Шпаргалки по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:45, шпаргалка

Краткое описание

Предмет политологии – политическая власть, закономерности её становления, развития и изменения, формы и методы функционирования власти в государстве и обществе. В центре политологии традиционно стоят проблемы власти, государства, социального господства, войны и мира.
Политология как наука представляет собой взаимосвязь теоретических, фундаментальных, методологических и прикладных исследований.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Политические конфликты  могут быть межличностными, групповыми, региональными, международными, долговременными и кратковременными.

Причины политических конфликтов: несовпадение статусов субъектов политики в обществе, их стремление к власти; противоречие между социальными  группами, обусловленные неравенством в распределении материальных и духовных благ общества; несовместимость политических целей, интересов и ценностей; ошибки и некомпетентность правящей элиты.

Типы политических конфликтов:

  • конфликт интересов. Уменьшение или неадекватное удовлетворение потребностей субъектов политики, ошибочное понимание собственных интересов и интересов соперников;
  • конфликт ценности. Расхождение между субъектами политики относительно политических идеалов, стратегии и тактики общественного развития, устройство государства, преодоление кризисных процессов в стране;
  • конфликт идентификации. Неудовлетворенность ролевыми функциями в политической  системе, характером взаимоотношения с государственной властью.

Управление конфликтом – это целенаправленное влияние  на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью примирения, устранение разногласий между ними.

Технологии урегулирования конфликтов:

  • скрытие и публичная оценка истинных причин конфликтов, замыслов и намерений субъектов;
  • общественный государственный контроль конфликтов;
  • обязательное создание специальных институтов по управлению конфликтов, состоящих из экспертов, аналитиков, представителей власти, способных организовать диалог и переговорный процесс;
  • изучение внутренних и внешних факторов возникновения и развития конфликта, их учет, стратегии и тактики управления конфликтами;
  • налаживание коммуникаций переговорного процесса, побуждение к добровольному соглашению и примирению.

 

34. Политический кризис: предпосылки, проявления, этапы,  виды, пути выхода

Политический кризис – высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства деятельностью политико-властных структур. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противоречий, общественных отношений, недовольствие масс правящих элит страны.

Типы политических кризисов:

  • правительственный кризис отражает неспособность правительства управлять обществом, что проявляется в смене лидеров, отставке кабинета министров.
  • парламентский кризис – кризис представительных и законодательных органов власти, когда решение парламента расходится с волей большинства граждан, борьба фракций в парламента парализует его работу.
  • конституциональный кризис отражает несовершенство конституциональных норм государства, Конституция утрачивает легитимность и требуется ее пересмотр.
  • общенациональный кризис обозначает массовое недовольствие властью и стремление общества к революционным преобразованиям
  • внешнеполитический кризис характеризуется противоречием между государствами или группой

Пути преодоления политических кризисов:

  • корректировка политическим режимом стратегии и тактики реформ, повышение эффективности управления;
  • совершенствование системы представительства социальных интересов, вовлечение большого числа граждан в управление государством;
  • разработка политической элитой и усвоение обществом новой государственной идеологии, которая способствует модернизации;
  • обеспечение социальной направленности реформ, развитие социально-ориентированной рыночной экономики;
  • реорганизация и повышение социальной эффективности центральных и местных органов власти, перераспределение полномочий между ними и усиление ответственности.

В РБ проводится эффективная  социальная политика взаимодействия различных  институтов государственной власти и общества, присутствует плюрализм  политических взглядов, соблюдаются основные права граждан, что обеспечивает устойчивость развития страны и исключение политических кризисов и конфликтов.

 

 

37. Политика государства  в сфере конфессиональных отношений  в РБ

Религиозная политика РБ направлена на

  1. Обеспечение конституционного положения об отделении религиозных организаций от государства и школы, равноправие действия всех конфессий и право граждан на свободу совести.
  2. Содействие в религ организациях в реализации их уставных задач, участии религ организаций, служение, имеющее важное соц значение.

Религиозная политика в  РБ проводится на основе Конституции  РБ и закона «О свободе совести  и религ организациях»

Статья 16 Конституции  Республики Беларусь: «Религии и вероисповедания  равны перед законом. Взаимоотношение государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

По состоянию  на 1 января 2010 года в Республике Беларусь насчитывалось 3015 религиозные общины. В их числе 1450 православных и 470 католических, Христиан веры Евангельской - 490, Евангельских христиан-баптистов – 270.

На территории Беларуси имеются 1254 православных церквей, 452 костелов. Всего насчитывается 2185 культовых помещений.

Статья 31 Конституции Республики Беларусь: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалах, обрядах, незапрещенных законом».

Белорусская идеология  должна иметь ориентацию на традиционные ценности с учетом развития идей традиционного христианства опорой на соборность нашего народа, сохранение и приумножение фундаментальных ценностей, духовной веры, семьи, коллективизма.

40. Сущность  и основные субъекты международных  отношений

Международные отношения– сфера отношений между государствами, международными политическими организациями и союзами государств, процесс выработки, принятия и реализации политических решений, затрагивающих интересы мирового сообщества.

    Субъекты  международных отношений:

  • национальные государства;
  • группы (союза) государств;
  • международные организации (государственные и          неправительственные);
  • общественные организации и движения;
  • политические и общественные лидеры;

Основные принципы современных международных отношений:

  1. признание суверенного равенства государств
  2. нерушимость установленных границ
  3. принцип не применения силы или угрозы силой
  4. мирное урегулирование споров
  5. невмешательства во внутренние дела других государств
  6. уважение прав человека и основных свобод
  7. равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой
  8. признание территориальной целостность государства
  9. добросовестное выполнение обязательств
  10. по международному праву
  11. отказ от всяких действий, несовместимых с ценностями ООН

 

41. Внешняя  политика государства в системе  международных отношений Виды международных отношений :Политические, Экономические, Культурные, Военно-технические, Международно-правовые.

      Характерные черты современных  международных политических отношений:

  • Противоречивость перехода к многополюсному миру. Субъектами мировой политики являются более 200 суверенных государств,  но сохраняется доминирующая роль США. Проявляются противоречия между основными международными центрами силы: США - Западной Европой – Россией – Китаем – Японией,
  • Глобализация политических и экономических отношений, многообразие моделей социально-политического развития, кризис мировой экономики.
  • Противоречивость и низкие темпы социально-экономических и политических преобразований в России, Беларуси и других бывших советских республиках. Влияние на мировые социально-экономические и военно-политические потенциалу. 
  • Неустойчивость тенденции к демократизации и гуманизации мировой политики.

 

 

42. Геополитика и процессы  глобализации в современном мире

Геополитика – область научного знания, раскрывающая зависимость внешней политики государств от их географического (пространственного) положения.

    Первым употребил термин «геополитика» шведский профессор истории и политических наук Р.Челлен.

     Появились научные школы, изучающие  и трактующие геополитические  проблемы:

  • Англо – американская  (А.Мэхэн, Ф.Коломб, Х.Маккиндер, Н.Спайкман, С.Коэн);
  • Немецкая (Ф.Ратцель, К.Хаусхофер);
  • Российская (П.Н.Савицкий, Л.И.Мечников, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, В.П.Семенов-Тян-Шанский).

Американский адмирал  А. Мэхэн в своих книгах проводил идею о влиянии морской мощи государства  на историю.

Концепция Х.Маккиндера – обоснование геополитических преимуществ «сухопутных» государств Евразийского  пространства перед «морскими».

      После  второй мировой войны американский  полилог Н.Спайкман пересмотрел  концепцию Х.Маккиндера, выдвинул  новый тезис: «кто контролирует  римленд (побережье), тот контролирует Евразию и судьбу всего мира. Он имел целью обоснование лидирующей роли США в послевоенном мире.

С.Хантингтон – в работе «Столкновение цивилизации» в 1993 году обосновал, что первая мировая война  была война за рынки сбыта и источники.

     В течении  последних 55веков человечество  жило в согласии всего 300лет.  Произошло 14,5тыс. войн (в том  числе, две мировые –1914-1918гг  и 1939-1945гг), в которых погибло  3,6млрд. человек. За последние  50 лет мировое сообщество ввергалось в локальные войны более 250 раз, в этих военных конфликтах  участвовало 90 государств, а их потери составили более 35 млн. человек.

Характерные черты геополитической ситуации в начале XXI в.:

  • Старые механизмы, обеспечивающие баланс сил на мировой арене, разрушены, а новые  не созданы.
  • США не отказались от претензий на господство и доминирование в мире. Они по-прежнему делают ставку на потенциал НАТО и собственных вооруженных сил
  • Геополитический планы и усиление контроля США над Евразией противоречат интересам России и всего мирового сообщества.

Россия остается ядерной  державой и крупным действующим  субъектом на мировой арене.

  • мир остается нестабильным, США энергично реализуют программу ПРО, сохраняют около 1500 военных баз, что приводит к гонке вооружений в мире и общие военные расходы в 2010 составляет 1,5 трил $.
  • Международная безопасность не может быть прочной в условиях мира, разделенного на зону стабильности, благосостояния, демократии, где проживает 15% населения, и зону бедности, анархии, неразвитой демократии.
  • Реализация концепции многополосного мира в 21 веке будет зависеть от результат реформ в России, Украине, Беларуси, Казахстане, и интеграционных процессах и создание европейского союза.

 

43. Международные организации:  сущность, типы, функции

Международные организации — постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, создаваемые на основе международного соглашения (устава, статуса или иного конституционного документа) в целях содействия решению международных проблем.

Международные организации подразделяются на межправительственные, создаваемые на основе многосторонних международных договоров и объединяющие государства (ООН, ЮНЕСКО, МСС, ОАЕ и др.), и неправительственные, включающие национальные общественные организации (ВПФ), частных лиц (Совет Пагуошского движения), города (Всемирная федерация породненных городов), научные учреждения (Международный совет научных союзов) и др. объединения. Подразделяются они также на всемирные и региональные.

    Субъекты  международных отношений:

  • национальные государства;
  • группы (союза) государств;
  • международные организации (государственные и          неправительственные);
  • общественные организации и движения;
  • политические и общественные лидеры;

Основные принципы современных международных отношений:

  1. признание суверенного равенства государств
  2. нерушимость установленных границ
  3. принцип не применения силы или угрозы силой
  4. мирное урегулирование споров
  5. невмешательства во внутренние дела других государств
  6. уважение прав человека и основных свобод
  7. равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой
  8. признание территориальной целостность государства
  9. добросовестное выполнение обязательств
  10. по международному праву
  11. отказ от всяких действий, несовместимых с ценностями ООН

Виды международных  отношений :Политические, Экономические, Культурные, Военно-технические, Международно-правовые.

      Характерные черты современных  международных политических отношений:

  • Противоречивость перехода к многополюсному миру. Субъектами мировой политики являются более 200 суверенных государств,  но сохраняется доминирующая роль США. Проявляются противоречия между основными международными центрами силы: США - Западной Европой – Россией – Китаем – Японией,
  • Глобализация политических и экономических отношений, многообразие моделей социально-политического развития, кризис мировой экономики.
  • Противоречивость и низкие темпы социально-экономических и политических преобразований в России, Беларуси и других бывших советских республиках. Влияние на мировые социально-экономические и военно-политические потенциалу. 
  • Неустойчивость тенденции к демократизации и гуманизации мировой политики.

Информация о работе Шпаргалки по "Политологии"