Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:06, шпаргалка

Краткое описание

Политология- это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, сущности, формах, методах использования политической власти.Объект-полит-я сфера общества, все происх-е в ней явл-я и процессы, те политика изучается как целостное явление. Предмет- законом-ти формиров-я и развития политической власти, форма и методы ее функционир-я и использ-е в гос-ом организованном сообщес

Файлы: 1 файл

politologia_shpory1.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

Функционирование пол власти осуществляется на основе принципов эффективности и легитимности.  
Эффективность власти - это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с меньшими издержками.  
Критериями эффективности являются:  
-Достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов -Рациональность вертикального и горизонтального строения власти -Действенный контроль за выполнением властных распоряжений

-Организационно-техническое  и кадровое обеспечение учета и анализа властных приказов (каждый должен стоять на своем месте).  
-Наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае неповиновения его приказам.  

12.  Полит.система: понятие, структура, функции, типология. СМИ в полит.с-ме.

Полит.с-ма общества-это с-ма полит.организаций и институтов, полит. идей, взглядов, полит нравственных и правовых норм и традиций, избирательного права, общественного мнения  и других специфических элементов, с помощью кот осуществляется власть

Для понимания сущности полит. системы важное значение имеет уяснение ее функций. К ним можно отнести:1)определение целей и задач общ-ва, разработка программ его жизнедеятельности; 2)мобилизацию материальных и духовных ресурсов и всего общ-ва на выполнение соц.-полит. целей задач.3)полит.социализацию общ-ва; 4)формирование полит. сознания граждан;5)полит. связь элементов системы, системы и среды;6)укрепление общественно-полит. строя, обеспечение его безопасности; Основные элементы пол системы: полит. организации и институты; полит. и правовые нормы; полит. отношения, полит.сознание и полит культура.

В отечеств полит. лит-ре длительный период выделялись два типа полит.систем: буржуазная и социалистическая. Однако в наше время эта типология не может быть исчерпывающе объективной в силу ряда обстоятельств, новых явлений жизни. Современные политологи классифицируют полит. с-мы по различным критериям. В зависимости от хар-ра  и способа взаимоотношений власти, общ-ва и личности, полит.режима выделяют демократические, тоталитарные и авторитарные с-мы. Распространено деление полит.с-м на традиционные, модернизированные и переходные. Выделяют также консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок полит.с-мы., трансформирующиеся (реакционные и прогрессивные) , проводящие общ.преобразования, ориентирующие на реформы. По признаку участия в полит.прцессе выделяют либеральную демократию ,коммунистическую и развивающуюся. Полит.с-мы подразделяются на открытые и закрытые в зав-ти от связей с внешней средой и др.странами. Выделяют завершенные и незавершенные полит.с-мы, имеющие место особенно в развивающихся странах, централизованные и децентрализованные в зав-ти от концентрации или распределённости власти и ряд других. В лит-ре встречается и формационный подход к делению полит.с-м на типы- рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические. Под СМИ понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика. СМИ - это составная часть пол системы общества. СМИ осуществляют серъёзное воздействие на об-во, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.СМИ выражают интересы об-ва, различных соц групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении.  

13. Политический режим — способ функц-я т взаимосвязи осн. элементов полит. с-мы.Эк. сфера: эффект-ть эк. политики правящ. Элиты. Модели: 1)экспортно-ориентир.(Чили, Корея,Тайвань), 2)пропорцион. рост рынка; социальная сфера: наличие хотя бы мин. степени консенсуса в обществе, особенно в элитарных его слоях, относительно задач и форм его развития.

Авторитаризм - политический режим властвования одного чело¬века  или правящей группы, основанный на беспрекословном подчине¬нии власти, стремящейся повсеместно утвердить свой авторитет. Контролируется жестко сфера политики. Сохран. формальные процедуры выборов, но правила,принципы выборов не м. изменяться. Общество отчуждено от власти. Идеология частично контролируется и сохраняются определенные позиции в обществе. Характер полит. лидера может иметь черты харазматичности, режим личной власти. Разрешено все, кроме политики. Частичный контроль над СМИ-сфера политики.Права и свободы граждан ограничены в сфере политики.Ограничение д-ти полит. партий,доминирование в с-ме разд-я властей исполнит. Власти, опор власти на армию.

Тоталитаризм - пол режим, характеризующийся всеобщим (тотальным) вмешательством гос-ва во все сферы жиз¬ни общества и личную жизнь граждан.

Всеобщий контроль  со стороны власти. Власть формир. бюрократич. способом по закрытым от общества каналам.Об-во отчуждено от власти. Существ. Отлько 1 идеология, любое инакомыслие преследуется, пресекается.Лидер опирается на группу или партию. В принципе группа или партия нах. у власти. Запрещено все кроме того, что приказано или разрешено. Полный контроль над СМИ и отсутств. полного доступа к инфо. Права и свободы носят декларативный хар-р. Слияние правящей партии и гос. аппарата и развитый репрессивный аппарат.Разновидности:

Фашистский (Италия), националсоциалистский(Гемания), сталинский(СССР), полпотовский(Камбоджа), пиночетовский(Чили), сомосовский(Никарагуа).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Понятие «политический институт». Государство

П институты-зафиксированные и документально закрепленные нормы организации и функционирования различных органов власти ,общ организаций,кот выступают основным регулятором полит поведения и деят-сти граждан в сист п отнош.

Государство – это универсальная политич. организация общества, созданное для обеспечения его целостности, единства, решения общих дел, регулирования взаимоотношений между правительством и народом.

Гос-во – это отношение господства людей над людьми, опирающиеся на насилие, как средство.

Признаки  гос-ва:

1) Территория – пространство, на кот. распространяется юрисдикция данного госуд-ва;

2) Население – совокупность людей, проживающих на данной территории, выступающей как верховный источник власти;

3) Суверенитет – верховенство гос. власти внутри страны и независимость во вне;

Функции государства:

1) внутренние :

- защита существующей соц. экон-ой и полит-ой системы;

- регулирование соц. отношений;

- обеспечение законности и правопорядка;

- культурно-воспитательные функции;

2) внешние:

- защита интересов данного госуд-ва на международной арене

- развитие взаимовыгодного сотрудничества, участие в международном разделении труда.

Функции гос-ва реализ посредством  его органов,которые составляю  аппарат гос-ва-это совокупность институтов и учреждений,наделённых государственно-властными полномочиями.

Государственный механизм:

1. представительные органы гос. власти:

    а) высшие (парламент), обладающие законодательной властью;

    б) местные  органы представительской власти;

2. исполнительные органы гос. власти:

    а) высшие (правительство);

    б) центральные  (министерства и ведомства);

    в) местные  органы исполнительной власти (райисполком);

3. органы судебной власти

4. органы прокуратуры

5. органы гос. контроля

6. силовые ведомства:

    а) органы  охраны общ-го порядка;

    б) органы  гос. безопасности;

    в) вооруженные  силы. 

16. Формы гос. правления  и их хар-ка.Форма правления — организ. верх. гос. власти, кот предопред. структуру высших гос. органов, порядок их формирования и принципы взаимод. м/у собой и другими S политики. Все гос-ва делятся на монархии и республики. Монархия - такой способ правления, при кот верховная гос власть юридически принадлежит 1-ому лицу (по наследию). 2 разн. монархии: абсолютная и конституционная. Абсолютная предполагает всевластие монарха, неогранич. его полномочий (С.Аравия, Бруней, Оман, Катар, ОАЭ). Конституц огранич полномоч монарха конституцией. От ограничения различ. дуалистич. и парламентские. В дуалистической полномочия монарха ограничены в законодательной сфере и широко представлены в исполнительной власти (Марокко, Кувейт, Иордания) В парламентской (Англия, Швеция, Дания, Япония) полномочия главы гос-ва (монарха) ограничены и в сфере исполн. власти. Прав-во формируется парлам. Монарх обладает только представит. ф-ми. В республ. источн. власти явл народное больш-во, высшие органы гос-ва избир. гражданами. Сущ. три осн. разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная. Они отлич. друг от друга разным распред. ф-ций  полномочий м/у през. и парл. В парламентских (Италия, ФРГ, Австрия) осн. властные полномочия сосредоточены в руках парламента. Парламент — высший представ. и законодат. орган гос-ва — избир. гражд. страны. Он формирует прав-во, контролирует его деят., обладает правом его отставки. Прав-во владеет законодат. инициативой. Хотя руководитель прав-ва официально не явл главой гос-ва, реально он — 1-ое лицо в стране. Глава прав-ва — президент. Он может избираться парламентом и обычно огранич. представит. и церемониальными ф-ми. Президентская респ. характер. тем, что президент в ней одноврем. и глава гос-ва, и глава правит. Он избирается не парламентом, а непосредственно народом или коллегией выборщиков. Основные властные полномочия сосредоточены в руках президента. Он руководит внутрен и внешней политикой, явл Верховным главнокомандующим Вооруженных сил. Президент формирует прав-во. Существует жесткое разделение законодательной и исполнительной власти, их значительная самостоятельность. Парламент не вправе вынести прав-ву вотум недоверия, президент не может распустить парламент. Отношения м/у парламентом и президентом основываются на системе взаимозависимости. Они могут отменять или приостанавливать решения друг друга. Смешанные — полупрезидентские респ. (Ирландия, Франция, Польша). Главная отличит черта — двойная ответственность прав-ва и перед президентом, и перед парламентом. В таких республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой прав-ва явл президент, он формирует прав-во, учитывая расклад пол сил в парламенте. При этом всю ответственность за деятельность правительства несет премьер-министр.  

17. Формы территориально-государственного устройства

Государственно-территориальное  устройство – это национально-территориальная организация государства, харак. Соотношением целого и частей, взаимоотношением частей (региональных органов власти) друг с другом и центром. Она даёт ответ на вопрос о том , из каких частей состоит территория страны и их правовое положение, каковы отношения и взаимосвязи центр-х и регион-х органов власти. Различают 2 основ. Формы территор-гос устройств: унитарную(простую), сложную(составная). Унит-ое гос-во –такое, кот. Не имеет внутри себя обособленных террит.-гос. Образований, польз-ся суверенными правами, полит. Самостоят-ю. Унит. Го-ва построены по принципу культ-нац автономии, т.к. они состоят из граждан одной нац-сти, имеют внутри себя административно-террит деление(районы и области).Унит гос-во имеет одну для всей страны конститутию, один представ орган, одно прав-во, единые вооружённые силы, единую бюракрат систему. Примеры: Англия, Франц, РБ. Во многих унит го-вах  в последнее дес-летие  наметилась тенденция к децентрализации. Центр. Унитар го-вами явл Швеция, Дания, РБ. Децентрализ-Франция, Испания, Италия. Крупные регионы в децент го-вах облад широкой автономией и даже имеют собств законод собрание, но ограничения в сфере налогообложения ставят их сильноую зависимость от центра. Сложные го-ва подраздел на конфедерацию и федерацию. Федерация- единое союзное го-во, в состав которого входят опред. Го-ва или гос образования, облад. Властью и полномочиями в отношении тех вопросов, кот не входят в компетенцию федерац власти. Федеративн гос-правовые институты избираются населением всех субъектов федерации. Федерация облад единой террит и единым гражданством. Признаки федерации:единая валюта, единая охрана границ, единая  судебная си-ма, единая си-ма прав граждан, на основе общей конституции каждый субъект создаёт свою кон-цию, наличие двухпалатного парламента. Примеры: Россия, США, Канада. Конфедерация – это не единое го-во, а союз самост го-в. Конфедер - форма при которой  состовляющие конфедер го-ва, сохраняя свой суверинитет и законодательн временно передаю часть своих полномочий для осуществления совместных целей. Го-во, обра-щее конфед полностью сохраняет свою независ имеет совместные органы власти и управления.Она не обладает единой террит и единым гражданством.Эта форма объед. обычно либо переходит федер либо распад. Пример: СНГ 

18. Правовое го-во и гражданское общество

Правовое го-во- это го-во , основывающее на правовом законе, перед которым равны все: и правители, и рядовые граждане. В основе правового  го-ва лежат 2 принципа: порядо и стабильностьв го-ве, защищённость человека. Отличительные черты прав го-ва : приоритет права, закона во всех сферах общества. ( закреп в Конституции страны). Следущ харак черта прав го-ва- незыблемость свободы, личности, её прав и свобод, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. Основной чертой прав го-ва явл разделение властей на три ветви- законода, исполнит и судебную. Они выполняют свои фу-ции.Сдерживая и уравновешивая друг друга, они тем самым выступают гарантом соблюдения прав и свобод граждан. Важной чертой прав го-ва явл наличие эффективных форм контроля за соблюдением законности, как на внутригос-ом так и на междунар уровне.Послед черта- взаимная ответственность личности и го-ва.  Гражданское общество- соц сфера жизни, незав от го-ва, предс-ая обществе группами и движениями.Они служат выражением интересов личности. Граж об-во имеет сложную структуру, которая включ различные отношения: хоз, экон, религ, прав и др.Граж об-во существовало не всегда, оно появилось  впериод перехода к индустриал стадии развития и капиталист си-ме хоз-вования. Основная соц фу-ция граж об-ва—создания условий для удовлетворения базовых чел потребностей.Взаимоотн между го-вом и граж об-вом сложны, часто конфликты.Условия для возникновения и разв граж об-ва.1-Вэконом сфере-частная собственность и многоукладоч рыночная экономика. Различные формы собственности,находясь в равных условиях и конкурируют друг с другом, создают экон фундамент граж об-ва.2-В соц сфере-наличие мощного среднего класса. 3- В полит сфере основой граж об-ва явл многопартийность, наличие массов думакрат движ, организ-ций и др групп по интересам.Все они создают механизм обратной связи между населением и го-вом,контрал деятельность гос органов. 4- В сфере дух жизни необходим высокий уровень граж сознания и культуры,наличие плюрализма и свобод в обл идеологии.  Граж об-ва может существовать только в связке с прав го-вом. 

20. Глава государства (ГГ) и его роль в структуре высших органов

ГГ олицетворяет единство нации, выполняет представительские  ф-ции на международной арене, во внутриполитической деятельности – высшие гос акты.

В монархии ГГ – король, император и т.д. его пост передается по наследству и пожизненно. Ключевую роль в жизни общества играют лишь в абсолютных и дуалистических монархиях. В парламентских монархиях монарх – дань традициям и он носит формальный хар-р.

В республике ГГ является президент. Процедура избрания и полномочия отличаются разнообразием. В большинстве стран президента избирают всенародно, в некоторых коллегией выборщиков, парламентом.

Срок полномочий: 4 года – США, РФ; 5 – РБ; 7 – Франция.

Полномочия ГГ определяются конституцией и зависят от формы правления. В парламентской республике президент является ГГ формально, его ф-ции носят чисто представительский хар-р.

В президентских республиках  президент – ключевая фигура. Он фактически является главой исполнительной власти и не является главой правительства. Им осуществляется:

-Формирование правительства и контроль за его деятельностью

-решение вопросов использования вооруженных сил; -прием верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов

-назначение судей (США)

-обращение к парламенту с посланиями; -роспуск парламента в случаях предусмотренных конституцией (РФ, РБ); -контроль за исполнением законов; -ведение переговоров и заключение международных соглашений; -подписание законов; -право вето на отдельные законодательные акты; -введение чрезвычайного положения в случаях предусмотренных конституцией

 

22.Правительство-высший гос. коллегиал.орган исполнит.власти, осуществл.основ полит.реш. Состав:министры,комитеты и др. Названия:совет министров или кабинет мин.

Возгл. Председатель (премьер-мин., канцлер) Виды:партийные и беспартийные(РБ).Партийные:однопарт.(Англия) и многопарт(Италия,Бельгия,Герм). пути формир:1)парламентский2)глава гос-ва.В РБ центр.орган гос управл-Совет министров,формир президентом.Премьер-министр назнач  презид и одобряется Палатой представителей. Полномочия:вся сфера исполн. власти. полит руков:разработка основного полит.курса страны;формир,планир и реализ. внутр и внешн политики.согласов. деят. всех министерств,произв назнач на знач число высших. средних и др.гражд и военн должностей(в презид республ назн президент);обладает правом контр почти над всеми органами власти;имеет собств. регламентацию(издаёт постановл. Совета минист);исполнение законов;составл и исполн бюджета;прогоноз соц-экон.развития;ведение междунар. переговоров и заключ.соглашений;регулир проблем здравоохр,охрана обществ порядка,развитие с/х,охрана окр.среды,сфера культуры.проблема бюрократии.Кол-во министерств:РБ-25 минист,16 комитетов,15 объед и концернов;Герм-20 членов;Фр-32,Польша-21,США-14,РФ-24. 

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"