Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:06, шпаргалка
Политология- это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, сущности, формах, методах использования политической власти.Объект-полит-я сфера общества, все происх-е в ней явл-я и процессы, те политика изучается как целостное явление. Предмет- законом-ти формиров-я и развития политической власти, форма и методы ее функционир-я и использ-е в гос-ом организованном сообщес
1. Политология как наука. Политология в системе общественных наук
Политология- это наука о политических отношениях
и политической деятельности людей, сущности,
формах, методах использования политической
власти.Объект-полит-я
сфера общества, все происх-е в ней явл-я
и процессы, те политика изучается как
целостное явление. Предмет-
законом-ти формиров-я и развития политической
власти, форма и методы ее функционир-я
и использ-е в гос-ом организованном сообществе. Задачи политологии — формирования знания о политике,
политической деятельности; объяснение
и предсказание политических процессов
и явлений, политического развития; разработка
концептуального аппарата политологии,
методологии и методов политического
исследования.Стр-ра. 1 блок-философско-
4 блок-история пол учений и пол идеология 5 блок-теория междун-х отношенийРоль и знач-е пол-гии на соврменном этапе опред-ся след. факторами:
1. демократиз-я общ.
жизни, становл-е РБ как
2. распр-е различн. идеологий, многопарт. системы и плюрализма в ней.
3. культура каждого демокр. гос-ва включ-т необходимость обрести устойчив. полит интересы (гражданами). 4. Возникнов-е новых полит. явл-й и процессов.
Имея собственный предмет исследования, П. взаимодействует с рядом других общественных наук, объектом которых также является политическая сфера общественной жизни: -философия: рассматривает наиболее общие вопросы политики. В рамках соц. философии развивается особое направление – философия политики, кот. занимается философским обоснованием политики как соц. явления; -политэкономия: экономически обосновывает политич. процессы, позволяет видеть в них борьбу за реализацию экономич. интересов; -правоведение: руководствуется выводами политологии в разработке правовых норм, изучает правовые механизмы принятия политич. решений; -социология: рассматривает влияние политики на жизнь людей и функционирование общества;
соц. психология: изучает
общественно-психологич. явления в сфере
политики. На стыке П. и соц. психологии
возникла политич. психология, предметом
которой являются психологич. факторы
политич. поведения людей, влияние психологич
особенностей людей на политич. процессы;
-теория государства: совпадает с П. в области
исследования роли государства, как основного
элемента политич. системы общества: существует
2 глобальных взгляда на государство; -история:
исследует процесс развития политич. жизни
общества, гос. институтов, партий и движений.
П. также связана с теми науками, объектом
которых явл процессы и явления полит
сферы общества: антропология, демография,
этнография, логика.
2. Становление эволюция политологии. Политическое образование в РБ
3 периода формирования:
1. предыстория становления
(от античности до 18 в.) 2. 19 в. (Новое время, Эпоха
Просвещения) образуется из комплекса
соц. наук и становится самостоятельной
3. современный период (история пол науки)Первые
формы осмысления мира политики сформировались
2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно
в религиозно-мифологической
форме. Их основу составляли идеи о
божественном происхождении и организации
власти.В середине I тыс. до н.э.
в связи с творчеством Конфуция, Платона,
Аристотеля, Цицерона появляются первые
политические категории, дефиниции (определения),
а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму.Одним
из основателей политологии является
Макиавелли. В 16 в. он сформулировал
предмет и метод политологии, поставил
в центр изучение проблемы государства
и власти. В 1857 г. начинается чтение курса
лекций по политической теории в Колумбийском
колледже. В 1880 г. в нем была открыта Высшая
школа политической науки. В 1903 г. была
основана Американская ассоциация политической
науки, в 1949 г. Международная ассоциация
политической науки.В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовала
курс политологии для изучения в университетах
Как учебная дисциплина политология окончательно
утвердилась в середине XX в.В 1988-89гг.
Пол-гия нач-ет преподаваться в вузах
СССР. В 1993г. была образ-на бел. Ассоц-я
полит. наук, и оказ-ет влияние на развит-е
её как уч. дисциплины. С 20в. она активно
разв-ся странах США ЗЕ. Пол-гия явл-ся
соц-гум дисциплиной и связана с фил., социолог.,
эк. теорией и психол-ей. В посл. время шир
распростр-е получила приклад-я пол-гия
(исслед-ет текущ процессы, обоснов-ет,
даёт рекомендации.) Современ. полоит-ия
является интегриров-ой наукой о пол-ке
во всех её проявлен-ях, закономерностях
развития полит. сферы общ-ва. Она интгрир-ет
отрасли научн. знания, которые изуч-т
разл. Аспекты полит. деят-ти: пол. филос-я,
пол. социолог-я, пол. история, пол. психол-я,
история полит. учений, пол. этика, пол.
географ, геопол-ка, полит. антропология.
Полит-я предстаёт в 2-ух кач-вах: как наука
и как уч. дисцип-на. полит-я как наука исслед-ет
явления, процессы и отношения в полит.
сфере и их диалектич. взаимосвязи и взаимообусловленности.
Полит-я как уч. дисц-на базируется на политологии-науке!
У них общий предмет изучения, но различные
цели. Цель полит. как уч. дисц-ны: полит.
образ-е и воспит. членов общ-ва.. В нашей
стране становление и развитие политологии
искусственно сдерживалось по идеологическим
соображениям - она оценивалась в официальных
партийно-государственных структурах
как проводник буржуазной и ревизионистской
идеологии, поэтому ей не находилось места
в системе советского обществоведения.
В РБь изучение политологии ведется с
1969г.
4. Зарожд. и развит. полит. знаний в эпоху антич. Полит. мысль средневековья.
Античность.Мировая полит. мысль стала развив. с переходом человечества от первобытнообщинного к рабовладельческому строю с его антагонистическими классами и государством.
Платон (427-347гг. до н.э.) – идеолог афинской аристократии. Идеалист.
Труды: «Государство», «Законы».
Делил людей на 3 начала: разумное (философы), аффективное(воины), вожделеющее (ремесленники, землевладельцы)Взгляды на гос-во: 1. Предназначение человека – служить гос-ву. Общественные интересы выше индивидуальных.2. Идеальная форма гос. устройства – правление аристократии (мудрых) и монархия. Наихудш. Форма правл. – демократия и тирания.
Аристотель (384-322 гг. до. н.э.) – идеолог землевладельческой аристократии. Материалист.Труды: трактаты «Политика» и «Никомахова этика»
Взгляды на гос-во.: 1. Гос-во должно всецело служить интересам и развитию личности. 2. Выступал за частную собств., рабовладение, моногамную семью. 3. 3-и правильных формы гос. управл: монархия, аристократия, полития. ; 3-и неправильных формы гос. управл: тиранию, олигархию, демкратию.Средневековье.Эпоха феодализма. Возвышение роли церкви.Епископ Аврелий Августин.Концепция 2-ух общностей: 1.«Град Божий» -Церковь. Основан на любви к Богу, справедливости, общей пользе. 2.«Град земной» - государство. Осн. на любви к себе, насилии, разбое, принуждении. Чтобы гос-во оправдало свое существование, оно должно всецело служить церкви.
Аврелий считал, что приобщить к христианству можно насильно; а еретизм нужно карать.Монах Фома Аквинский 1. Считал, что общественное неравенство и эксплуатация установлены Богом. 2. монархическая власть тоже от Бога. 3. Отстаивал инквизицию.
3. Функции и методы политологии.
Функции:
1.Информационно-познавательная
4.Регулятивная,
или прагматическая. Регулир. полит. отношения. Помогает
оценить политическую действительность.5.
7.Инструментальная. Определяет действия, которые
нужно принять для реш. задачи.Методы:Общие:
1. Диалектико.
(Раскрывает связь политики с обществом,
экономикой, культурой. Позволяет понять
события в движении, развитии.) Социологический(изучение
док,анкетирование,
5. Соц-полит концепции В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВР.
В эпоху Возрождения
полит мысль представл-на прежде всего в работах Макиавелли. В своём сочинении «ГОСУДАРЬ» и др. произведения он противопоставляет религ-ой концепции гос-ва теорию светского гос-ва, воз-ние которого связано с потребностью обуздать эгоист-ю натуру чел-ка.
Наиболее разумной формой гос. устройства Макиавелли считает монархию. При этом монархия рассм-ся им как господство одного чел-ка, который стремиться конституировать и сохранить гос-во. Аысшей целью политики и гос. деят-ти явл-ся создании и функц-е жизнеспособного гос-ва. Монарх должен всеми силами и средствами укрепить сущств-й строй и жизнь страны, как цель оправд-ет любые ср-ва, которыми он польз-ся. Гос-во будет сильным тогда, когда монарх будет заб-ся о благе народа.
Макиавелли считает, что гос-во будет свободным тогда, когда оно сумеет обесп-ть свою независимость.
Особое внимание он удиляет личным кач-вам правителя. Он должен быть умным, осторожным в принятии решений, быт хиторым, изваротливым и наперёд предугадывать все «+» и «-» своих действий.
Он впервые поставил вопрос о соотношении морали и политики.
В 16в. получила
расп-е в Зап. Е. направл-е
общественно-полит мысли,
В произ-ях Томаса Мора, Томаза Компанелли и др. мыслителей этого периода обосн-ся необх-ть устан-я такого обществ. порядка, который основ-ся на равенстве всех членов общ-ва, коллект собст-ти, обяз-ти труда всех граждани общ. самоупр-ия.
Идеи утопического социализма явились своеобразной формой протеста против тех отношений, которые возн-ли в обществе в связи с перех-м к капит-му строю. В своём разв-и утопич. социализм проходит 3 осн-х этапа:
1. утопич. соц-м: 16-18вв: Мльен, Марели
2. критич. утопич. соц-м: Сеньсемон, Фурье, Оуэн
3. утопич. соц-м рус-х революционеров-демократов.
Идеи утопич. соц-ма
в Зап. Е. получили своё
Пол-ка и полит деят-ть рассм-ся как временное явл-е, даётся всесторонняя критика бурж. общ-ва в целоми бурж гос-ва в частности.
В 17-18вв. одной из
глав-х проблем науки была
По мнению Гоббса, для соблюд-я ест-ых законов чел-ку нужна уверен-ть в своей безопасности. Для достиж-я этой безоп-ти люди должны объед-ся, отказавшись при этом от некоторых своих прав. В рез-те между людьми воз-ет эталон, который знаменует собой эталон гос-ва..
Цель гос-ва закл-ся в том.я, чтобы утверд-ть порядок, при котором каждому гражданину была бы обеспечена безмятежность и спок. существ-е.
Гос власть должна иметь след-е права:
-1- право наказать нарушителей закона
-2-право объявл-я войны и закл-я мира
-3- право суда
- право уст-ть законы, касающ-ся собств-ти
-5- запрещать вредные учения, которые ведут к нарушению мира и спокойствия внутри гос-ва.
Гоббс считает, что гос власт должна быть нераздел-ой и суверенной. Он выд-ет 3 вида гос власти:
- монархия
-аристократия
-демократия
Наилучшей формой он считает монархию.
6. РАЗВИТИЕ ПОЛИТ МЫСЛИ В ЗАП ЕВРОПЕ В 19в.
Полит мысль 18-нач.19вв хар-ся тем, что в этот период возн-ет такое идейно-полит течение как либерализм (Коестант, Пентам) Осн-е внимание в их работах уделено проблеме индив-х прав личностных свобод граждан. Они выступают сторонниками раздел-я гос власти. Поскольку ч-ку присуще свобода, то осн гражд-е права явл-ся основой взаимоотн-й между людьми. Причём права граждан не зависят от гос-ва и неприкосновенны для гос-ва. Осн-ой идеей либерализма явл-ся обоснов-е личной грожд-ой свободы чел-ка. Гражд-н не зависим от чел-ка, а гос-во не может вмеш-ся в его личные дела.
В основе воз-я гос-ва лежит не столько общ-ый договор, сколько насилие и привычка.
Анализ возн-я, функционир-я и перспектив демокр-и нашёл отражение в трудах Токвиля. По его мнению, истор. заслуга демокр-и состоит в том, что она обесп-ет возм-ть широкого участия граждан в полит жизни. Власть демокр-го большинства заканчивается там. где начинается неотъемлимые права личности. Наилучшей формой вл-ти Токвнль считает представит-о парвление, т.. у власти должны стоять представители разл-х кругов.
В сер 19в. в Зап. Европе получают распр-е идеи Маркса и Энгельса. Определяя класс-ую борьбу как борьбу полит-ю, Маркс и Эншгель содят сущность полит власти в классово-онтогонестич-м обществе к орг-ному насилию одного класса над лругим.
Прл-ка как общ-ое явл-е возник-ет тогда, когда общ-во разд-ся на классы. Именно в этот период возн-ет гос-во. Основой появ-я и классов и политики и гос-ва явл-ся разв-ие матер-го произ-ва и появл-е частной собств-ти. Специфика политика состоит в том, что она опред-ет отнош-е субъектов к завоеванию, удержанию, использ-ю гос власти. Пол-ка опр-ся эконом отнош-ми, склад-мися в общ-ве. В этой связи марксизм формирует идею о соотношении базиса и надстройки. Базис и надстройка рассматр-ся в джиалект-ом единстве, поскольку опред-я надстройку, базис исп-ет с её стороны обратн-ое возд-ие. Основой общ-го разв-я явл-ся классов-я борьба, которая на опред-х этапах приводит к соц-й рев-ии. Класс борьба в усл-ях кап общ-ва, ведёт к соц рволюции, которая обесп-ет переход от кап-ой к коммунист-й формации. Каждая формация имеет опр-ые этапы в своём разв-и.