Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:06, шпаргалка
Политология- это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, сущности, формах, методах использования политической власти.Объект-полит-я сфера общества, все происх-е в ней явл-я и процессы, те политика изучается как целостное явление. Предмет- законом-ти формиров-я и развития политической власти, форма и методы ее функционир-я и использ-е в гос-ом организованном сообщес
21. Парламент (П): основные направления деятельности, структура, полномочия
П – высший представительный, законодательный орган гос-ва. Впервые был образован в Великобритании в 1265 г.
П бывает одно- (Дания, Швейцария) и двухпалатным (США, РБ, РФ). Нижняя палата ответственна за решение всех вопросов внутренней и внешней политики. Она обычно обладает менее продолжительным сроком полномочий, чем верхняя. Во многих странах верхняя палата выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая приняты законопроекты с точки зрения их соответствия конституции.
Однопалатные П и нижние палаты формируются путем выборов. Верхние образуются: по принципу наследования (Великобритания), по принципу назначения главой гос-ва (Канада), по принципу избрания (США, Италия). В РБ верхняя палата формируется по принципу территориального представительства по 8 чел от каждой области и Минска + 8 назначает президент)
Для большей эффективности и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован. Основным элементом в каждой из палат являются комиссии (комитеты) разрабатывающие основы законопроектов. Они бывают постоянные и временные и отвечают за определенные направления политики (комиссия по бюджету, по международным делам и т.д.)
Важную роль в П играют фракции (организованная по политическим интересам группа). Они объединяют в свое составе депутатов, избранных от определенной партии. Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах П, участие ее представителей в дебатах, в определении повестки дня. Как правило представитель фракции излагает позицию своей группы.
Вносить упорядоченность, координировать действия различных политических сил призван председатель П (спикер). Он избирается на весь срок полномочий палаты, и кроме ф-ции председательствующего, представляет ее во взаимодействии с другими органами, следит за расходованием финансовых средств палаты, за работой ее административного аппарата.
Ф-ции П:
1.законотворческая Стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов, подписание законопроекта
2.представительская – избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы избирателей
3.ф-ция обратной связи – контакты депутатов с избирателями
4.формирование бюджета
23.Местное управл и самоуправление.
осуществляется гражданами
через местные Советы депутатов,
исполнительные и распорядительные органы,
органы территориального общественного
самоуправления, местные референдумы,
собрания и другие формы прямого участия
в государственных и общественных делах.Местное управление - форма
организации и деятельности местных исполнительных
и распорядительных органов для решения
вопросов местного значения исходя из
общегосударственных интересов и интересов
населения, проживающего на соответствующей
территории(областных, районных, городских,
поселковых и сельских исполнительных
комитетов и местных администраций)Местное самоуправление
- форма организации и деятельности граждан
для самостоятельного решения непосредственно
или через избираемые ими органы социальных,
экономических, политических и культурных
вопросов местного значения исходя из
интересов населения и особенностей развития
административно-
24.Бюрократия и бюрократизм
Бюрократия — это иерархическая структура ,не обладающая властными полномочиями,специализ на выполнении определённых управленческих и исполнительных функций в процессе реализации власти теми кому она принадлежит.
П о Веберу: Б-основная рациональная форма организации власти. Общество нуждается в рациональном бюр аппарате управления для решения явно выраженных групповых целей .Все процессы гос-ва требуют регулирования со строрны гос институтов. Чёткая управл иерархия, беспрестрастность,преданность служ долгу и т.д.
Бюрократы не отвечают за полит. курс. По Марксу
1 госслужащие используют в личных целях специфические особенности работы органов власти, которые они обслуживают
2 бюрократия постоянно стремится к овладению самой властью и не ограничивается выполнением чисто инструментальной функции.
3 многие должности в аппарате власти и управления становятся предметом купли и продажи, превращаются в частную собственность властелина.
4 Потеря цели своей деятельности.Бюррократия воспринимает гос-во как свою собственность,а гос службу как своего рода бизнес.
Бюрократизм — такой способ функционирования аппарата управления, при котором он обслуживает не столько интересы общества, сколько свое собственное благополучие
Бюрократизация ведет к господству аппаратной рационализации, обладающей такими чертами бюрократизма, его традиционными формами, как самоуправство, произвол, волокита, консерватизм, бездушие, круговая порука, корпоративность, медлительность, неповоротливость, рутинность, запутанность процедур, своекорыстие, мздоимство, склонность аппарата к постоянному росту
Осн. Ср-ва борьбы с бюрократизмом:
28. Полит. процесс. Сущность,
субъекты, виды и стадии.Полит процесс – это полит жизнь общества
в динамике (развитии, изменении); взаимодействие
субъектов политики, обеспечивающее достижение
общ-х целей с помощью мех-ов и ресурсов
гос власти.Сущность пол процесса состоит
в выработке и реализации воли народа
посредством подготовки,принятия,выполнения
гос структурами общеобязательных решений.Субъекты:
Полит процесс условно разделяют на 6 осн-х стадий:
-1-возникновение проблемы
-2-восприятие и осмысление
-3-формулирование и анализ проблемы
-4-выбор модели принятие
-5-стадия выполнения
-6стадия контроля,оценки
Полит процессы могут быть разнообр-х типов:
1. эволюционные (постепенность и
продуктивность трансформации
2. открытые (полит курс и проблемы свободно обсужд-ся общ-ю) и скрытые (скрывается инфа о истинных целях субъектов политики)
3. стабильные (устойчивость полит отношений, доверие со стороны граждан) и нестабильные (неяст-ть полит ситуации в общ-ве, массовое недовольство уровнем и кач-вом жизни)
4. внутриполит-е (отр-ют изм-я в полит системе нац гос-ва) и международные (отраж-т полит жизнь мирового сообщ-ва).
52. Основные направления внешней политики РБ.183-призн,157 дипл отн
70 орган
К осн. направлен внешней политики соврем Беларуси относятся:
-безъядерность, РБ первая страна, кот добровольно отказалась от размещ на ее территории ядерного оружия. Статус безъядерной – 1995г.
-стремление к нейтралитету.
Для РБ важно именно
-интеграция в Европ и мировое сообщество при укреплении СНГ. В декабре 1999 г. был подписан и ратифицирован Договор о создании Союзного гос-ва РБ и России. В соответствии с договором РБ проводят согласованную политику в соц и культ областях, междунар делах, в сфере обороны, безопасности, борьбы с преступностью. Зоной внешнеполит активности РБ объявлены Германия, Польша, Прибалтика. Зоной белор внешнеполит активности стали такие гос-ва, как Иран, Индия, Китай, Сев Корея, Сирия. Латинская Америка
-Мобилизация междунар поддержки в решении чернобыльской проблемы. Последствия Чернобыля могут быть осмыслены и преодолены только коллективным разумом человеч и всесторонним струдничеством.
РБ расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток. Основн направлениями политики на международной арене являются: V вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого гос-ва; V активное взаимодействие с международными структурами и организациями; V способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»; V участие в многостороннем международном эконом сотрудничестве; V энергичное сотрудничество в международных организациях, ООН.
РБ – одно
из немногих гос-в, кот не
имеет пограничных споров с
соседями, межрелиг конфликтов,
дискриминации граждан по языковому признаку.
В 2000 году открыты посольства в Венгрии,
Ираке, Ливии, ОАЭ. К июню 2001 года РБ открыты
49 загранучреждений в 43 странах мира, из
них: посольств – 41, Ген консульств – 6,
Постоянных представительств – 2 (Нью-Йорк,
Женева). Открыты также: 9 отделений Посольства
РБ в Рос Федерац в Калининграде, Санкт-Петербурге,
Краснодаре, Тюмени, Мурманске и др.
29. «Решение политическое»
один из основных моментов пол процесса, содержание кот заключается в идеологическом разрешении наличной проблемы и организации политического действия, направленного на стабилизацию или изменение политической ситуации. Основными методами принятия решений: компромисс, голосование, гегемония, консенсус.
Принятие решения имеет свои закономерности, представляющие некоторый алгоритм, последовательность шагов: осознание существующей политич реальности; определение политич интереса; постановка цели; формирование соответствующих ценностей и способов достижения цели; принятие решения о конкретной форме деятельности с последующей организацией его выполнения, контроля, корректировки и т. д. В зависимости от политич организации системы решение принимается как волевой акт доминирующего политического субъекта, а может стать коллективным политико-правовым актом системы политических институтов. Оно может быть устным повелением лидера элиты, а может иметь форму всеобщего закона.
Современная демократия предполагает
принятие политического решения посредством
коллективного идеологического и политического
творчества. Зачастую этот процесс носит
сложный, многосубъектный и многоуровневый
характер. Его подготовкой занимаются
профессионалы различных научных и идеологических
направлений: политологи, правоведы, социологи,
психологи, представители самых различных
интеллектуальных и партийно-политических
корпораций. Формами закрепления полит
решения являются акты, указы, постановления,
программы. В них указываются действия
для достижения цели. Однако процесс реализации
решения не проходит, как правило, гладко.
Если решение не осущ то видимо произошла
ошибка в оценке ситуации и следует менять
либо решение, либо исполнителей.
30 Политическая Модернизация в РБ
Главные принципы нашей гос политики: планомерность, последовательность, преемственность. Сильная, эффективная гос власть, политич стабильность в нашей стране - важнейшие условия гос курса на развитие нац экономики, последовательной интеграции в мировую экономику. Планомерность гос курса находит свое выражение в поэтапном повышении жизненного уровня народа. Беларусь первая из стран СНГ восстановила уровень промышленного производства 1990 года и опережает страны СНГ по рейтингу индекса развития человеческого потенциала. За годы созидательной практики сложилась белорусская модель соц-экономич развития, кот сочетает преимущества рыночного хоз-ва с эффективной соц защитой. Белорусская модель основана не на революционной ломке прежних устоев, а на совершенствовании сложившейся экономической базы. Белорусская эконом модель содержит в себе элементы преемственности в использовании гос институтов во всех сферах, где они проявили свою эффективность. Преемственность в политике - важнейший принцип рук-ва страны. В стране создана эффективная президентская власть, кот не проводит политику двойных стандартов, в каких бы сложных условиях не приходилось работать. В соц сфере - сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа соц справедливости без отказа от накопленного опыта. Планомерность гос курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента РБ по соц поддержке одаренных учащихся и студентов.
Особое внимание уделяется
в республике жителям сельской местности, кот
острее других ощущают жизненные трудности:
неразвитость соц инфраструктуры, транспортных
услуг, бытового обслуживания. Поставлена
задача осуществлять работу по введению
гос соц стандартов по всей стране с обязательным
учетом региональных особенностей. Введение
соц стандартов направлено на то, чтобы
уровень соц защиты гарантированно улучшался.
В основе гос курса заложена верность
историч памяти народа - Победе в ВОВ. Руководства
страны решило ввести в учебных заведениях
курс «ВОВ советского народа».Глава гос-ва
проводит в жизнь миролюбивую политику
добрососедства, избегая шагов, кот могут
втянуть страну к участию в международных
конфликтах. В то же время проводится создание
современной армии, способной надежно
защитить отечество от любой угрозы. Несмотря
на имеющиеся сложности во взаимоотношениях
со странами НАТО, руководство страны
считает, что с ним можно и нужно налаживать
нормальные отношения, конструктивно
решать имеющиеся европейские и мировые
проблемы, особенно в области борьбы с
терроризмом, незаконным оборотом наркотических
средств.
31:Пол. деятельность
Полит деятельность-это совокупные действия субъектов политики в процессе их участия в управлении обществом и гос-вом по реализации поставленных целей.
Субъекты: Всевозможные властные структуры и органы (ГГ, правительство, парламент), политические партии, Общественные движения и объединения, население, индивиды(гос долж лица, полит деятели, рядовые граждане)
В практике полит деятельности для достижения целей применяется целый набор специальных способы:
Компромисс- способ реализации целей путём взаимных уступок,отказа от части собственных требований. Он ориент на искл насилия,признания справедливости чужих позиций. Компромиссы неэффективны, если не ведут к полит консенсусу.
Консенсус-это совместное решение проблем на основе принципа учёта мнения как большинства , так и меншинства, признания конфликтующими сторонами интересов друг-друга. Поиск взаимоприемлемых решений.
Конформизм-приспособленчество, пассивное принятие сущ порядка, отсутствие собственной позиции. Хар отсутствием безразличным отнешением к потребностям других, отсутствие побуждений к любому действию.
Политический экстремизм- способ политической деят-ти , основанный на выражении крайних взглядов , нелегитимном использовании насилия и нелегальных форм полит участия для достижения полит целей.
Полит процесс складывается из множества полит действий- осознанная готовность субъекта к опред поведению в фиксированной полит ситуации.Различают мирные и насильственные формы полит действий.