-то случайных, временных образованиях.
Находясь в таких образованиях люди приобретают
черты массы, которая включает:
*статичность
*разнородность состава
*ситуативность
*аморфность (=отсутствие внутренней организации)
Масса может выступать как публика и толпа.