Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:06, шпаргалка

Краткое описание

Политология- это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, сущности, формах, методах использования политической власти.Объект-полит-я сфера общества, все происх-е в ней явл-я и процессы, те политика изучается как целостное явление. Предмет- законом-ти формиров-я и развития политической власти, форма и методы ее функционир-я и использ-е в гос-ом организованном сообщес

Файлы: 1 файл

politologia_shpory1.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

1. Политология как наука. Политология в системе общественных наук

Политология- это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, сущности, формах, методах использования политической власти.Объект-полит-я сфера общества, все происх-е в ней явл-я и процессы, те политика изучается как целостное явление. Предмет- законом-ти формиров-я и развития политической власти, форма и методы ее функционир-я и использ-е в гос-ом организованном сообществе. Задачи политологии — формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования.Стр-ра. 1 блок-философско-методологические основы пол и пол отношений,сущность и сод политики и власти, их основополагающие признаки, ф-ии и закономерн развития2 блок- теория пол систем 3 блок-теория упр-ия соц-пол процессами

4 блок-история пол  учений и пол идеология 5 блок-теория междун-х отношенийРоль и знач-е пол-гии на соврменном этапе опред-ся след. факторами:

1. демократиз-я общ.  жизни, становл-е РБ как самост. и правового гос-ва, нац возрождение

2. распр-е различн.  идеологий, многопарт. системы и плюрализма в ней.

3. культура каждого  демокр. гос-ва включ-т необходимость обрести устойчив. полит интересы (гражданами). 4. Возникнов-е новых полит. явл-й и процессов.

   Имея собственный  предмет исследования, П. взаимодействует с рядом других общественных наук, объектом которых также является политическая сфера общественной жизни:  -философия: рассматривает наиболее общие вопросы политики. В рамках соц. философии развивается особое направление – философия политики, кот. занимается философским обоснованием политики как соц. явления; -политэкономия: экономически обосновывает политич. процессы, позволяет видеть в них борьбу за реализацию экономич. интересов; -правоведение: руководствуется выводами политологии в разработке правовых норм, изучает правовые механизмы принятия политич. решений; -социология: рассматривает влияние политики на жизнь людей и функционирование общества;

соц. психология: изучает  общественно-психологич. явления в сфере политики. На стыке П. и соц. психологии возникла политич. психология, предметом которой являются психологич. факторы политич. поведения людей, влияние психологич особенностей людей на политич. процессы; -теория государства: совпадает с П. в области исследования роли государства, как основного элемента политич. системы общества: существует 2 глобальных взгляда на государство; -история: исследует процесс развития политич. жизни общества, гос. институтов, партий и движений. П. также связана с теми науками, объектом которых  явл процессы и явления полит сферы общества: антропология, демография,  этнография,  логика.  

2. Становление  эволюция политологии. Политическое образование в РБ

3 периода формирования:

1. предыстория становления  (от античности до 18 в.) 2. 19 в. (Новое время, Эпоха Просвещения) образуется из комплекса соц. наук и становится самостоятельной 3. современный период (история пол науки)Первые формы осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти.В середине I тыс. до н.э. в связи с творчеством Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона появляются первые политические категории, дефиниции (определения), а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму.Одним из основателей политологии является Макиавелли. В 16 в. он сформулировал предмет и метод политологии, поставил в центр изучение проблемы государства и власти. В 1857 г. начинается чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском колледже. В 1880 г. в нем была открыта Высшая школа политической науки. В 1903 г. была основана Американская ассоциация политической науки, в 1949 г. Международная ассоциация политической науки.В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовала курс политологии для изучения в университетах Как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в.В 1988-89гг. Пол-гия нач-ет преподаваться в вузах  СССР. В 1993г. была образ-на бел. Ассоц-я полит. наук, и оказ-ет влияние на развит-е её как уч. дисциплины. С 20в. она активно разв-ся  странах США ЗЕ. Пол-гия явл-ся соц-гум дисциплиной и связана с фил., социолог., эк. теорией и психол-ей. В посл. время шир распростр-е получила приклад-я пол-гия (исслед-ет текущ процессы, обоснов-ет, даёт рекомендации.) Современ. полоит-ия является интегриров-ой наукой о пол-ке во всех её проявлен-ях, закономерностях развития полит. сферы общ-ва. Она интгрир-ет отрасли научн. знания, которые изуч-т разл. Аспекты полит. деят-ти: пол. филос-я, пол. социолог-я, пол. история, пол. психол-я, история полит. учений, пол. этика, пол. географ, геопол-ка, полит. антропология. Полит-я предстаёт в 2-ух кач-вах: как наука и как уч. дисцип-на. полит-я как наука исслед-ет явления, процессы и отношения в полит. сфере и их диалектич. взаимосвязи и взаимообусловленности. Полит-я как уч. дисц-на базируется на политологии-науке! У них общий предмет изучения, но различные цели. Цель полит. как уч. дисц-ны: полит. образ-е и воспит. членов общ-ва.. В нашей стране становление и развитие политологии искусственно сдерживалось по идеологическим соображениям - она оценивалась в официальных партийно-государственных структурах как проводник буржуазной и ревизионистской идеологии, поэтому ей не находилось места в системе советского обществоведения. В РБь изучение политологии ведется с 1969г. 

4. Зарожд. и развит. полит. знаний в эпоху антич. Полит. мысль средневековья.

Античность.Мировая полит. мысль стала развив. с переходом человечества от первобытнообщинного к рабовладельческому строю с его антагонистическими классами и государством.

Платон (427-347гг. до н.э.) –  идеолог афинской аристократии. Идеалист.

Труды: «Государство», «Законы».

Делил людей на 3 начала: разумное (философы), аффективное(воины), вожделеющее (ремесленники, землевладельцы)Взгляды на гос-во: 1. Предназначение человека – служить гос-ву. Общественные интересы выше индивидуальных.2. Идеальная форма гос. устройства – правление аристократии (мудрых) и монархия.    Наихудш. Форма правл. – демократия и тирания.

Аристотель (384-322 гг. до. н.э.) – идеолог землевладельческой аристократии. Материалист.Труды: трактаты «Политика» и «Никомахова этика»

Взгляды на гос-во.: 1. Гос-во должно всецело служить интересам  и развитию личности.   2. Выступал за частную собств., рабовладение, моногамную семью.  3. 3-и правильных формы гос. управл: монархия, аристократия, полития. ; 3-и неправильных формы гос. управл: тиранию, олигархию, демкратию.Средневековье.Эпоха феодализма. Возвышение роли церкви.Епископ Аврелий Августин.Концепция 2-ух общностей: 1.«Град Божий» -Церковь. Основан на любви к Богу, справедливости, общей пользе. 2.«Град земной» - государство. Осн. на любви к себе, насилии, разбое, принуждении. Чтобы гос-во оправдало свое существование, оно должно всецело служить церкви.

Аврелий считал, что приобщить  к христианству можно насильно; а  еретизм нужно карать.Монах Фома Аквинский 1. Считал, что общественное неравенство и эксплуатация установлены Богом. 2. монархическая власть тоже от Бога. 3. Отстаивал инквизицию.

 

3. Функции и  методы политологии.

Функции:

1.Информационно-познавательная.  Человек изуч. Новую для себя социальную информ., объясняющую сущность изучаемых проблем, познает теорию и практику мирового общественного развития.2.Мировоззренческая, или идейно-воспитательная. Исслед. и подвергает критическому анализу различ. социальные  концепции и взгляды, раскрывает их сущность, учит с научных позиций оценивать общественные явления.3.Прогностическая.

4.Регулятивная, или прагматическая. Регулир. полит. отношения. Помогает оценить политическую действительность.5.Методологическая. Выработка представлений об поведении человека в различ. политических ситуациях, системах.6.Социально-культурная

7.Инструментальная. Определяет действия, которые нужно принять для реш. задачи.Методы:Общие: 1. Диалектико. (Раскрывает связь политики с обществом, экономикой, культурой. Позволяет понять события в движении, развитии.) Социологический(изучение док,анкетирование,интервьюирование, эксперименты) Системный (исследование как целостного сложного, динамично развив обществ явл. Это достиг на осн выявления причинно слодственных связей. Бихивиористический(изучение и объяснениемотивов и факторов влияющих на полит поведение, умонастроения, ориентации. Сравнительный (сопоставление пол систем,культур, однотип пол сит,явл, для нахождения оптимальных путей решения полит проблем) 

5. Соц-полит концепции  В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВР.

  В эпоху Возрождения 

полит мысль представл-на прежде всего в работах Макиавелли. В своём сочинении «ГОСУДАРЬ»  и др. произведения он противопоставляет религ-ой концепции гос-ва теорию светского гос-ва, воз-ние которого связано с потребностью обуздать эгоист-ю натуру чел-ка.

 Наиболее разумной  формой гос. устройства Макиавелли  считает монархию. При этом монархия рассм-ся им как господство одного чел-ка, который стремиться конституировать и сохранить гос-во. Аысшей целью политики  и гос. деят-ти явл-ся создании и функц-е жизнеспособного гос-ва. Монарх должен всеми силами и средствами укрепить сущств-й строй и жизнь страны, как цель оправд-ет любые ср-ва, которыми он польз-ся. Гос-во будет сильным тогда, когда монарх будет заб-ся о благе народа.

 Макиавелли считает,  что гос-во будет свободным тогда, когда оно сумеет обесп-ть свою независимость.

Особое внимание он удиляет  личным кач-вам правителя. Он должен быть умным, осторожным в принятии решений, быт хиторым, изваротливым и наперёд предугадывать все «+» и «-» своих действий.

Он впервые поставил вопрос о соотношении морали и политики.

 В 16в. получила  расп-е в Зап. Е. направл-е  общественно-полит мысли, представ-ли  которой в своих трудах отрицая  соц-полит строй, основ-й на частной собст-ти, выступили защитниками интересов угнетённых, соц нуждающихся.

В произ-ях Томаса Мора, Томаза Компанелли и др. мыслителей этого периода обосн-ся необх-ть устан-я такого обществ. порядка, который основ-ся на равенстве всех членов общ-ва, коллект собст-ти, обяз-ти труда всех граждани общ. самоупр-ия.

Идеи утопического социализма явились своеобразной формой протеста против тех отношений, которые возн-ли в обществе в связи с перех-м  к капит-му строю. В своём разв-и  утопич. социализм проходит 3 осн-х этапа:

1. утопич. соц-м: 16-18вв: Мльен,  Марели

2. критич. утопич. соц-м:  Сеньсемон, Фурье, Оуэн

3. утопич. соц-м рус-х  революционеров-демократов.

 Идеи утопич. соц-ма  в Зап. Е. получили своё заверш-ое  выражение во взглядах Фурье, Сеньсемона и Оуэна. Формир-ся идея народовластия, которая предпол-ет шир-ое участие граждан в упра-и общ-ми делами. Предусм-ся выборность  и сменяемость должн-х гос лиц.

Пол-ка и полит деят-ть рассм-ся как временное явл-е, даётся всесторонняя критика бурж. общ-ва в  целоми бурж гос-ва в частности.

 В 17-18вв. одной из  глав-х проблем науки была проблема  взаимоотн-я личности гос-ва. Аналих  этой проблемв отражён в теории  ест-х прав, котрая дополн-ся идеей  общ-го договора. Согл-но этой  теории, гос-во возн-ет как рез-т  договора между людьми с целью устранения возм-х конфл-ов. В разных вариантах эта теория сформир-на в трудах Гоббса, Локо, Канта, Спинозы и др.

По мнению Гоббса, для  соблюд-я ест-ых законов чел-ку нужна  уверен-ть в своей безопасности. Для достиж-я этой безоп-ти люди должны объед-ся, отказавшись при этом от некоторых своих прав. В рез-те между людьми воз-ет эталон, который знаменует собой эталон гос-ва..

Цель гос-ва закл-ся в  том.я, чтобы утверд-ть порядок, при  котором каждому гражданину была бы обеспечена безмятежность  и спок. существ-е.

 Гос власть должна  иметь след-е права:

-1- право наказать нарушителей  закона

-2-право объявл-я войны  и закл-я мира

-3- право суда

- право уст-ть законы, касающ-ся  собств-ти

-5- запрещать вредные учения, которые  ведут к нарушению мира и спокойствия внутри гос-ва.

Гоббс считает, что гос власт  должна быть нераздел-ой и  суверенной. Он выд-ет 3 вида гос власти:

- монархия

-аристократия

-демократия

Наилучшей формой он считает монархию. 

6. РАЗВИТИЕ ПОЛИТ МЫСЛИ В ЗАП ЕВРОПЕ В 19в.

Полит мысль 18-нач.19вв хар-ся тем, что в этот период возн-ет такое идейно-полит течение как либерализм (Коестант, Пентам) Осн-е внимание в их работах уделено проблеме индив-х прав личностных свобод граждан. Они выступают сторонниками раздел-я гос власти. Поскольку ч-ку присуще свобода, то осн гражд-е права явл-ся основой взаимоотн-й между людьми. Причём права граждан не зависят от гос-ва и неприкосновенны для гос-ва. Осн-ой идеей либерализма явл-ся обоснов-е личной грожд-ой свободы чел-ка. Гражд-н не зависим от чел-ка, а гос-во не может вмеш-ся в его личные дела.

 В основе воз-я гос-ва лежит  не столько общ-ый договор,  сколько насилие и привычка.

Анализ возн-я, функционир-я и  перспектив демокр-и нашёл отражение в трудах Токвиля. По его мнению, истор. заслуга демокр-и состоит в том, что она обесп-ет возм-ть широкого участия граждан в полит жизни. Власть демокр-го большинства заканчивается там. где начинается неотъемлимые права личности. Наилучшей формой вл-ти Токвнль считает представит-о парвление, т.. у власти должны стоять представители разл-х кругов.

 В сер 19в. в  Зап. Европе получают распр-е  идеи Маркса и Энгельса. Определяя класс-ую борьбу как борьбу полит-ю, Маркс и Эншгель содят сущность полит власти в классово-онтогонестич-м обществе к орг-ному насилию одного класса над лругим.

 Прл-ка как общ-ое явл-е возник-ет тогда, когда общ-во разд-ся на классы. Именно в этот период возн-ет гос-во. Основой появ-я и классов и политики и гос-ва явл-ся разв-ие матер-го произ-ва и появл-е частной собств-ти. Специфика политика состоит в том, что она опред-ет отнош-е субъектов к завоеванию, удержанию, использ-ю гос власти. Пол-ка опр-ся эконом отнош-ми, склад-мися в общ-ве. В этой связи марксизм формирует идею о соотношении базиса и надстройки. Базис и надстройка рассматр-ся в джиалект-ом единстве, поскольку опред-я надстройку, базис исп-ет с её стороны обратн-ое возд-ие. Основой общ-го разв-я явл-ся классов-я борьба, которая на опред-х этапах приводит к соц-й рев-ии. Класс борьба в усл-ях кап общ-ва, ведёт к соц рволюции, которая обесп-ет переход от кап-ой к коммунист-й формации. Каждая формация имеет опр-ые этапы в своём разв-и.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"