Шпаргалки по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:45, шпаргалка

Краткое описание

Предмет политологии – политическая власть, закономерности её становления, развития и изменения, формы и методы функционирования власти в государстве и обществе. В центре политологии традиционно стоят проблемы власти, государства, социального господства, войны и мира.
Политология как наука представляет собой взаимосвязь теоретических, фундаментальных, методологических и прикладных исследований.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 200.00 Кб (Скачать)
  1. Предмет, функции и методы политологии, её место в системе общественных наук.

Предмет политологии  – политическая власть, закономерности её становления, развития и изменения, формы и методы функционирования власти в государстве и обществе. В центре        политологии         традиционно         стоят         проблемы власти, государства, социального господства, войны и мира.

Политология как наука  представляет собой взаимосвязь  теоретических, фундаментальных, методологических и прикладных исследований.

Методы исследования в политологии:

• институциональный  – исследует политические институты, право государства, политические партии, общественное движение;

• исторический – политические отношения институтов и процессов  в контексте прошлого, настоящего и будущего;

• поведенческий (бихевиористский) – исследование полит поведения  конкретного лица;

• системный – политика как целостное общественное явление;

• нормативно-ценностный – политическое воздействие на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, прав человека;

• сравнительный –  сравнение однотипных полит систем, режимов, политических явлений.

Функции политологии:

• познавательная – исследует  и объясняет политические процессы;

• инструменталистская  вырабатывает рекомендации для властных структур и др. субъектов в политике, политические технологии;

• прогностическая –  прогнозирует политические процессы и  явления, предвидит перспективы  развития политической системы и  общества;

• воспитательно-мировоззренческая  – способствует к приобщению личности и общества к демократической, политической культуре.

 

  1. Политика как общественное явление

Это государственные  и общественные дела. Политика- одна из важнейших сфер жизни общества, социальных групп и индивидов  по артикуляции (о сознании и представлении) их противоречивых ,коллективных интересов, разрешению конфликтов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти. В структуре политики выделяется форма, содержание и процесс (отношения).

Понятие политических отношений- Это утойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти.

 

  1. Сущность, структура  и функции политической власти

Политическая власть – реальная способность и возможность  определенной социальной группы, организации, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах.

Власть – система  социальных отношений «господства  – подчинения», возможность и  способность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие  на деятельность, поведение людей с помощью авторитета права насилия.

Структура власти: субъекты власти. Гос-во, межд ассоциации, полит  лидеры;

объекты власти: инстит гос власти, полит партии и общ организации; источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения; ресурсы власти, экономич, норм-правовые, админ-принудительные, демографич.

Функции власти:

• управление делами государства  и общества;

• поддержание гражданского мира и общественного порядка;

• выявление локализации и разрешение конфликтов в обществе;

• принуждение во имя соц-значимых целей и сохр стабильн в общ-ве;

Органы государственной власти РБ в соответствии с Конституцией:

• Президент – Глава гос-ва, гарант конституционных прав граждан;

• Парламент – Нац Собр РБ, законодат, представительный орган власти;

• Правительство – Совет министров  РБ, исполнительная власть;

• Конституционный Суд, общие и  хозяйственные суды, судебная власть;

• Прокуратура, Комитет гос контроля, контрольно-надзорные органы власти.

 

  1. Политический режим: понятие, сущность, критерии

Политический режим  – совокупность методов, приемов, средств  осуществления политической власти и характеризует среду и условия  политической жизни общества.

Выделяют три механизма анализ, которых позволяет охарактеризовать политический режима:

• Институциональный (отражает, как  и какие институты действуют  в политической системе, их значимость и способы воздействия);

• Социологический (характеризует  какие социальные группы существуют в политической системе, как строятся отношения между этими группами и государством, каковы и как соотносятся права и возможности различных групп в политике);

• Идеологический (характеризует  какие идеи и насколько свободно можно формулировать в политической системе).

Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:

• характер и мера осуществления  власти;

• механизм формирования власти;

• взаимоотношения общества и власти;

• роль идеологии в жизни общества;

• характер политического лидерства;

• соотношение прав и  свобод граждан;

• положение средств  массовой информации;

• наличие демократических  прав и свобод;

• изменения в социальной структуре общества;

• уровень развития политической культуры.

 

 

 

  1. Демократия: теория и практика

Теория демократии — совокупность утверждений и предположений описательного, аналитического и нормативного характера, которые фокусируются на основах демократии и демократических институтах. В современной теории демократии есть три основных направления: феноменологическое, объяснительное и нормативное. Согласно выводам теории, демократия представляет собой не просто народное правление, но и систему прав граждан. Нарушение этих прав ставит под сомнение демократичность правления. Вопросы равенства, компромисса и эффективного участия в процессе принятия политических решений занимают в демократии центральное место. Демократизация требует наличия устойчивого государства.

 

6. Сущность, структура  и функции политической системы общества

Политическая система  – совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом.

Структура политической системы общества включает в себя подсистемы:

• Институциональная  – государство, политические партии, общественные организации, группы давления, церковь.

• Нормативно-регулятивная - развивает политико-правовые и  нравственные нормы, где особую роль играют конституция и законы.

• Коммуникативная - обеспечивает обмен информацией между политической властью и гражданами, контроль со стороны социальных институтов за деятельностью власти.

• Культурно-идеологическая -включает политическую идеологию и  культуру, служит ценностной основой  развития и совершенствования политической системы.

• Функциональная - представляет собой средства и методы взаимодействия власти, обеспечивает взаимосвязь личности, государства, общества.

Основные функции политической системы:

Приобщение граждан  к политике, формир и обогащение полит культуры общества;

Мобилизация материальных и человеческих ресурсов на удовлетворение соц интересов;

Поддержание стабильности в обществе на основе общих целей  и ценностей;

Регулирование общественных процессов посредством «норма творчества», контроля соблюдения законов, принятия и выполнения управленческих решений;

Определение и выработка  конкретного политического курса, целей и задач, развитие общества;

Основные критерии политической системы: стабильность, эффективность, легитимность, легальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Политическая система Республики Беларусь.

Современную политическую систему РБ можно определить как  трансформированную систему переходного  общества, где на ряду с новыми тенденциями  развития сохраняются определенные элементы советской политической системы.

Политическая система РБ имеет следующие признаки:

• Определенный перевес  в распределении властных полномочий в сторону исполнительных органов  власти, при этом присутствует классическое разделение властей.

• Недостаточно развита  система местного управления и самоуправления к новым условиям социально–экономического развития.

• Отсутствуют авторитарные политические партии и движения, которые  могли бы существенно повлиять на демократизацию политического процесса общества.

• Происходит формирование демократической политической культуры в обществе с целью вовлечения граждан в активные политические процессы развития страны.

• Слабость конструктивного  компонента в деятельности политической аппозиции которая не имеет существенного  влияния на политические процессы в  обществе.

• Основы политической системы  РБ заложены в статье 1-ой конституции  РБ – унитарное, демократическое, социально-правовое государство, национальная идея сильной  и процветающей Беларуси – государство  для народа.

 

8. Государство, его функции  и структура

Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий суверенную независимую власть в интересах граждан, проживающих на данной территории с помощью государственного аппарата на основе права.

Функции государства: I. Внутренние функции:

1. Политическая – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.

2. Организаторская – обеспечение  взаимодействия всех звеньев  политической системы.

3. Экономическая – стимулирование и регулирование экономической деятельности.

4. Правовая – установл правовых  норм, поддерж правопорядка и  законности в обществе.

5. Социальная – удовлетворение  материальных и духовных потребностей  граждан, регулирование общественных  отношений, гуманизации социальной среды.

6. Культурно-воспитательная – охрана  и обогащение историко-культурного  и духовного наследия общества, совершенствование условий социализации  личности.

II. Внешние функции:

1. Обеспечение суверенитета, независимости  и территориальной целостности государства.

2. Развитие взаимовыгодного международного  полит и экономического сотрудничества.

3. Участие в программах по  преодолению глобальных проблем  современности, экологического кризиса,  предотвращение ядерной войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Формы государственного  правления.

1.Монархия – форма  правления, при которой власть  концентрируется в руках главы  государства (монарха). Выделяют  виды монархии:

• Абсолютная – неограниченная власть монарха. (Сауд. Аравия, Ката, Оман).

• Конституционная – власть монарха ограничена парламентом. Основной принцип – «монарх царствует, но не правит». (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония).

• Дуалистическая – власть монарха ограничена в законодательной  области и имеет широкие полномочия в исполнительной области. (Иордания, Кувейт, Марокко)

2.Республика – форма  правления, при которой глава  государства является выборным  и сменяемым и зависит от  воли народа или парламента. Различают  3 вида республики:

• Президентская –является  главой государства и главой исполнительной власти. (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Обладает правом законод инициативы и вето в парламенте. (РФ, РБ в условиях переходного общества создает сильную президентскую власть).

• Парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Турция, Израиль, страны Прибалтики). Правительство формируется на парламентской основе. Глава Правительства премьер-министр – глава исполнительной власти, является первым лицом государства. Президент исполняет представительские и церемониальные функции.

• Полупрезидентская (смешанная) - Австрия, Финляндия, Франция, Болгария, Польша. Сочетают сильную президентскую власть с эффективным контролем Парламента за деятельностью Правительства. Правительство несет двойную ответственность.

 

10. Формы государственного  устройства

Формы административно-территориального устройства:

• Унитарное - не имеет  в своем составе административно-территориальных  единиц, обладающих суверенитетом, где  действует единая Конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти. (Франция, Турция, Дания, РБ).

• Федерация – устойч союз суверенных субъектов, где распределены полномочия между ними и центром  полномочий. Субъекты федерации имеют  собственные конституции, законодательство, органы власти, не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В федерации два уровня власти – федеральная и республиканская. Федерациями в настоящее время являются 20 стран: по территориальному признаку (США), национальному (Индия) или смешанному (РФ).

• Конфедерация – временный  союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для решения политических, военных, внешнеполитических и других задач, при сохранении полного суверенитета государства. СНГ (1991г.).

• Империя – государственное  образование с обширной территорией, сильной централизованной властью, разнородным этническим, культурным и религиозным составом. Римская, Британская, Российская.

 

11. Сущность  и признаки правового государства

Информация о работе Шпаргалки по "Политологии"