Политические конфликты
могут быть межличностными, групповыми, региональными, международными,
долговременными и кратковременными.
Причины политических конфликтов:
несовпадение статусов субъектов политики
в обществе, их стремление к власти;
противоречие между социальными
группами, обусловленные неравенством в распределении материальных и духовных
благ общества; несовместимость политических
целей, интересов и ценностей; ошибки и
некомпетентность правящей элиты.
Типы политических конфликтов:
- конфликт интересов. Уменьшение или неадекватное удовлетворение потребностей субъектов политики, ошибочное понимание собственных интересов и интересов соперников;
- конфликт ценности. Расхождение между субъектами политики относительно политических идеалов, стратегии и тактики общественного развития, устройство государства, преодоление кризисных процессов в стране;
- конфликт идентификации. Неудовлетворенность ролевыми функциями в политической системе, характером взаимоотношения с государственной властью.
Управление конфликтом
– это целенаправленное влияние
на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью примирения,
устранение разногласий между ними.
Технологии урегулирования
конфликтов:
- скрытие и публичная оценка истинных причин конфликтов, замыслов и намерений субъектов;
- общественный государственный контроль конфликтов;
- обязательное создание специальных институтов по управлению конфликтов, состоящих из экспертов, аналитиков, представителей власти, способных организовать диалог и переговорный процесс;
- изучение внутренних и внешних факторов возникновения и развития конфликта, их учет, стратегии и тактики управления конфликтами;
- налаживание коммуникаций переговорного процесса, побуждение к добровольному соглашению и примирению.
34. Политический кризис:
предпосылки, проявления, этапы,
виды, пути выхода
Политический кризис
– высшая точка социального напряжения,
всеобщего недовольства деятельностью
политико-властных структур. Политический
кризис отражает резкое обострение социально-политических
противоречий, общественных отношений,
недовольствие масс правящих элит страны.
Типы политических кризисов:
- правительственный кризис отражает неспособность правительства управлять обществом, что проявляется в смене лидеров, отставке кабинета министров.
- парламентский кризис – кризис представительных и законодательных органов власти, когда решение парламента расходится с волей большинства граждан, борьба фракций в парламента парализует его работу.
- конституциональный кризис отражает несовершенство конституциональных норм государства, Конституция утрачивает легитимность и требуется ее пересмотр.
- общенациональный кризис обозначает массовое недовольствие властью и стремление общества к революционным преобразованиям
- внешнеполитический кризис характеризуется противоречием между государствами или группой
Пути преодоления политических
кризисов:
- корректировка политическим режимом стратегии и тактики реформ, повышение эффективности управления;
- совершенствование системы представительства социальных интересов, вовлечение большого числа граждан в управление государством;
- разработка политической элитой и усвоение обществом новой государственной идеологии, которая способствует модернизации;
- обеспечение социальной направленности реформ, развитие социально-ориентированной рыночной экономики;
- реорганизация и повышение социальной эффективности центральных и местных органов власти, перераспределение полномочий между ними и усиление ответственности.
В РБ проводится эффективная
социальная политика взаимодействия различных
институтов государственной власти
и общества, присутствует плюрализм
политических взглядов, соблюдаются основные права граждан, что
обеспечивает устойчивость развития страны
и исключение политических кризисов и
конфликтов.
37. Политика государства
в сфере конфессиональных отношений
в РБ
Религиозная
политика РБ направлена на
- Обеспечение конституционного положения об отделении религиозных организаций от государства и школы, равноправие действия всех конфессий и право граждан на свободу совести.
- Содействие в религ организациях в реализации их уставных задач, участии религ организаций, служение, имеющее важное соц значение.
Религиозная политика в
РБ проводится на основе Конституции
РБ и закона «О свободе совести
и религ организациях»
Статья 16 Конституции
Республики Беларусь: «Религии и вероисповедания
равны перед законом. Взаимоотношение государства и религиозных
организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование
духовных, культурных и государственных
традиций белорусского народа.
По состоянию
на 1 января 2010 года в Республике Беларусь
насчитывалось 3015 религиозные
общины. В их числе 1450 православных и 470
католических, Христиан веры Евангельской - 490, Евангельских
христиан-баптистов – 270.
На территории
Беларуси имеются 1254 православных церквей,
452 костелов. Всего насчитывается
2185 культовых помещений.
Статья 31 Конституции Республики Беларусь: «Каждый имеет
право самостоятельно определять свое
отношение к религии, единолично или совместно
исповедовать любую религию или не исповедовать
никакой, выражать и распространять убеждения,
связанные с отношением к религии, участвовать
в отправлении религиозных культов, ритуалах,
обрядах, незапрещенных законом».
Белорусская идеология
должна иметь ориентацию на традиционные
ценности с учетом развития идей традиционного
христианства опорой на соборность нашего
народа, сохранение и приумножение фундаментальных
ценностей, духовной веры, семьи, коллективизма.
40. Сущность
и основные субъекты международных
отношений
Международные отношения– сфера отношений
между государствами, международными
политическими организациями и союзами
государств, процесс выработки, принятия
и реализации политических решений, затрагивающих
интересы мирового сообщества.
Субъекты
международных отношений:
- национальные государства;
- группы (союза) государств;
- международные организации (государственные и неправительственные);
- общественные организации и движения;
- политические и общественные лидеры;
Основные принципы
современных международных отношений:
- признание суверенного равенства государств
- нерушимость установленных границ
- принцип не применения силы или угрозы силой
- мирное урегулирование споров
- невмешательства во внутренние дела других государств
- уважение прав человека и основных свобод
- равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой
- признание территориальной целостность государства
- добросовестное выполнение обязательств
- по международному праву
- отказ от всяких действий, несовместимых с ценностями ООН
41. Внешняя
политика государства в системе
международных отношений Виды международных отношений :Политические,
Экономические, Культурные, Военно-технические,
Международно-правовые.
Характерные черты современных
международных политических отношений:
- Противоречивость перехода к многополюсному миру. Субъектами мировой политики являются более 200 суверенных государств, но сохраняется доминирующая роль США. Проявляются противоречия между основными международными центрами силы: США - Западной Европой – Россией – Китаем – Японией,
- Глобализация политических и экономических отношений, многообразие моделей социально-политического развития, кризис мировой экономики.
- Противоречивость и низкие темпы социально-экономических и политических преобразований в России, Беларуси и других бывших советских республиках. Влияние на мировые социально-экономические и военно-политические потенциалу.
- Неустойчивость тенденции к демократизации и гуманизации мировой политики.
42. Геополитика и процессы
глобализации в современном мире
Геополитика – область научного знания, раскрывающая
зависимость внешней политики государств
от их географического (пространственного)
положения.
Первым употребил термин «геополитика»
шведский профессор истории и политических
наук Р.Челлен.
Появились научные школы, изучающие
и трактующие геополитические
проблемы:
- Англо – американская (А.Мэхэн, Ф.Коломб, Х.Маккиндер, Н.Спайкман, С.Коэн);
- Немецкая (Ф.Ратцель, К.Хаусхофер);
- Российская (П.Н.Савицкий, Л.И.Мечников, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, В.П.Семенов-Тян-Шанский).
Американский адмирал
А. Мэхэн в своих книгах проводил
идею о влиянии морской мощи государства
на историю.
Концепция Х.Маккиндера – обоснование геополитических преимуществ
«сухопутных» государств Евразийского
пространства перед «морскими».
После
второй мировой войны американский
полилог Н.Спайкман пересмотрел
концепцию Х.Маккиндера, выдвинул
новый тезис: «кто контролирует
римленд (побережье), тот контролирует
Евразию и судьбу всего мира. Он имел целью
обоснование лидирующей роли США в послевоенном
мире.
С.Хантингтон – в работе
«Столкновение цивилизации» в 1993 году
обосновал, что первая мировая война
была война за рынки сбыта и источники.
В течении
последних 55веков человечество
жило в согласии всего 300лет.
Произошло 14,5тыс. войн (в том
числе, две мировые –1914-1918гг
и 1939-1945гг), в которых погибло
3,6млрд. человек. За последние
50 лет мировое сообщество ввергалось в локальные войны более 250 раз, в этих военных конфликтах
участвовало 90 государств, а их потери
составили более 35 млн. человек.
Характерные
черты геополитической ситуации
в начале XXI в.:
- Старые механизмы, обеспечивающие баланс сил на мировой арене, разрушены, а новые не созданы.
- США не отказались от претензий на господство и доминирование в мире. Они по-прежнему делают ставку на потенциал НАТО и собственных вооруженных сил
- Геополитический планы и усиление контроля США над Евразией противоречат интересам России и всего мирового сообщества.
Россия остается ядерной
державой и крупным действующим
субъектом на мировой арене.
- мир остается нестабильным, США энергично реализуют программу ПРО, сохраняют около 1500 военных баз, что приводит к гонке вооружений в мире и общие военные расходы в 2010 составляет 1,5 трил $.
- Международная безопасность не может быть прочной в условиях мира, разделенного на зону стабильности, благосостояния, демократии, где проживает 15% населения, и зону бедности, анархии, неразвитой демократии.
- Реализация концепции многополосного мира в 21 веке будет зависеть от результат реформ в России, Украине, Беларуси, Казахстане, и интеграционных процессах и создание европейского союза.
43. Международные организации:
сущность, типы, функции
Международные организации
— постоянные объединения межправительственного
и неправительственного характера, создаваемые
на основе международного соглашения
(устава, статуса или иного конституционного
документа) в целях содействия решению
международных проблем.
Международные
организации подразделяются на межправительственные, создаваемые
на основе многосторонних международных
договоров и объединяющие государства
(ООН, ЮНЕСКО, МСС, ОАЕ и др.), и неправительственные,
включающие национальные общественные
организации (ВПФ), частных лиц (Совет Пагуошского
движения), города (Всемирная федерация
породненных городов), научные учреждения
(Международный совет научных союзов)
и др. объединения. Подразделяются они
также на всемирные и региональные.
Субъекты
международных отношений:
- национальные государства;
- группы (союза) государств;
- международные организации (государственные и неправительственные);
- общественные организации и движения;
- политические и общественные лидеры;
Основные принципы
современных международных отношений:
- признание суверенного равенства государств
- нерушимость установленных границ
- принцип не применения силы или угрозы силой
- мирное урегулирование споров
- невмешательства во внутренние дела других государств
- уважение прав человека и основных свобод
- равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой
- признание территориальной целостность государства
- добросовестное выполнение обязательств
- по международному праву
- отказ от всяких действий, несовместимых с ценностями ООН
Виды международных
отношений :Политические, Экономические, Культурные,
Военно-технические, Международно-правовые.
Характерные черты современных
международных политических отношений:
- Противоречивость перехода к многополюсному миру. Субъектами мировой политики являются более 200 суверенных государств, но сохраняется доминирующая роль США. Проявляются противоречия между основными международными центрами силы: США - Западной Европой – Россией – Китаем – Японией,
- Глобализация политических и экономических отношений, многообразие моделей социально-политического развития, кризис мировой экономики.
- Противоречивость и низкие темпы социально-экономических и политических преобразований в России, Беларуси и других бывших советских республиках. Влияние на мировые социально-экономические и военно-политические потенциалу.
- Неустойчивость тенденции к демократизации и гуманизации мировой политики.