Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:06, шпаргалка

Краткое описание

Политология- это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, сущности, формах, методах использования политической власти.Объект-полит-я сфера общества, все происх-е в ней явл-я и процессы, те политика изучается как целостное явление. Предмет- законом-ти формиров-я и развития политической власти, форма и методы ее функционир-я и использ-е в гос-ом организованном сообщес

Файлы: 1 файл

politologia_shpory1.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

   Важнейшим мирным видом полит деятельности явл реформа   кот. понимается изменение, преобразование, переустройство сторон общественной жизни при сохранении основ существующего строя..

К мирным видам  пол. д-ти можно отнести переговоры, соглашения, выборы, референдумы, митинги, собрания.

Наиболее характерными насильственными действиями явл война, революция, контрреволюция, восстание , заговор ,путч, переворот , террор и др.

Война — это вооруженная борьба м/у гос-ами, классами или этническими общностями. Она бывает межгосударственной, гражданской,- или межнациональной (межэтнической).

Революция — это качественное изменение в развитии  природы, об-ва и познания (например, геологическая, культурная, социальная). Вопрос о завоевании власти — главный вопрос любой революции.

Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя.

Вооруженное восстание- это насильственный способ завоевания власти.

Заговор-тайное соглашение нескольктх лиц о совместных де-ях против кого-лтбо для достижения опред полит целей

Путч-сговор небольшой группы представителей власти в целях изменения гос курса.

Одним из экстремистских (крайних) способов пол. действия является террор. Террор — использования насилия или угрозы его применения(шантаж) для достижения полит целей (убийство, нанесение тяжелых увечий).  

32. Политическое участие (ПУ)

ПУ – действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на гос политику или на выбор пол лидеров. ПУ в отличие от пол деятельности имеет лишь одного субъекта – личность. ПУ бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным. При авторитарном и тоталитарном режимах оно вынужденное или принудительное, при демократическом – свободное и сознательное. Формы ПУ: 1) осуществление власти или противодействие ее осуществлению (н-р, участие – деятельность представительных органов; противодействие – гражданское неповиновение, саботаж) 2) деятельность формальных общественных организаций (партии, молодежн пол организации) 3) деятельность неформальных организаций (народный фронт) 4) выборы, референдумы 5) публичные манифестации пол взглядов, собрания, ТВ Наиболее распространенная форма участия – чтение пол периодики, прослушивание и просмотр передач с обсуждением. Мотивы ПУ: 1) стремление улучшить материальное положение, повышение своего соц статуса 2) стремление принадлежности к группе, поиск соц защиты у пол групп 3) понимание общественного долга, изменившаяся ситуация в стране.4)удовлетворение властных потребностей.

Основной проблемой  с которой сталкивается большинство гос-в является малочисленность активных граждан. между тем пол активность определяется уровнем демократизации общества. Диктатура ограничивает ПУ, демократия создает условия для ПУ. ПУ зависит от партийной принадлежности, образования,национальных традиций, культуры. Ограничителями ПУ могут быть пол, возраст, семейное положение, социально- экономическое положение, профессия граждан,политическое неравенство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33 Полит. конфликт-столкновение, противоборство полит субъектов, обусловленное противоположностью их полит интересов, целей, взглядов, ценностей;

-борьба 1 субъектов с  другими за влияние в сист. полит отношений, доступ к принятию  полит. Решений, распоряж-е рес-ми, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми.

Причины, источники  конфликтов:

1)борьба и соперничество за власть ,её стату  и ресурсы. 2)расхождение субъектов политики в определении базовых ценностей и политических идеалов при оценке прошлого, настоящего, будущего 3)осознание граждан своей принадлежности к той или иной общности людей и их стремление реализовать права и интнрнсы своей  общности, её статусные, нац и террит т другие притензии.

Типология: По зонам и масштабам их проявл-я: глобальные, межсистемные, внутрисистемные, межрегиональные,  региональные, меж- и внутре- госуд, межличностные.По временным хар-кам: Долго- и кратковременные конфликты

По динамике развития:Остротекущие, быстроразвив-ся, угасающие, разрастающиеся конфликты. По ур-ню конфл. отношений:«глубокие», «неглубокие», По ур-ню публичности: Открытые (гласные-митинги, манифестации, забастовки) и закрытые (латентные-внутри правящей элиты)По субъектам конфликта: -вертик-между разл. ур-нями власти. -горизонт. -внутри правящей элиты и между ветвями власти.Типология Анатолия Рипопорта(1960)Схватка-с позиции силы. Борьба сторон до конца . Дебаты-какаяо победа одного, частное ограничение прав  свобоб другого. Игры-участники ориент на достижение взаимного согласия .Они заканч восстановлением баланса интересов.

Подходы к решению (Митчел)

Урегулирование:напр на компромиссное решение.Разрешение:на исчерпание или устранение прелмета спора или его сторон.Контроль:удержание в определённых рамках.

Полит. кризис- потеря пол системой стабильности, равновесия и эффективности с ёё неспособность к выполнению своих функций.

Виды: Кризис легимности, Кризис идентичности,кризис  политического участия,кризис проникновения, кризис распределения(недоступность благ для всех слоёв населения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34 Политические элиты-это соц группа, обладающая политической властью и контролирующая процесс гос управления.Хар следующими чертами: небольшая достаточно самостоятельная соц группа, высокий соц статус, значительный объём гос и информ власти, непосредственное участие в осущ власти, организаторские способности и талант.

Концепции элит:

Макиавелли-Любому обществу присуща элитарность,В её основе лежит факт естественных различий людей,элита хар особыми полит и орг качествами,массы признаю право элит на власть,смена элит в ходе борьбы за власть.

Парето-соц. развитие как круговорот элит(двигатель истории-судьбы элит,а е большинства):смена элит благодаря притоку лучших и достойных групп.За ней – циркуляция идей.

Теория правящего класса(Моска)-Власть всегда в руках меншенства.Моска стороник демократической тенденции(на основе способностей,образования,заслуг),а противник только аристократической.эти приводи к застою общества и вырождению элит.

Теория организации(Михельс)Создание крупных организаций ведёт у  их олигархизации.В обществе действует «Железный закон олигархии»:демократия неизбежно вырождается во власть олигархии.

Современные концепции:ценноствная  теория,Плюралистическую,теория элитарной  домократии и т.д.

Современные пол элит 4 группы:

Правящая,те кто облад  властью

Высшая:те кто участвует  и принимает решения,Средняя определяется по 3 критерям уровню доходов,профес статусу,образованию; Административнаявысший слой гос служ(в министерствах,департимента )

Типология:от источников власти: наследственные, властные, ценностные, функциональные;от места в системе власти:прявящей и опазиционной;по принципам пополнения:зактытой и открытой;

Рекрутирование-процесс вхождения в состав руководящих групп и движения внутри них

 Каналами  рекрутирования называются пути продвижения к вершине политической иерархии. К числу основных институциональных каналов такого рода относят гос аппарат, армию, пол партии, религиозные организации, систему образования.

2 основные системы  рекрутирования:

-система гильдый:медленное  продвижение кондидата по ступеням власти.Замкнутость,слобо свойственна конкуренция,консерватизм

-антрепренерская система:личные качества кондидата,конкуренция,свобода,демократизм.Недостаток:приход в политику случайных лиц. 

35. Феномен политического лидерства

Лидерсво-отношения доминированя,подчинения,влияния в системе межличностных отношений в группе.

Политический лидер-личность, способная изменять ход соц событий и направленность полит процессов.

Основные черты лидера:

Способноть оценивать  и решать стоящие перед ним задачи.Уметь оказывать воздействие и мобилизировать людей.

Функции:Аналитическая,разработка программ, мобилизация на выполнения этих программ, Новаторство, координационная, Интегративная.

Типология: по стилю руководства- авторитарный, демократический, отстранённый; по форме влияния-формальные, неформальные; по целям и воздействия на общество-консерватор ,реформатор , революционер.По Веберу, лидеры делятся на традиционное(основанное на вере в святость традиции); рационально-легальное, базирующееся на вере в законность существующего порядка и его "разумность", харизматическое лидерство возникает на крутых поворотах истории. Классификация Херманна: знаменосец, служитель, торговец, пожарный.

Теории: Теория марксизма-Лидер  рассматривается как представитель  того или иного класса,Роль лидера вторична. Лидер- наиболее способный выразитель интересов класса.

Психологическая концепция:В  основе лидерства лежит подавленное  либидо,в результате человек стремится к творческой деят,в том числе и политической.Альфред Адлер утвержал,что стремление некоторых к политике связано с преодоление комплексов,чувства неполноценности.

Ситуационная концепция: лидерские качества проявляются  во времена велик потрясений, кризисов. (Стогдилл,Хилтон)

 

 

 

36.  Выборы и демократия. Избирательное право.

Полит.выборы-это способ формирования органов гос.власти и управления обществом с помощью выражения полит.воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы гос.власти, определяются кандидаты на выборные должности. Выборы бывают: президентские, парламентские, в местные органы власти. Сущность полит. выборов проявляется в их функциях:1) смена власти мирным путём. 2) выражение интересов различных соц групп и слоёв 3)формирование органов гос власти .4)мирное разрешение конфликта между политическими силами претендующими на власть 5) полит социализация и мобилизация граждан.

Общие принципы демократ выборов:обязательность,переодичность,всеобщность избирательного процесса и права.

 Избирательное право-система гос –правовых норм,регулирующая порядок и условия проведения выборов в представительные органы власти и занятие выборных гос должностей.

-активное изб право(право избирать)

-пассивное изб право(быть  избранным)

 Избирательное право основывается на                     принципах всеобщности(его закрепление за каждым гражданином) Ценз:возрастной,гражданства,оседлости,пола,имущественный,моральный.Ограничения в РБ:по решению суда, уголовное дело, недееспособные граждане.

 Равенства(каждый имеет равное кол голосов..),прямого(косвенного)и тайногоголосования.  
37: Избирательная сис-ма - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как понимают интересы своей партии и общества, каковы политические традиции и культура.

Три типа: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

1. Мажоритарная( принцип большинства при определении результатов голосования.  Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей).

 Три разновидности: 1.1 Абсолютного большинства. Для избрания в первом тере нужно набрать более половины голосов – 50% +1 голос , если никто не набирает, то проводится 2-ой тур, во 2-ом туре побеждает тот, кто набрал больше всего голосов(в РБ).

1.2. Относительного  большинства. Достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и не обязательно больше половины.(Англия, США). Не устанавл. min участия избирателей.

1.3. Квалифицированного  большинства. Избир. кандидат, набравший заранее установленное большинство, существенно превыш половину2/3; 3/4 Применяется редко (менее результативна).

2. Пропорциональная. Депутатские мандаты распред-ся не между инд. кандидатами, а между партиями в соотв-ии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за парт. списки.

2.1. Жест. списки. (Исп., Греция,  Израиль). Избиратели могут голосовать только за партию в целом.

2.2. Полужест. списки. (Австрия, Дания, Нидерланды). Голос-ие  за парт. список целиком; кандидат, возглавляющий список, обязательно получает мандат; остальные мандаты распределяются в соотв.  с получ. преференциями.

2.3. Свободные  списки.  (Дания). Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) опред.  кандидату или кандидатам.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"