Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:06, шпаргалка
Политология- это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, сущности, формах, методах использования политической власти.Объект-полит-я сфера общества, все происх-е в ней явл-я и процессы, те политика изучается как целостное явление. Предмет- законом-ти формиров-я и развития политической власти, форма и методы ее функционир-я и использ-е в гос-ом организованном сообщес
Развитие системы соц партнерства - достижение баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.
Формы соц.
партнёрства: 1. корпоративистская система:
использование специальных органов, процедур
и механизмов. (Австрия, Швеция, Япо ния,
ФРГ, Швейцария) 2. плюралистическая система:
специальные институты социального партнерства
отсутствуют (Великобритания, США, Канада).
согласование противоречивых интересов
осущест-ся на уровне всего общества с
помощью партий, парламентов, профсоюзов.
27Политические партии, Общественные объединения и общественные организации в Республике Беларусь
Партийная система Б начала формир во в.п.80.ХХв.Предпосылкой возникновения новых партий и объединений явилась демократизация общества и всявязи с этим рост социально-политической активности масс.
По состоянию на 1 января 2009 г. в республике зарегистрировано 15 политических партий, 36 профессиональных союзов, 2 221 общественное объединение (224 международных, 702 республиканских и 1 295 местных), В силу незначительноно влияния пол партий на пол жизнь общества бел партийная система не в полной мере соответсвтует признакам многопартийности.Особенности партийной сист Б:1)отсутствие соц базы для разв партий;2)Малочисленность партий(1-2 тыс чел)3)Мажоритарная изб система4)Политическая культура бел общества-отсутствие традиции многопартийности.
партии 4-х типов: партии левого толка(ПКБ, КПБ)(ориент на социальн путь разв, постр бесклассов общ-ва, утв соц справедл-ти, за рег роль гос в ък, КПБ за през, ПКБнет), парт левого центра(аграрн и либ-демокр направл-ть – дем гражд общ-во, правов гос-во, рын эк со всеми ф собств), парт прав центра(бел соц дем грамада, бел соц дем парт,Нар грамада,бел христ демокр союз ),правые партии(БНФ,объедин гражд партия, бел крест парти).
Среди общ формирований следует отметить правозащитное движение:Бел секция Международного общества прав человека,Бел отделение Хельсинского комитета,Бел ассоциация защиты прав человека.Бел комитет мира.
Среди 156 молодёжных организаций выделяют:БРСМ,БРПО,Бел ассоциация молодых политиков,республиканская общественная мол орг «Гражданкий форум»
По профес признаку:Бел союз предпринимателей и нанимателей,Агросоюз,Бел асоц полит наук,Бел ас бухгалтеров,журналистов.
Экологическое движение(70 о.объед),36 женских о.объед:Бел союз женщин,Бел женская лига.Бел организация трудящихся женщин
.Возрождается практика сздания провсоюзных ,молодёжных и других общественно-государственных объединений:Добровольное общество содейсвия армии,авиации и флоту РБ,Бел физ-спортивное общество «Динамо» и т.д.
+45. Молодежная политика бел. гос-ва в условиях становления рыночной экономики
В любой стране молодёжь явл будущим об-ва, его потенциалом и силой, способной оказывать существенное влияние на деятельность пол, экономич и соц структур. Важнейшим документом, определяющим основы гос молодежной политики в нашей республике, является Закон «Об основах гос молодежной политики РБ», принятый 7 дек 2009 г. Основные задачи гос молодежной политики в РБ:
1.помощь в реализации её прав и решение типичных для неё проблем ,таких как быт, жильё, здравоохранение, трудоустройство, досуг.
2. целенаправленное воспитание молодёжи, формирование мировоззрения
3.содействие самореализации в пазличных сферах.
4.поддержка социальной активности (поощрение деят кружков, клубов,)
Главная цель молодёжной политики РБ - это создание в условиях перехода к рынку социально-экономич, политико-правовых, духовно-культурных предпосылок, условий и гарантий для становления личности молодого человека; это социализация молодого поколения, реализация его творческого потенциала в интересах развития личности и общества в целом, возрождения и развития Беларуси.
Главная идея, кот лежит в основе концепции молодежной политики состоит в том, что гос-во как основной субъект молодежной политики, ставит своей целью обеспечить полноценный правовой и соц статус молодым гражданам республики, защитить их права и свободы. Концепция молодежной политики позволит преодолеть духовно-нравственный кризис в об-ве, достигнуть гражданского согласия и создать предпосылки для процветания сильной, демократической РБ.
46. Национальные и этнические проблемы в современном мире и способы их решений
В мире проживает более
2 тыс. народов (этносов). Многие из них
не имеют своей государственности и вынуждены
сосуществовать в рамках государственных
образований с другими народами. Сосуществование
в государствах этносов с различными культурными
особенностями, разным уровнем экономического,
социального и политического развития
порождает немало проблем в их взаимодействии.
Знание сути национально-этнических
проблем важно для ориентации в сложных
этнических ситуациях не только политикам,
но и экономистам, предпринимателям. В
этносе выделяют три исторических типа:
племя, народность, нация. Для первобытнообщинной
формации характерна этническая общность
–племя, для рабовладельческой и феодальной
– народность, для капиталистической
и социалистической –нация. Развитию
межэтнических отношений обычно сопутствуют
такие явления, как национализм и шовинизм. Национализм-идеология
и политика, в основе которой лежат идея
национальной исключительности и превосходства,
пренебрежительное отношение к другим
этносам. Шовинизм- это крайне
воинствующий национализм, предполагающий
подчинение одной нации другой. К проблеме
регулирования отношений между традиционными
этническими группами добавилась проблема
взаимодействия коренного населения и
мигрантов. Вместе с дешевой рабочей силой,
используемой для выполнения непрестижных
тяжелых работ, этнорасовые проблемы стали
возникать в благополучных в этническом
отношении странах(Швейцария, Швеция и
др.).С развитием гласности и демократии
«замороженные» проблемы стали «оттаивать»
и принимать конфликтные формы. Особенно
это проявилось на Кавказе, в Средней Азии,
а между Грузией и Южной Осетией, Азербайджаном
и Арменией национальное противостояние
превратилось в межэтнические войны. Межэтнические
противоречия используются в корыстных
целях теми, кто борется за власть.
В основе современной политической стратегии
решения национально-этнических проблем
лежит признание права каждого народа
на самоопределение. Это право предполагает
свободный выбор народами государственного
устройства, вплоть до отделения и образования
самостоятельного государства, право
каждого народа самостоятельно решать
экономические, политические, социальные
и культурные вопросы своего развития.
Факторы, от которых зависит укрепление
дружественных отношений между представителями
различных этносов - это повышение их образованности,
общего культурного уровня, в том числе
и культуры межнационального общения,
возрождение принципов народной морали
и этикета, в частности уважение достоинства
человека независимо от его этнической
принадлежности, благородство, милосердие,
толерантное отношение к традициям иноэтнического
населения.
47 СМИ в политическом процессе
СМИ-сложный и многогранный иниститут по сбору, обработке, анализу соц значимых событях и явлениях в природе, обществе и их доведению с помощью специальных технических средств до общественности.К ним отн..
Функции:информир, образования, социализации, легитимации власти, просветительства, критики и контроля, формир общественного сознания и мнения, пропагандистскую, мобилизационную и т.д.
Масс-медиа одновременно и эффективный субъект полит процесса, и непосредственный носитель полит власти. Как субъект СМИ обладает ресурсами и объективными возможностями влияния на общество и личность.способствует становлению нового соц уклада,обеспечивают открытость и прозрачность полит процесса,его демократичность.формируют общественное мнение, воздействуют на сознание и мнение.СМИ одновременно проводник и катализатор власти.Влияние СМИ на политику осущ через воздействие на информационный процесс.Масс-медия это не нейтральный проводник новестей:они не только отражают,но и осмысляют и комментируют происходящее.Выборы на приямую зависят от СМИИметь важную информацию-иметь властьПолит манипуляция-воздействие на сознание и поведение людей с целью принудить их действовать или бездействовать вопреки собственным интересам.
26. Общественные
организации и движения:роль,
Сегодня выделяюн две наиболее распространённые формы объединений граждан:Общ движение-это совместная дея-ть граждан,преследюющая общие цели без чёткой организации структуры и фиксированного членства.
Общ организация-добровольное объединение граждан,имеющее относительно устойчивую организационную структуру и фиксированное членство. имеют устав, управленч аппа-рат,постоянн членство с упл взносов.
Типы о.о :по половозрастным (молодежн, детск, женск, пенсион), по соц призн(рабоч, крестьянск, интеллигент), по сф деят-ти( эконом, писат, ученые), по мет дейст(насильствен, ненасильств), по целям(экологич,антивоенн, правозащитн),по численности (массовые и малочисленные) Функции 1)представительство и защ интер соц гр2)социальная интеграция и мобилизация 3)соцализация4)удовлетворение индивидуальных потребностей и склонностей.5)связь между гос-вом и гражд.
Политическая роль о.о. и о.д. состоит в оказании влияния на процесс принятия политических решений в более или менее постоянном давлении на властные структуры. Доминирующим типом о.объед явл групп интересов и групп давления.Г.И.-это добров объед,созданное для выражения, представительства и отстаивания своих интересов в отношениях с гос-ом и др полит институтами.Если реализация групповых интересов требует опред действий или решений со стороны структур гос власти,то группа интересов стремится воздействовать на власть и превращается в группу давления.Но пытаять повлиять на решения власти ,они не стремятся участвовать в управлении гос-вом и избегают политической ответственности.Существует прямое (на власть) и непрямое давление.(на общественность)примером прямого давления является лоббизм-оказание воздействия на процесс принятия решений путём общения с должностными лицами,участв в этим процессе.непрямое давление может осущ через СМИ рекламные кампании,организация блокирования общественных магистралей,бойкота выборов,забастовок.
48 «Политика РБ в сфере религиозно – конфессиональных отношений»
25 религ конфессий и направлений.(евангелическо-
Современную конфессиональную ситуацию в Беларуси характеризуют следующие особенности: историческая традиция толерантности, характерная для белорусского этноса еще со средневековья; тесная связь религиозных организаций, этноконфессиональных групп с культурно-просветительскими объединениями, ставящими своей целью национальное, религиозное и культурное возрождение своей этнической группы; достаточно тесные межконфессиональные отношения, о которых свидетельствует значительное количество общеконфессиональных организаций. Основные принципы госудаственной политики в конфессиональной сфере , принципы взаимоотношений государства с религиозными организациями , заложены в Законе Республики Беларусь «о свободе вероисповеданий и религ организациях.» . Данный Закон гарантирует права граждан на определение и выражение своего отношения к религии, на соответствующие этому убеждения, на беспрепятственное исповедание религии и исполнение религиозных обрядов, а также социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов граждан независимо от отношения к религии и регулирует отношения, связанные с деятельностью религиозных организаций. Задачами данного Закона является регулирование возникающих в этой области общественных отношений в целях единообразного осуществления на всей территории Республики Беларусь принципов свободы совести и вероисповеданий, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, а также реализации права граждан на пользование этой свободой.
44. Основные направления соц. Политики РБ в 2000–2010 гг. –РБ соц гос-во ,проводящее активную соц политику,цель которой:дольнейшее повышение уровня и качества жизни населения,доведение благосостояния народа до европейского уровня.
Меры:-политика доходов населения (восстановление роли минимальной заработной платы как важнейшего соц. норматива (ее уровень не должен опускаться ниже 35-40% от ср. зар. платы); рост реальных доходов населения на 4-6% в год;
-соц. политика граждан, (гос. поддержка соц. уязвимых групп населения (пенсионеры, инвалиды, безработные); развитие негос. пенсионных фондов; разработкка программ оказания помощи беднейшим группам населения; проведение активной соц. политики в области защиты от риска (болезни, инвалидности, ухода на пенсию, потери кормильца и безработицы) через систему соц. программ;
-обеспечение занятости населения (поддержание жизнеспособности производств; создание новых рабочих мест; развитие предпринимательства; организация общественных работ и др.)