Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:06, шпаргалка
Политология- это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, сущности, формах, методах использования политической власти.Объект-полит-я сфера общества, все происх-е в ней явл-я и процессы, те политика изучается как целостное явление. Предмет- законом-ти формиров-я и развития политической власти, форма и методы ее функционир-я и использ-е в гос-ом организованном сообщес
Функционирование пол власти осуществляется на основе принципов
эффективности и легитимности.
Эффективность власти
- это гарантированное проведение в жизнь
властных распоряжений в максимально
короткие сроки с меньшими издержками.
Критериями эффективности являются:
-Достаточность оснований власти и эффективное
использование ее ресурсов -Рациональность
вертикального и горизонтального строения
власти -Действенный контроль за выполнением
властных распоряжений
-Организационно-техническое
и кадровое обеспечение учета и анализа властных
приказов (каждый должен стоять на своем
месте).
-Наличие действенной системы санкций,
применяемых к объекту власти в случае
неповиновения его приказам.
12. Полит.система: понятие, структура, функции, типология. СМИ в полит.с-ме.
Полит.с-ма общества-это с-ма полит.организаций и институтов, полит. идей, взглядов, полит нравственных и правовых норм и традиций, избирательного права, общественного мнения и других специфических элементов, с помощью кот осуществляется власть
Для понимания сущности полит. системы важное значение имеет уяснение ее функций. К ним можно отнести:1)определение целей и задач общ-ва, разработка программ его жизнедеятельности; 2)мобилизацию материальных и духовных ресурсов и всего общ-ва на выполнение соц.-полит. целей задач.3)полит.социализацию общ-ва; 4)формирование полит. сознания граждан;5)полит. связь элементов системы, системы и среды;6)укрепление общественно-полит. строя, обеспечение его безопасности; Основные элементы пол системы: полит. организации и институты; полит. и правовые нормы; полит. отношения, полит.сознание и полит культура.
В отечеств полит. лит-ре длительный период
выделялись два типа полит.систем: буржуазная
и социалистическая. Однако в наше время
эта типология не может быть исчерпывающе
объективной в силу ряда обстоятельств,
новых явлений жизни. Современные политологи
классифицируют полит. с-мы по различным
критериям. В зависимости от хар-ра
и способа взаимоотношений власти, общ-ва
и личности, полит.режима выделяют демократические,
тоталитарные и авторитарные с-мы. Распространено
деление полит.с-м на традиционные, модернизированные
и переходные. Выделяют также консервативные,
сохраняющие и поддерживающие установленный
порядок полит.с-мы., трансформирующиеся
(реакционные и прогрессивные) , проводящие
общ.преобразования, ориентирующие на
реформы. По признаку участия в полит.прцессе
выделяют либеральную демократию ,коммунистическую
и развивающуюся. Полит.с-мы подразделяются
на открытые и закрытые в зав-ти от связей
с внешней средой и др.странами. Выделяют
завершенные и незавершенные полит.с-мы,
имеющие место особенно в развивающихся
странах, централизованные и децентрализованные
в зав-ти от концентрации или распределённости
власти и ряд других. В лит-ре встречается
и формационный подход к делению полит.с-м
на типы- рабовладельческие, феодальные,
капиталистические и социалистические.
Под СМИ понимаются газеты, журналы, теле-
и радиопрограммы, кинодокументалистика.
СМИ - это составная часть пол системы
общества. СМИ осуществляют серъёзное
воздействие на об-во, его состояние и
развитие. Они могут содействовать прогрессу
или тормозить его.СМИ выражают интересы
об-ва, различных соц групп, отдельных
личностей. Их деятельность имеет важные
общественно- политические следствия,
так как характер информации, адресуемой
аудитории, определяет её отношение к
действительности и направление социальных
действий. Поэтому СМИ не просто информируют,
сообщают новости, но и пропагандируют
определённые идеи, взгляды, учения, политические
программы и тем самым участвуют в социальном
управлении.
13. Политический режим — способ функц-я т взаимосвязи осн. элементов полит. с-мы.Эк. сфера: эффект-ть эк. политики правящ. Элиты. Модели: 1)экспортно-ориентир.(Чили, Корея,Тайвань), 2)пропорцион. рост рынка; социальная сфера: наличие хотя бы мин. степени консенсуса в обществе, особенно в элитарных его слоях, относительно задач и форм его развития.
Авторитаризм - политический режим властвования одного чело¬века или правящей группы, основанный на беспрекословном подчине¬нии власти, стремящейся повсеместно утвердить свой авторитет. Контролируется жестко сфера политики. Сохран. формальные процедуры выборов, но правила,принципы выборов не м. изменяться. Общество отчуждено от власти. Идеология частично контролируется и сохраняются определенные позиции в обществе. Характер полит. лидера может иметь черты харазматичности, режим личной власти. Разрешено все, кроме политики. Частичный контроль над СМИ-сфера политики.Права и свободы граждан ограничены в сфере политики.Ограничение д-ти полит. партий,доминирование в с-ме разд-я властей исполнит. Власти, опор власти на армию.
Тоталитаризм - пол режим, характеризующийся всеобщим (тотальным) вмешательством гос-ва во все сферы жиз¬ни общества и личную жизнь граждан.
Всеобщий контроль со стороны власти. Власть формир. бюрократич. способом по закрытым от общества каналам.Об-во отчуждено от власти. Существ. Отлько 1 идеология, любое инакомыслие преследуется, пресекается.Лидер опирается на группу или партию. В принципе группа или партия нах. у власти. Запрещено все кроме того, что приказано или разрешено. Полный контроль над СМИ и отсутств. полного доступа к инфо. Права и свободы носят декларативный хар-р. Слияние правящей партии и гос. аппарата и развитый репрессивный аппарат.Разновидности:
Фашистский (Италия), националсоциалистский(Гемания)
15. Понятие «политический институт». Государство
П институты-зафиксированные и документально закрепленные нормы организации и функционирования различных органов власти ,общ организаций,кот выступают основным регулятором полит поведения и деят-сти граждан в сист п отнош.
Государство – это универсальная политич. организация общества, созданное для обеспечения его целостности, единства, решения общих дел, регулирования взаимоотношений между правительством и народом.
Гос-во – это отношение господства людей над людьми, опирающиеся на насилие, как средство.
Признаки гос-ва:
1) Территория – пространство, на кот. распространяется юрисдикция данного госуд-ва;
2) Население – совокупность людей, проживающих на данной территории, выступающей как верховный источник власти;
3) Суверенитет – верховенство гос. власти внутри страны и независимость во вне;
Функции государства:
1) внутренние :
- защита существующей соц. экон-ой и полит-ой системы;
- регулирование соц. отношений;
- обеспечение законности и правопорядка;
- культурно-воспитательные функции;
2) внешние:
- защита интересов данного госуд-ва на международной арене
- развитие взаимовыгодного сотрудничества, участие в международном разделении труда.
Функции гос-ва реализ посредством
его органов,которые составляю
аппарат гос-ва-это
Государственный механизм:
1. представительные органы гос. власти:
а) высшие (парламент), обладающие законодательной властью;
б) местные органы представительской власти;
2. исполнительные органы гос. власти:
а) высшие (правительство);
б) центральные (министерства и ведомства);
в) местные органы исполнительной власти (райисполком);
3. органы судебной власти
4. органы прокуратуры
5. органы гос. контроля
6. силовые ведомства:
а) органы охраны общ-го порядка;
б) органы гос. безопасности;
в) вооруженные
силы.
16. Формы гос. правления
и их хар-ка.Форма правления — организ. верх. гос. власти, кот предопред. структуру
высших гос. органов, порядок их формирования
и принципы взаимод. м/у собой и другими
S политики. Все гос-ва делятся на монархии
и республики. Монархия - такой способ правления,
при кот верховная гос власть юридически
принадлежит 1-ому лицу (по наследию). 2 разн. монархии: абсолютная
и конституционная. Абсолютная предполагает всевластие
монарха, неогранич. его полномочий (С.Аравия,
Бруней, Оман, Катар, ОАЭ). Конституц огранич полномоч монарха конституцией. От ограничения
различ. дуалистич. и парламентские. В дуалистической полномочия монарха ограничены
в законодательной сфере и широко представлены
в исполнительной власти (Марокко, Кувейт,
Иордания) В парламентской (Англия, Швеция, Дания,
Япония) полномочия главы гос-ва (монарха)
ограничены и в сфере исполн. власти. Прав-во
формируется парлам. Монарх обладает только
представит. ф-ми. В республ. источн. власти явл народное
больш-во, высшие органы гос-ва избир. гражданами.
Сущ. три осн. разновидности
республики: парламентская, президентская
и смешанная. Они отлич. друг от друга
разным распред. ф-ций полномочий м/у
през. и парл. В парламентских (Италия,
ФРГ, Австрия) осн. властные полномочия
сосредоточены в руках парламента. Парламент
— высший представ. и законодат. орган
гос-ва — избир. гражд. страны. Он формирует прав-во,
контролирует его деят., обладает правом
его отставки. Прав-во владеет законодат.
инициативой. Хотя руководитель прав-ва
официально не явл главой гос-ва, реально
он — 1-ое лицо в стране. Глава прав-ва —
президент. Он может избираться парламентом и обычно огранич.
представит. и церемониальными ф-ми. Президентская респ. характер. тем, что президент
в ней одноврем. и глава гос-ва, и глава
правит. Он избирается не парламентом,
а непосредственно народом или коллегией
выборщиков. Основные властные
полномочия сосредоточены в руках президента.
Он руководит внутрен и внешней политикой,
явл Верховным главнокомандующим Вооруженных
сил. Президент формирует прав-во. Существует жесткое разделение
законодательной и исполнительной
власти, их значительная самостоятельность. Парламент
не вправе вынести прав-ву вотум недоверия, президент не может
распустить парламент. Отношения м/у парламентом и президентом
основываются на системе взаимозависимости.
Они могут отменять или приостанавливать
решения друг друга. Смешанные
— полупрезидентские респ. (Ирландия, Франция, Польша). Главная отличит черта
— двойная ответственность прав-ва и перед президентом, и
перед парламентом. В таких республиках
президент и парламент избираются непосредственно
народом. Главой прав-ва явл президент,
он формирует прав-во, учитывая расклад
пол сил в парламенте. При этом всю ответственность за деятельность
правительства несет премьер-министр.
17. Формы территориально-
Государственно-
18. Правовое го-во и гражданское общество
Правовое го-во- это го-во , основывающее на правовом
законе, перед которым равны все: и правители,
и рядовые граждане. В основе правового
го-ва лежат 2 принципа: порядо и стабильностьв
го-ве, защищённость человека. Отличительные черты
прав го-ва : приоритет права, закона
во всех сферах общества. ( закреп в Конституции
страны). Следущ харак черта прав го-ва-
незыблемость свободы, личности, её прав
и свобод, чести и достоинства, их охрана
и гарантированность. Основной чертой
прав го-ва явл разделение властей на три
ветви- законода, исполнит и судебную.
Они выполняют свои фу-ции.Сдерживая и
уравновешивая друг друга, они тем самым
выступают гарантом соблюдения прав и
свобод граждан. Важной чертой прав го-ва
явл наличие эффективных форм контроля
за соблюдением законности, как на внутригос-ом
так и на междунар уровне.Послед черта-
взаимная ответственность личности и
го-ва. Гражданское общество-
соц сфера жизни, незав от го-ва, предс-ая
обществе группами и движениями.Они служат
выражением интересов личности. Граж об-во
имеет сложную структуру, которая включ
различные отношения: хоз, экон, религ,
прав и др.Граж об-во существовало не всегда,
оно появилось впериод перехода к индустриал
стадии развития и капиталист си-ме хоз-вования.
Основная соц фу-ция граж об-ва—создания
условий для удовлетворения базовых чел
потребностей.Взаимоотн между го-вом и
граж об-вом сложны, часто конфликты.Условия для возникновения
и разв граж об-ва.1-Вэконом сфере-частная
собственность и многоукладоч рыночная
экономика. Различные формы собственности,находясь
в равных условиях и конкурируют друг
с другом, создают экон фундамент граж
об-ва.2-В соц сфере-наличие мощного среднего
класса. 3- В полит сфере основой граж об-ва
явл многопартийность, наличие массов
думакрат движ, организ-ций и др групп
по интересам.Все они создают механизм
обратной связи между населением и го-вом,контрал
деятельность гос органов. 4- В сфере дух
жизни необходим высокий уровень граж
сознания и культуры,наличие плюрализма
и свобод в обл идеологии. Граж об-ва
может существовать только в связке с
прав го-вом.
20. Глава государства (ГГ) и его роль в структуре высших органов
ГГ олицетворяет единство нации, выполняет представительские ф-ции на международной арене, во внутриполитической деятельности – высшие гос акты.
В монархии ГГ – король, император и т.д. его пост передается по наследству и пожизненно. Ключевую роль в жизни общества играют лишь в абсолютных и дуалистических монархиях. В парламентских монархиях монарх – дань традициям и он носит формальный хар-р.
В республике ГГ является президент. Процедура избрания и полномочия отличаются разнообразием. В большинстве стран президента избирают всенародно, в некоторых коллегией выборщиков, парламентом.
Срок полномочий: 4 года – США, РФ; 5 – РБ; 7 – Франция.
Полномочия ГГ определяются конституцией и зависят от формы правления. В парламентской республике президент является ГГ формально, его ф-ции носят чисто представительский хар-р.
В президентских республиках президент – ключевая фигура. Он фактически является главой исполнительной власти и не является главой правительства. Им осуществляется:
-Формирование правительства и контроль за его деятельностью
-решение вопросов использования вооруженных сил; -прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов
-назначение судей (США)
-обращение к парламенту с посланиями; -роспуск парламента в случаях предусмотренных конституцией (РФ, РБ); -контроль за исполнением законов; -ведение переговоров и заключение международных соглашений; -подписание законов; -право вето на отдельные законодательные акты; -введение чрезвычайного положения в случаях предусмотренных конституцией
22.Правительство-высший гос. коллегиал.орган исполнит.власти, осуществл.основ полит.реш. Состав:министры,комитеты и др. Названия:совет министров или кабинет мин.
Возгл. Председатель (премьер-мин., канцлер) Виды:партийные и беспартийные(РБ).Партийные: