Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:06, шпаргалка

Краткое описание

Политология- это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, сущности, формах, методах использования политической власти.Объект-полит-я сфера общества, все происх-е в ней явл-я и процессы, те политика изучается как целостное явление. Предмет- законом-ти формиров-я и развития политической власти, форма и методы ее функционир-я и использ-е в гос-ом организованном сообщес

Файлы: 1 файл

politologia_shpory1.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

Развитие системы соц  партнерства - достижение баланса интересов  работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

Формы соц. партнёрства: 1. корпоративистская система: использование специальных органов, процедур и механизмов. (Австрия, Швеция, Япо ния, ФРГ, Швейцария) 2. плюралистическая система: специальные институты социального партнерства отсутствуют (Великобритания, США, Канада). согласование противоречивых интересов осущест-ся на уровне всего общества с помощью партий, парламентов, профсоюзов. 

27Политические партии, Общественные объединения и общественные организации в Республике Беларусь

Партийная система Б  начала формир во в.п.80.ХХв.Предпосылкой возникновения новых партий и объединений явилась демократизация общества и всявязи с этим рост социально-политической активности масс.

По состоянию на 1 января 2009 г. в республике зарегистрировано 15 политических партий, 36 профессиональных союзов, 2 221 общественное объединение (224 международных, 702 республиканских и 1 295 местных), В силу незначительноно влияния пол партий на пол жизнь общества бел партийная система не в полной мере соответсвтует признакам многопартийности.Особенности партийной сист Б:1)отсутствие соц базы для разв партий;2)Малочисленность партий(1-2 тыс чел)3)Мажоритарная изб система4)Политическая культура бел общества-отсутствие традиции многопартийности.

партии 4-х типов: партии левого толка(ПКБ, КПБ)(ориент на социальн путь разв, постр бесклассов общ-ва, утв соц справедл-ти, за рег роль гос в ък, КПБ за през, ПКБнет), парт левого центра(аграрн и либ-демокр направл-ть – дем гражд общ-во, правов гос-во, рын эк со всеми ф собств), парт прав центра(бел соц дем грамада, бел соц дем парт,Нар грамада,бел христ демокр союз ),правые партии(БНФ,объедин гражд партия, бел крест парти).

Среди общ формирований следует отметить правозащитное движение:Бел секция Международного общества прав человека,Бел отделение Хельсинского комитета,Бел ассоциация защиты прав человека.Бел комитет мира.

Среди 156 молодёжных организаций выделяют:БРСМ,БРПО,Бел ассоциация молодых политиков,республиканская общественная мол орг «Гражданкий форум»

По профес признаку:Бел союз предпринимателей и нанимателей,Агросоюз,Бел асоц полит наук,Бел ас бухгалтеров,журналистов.

Экологическое движение(70 о.объед),36 женских о.объед:Бел союз женщин,Бел  женская лига.Бел организация  трудящихся женщин

.Возрождается практика сздания провсоюзных ,молодёжных и других общественно-государственных объединений:Добровольное общество содейсвия армии,авиации и флоту РБ,Бел физ-спортивное общество «Динамо» и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+45. Молодежная политика бел. гос-ва в условиях становления рыночной экономики

В любой стране молодёжь явл будущим об-ва, его потенциалом и силой, способной оказывать существенное влияние на деятельность пол, экономич и соц структур. Важнейшим документом, определяющим основы гос молодежной политики в нашей республике, является Закон «Об основах гос молодежной политики РБ», принятый 7 дек 2009 г. Основные задачи гос молодежной политики в РБ:

1.помощь в реализации её прав и решение типичных для неё проблем ,таких как быт, жильё, здравоохранение, трудоустройство, досуг.

2. целенаправленное воспитание  молодёжи, формирование мировоззрения

3.содействие самореализации  в пазличных сферах.

4.поддержка социальной  активности (поощрение деят кружков,  клубов,)

5. ; - поддержка талантливой и одарённой молодёжи, молодёжных и детских общественных организаций; - создание социально-психологических служб молодёжи;

Главная цель молодёжной политики РБ - это создание в условиях перехода к рынку социально-экономич, политико-правовых, духовно-культурных предпосылок, условий и гарантий для становления личности молодого человека; это социализация молодого поколения, реализация его творческого потенциала в интересах развития личности и общества в целом, возрождения и развития Беларуси.

Перспективная модель развития Беларуси гарантирует молодёжи безопасное будущее, в том числе благоприятную для здоровья людей окружающую среду.

Главная идея, кот лежит  в основе концепции молодежной политики состоит в том, что гос-во как основной субъект молодежной политики, ставит своей целью обеспечить полноценный правовой и соц статус молодым гражданам республики, защитить их права и свободы. Концепция молодежной политики позволит преодолеть духовно-нравственный кризис в об-ве, достигнуть гражданского согласия и создать предпосылки для процветания сильной, демократической РБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46. Национальные и этнические проблемы в современном мире и способы их решений

В мире проживает более 2 тыс. народов (этносов). Многие из  них  не имеют своей государственности и вынуждены сосуществовать в рамках государственных образований  с другими народами. Сосуществование в государствах этносов с различными культурными особенностями, разным уровнем экономического, социального и политического развития порождает немало проблем в их взаимодействии. Знание сути национально-этнических  проблем важно для ориентации в сложных этнических ситуациях не только политикам, но и экономистам, предпринимателям. В этносе выделяют три исторических типа: племя, народность, нация. Для первобытнообщинной формации характерна этническая общность –племя, для рабовладельческой и феодальной – народность, для капиталистической  и социалистической –нация. Развитию межэтнических отношений обычно сопутствуют такие явления, как национализм и шовинизм.  Национализм-идеология и политика, в основе которой лежат идея национальной исключительности и превосходства, пренебрежительное отношение к другим этносам. Шовинизм- это крайне воинствующий национализм, предполагающий подчинение одной нации другой. К проблеме регулирования отношений  между традиционными этническими группами добавилась проблема взаимодействия коренного населения и мигрантов. Вместе с дешевой рабочей силой, используемой для выполнения непрестижных  тяжелых работ, этнорасовые проблемы стали возникать в благополучных  в этническом отношении странах(Швейцария, Швеция и др.).С развитием гласности и демократии «замороженные» проблемы стали «оттаивать» и принимать конфликтные формы. Особенно это проявилось на Кавказе, в Средней Азии, а между Грузией и Южной Осетией, Азербайджаном и Арменией национальное противостояние превратилось в межэтнические войны. Межэтнические противоречия используются в корыстных  целях  теми, кто борется за власть. В основе современной политической стратегии решения национально-этнических проблем лежит признание права каждого народа на самоопределение. Это право предполагает свободный выбор народами государственного устройства, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, право каждого народа самостоятельно решать экономические, политические, социальные и культурные вопросы своего развития. Факторы, от которых зависит укрепление дружественных отношений между представителями различных этносов - это повышение их образованности, общего культурного уровня, в том числе и культуры межнационального общения, возрождение принципов народной морали и этикета, в частности уважение достоинства человека независимо от его этнической принадлежности, благородство, милосердие, толерантное отношение к традициям иноэтнического населения. 

47 СМИ в политическом процессе

СМИ-сложный и многогранный иниститут по сбору, обработке, анализу соц значимых событях и явлениях в природе, обществе и их доведению с помощью специальных технических средств до общественности.К ним отн..

Функции:информир, образования, социализации, легитимации власти, просветительства, критики и контроля, формир общественного сознания и  мнения, пропагандистскую, мобилизационную и т.д.

Масс-медиа одновременно и эффективный субъект полит процесса, и непосредственный носитель полит власти. Как субъект СМИ обладает ресурсами и объективными возможностями влияния на общество и личность.способствует становлению нового соц уклада,обеспечивают открытость и прозрачность полит процесса,его демократичность.формируют общественное мнение, воздействуют на сознание и мнение.СМИ одновременно проводник и катализатор власти.Влияние СМИ на политику осущ через воздействие на информационный процесс.Масс-медия это не нейтральный проводник новестей:они не только отражают,но и осмысляют и комментируют происходящее.Выборы на приямую зависят от СМИИметь важную информацию-иметь властьПолит манипуляция-воздействие на сознание и поведение людей с целью принудить их действовать или бездействовать вопреки собственным интересам.

 

 

26. Общественные  организации и движения:роль,типология,ф-ции.

Сегодня выделяюн две  наиболее распространённые формы объединений граждан:Общ движение-это совместная дея-ть граждан,преследюющая общие цели без чёткой организации структуры и фиксированного членства.

Общ организация-добровольное объединение граждан,имеющее относительно устойчивую организационную структуру и фиксированное членство. имеют устав, управленч аппа-рат,постоянн членство с упл взносов.

Типы о.о :по половозрастным (молодежн, детск, женск, пенсион), по соц призн(рабоч, крестьянск, интеллигент), по сф деят-ти( эконом, писат, ученые), по мет дейст(насильствен, ненасильств),  по целям(экологич,антивоенн, правозащитн),по численности (массовые и малочисленные) Функции 1)представительство и защ интер соц гр2)социальная интеграция и мобилизация 3)соцализация4)удовлетворение индивидуальных потребностей и склонностей.5)связь между гос-вом и гражд.

Политическая  роль о.о. и о.д. состоит в оказании влияния на процесс принятия политических решений в более или менее постоянном давлении на властные структуры. Доминирующим типом о.объед явл групп интересов и групп давления.Г.И.-это добров объед,созданное для выражения, представительства и отстаивания своих интересов в отношениях с гос-ом и др полит институтами.Если реализация групповых интересов требует опред действий или решений со стороны структур гос власти,то группа интересов стремится воздействовать на власть и превращается в группу давления.Но пытаять повлиять на решения власти ,они не стремятся участвовать в управлении гос-вом и избегают политической ответственности.Существует прямое (на власть) и непрямое давление.(на общественность)примером прямого давления является лоббизм-оказание воздействия на процесс принятия решений путём общения с должностными лицами,участв в этим процессе.непрямое давление может осущ через СМИ рекламные кампании,организация блокирования общественных магистралей,бойкота выборов,забастовок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48 «Политика РБ в сфере религиозно – конфессиональных отношений»

25 религ конфессий и направлений.(евангелическо-лютерансткая церковь,иудаизм,ислам)

Современную конфессиональную ситуацию в Беларуси характеризуют следующие особенности: историческая традиция толерантности, характерная для белорусского этноса еще со средневековья; тесная связь религиозных организаций, этноконфессиональных групп с культурно-просветительскими объединениями, ставящими своей целью национальное, религиозное и культурное возрождение своей этнической группы; достаточно тесные межконфессиональные отношения, о которых свидетельствует значительное количество общеконфессиональных организаций. Основные принципы госудаственной политики в конфессиональной сфере , принципы взаимоотношений государства с религиозными организациями , заложены в Законе Республики Беларусь «о свободе вероисповеданий и религ организациях.» . Данный Закон гарантирует права граждан на определение и выражение своего отношения к религии, на соответствующие этому убеждения, на беспрепятственное исповедание религии и исполнение религиозных обрядов, а также социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов граждан независимо от отношения к религии и регулирует отношения, связанные с деятельностью религиозных организаций. Задачами данного Закона является регулирование возникающих в этой области общественных отношений в целях единообразного осуществления на всей территории Республики Беларусь принципов свободы совести и вероисповеданий, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, а также реализации права граждан на пользование этой свободой.

 

44. Основные направления соц. Политики РБ в 2000–2010 гг. –РБ соц гос-во ,проводящее активную соц политику,цель которой:дольнейшее повышение уровня  и качества жизни населения,доведение благосостояния народа до европейского уровня.

Меры:-политика доходов населения (восстановление роли минимальной заработной платы как важнейшего соц. норматива (ее уровень не должен опускаться ниже 35-40% от ср. зар. платы); рост реальных доходов населения на 4-6% в год;

-соц. политика граждан, (гос. поддержка соц. уязвимых групп населения (пенсионеры, инвалиды, безработные); развитие негос. пенсионных фондов; разработкка программ оказания помощи беднейшим группам населения; проведение активной соц. политики в области защиты от риска (болезни, инвалидности, ухода на пенсию, потери кормильца и безработицы) через систему соц. программ;

-обеспечение занятости населения (поддержание жизнеспособности производств; создание новых рабочих мест; развитие предпринимательства; организация общественных работ и др.)

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"