Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:06, шпаргалка
Политология- это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, сущности, формах, методах использования политической власти.Объект-полит-я сфера общества, все происх-е в ней явл-я и процессы, те политика изучается как целостное явление. Предмет- законом-ти формиров-я и развития политической власти, форма и методы ее функционир-я и использ-е в гос-ом организованном сообщес
В коммунист-й формации (по Марксу и Энгельсу) следует выделить 2 формации:
- соц-м
- коммунизм
Имея общие формац-е признаки, этапы ком-ой формации вместе с тем отл-ся, при этом соц-м явл-ся низшей ступенькой формации. На этом этапе сохр-ся соц нер-во, функц-ет гос-во как полит институт. Распр-е матер и дух благ осущ-ся в соответствии в кол-вом и кач-вом в условиях коммунизма, отс-ет соц неравенство. Отс-ет гос-во, а распредел-е матер и дух благ осущ-ся в соотв-и с потребн-ми граждан.
В нач.20в. полит мысль прдст-
7.Соц-полит.идеи Бел. имеют богатую историю. За свою историю
Бел. входила: в древнерус. Гос.IX-VIII вв.);В.К.Л.;
Рос. Имп. XVIII в.). Генезис бел. Полит. мысли
связ. с возникн. и развит. Полоцкого, Вит-го,
Минск., Туровского и Пинского княжеств,
кот. входили в состав Киевской Руси. Первые
полит. памятники в Бел. посвящены укрепл
феод власти поддерж. христиан. религ..
–Ефросин Полоцкая и Кирила Туровский.
В 16в.проникают идеи гуманизма.У истоков
стоял Франциск Скарина.Его идеи направлены
на утвержд в народе правосознан, а в гос
–правосудия и справедлив.Полит илеал-гуманная
и сильная власть. Сымон Будны «Катехизис»
и «О светлой памяти» он считал, что
право влад собствен в гос должны иметь
все граждан, отстаив труд ремеслен и купцов,
осуждал идею о ликвидац гос власти. Михал
Литвин- сторонник коллект правлен. Михаил
Гусовский- считал идельн правит Витовта.
Андре Волан-основат разработка концепции
прав общ и прав гос., свабода важнейш фактор,
обеспеч мир и защиту гос. Лев Сапега- выступал
за един независ и В XIX - XX вв. в связи
с активизацией демократических сил создается
первая белорусская национальная партия
левонароднического направления - - Белорусская
социалистическая громада (БСГ). Задачи
борьбы против самодержавия, выдвигались
требования развитии прав гос, явл главным
редактор Статута ВКЛ 1588. Основн полит
темой в тудах бел мыслит 16-18в была борьба
с польск феод. Казимир Лыщинский- его
идеал- крепк гос с прсвящ монархом. Особое
место в общ- полит мысли 17-18 занимала пробл
свобожд Бел от Польши и воссоед ее с Рос.
Представит этого движ – Симеон Полоцкий,
Афанасий Филипович. Наиболее ярким представит
революц-демократ движения в Бел Кастусь
Калинов.В 1863 г возглавил восстан в Бел
и Литве. Нац освобожд он связыв с реш соц
прблем, с развит нац культ, с демократиз
общ строя, землю надо раздать крест без
выкупа. Он по своим взглядам – демократ,
республик, противник бюрокр. В 70-80г в Бел
проникают идеи народничества. На рубеже
19-20в в связи с активиз демократ сил созд
перв бел нац партия левонарднич направления
– БСГ. Партия добивалась вначале предоставления
краевой автономии Беларуси с сеймом в
Вильно, а затем уже и полной государственной
независимости. Идеология Громады нашла
отражение на страницах газеты «Наша Нива».
Костяк редакции составили братья И.И.
и А.И. Луцкевичи, А. Пашкевич (Тетка), В.
Ластовский, А. Власов и др. Политическая
мысль того периода характеризовалась
еще таким идейно-политическим течением,
как западноруссизм, идеологами которого
в разное время были И. Семашко, М. Козлович,
Л. Солоневич и др. Сторонники этого направления
считали белорусские земли составным
элементом России, а самих белорусов как
западных русских, отказывая им в самобытности
и самостоятельном культурном и политическом
развитии. Эти два разнополюсных подхода
(с различными вариантами) стали определяющими
в белорусской политической мысли в первые
десятилетия XX в.
8.Осн напрвавл. и тенд разв зарубежн полит. В 19в популярн в полит получили теии элит Гаэтано Моска, В. Парето. Анализ полит партий- М.Острогорский, Роберт Михельс. Основн проблем, рассматр совр зап полит:-механизм формир полит власти и ее влияние на прцесс принятия полит реш;-поведение соц групп и отдельн граждан во время избират комп;-процесс формир полит установок и общ мнения;-механизм формир и функционир полит партий и общ-полит организ;-деят гос и проблема бюрократ;-сущность, функции и формир полит культ и др. Начиная с 20в политол как наука получ развит в США.Америк политологи уделяют вним влиянию психологич мотивов мотивов повед отдельн людей и соц групп на полит прцессы в общ, что способ проникн в полит науку бихевиаризма и формир бихевиористского напрвлен. Его основопол счит Ч.Мерриам. Полит реальн – часть естеств, природн реальн. В нач 60 гг в америк полит была сформул концепция «полит культ», она была выдвинута как попытка соед формальн и неформ компоненты полит сист с нац психологией. С.Верба разработал 3 чистых типа культуры- патриарх, подданич, активистск. Концепция предст собой попытку интегрир социологиф и достиж совр психолог.Г.Лассуэлл сформ теорию полит психоанал. Он выдел 3 осн типа политиков: администратор, агитатор и теоретик. Крупнейш представ америк политтол – Ганс Моргентау – концепц «нац интересов»- достижен мир господства. Такая полит успешна если подкрепл силой. Особен франц полит явл теория институт. Согласно ей политика предст собой результат деят различн полит институтов. Основн заслуга институционализма – его сторонники исслед воздейств гос на общ жизнь, показали роль и полит функции права. Значит вним франц полит привлечено к конц полит власти. Палит партии – одна из центральн проблем итальян политологии. Дж.Сартори предложил 7 типов партийн систем: однопар, двух, сист с партией осущ гегемонию, сист с преоблад парт, и тд. Рассужд о задачах полит науки, Сартори считал , что в условиях демократ уровень полит класса завис от состояния полит культ. Важнейш значен имеют труды немецких мыслит Ральфа Дарендорфа, Юргена Хабермаса. Дарендорф явл представит теории соц конфликта.Кажд группа людей выступ как носитель опред позиций. В качестве идеала он выдвигает либеральн общ. Так обр совр западн полит не представл собой единой теории.
14.Демократический режим.
Демократия зародилась в Др. Греции. Демократия- это организация политиче-ского и гражданского общества, обес-печивающая реальное народовластие и утвержде-ние прав и свобод человека и гражданина.
Критерии:
1.Характер и мера осуществления власти: приделы власти устанавливаются обществом.
2.Механизмы формирования власти: власть выбирается гражданами на основе принципов преемственности определенных законов. 3.Взаимоотношения общества и власти:
общество выбирает власть. 4.Роль идеологии в обществе: официальная идеология существует, но сохраняется плюрализм в идеологической сфере. 5. Характер политического лидерства: зависит от типа политической системы и традиций общества.
6. Характер существующих запретов: Разрешено всё, что не запрещено законом.
7. Политич СМИ: СМИ свободны и независимы (4-я власть). 8. Соотноше-ние прав и свобод граждан: Права и свободы граждан гарантированы законом, кот-е определяют механизмы регулирования гос-ва. 9.Изменения в политич. системе: свобода действий общественных движений и объедине-ний, всеобщее избирательное право, разделение властей, парламентаризм.
Принципы (основные положения), без кот демо-кратии не может быть:
1.Принцип суверенитета народа. 2.Принцип равноправия граждан на участие в управле-нии в управлении государством и об-вом. 3.Принцип принятия решений по большинству и подчи-нение меньшинстваа большин-ству при их осуществлении. 4.Принцип выборности основных органов гос-ва.
Изложенные принципы
демократии являются универ-
9. Власть как социальный феномен. Политическая власть: сущность, основные черты и функции.
Учение о власти
явл в политологии основополага
Таким обр,
власть – это один из
В основе подчинения одного человека другому лежит естественное (физиологич, интеллект и др.) и соц (статусное, экон, образовательное и др.) неравенство.
Обществ. назнач власти проявляется в: а) поддержании общественного порядка с его установившемся регламентом; б) выявлении, локализации и разрешении конфликтов;
в) достижении обществ консенсуса; г) регулирование всех властных отношений в об-ве; д) использовании насилия и принуждения во имя стабилизации об-ва.
Выделяют универсальные св-ва власти: -её всеобщность; -способность проникать во все виды деятельности, общественной группы; -пространственность
. Виды власти: -Экон; -полит; - светская и церковная; - законодательная, исполнительная, судебная; - центральная, региональная, местная; - гос, полит, партийная, семейная, власть аппарата, власть лидера, власть родителей; - демократ, тоталитарная, авторитарная, диктаторская, либерально- демократическая.
Пол власть-это реальная возможность и способность соц субъектов проводить свою волю в политеке ,оказывать решающее воздействие на деят и поведение людей посредством авторитета,права,насилия.
П. власть имеет ряд х-ных черт: 1.суверенитет, верховенство, неделимость; 2. авторитет власти, т.е. признание её авторитета; 3.волевой характер власти, т.е. наличие цели, программы, готовности их добиваться; 4. принуждение.
П. власть выполняет определ ф-ции: Организыции;Управление- проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений;
Регуляции,координации,
Контроль - обеспечения соблюдения соц норм, правил
деятельности людей и социальных групп
в об-ве. Поддержание целостности
об-ва; Достижение поставленных
целей; Поддержание обществ порядка; Выявление
и разрешение возможных противоречий;
10. Легитимность политической власти. Типы легитимного господства.
Термин легитимность возник в нач 19 века во Франции. Легитимность является важнейшим атрибутом власти. Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Или другими словами, л.- соответствие власти законно установленным нормам, основополагающим целям гос-в и общественным принципам и ценностям. Легитимная власть принимается массами. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом в отличие от легальности власти. Легитимность призвана сформировать авторитет к правительству, обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы.
Типология легитимности (по Веберу): -традиционная –харизматическая рационально-легальная. Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, кот. рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе. Примером традиционного типа господства являются монархии (Великобритания).
Харизматический тип властвования распространен в модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления. Харизма означает особый дар, призвание, кот-м обладает лидер (Ленин, Сталин, Гитлер). Харизматический авторитет зависит от приверженности масс.. Харизматическая власть явл. относительно нестабильной, т.к. лидеру, чтобы ее удержать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность. Функциональная роль харизматического типа организации власти состоит в том, чтобы стимулировать, ускорить исторический прогресс.
Легальная
власть основывается на
Однако
в чистом виде этих идеальных типов не существует. В современной
пол науке классификация М.Вебера дополняется
другими типами легитимности власти. Например,
выделяется идеологическая легитимность,
основанная на обосновании правомерности
власти с помощью идеологии, внедряемой
в сознание широких слоев населения. Этническая
легитимность-формирование властных структур
по нац. признаку.
11 Субъекты, ресурсы и способы реализации власти. Критерии эффективности функционирования пол власти.
Под субъектом политики понимают носителя практической деятельности, источник активности, направленный на объект. Субъекты- это группы людей или люди, влияющие на принятие полит. решений или участвующие в их принятии. К субъектам полит.власти относятся: 1) соц.общности(классы, этносы, соц.группы);2)гос-во; 3)полит.партии и организации; 4)правящие элиты, бюрократия, лобби; 5)групповое и индивид лидерство;6)личная власть; 7)отдельные личности в рамках легитимизированных процессов(митинги ,выборы, демонстрации). Под ресурсами власти следует понимать все те ср-ва, использование кот обеспечив влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. К ним относятся ценности, либо ср-ва, способные повлиять на внутренний мир чел-ка(СМИ), либо орудия, с помощь кот можно лишить чел-ка тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь(оружие). Ресурсы, выступающие одним из важнейших оснований власти, наряду с субъектом и объектом, могут использоваться для поощрения, наказания, убеждения. Их можно классифицировать разными способами. Согласно одному из них ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. К утилитарным относятся материальные и др. соц. блага; к принудительным – меры уголовного и администрат воздействия; к нормативным - ср-ва воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения чела. Они признаны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.Ресурсы,возникающие в сфере самой политики,общественные. Согласно др. ресурсы делятся с учётом важнейших сфер деятельности на экономич, соц, политико-силовые и культурно-информац. Экон. ресурсы- это материальные блага, необходимые для обществ произв-ва и потребления(деньги,продукты питания). Соц.ресурсы- способность повышения (понижения) соц.статуса или ранга, места в соц. иерархии (должность,престиж). Культурно-информ.- знания и инф-ция, а также ср-ва их получения: институты науки и образования, СМИ. Силовые- это оружие и аппарат физич принуждения, специально подготовленные для этого люди. Специфич ресурсом власти является чел. (демографические ресурсы). Люди- это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает др. ресурсы.