Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:45, шпаргалка
Предмет политологии – политическая власть, закономерности её становления, развития и изменения, формы и методы функционирования власти в государстве и обществе. В центре политологии традиционно стоят проблемы власти, государства, социального господства, войны и мира.
Политология как наука представляет собой взаимосвязь теоретических, фундаментальных, методологических и прикладных исследований.
Предмет политологии – политическая власть, закономерности её становления, развития и изменения, формы и методы функционирования власти в государстве и обществе. В центре политологии традиционно стоят проблемы власти, государства, социального господства, войны и мира.
Политология как наука представляет собой взаимосвязь теоретических, фундаментальных, методологических и прикладных исследований.
Методы исследования в политологии:
• институциональный – исследует политические институты, право государства, политические партии, общественное движение;
• исторический – политические отношения институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего;
• поведенческий (бихевиористский) – исследование полит поведения конкретного лица;
• системный – политика как целостное общественное явление;
• нормативно-ценностный – политическое воздействие на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, прав человека;
• сравнительный – сравнение однотипных полит систем, режимов, политических явлений.
Функции политологии:
• познавательная – исследует и объясняет политические процессы;
• инструменталистская вырабатывает рекомендации для властных структур и др. субъектов в политике, политические технологии;
• прогностическая – прогнозирует политические процессы и явления, предвидит перспективы развития политической системы и общества;
• воспитательно-
Это государственные и общественные дела. Политика- одна из важнейших сфер жизни общества, социальных групп и индивидов по артикуляции (о сознании и представлении) их противоречивых ,коллективных интересов, разрешению конфликтов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти. В структуре политики выделяется форма, содержание и процесс (отношения).
Понятие политических отношений- Это утойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти.
Политическая власть – реальная способность и возможность определенной социальной группы, организации, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах.
Власть – система социальных отношений «господства – подчинения», возможность и способность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета права насилия.
Структура власти: субъекты власти. Гос-во, межд ассоциации, полит лидеры;
объекты власти: инстит гос власти, полит партии и общ организации; источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения; ресурсы власти, экономич, норм-правовые, админ-принудительные, демографич.
Функции власти:
• управление делами государства и общества;
• поддержание гражданского мира и общественного порядка;
• выявление локализации и
• принуждение во имя соц-значимых целей и сохр стабильн в общ-ве;
Органы государственной власти РБ в соответствии с Конституцией:
• Президент – Глава гос-ва, гарант конституционных прав граждан;
• Парламент – Нац Собр РБ, законодат, представительный орган власти;
• Правительство – Совет
• Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды, судебная власть;
• Прокуратура, Комитет гос контроля, контрольно-надзорные органы власти.
Политический режим
– совокупность методов, приемов, средств
осуществления политической власти
и характеризует среду и
Выделяют три механизма анализ, которых позволяет охарактеризовать политический режима:
• Институциональный (отражает, как и какие институты действуют в политической системе, их значимость и способы воздействия);
• Социологический (характеризует какие социальные группы существуют в политической системе, как строятся отношения между этими группами и государством, каковы и как соотносятся права и возможности различных групп в политике);
• Идеологический (характеризует
какие идеи и насколько свободно
можно формулировать в
Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:
• характер и мера осуществления власти;
• механизм формирования власти;
• взаимоотношения общества и власти;
• роль идеологии в жизни общества;
• характер политического лидерства;
• соотношение прав и свобод граждан;
• положение средств массовой информации;
• наличие демократических прав и свобод;
• изменения в социальной структуре общества;
• уровень развития политической культуры.
Теория демократии — совокупность утверждений и предположений описательного, аналитического и нормативного характера, которые фокусируются на основах демократии и демократических институтах. В современной теории демократии есть три основных направления: феноменологическое, объяснительное и нормативное. Согласно выводам теории, демократия представляет собой не просто народное правление, но и систему прав граждан. Нарушение этих прав ставит под сомнение демократичность правления. Вопросы равенства, компромисса и эффективного участия в процессе принятия политических решений занимают в демократии центральное место. Демократизация требует наличия устойчивого государства.
6. Сущность, структура и функции политической системы общества
Политическая система – совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом.
Структура политической системы общества включает в себя подсистемы:
• Институциональная – государство, политические партии, общественные организации, группы давления, церковь.
• Нормативно-регулятивная - развивает политико-правовые и нравственные нормы, где особую роль играют конституция и законы.
• Коммуникативная - обеспечивает обмен информацией между политической властью и гражданами, контроль со стороны социальных институтов за деятельностью власти.
• Культурно-идеологическая
-включает политическую идеологию и
культуру, служит ценностной основой
развития и совершенствования
• Функциональная - представляет собой средства и методы взаимодействия власти, обеспечивает взаимосвязь личности, государства, общества.
Основные функции политической системы:
Приобщение граждан к политике, формир и обогащение полит культуры общества;
Мобилизация материальных и человеческих ресурсов на удовлетворение соц интересов;
Поддержание стабильности в обществе на основе общих целей и ценностей;
Регулирование общественных процессов посредством «норма творчества», контроля соблюдения законов, принятия и выполнения управленческих решений;
Определение и выработка
конкретного политического
Основные критерии политической системы: стабильность, эффективность, легитимность, легальность.
7. Политическая система Республики Беларусь.
Современную политическую систему РБ можно определить как трансформированную систему переходного общества, где на ряду с новыми тенденциями развития сохраняются определенные элементы советской политической системы.
Политическая система РБ имеет следующие признаки:
• Определенный перевес в распределении властных полномочий в сторону исполнительных органов власти, при этом присутствует классическое разделение властей.
• Недостаточно развита система местного управления и самоуправления к новым условиям социально–экономического развития.
• Отсутствуют авторитарные политические партии и движения, которые могли бы существенно повлиять на демократизацию политического процесса общества.
• Происходит формирование демократической политической культуры в обществе с целью вовлечения граждан в активные политические процессы развития страны.
• Слабость конструктивного компонента в деятельности политической аппозиции которая не имеет существенного влияния на политические процессы в обществе.
• Основы политической системы РБ заложены в статье 1-ой конституции РБ – унитарное, демократическое, социально-правовое государство, национальная идея сильной и процветающей Беларуси – государство для народа.
8. Государство, его функции и структура
Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий суверенную независимую власть в интересах граждан, проживающих на данной территории с помощью государственного аппарата на основе права.
Функции государства: I. Внутренние функции:
1. Политическая – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.
2. Организаторская – обеспечение взаимодействия всех звеньев политической системы.
3. Экономическая – стимулирование и регулирование экономической деятельности.
4. Правовая – установл правовых норм, поддерж правопорядка и законности в обществе.
5. Социальная – удовлетворение
материальных и духовных
6. Культурно-воспитательная –
II. Внешние функции:
1. Обеспечение суверенитета, независимости и территориальной целостности государства.
2. Развитие взаимовыгодного
3. Участие в программах по
преодолению глобальных
9. Формы государственного правления.
1.Монархия – форма правления, при которой власть концентрируется в руках главы государства (монарха). Выделяют виды монархии:
• Абсолютная – неограниченная власть монарха. (Сауд. Аравия, Ката, Оман).
• Конституционная – власть монарха ограничена парламентом. Основной принцип – «монарх царствует, но не правит». (Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Бельгия, Япония).
• Дуалистическая – власть
монарха ограничена в законодательной
области и имеет широкие
2.Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым и зависит от воли народа или парламента. Различают 3 вида республики:
• Президентская –является главой государства и главой исполнительной власти. (США, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Обладает правом законод инициативы и вето в парламенте. (РФ, РБ в условиях переходного общества создает сильную президентскую власть).
• Парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Турция, Израиль, страны Прибалтики). Правительство формируется на парламентской основе. Глава Правительства премьер-министр – глава исполнительной власти, является первым лицом государства. Президент исполняет представительские и церемониальные функции.
• Полупрезидентская (смешанная) - Австрия, Финляндия, Франция, Болгария, Польша. Сочетают сильную президентскую власть с эффективным контролем Парламента за деятельностью Правительства. Правительство несет двойную ответственность.
10. Формы государственного устройства
Формы административно-
• Унитарное - не имеет
в своем составе
• Федерация – устойч союз суверенных субъектов, где распределены полномочия между ними и центром полномочий. Субъекты федерации имеют собственные конституции, законодательство, органы власти, не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В федерации два уровня власти – федеральная и республиканская. Федерациями в настоящее время являются 20 стран: по территориальному признаку (США), национальному (Индия) или смешанному (РФ).
• Конфедерация – временный союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для решения политических, военных, внешнеполитических и других задач, при сохранении полного суверенитета государства. СНГ (1991г.).
• Империя – государственное образование с обширной территорией, сильной централизованной властью, разнородным этническим, культурным и религиозным составом. Римская, Британская, Российская.
11. Сущность
и признаки правового