Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:06, шпаргалка

Краткое описание

Политология- это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, сущности, формах, методах использования политической власти.Объект-полит-я сфера общества, все происх-е в ней явл-я и процессы, те политика изучается как целостное явление. Предмет- законом-ти формиров-я и развития политической власти, форма и методы ее функционир-я и использ-е в гос-ом организованном сообщес

Файлы: 1 файл

politologia_shpory1.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

21. Парламент (П): основные направления деятельности, структура, полномочия

П – высший представительный, законодательный орган гос-ва. Впервые был образован в Великобритании в 1265 г.

П бывает одно- (Дания, Швейцария) и двухпалатным (США, РБ, РФ). Нижняя палата ответственна за решение всех вопросов внутренней и внешней политики. Она обычно обладает менее продолжительным сроком полномочий, чем верхняя. Во  многих странах верхняя палата выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая приняты законопроекты с точки зрения их соответствия конституции.

Однопалатные П и  нижние палаты формируются путем  выборов. Верхние образуются: по принципу наследования (Великобритания), по принципу назначения главой гос-ва (Канада), по принципу избрания (США, Италия). В РБ верхняя палата формируется по принципу территориального представительства по 8 чел от каждой области и Минска + 8 назначает президент)

Для большей эффективности  и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован. Основным элементом в каждой из палат являются комиссии (комитеты) разрабатывающие основы законопроектов. Они бывают постоянные и временные и отвечают за определенные направления политики (комиссия по бюджету, по международным делам и т.д.)

Важную роль в П играют фракции (организованная по политическим интересам группа). Они объединяют в свое составе депутатов, избранных от определенной партии. Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах П, участие ее представителей в дебатах, в определении повестки дня. Как правило представитель фракции излагает позицию своей группы.

Вносить упорядоченность, координировать действия различных политических сил призван председатель П (спикер). Он избирается на весь срок полномочий палаты, и кроме ф-ции председательствующего, представляет ее во взаимодействии с другими органами, следит за расходованием финансовых средств палаты, за работой  ее административного аппарата.

Ф-ции П:

1.законотворческая Стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов, подписание законопроекта

2.представительская – избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы избирателей

3.ф-ция обратной связи – контакты депутатов с избирателями

4.формирование бюджета 

23.Местное управл и самоуправление.

осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории(областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций)Местное самоуправление - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств(местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные).компетенция местных Советов депутатов:утверждение программ эконом и соц развития, местных бюджетов и отчетов об их исполн;установл в соответствии с законом местных налогов и сборов;определ порядка управл и распоряжения коммунал собственн;назнач местных референдумов. В компетенцию исполнительного комитета входит разработка и внесение для утверждения в Совет схемы управления местным хозяйством и коммунал собств, предлож по организ охраны общест порядка, разработка и внесение для утверждения в Совет проектов программ эконом и соц разв, местного бюджета, представл Совету отчетов об их выполнении, обеспечение на соответствующей территории соблюдения Конституции Беларуси, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов установленном Советом, принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунал собствен.Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.  

24.Бюрократия и бюрократизм

Бюрократия — это иерархическая структура ,не обладающая властными полномочиями,специализ на выполнении определённых управленческих и исполнительных функций в процессе реализации власти теми кому она принадлежит.

П о Веберу: Б-основная рациональная форма  организации  власти.  Общество нуждается в  рациональном бюр аппарате управления для решения явно выраженных групповых целей .Все процессы гос-ва требуют регулирования со строрны гос институтов. Чёткая управл иерархия, беспрестрастность,преданность служ долгу и т.д.

Бюрократы не отвечают за полит. курс. По Марксу

1 госслужащие используют в личных целях специфические особенности работы органов власти, которые они обслуживают

2  бюрократия постоянно стремится к овладению самой властью и не ограничивается выполнением чисто инструментальной функции.

3 многие должности в аппарате власти и управления становятся предметом купли и продажи, превращаются в частную собственность властелина.

4  Потеря цели своей деятельности.Бюррократия воспринимает гос-во как свою собственность,а гос службу как своего рода бизнес.

Бюрократизм — такой способ функционирования аппарата управления, при котором он обслуживает не столько интересы общества, сколько свое собственное благополучие

Бюрократизация  ведет к господству аппаратной рационализации, обладающей такими чертами бюрократизма, его традиционными формами, как самоуправство, произвол, волокита, консерватизм, бездушие, круговая порука, корпоративность, медлительность, неповоротливость, рутинность, запутанность процедур, своекорыстие, мздоимство, склонность аппарата к постоянному росту

Осн. Ср-ва борьбы с бюрократизмом:

  1. Дальнейшая демократизация и построение гражданского общества
  2. Перестройка гос. аппарата в направлении ограничения роста государства, децентрализация и деконцентрация власти, введение контроля за самоуправлением.
  3. Дальнейшее совершенств-ие мех-ма сдержки противовесов, создание новых гарантий взаимозависимости и взаимоограничения президентской, законодательной, исполнительной и судебной властей.
  4. Перестройка в направлении уст-ия контроля как за деят-ью, так и за проф. пригодностью гос. служащих.

 

 

28. Полит. процесс. Сущность, субъекты, виды и стадии.Полит процесс – это полит жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общ-х целей с помощью мех-ов и ресурсов гос власти.Сущность пол процесса состоит в выработке и реализации воли народа посредством подготовки,принятия,выполнения гос структурами общеобязательных решений.Субъекты:индтвтдуальные субъекты(рядовые личности,политики,должн лица), групповые субъекты(социальные общности),институциональные субъекты(гос и общ институты)

Полит процесс условно  разделяют на 6 осн-х стадий:

-1-возникновение проблемы

-2-восприятие и осмысление проблемы

-3-формулирование и анализ проблемы

-4-выбор модели принятие решения

-5-стадия выполнения

-6стадия контроля,оценки результата

    Полит процессы могут  быть разнообр-х типов:

1. эволюционные (постепенность и  продуктивность трансформации политики, граждане в целом удовлетворены происх-ми переменами) и революционные (радик-е изменения в общ-ве с использованием преимущ-но насильств-х методов и ср-в).

2. открытые (полит курс  и проблемы свободно обсужд-ся общ-ю) и скрытые (скрывается инфа о истинных целях субъектов политики)

3. стабильные (устойчивость  полит отношений, доверие со  стороны граждан) и нестабильные (неяст-ть полит ситуации в общ-ве, массовое недовольство уровнем и кач-вом жизни)

4. внутриполит-е (отр-ют  изм-я в полит системе нац  гос-ва) и международные (отраж-т полит жизнь мирового сообщ-ва).

52. Основные направления внешней политики РБ.183-призн,157 дипл отн

70 орган

К осн. направлен внешней  политики соврем Беларуси относятся:

-безъядерность, РБ  первая страна, кот добровольно  отказалась от размещ на ее  территории ядерного оружия. Статус  безъядерной – 1995г. 

-стремление к нейтралитету. Для РБ важно именно стремление, а не факт признания за ней  статуса нейтрального гос-ва. Нейтралитет для РБ не может быть реальным, если ближайшие соседи будут в НАТО.

-интеграция в Европ  и мировое сообщество при укреплении СНГ. В декабре 1999 г. был подписан и ратифицирован Договор о создании Союзного гос-ва РБ и России. В соответствии с договором РБ проводят согласованную политику в соц и культ областях, междунар делах, в сфере обороны, безопасности, борьбы с преступностью. Зоной внешнеполит активности  РБ объявлены Германия, Польша, Прибалтика. Зоной белор внешнеполит активности стали такие гос-ва, как Иран, Индия, Китай, Сев Корея, Сирия. Латинская Америка

-Мобилизация междунар  поддержки в решении чернобыльской проблемы. Последствия Чернобыля могут быть осмыслены и преодолены только коллективным разумом человеч и всесторонним струдничеством.

РБ расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток. Основн направлениями политики на международной арене являются: V вхождение в  мировое  сообщество в качестве равноправного суверенного независимого гос-ва; V активное взаимодействие с международными структурами и организациями; V способствование строительству новой мировой и европейской систем  безопасности, свободных от «разделительных линий»; V участие в многостороннем международном эконом сотрудничестве; V энергичное сотрудничество в международных организациях, ООН.

 РБ – одно  из немногих гос-в, кот не  имеет пограничных споров с   соседями,  межрелиг конфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку. В 2000 году открыты посольства в Венгрии, Ираке, Ливии, ОАЭ. К июню 2001 года РБ открыты 49 загранучреждений в 43 странах мира, из них: посольств – 41, Ген консульств – 6, Постоянных представительств – 2 (Нью-Йорк, Женева). Открыты также: 9 отделений Посольства РБ в Рос Федерац в Калининграде, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Тюмени, Мурманске и др. 

 29. «Решение политическое»

один из основных моментов пол процесса, содержание кот заключается в идеологическом разрешении наличной проблемы и организации политического действия, направленного на стабилизацию или изменение политической ситуации. Основными методами принятия решений: компромисс, голосование, гегемония, консенсус.

Принятие решения имеет  свои закономерности, представляющие некоторый алгоритм, последовательность шагов: осознание существующей политич реальности; определение политич интереса; постановка цели; формирование соответствующих ценностей и способов достижения цели; принятие решения о конкретной форме деятельности с последующей организацией его выполнения, контроля, корректировки и т. д. В зависимости от политич организации системы решение принимается как волевой акт доминирующего политического субъекта, а может стать коллективным политико-правовым актом системы политических институтов. Оно может быть устным повелением лидера элиты, а может иметь форму всеобщего закона.

Современная демократия предполагает принятие политического решения посредством коллективного идеологического и политического творчества. Зачастую этот процесс носит сложный, многосубъектный и многоуровневый характер. Его подготовкой занимаются профессионалы различных научных и идеологических направлений: политологи, правоведы, социологи, психологи, представители самых различных интеллектуальных и партийно-политических корпораций. Формами закрепления полит решения являются акты, указы, постановления, программы. В них указываются действия для достижения цели. Однако процесс реализации решения не  проходит, как правило, гладко. Если решение не осущ то видимо произошла ошибка в оценке ситуации и следует менять либо решение, либо исполнителей. 

30 Политическая Модернизация в РБ

Главные принципы нашей  гос политики: планомерность, последовательность, преемственность. Сильная, эффективная гос власть, политич стабильность в нашей стране - важнейшие условия гос курса на развитие нац экономики, последовательной интеграции в мировую экономику. Планомерность гос курса находит свое выражение в поэтапном повышении жизненного уровня народа. Беларусь первая из стран СНГ восстановила уровень промышленного производства 1990 года и опережает страны СНГ по рейтингу индекса развития человеческого потенциала. За годы созидательной практики сложилась белорусская модель соц-экономич развития, кот сочетает преимущества рыночного хоз-ва с эффективной соц защитой. Белорусская модель основана не на революционной ломке прежних устоев, а на совершенствовании сложившейся экономической базы. Белорусская эконом модель содержит в себе элементы преемственности в использовании гос институтов во всех сферах, где они проявили свою эффективность. Преемственность в политике - важнейший принцип рук-ва страны. В стране создана эффективная президентская власть, кот не проводит политику двойных стандартов, в каких бы сложных условиях не приходилось работать. В соц сфере - сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа соц справедливости без отказа от накопленного опыта. Планомерность гос курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента РБ по соц поддержке одаренных учащихся и студентов.

Особое внимание уделяется  в республике жителям сельской местности, кот острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость соц инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению гос соц стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение соц стандартов направлено на то, чтобы уровень соц защиты гарантированно улучшался. В основе гос курса заложена верность историч памяти народа - Победе в ВОВ. Руководства страны решило ввести в учебных заведениях курс «ВОВ советского народа».Глава гос-ва проводит в жизнь миролюбивую политику добрососедства, избегая шагов, кот могут втянуть страну к участию в международных конфликтах. В то же время проводится создание современной армии, способной надежно защитить отечество от любой угрозы. Несмотря на имеющиеся сложности во взаимоотношениях со странами НАТО, руководство страны считает, что с ним можно и нужно налаживать нормальные отношения, конструктивно решать имеющиеся европейские и мировые проблемы, особенно в области борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств. 

 31:Пол. деятельность 

Полит деятельность-это совокупные действия субъектов политики в процессе  их участия в управлении обществом и  гос-вом по реализации поставленных целей.

Субъекты: Всевозможные властные структуры и органы (ГГ, правительство, парламент), политические партии, Общественные движения и объединения, население, индивиды(гос долж лица, полит деятели, рядовые граждане)

В практике полит деятельности для достижения целей применяется целый набор специальных способы:

Компромисс- способ реализации целей путём взаимных  уступок,отказа от части собственных требований. Он ориент на искл насилия,признания справедливости чужих позиций. Компромиссы  неэффективны, если не ведут к полит консенсусу.

Консенсус-это совместное решение проблем на основе принципа учёта мнения как большинства , так и меншинства, признания конфликтующими сторонами интересов друг-друга. Поиск взаимоприемлемых решений.

Конформизм-приспособленчество, пассивное принятие сущ порядка, отсутствие собственной позиции. Хар отсутствием безразличным отнешением к потребностям других, отсутствие побуждений к  любому действию.

Политический экстремизм- способ политической деят-ти , основанный на выражении крайних взглядов , нелегитимном использовании насилия и нелегальных форм полит участия для достижения полит целей.

Полит процесс складывается из множества полит действий- осознанная готовность субъекта к опред поведению в фиксированной полит ситуации.Различают мирные и насильственные формы полит действий.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"