44. Глобальные проблемы
современности и роль международных
организаций в их решении.
Глобализация – процесс
возрастания факторов тесного, полит,
культурного и информац сотрудничества
между странами и регионами, а так же в
глобальном масштабе.
Американский социолог
Робертсон в 1980 г. Работе «Обсуждая
глобальность» одним из первых исследовал
проблему глобвдизации.
Термин глобализация
вошел в научный оборот в 1990 годы.
Глобализация международных
отношений – усиление взаимодействия
и взаимовлияния сред общественной
жизни и деятельность в международных
отношений, где ведущая роль принадлежит
ООН.
Глобализация мировых
хозяйственных связей – усиление
и взаимозависимость различных факторов и
сфер экономии в области мировых хозяйственных
отношений, где ведущая роль принадлежит
транс-национальной корпорации, которых
в мире насчитывается около 40 тысяч.
Факторы глобализации:
- Экономический – концентрация и централизация капитала, выход за рамки национальных границ, формирование единого экономического производства.
- Производственно-технический – означает резкое возрастание масштабов производства международной формы его осуществления через ТНК, с использованием инноваций нано и биотехнологий.
- Политический – выражается в ослаблении границ государства, облегчении свободы передвижения граждан, товаров, услуг, капиталов.
- Информационный – где ведущая роль принадлежит интернету, обмену экономической, финансовой, научно-технической информацией.
- Социологический – проявляется в ослаблении роли традиций, социальных ролей и обычаев, повышающих лигитимность людей, способствующих международной миграции.
- Экономический – проявляется в осознании людьми опасностей обострения глобальных экологических, энергетических и других проблем.
Глобализация – качественный
скачек в развитии международных
отношений.
Реакцией на противоположный
характер глобализации выступает движение
анти глобализации. Антиглобалисты занимают
левые или анархические позиции, выступают за экономическую
и социальную справедливость против ТНК.
45. ООН
Число государств — членов
ООН составляет 192.
Дата создания ООН: 24 октября
1945 года.
Организация Объединенных
Наций является уникальной международной
организацией. Она была основана после Второй мировой
войны представителями 51 страны, являвшимися
сторонниками курса на поддержание мира
и безопасности во всем мире, развитие
дружеских отношений между странами и
оказание содействия социальному прогрессу,
улучшение условий жизни и положения дел
в области прав человека.
46. Внешняя политика РБ:
основные направления и приоритеты
Приоритеты внешней
политики РБ Президент А.Г. Лукашенко
определил в докладе на II Всебелорусском собрании 18 мая 2001
года «За сильную и процветающую Беларусь»;
III Всебелорусском собрании 2 марта 2006
года «Государство для народа»:
- обеспечение благоприятных международных условий для укрепления молодой национальной государственности, суверенитета и территориальной целостности страны;
- развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами и народами, способствующего осуществлению преобразований в социально-экономической, политической и духовной сферах общества;
- непосредственное участие в решении общечеловеческих проблем, формирование нового, более гуманного мирового порядка.
Основные направления
внешней политики РБ
- Выполнение обязательств по международным договорам, ликвидация оружения, контроль за вооружением.
В ноябре 1996г осуществлен
досрочный вывод стратегических
ядерных вооружений с территории Беларуси.
- Развитие контактов с общеевропейскими структурами, европейскими
странами. В феврале 1992г.
суверенная Беларусь присоединилась к
деятельности Организации по безопасности
и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
- Обеспечение территориальной безопасности государства, защита его от потенциальных и реальных угроз.
- Интеграция и развитие сотрудничества с Россией 26января 2000г вступил
49. Типология
политической системы общества
Характерные
черты демократической политической
системы:
- народовластие, свобода, равенство, права человека, гражданское общество, правовое государство, плюрализм мнений.
- Источником государственной власти является народ, который избирает представительные органы власти.
- Равная ответственность государства перед гражданами и граждан перед государством.
- Основные политические принципы регулируются конституцией и законами.
Характеристика
авторитарной политической системы:
- Характерна власть одного человека или группы лиц, которая закреплена в законе.
- Власть постоянно выступает за демократическое общество, при этом проявляет политическую нетерпимость аппозиции, конкуренции, проводит манипулирование обществом.
- Неразвитость демократических институтов общества, низкий уровень политической культуры граждан.
- Политическая система отличается слабой адаптивностью к окружающей среде, невосприимчива к инновациям.
Характерные
черты тоталитарной политической системы:
- Жесткий государственный контроль над обществом, личностью.
- Монополизация власти на СМИ, единая идеология преследования, инакомыслия и идейных оппонентов (фашизм, сталинизм, маосизм).
- Государственная собственность, административно-командные методы управления экономикой.
- власть регулирует все сферы жизни общества, включая и частную жизнь граждан.
50. Тоталитарный политический
режим: понятие, признаки, разновидности
Это тип политической
системы и общества,характеризирующийся
всеобъемлющей идеологизацией и
политизацией в общественной жизни,гипертрофией,чрезмерным
разрастанием власти и поглощением
ею гражданского общества,отсутствием свободы личности,всепроникающим
контролем со стороны слившегося во едино
партийно-государственного аппарата над
гражданами,подчинением всей социальной
системы коллективным идеологическим
целям.
Основные
признаки режима:
- Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь.
- Формирование власти идет бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, где отсутствует механизм преемственности и контроля за властью.
- Общество полностью отчуждено от власти, но в политическом сознании присутствует единство власти и народа.
- В обществе присутствует единая идеология, которая формирует идеи о «светлом будущем».
- Лидер опирается на партию или группу, всегда харизматичен.
- Запрещено все, кроме того, что приказано.
- СМИ находятся под контролем государства, существует «закрытое общество».
- Демократические права и свободы носят декларированный характер, государство гарантирует право на труд, образование, медицинское обслуживание
- Социальная структура общества имеет классовый характер.
- Тоталитарная политическая культура доверяет политическому лидеру
Разновидность
тоталитаризма- В зависимости от господствующей идеологии
их подразделяют на коммунизм,фашизм,нацианал-социализм.
51. Сущность, признаки и
основные разновидности современных
авторитарных режимов.
Авторитарной считается неограниченная власть одного
лица над гражданами при сохранении личности
и общества в неполитических сферах. Основа которого осущ власть
одного человека или узкой группы лиц.
Основные
признаки авторитарного
режима:
- Характер и мера осуществления власти – власть одного человека
- Контроль и насилие не носят общественный характер.
- Влияние власти распространяется на сферу политики и частично идеологию.
- Власть формируется путем назначения и не имеет механизма преемственности
- Граждане к власти относятся безразлично, где в основе находятся принципы патриархальности и опеки.
- Идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется.
- Лидер обладает высокими полномочиями, где складывается режим личной власти.
- Разрешено все кроме политики.
- Осуществляется частичный контроль над СМИ.
- Правовая свобода граждан ограничена в политической сфере.
- В полит системе общества главная роль принадлежит исполнительным органам власти.
Разновидности:
1.по способу организации
власти:
- псевдодемократические
(в этих режимах формально признается
разделение властей, многопартийность,
реальная власть наход в руках
исполнительных структур. Пример – Мексика)
- конституционноавтортарный
(ограничение и запрещение на основе конституции деятельности
оппозиции, независимых СМИ) пример –
Сингапур, Филипины, Ирак, Иран.
2.по носителям власти
:
- олигархические (власть
группы людей)
- персоналистские диктатуры
(Румыния, Греция, Аргентина)
- военные хунты (Африка)
- теократические режимы (власть религиозного
клана)
- абсолютная монархия
- персонафицированный
режим (власть опирается на
силу, неи силых институтов власти . пример – Амина-Уганда)
3.по содержанию деятельности:
- элитаристские ( организованы
на обеспечение власти какой либо элиты, кот проводит
реформы, манипулируя волей народа)
- популистские режимы
(ориентированы на заигрывании
с народом.) бывают двух видов – нациналполистские
(играют на чувствах национаьной справедливости),
социалпопулистские (эксплуатируют идею
социальной справедливости)
4.по ориентации
- прогрессивные ( способствующие
развитию рыночных отношений)
52. Демократический
режим. Проблемы перехода от
тоталитаризма и авторитаризма
к демократии.
Демократический – власть принадлежит народу,
где обеспеч права и свободы человека. А. Линкольном: Демократия
- правление народа, для народа, посредством
народа.
Признаки демократического
режима:
- Источником власти является народ.
- Пределы власти устанавливаются конституцией и законами.
- Власть выбирается гражданами на основе принципа преемственности.
- Общество выбирает конкретных носителей власти и контролирует их деятельность.
- Официальная идеология сущ, но сохраняется плюрализм мнений в идеологической сфере.
- Политическое лидерство зависит от традиций и ценностей общества.
- Разрешено все то, что не запрещено законом.
- СМИ свободны и не зависимы и являются 4-ой властью.
- Демократические права и свободы гарантируются конституцией и законами.
- Для демократического полит режима характерна многопартийность, всеобщее избирательное право, разделение власти.
53. Основные
теории происхождения государства
Государство
– основной институт политической системы
общества, осуществляющий суверенную
независимую власть в интересах граждан,
проживающих на данной территории с помощью
государственного аппарата на основе
права.
Концепции происхождения
государства: Патриархальная (Конфуций, Аристотель).
- Теократическая (А. Августин, Ф. Аквинский).
- Теория общественного договора (Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк).
- Тория насилия (М. Штирнер, П. Прудон, М. Бакунин, Л. Гумплович)
- Формационная теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) – базисом является экономика, надстройкой – политика, право, религия.
55. Типология
политического процесса
1.Внешнеполитические.2внутриполитические. Внешнеполитические процессы
выступают как форма функционирования
политической системы в междунарожных
отношениях,в мировой политике.Для понимания
внутриполитических процессов следует
отметить ведущую роль и значение институализированных
форм политического участия и принятия
решений.
- Эволюционный – политическая трансформация, характеризующаяся непрерывностью и продуктивностью нововведений. Граждане удовлетворены происходящими переменами, доверяют властным структурам.
- революционный – радикальные коренные изменения в обществе отличаются решительностью действий политических субъектов, используются преимущественно насильственных средств и методов.
- Открытый – политический курс государства, его проблемы и приоритеты свободно обсуждаются общностью. Властные структуры учитывают общественное мнение в своей деятельности.
- Скрытый – субъекты политики скрывают от общества объективную информацию о процессах в стране и мире, а также своих негативных действиях.
- Стабильный –отличаются устойчивостью, граждане доверяют институтам власти. Преобладают позитивные тенденции в социально-экономическом развитии, обеспечиваются права и свободы граждан.
- Нестабильный – неустойчивость ситуации в обществе, массовое недовольствие граждан уровнем и качеством жизни, характером реформ и политического режима.
Для РБ характерен стабильный
эволюционный открытый политический
процесс.
57. Основные
типы политической культуры
Типы политических
культур Г.Алмонда- Он выделил четыре типа политических
культур: доиндустриальный,тоталитпрный,континентально-европейский
и англо-американский.Первый тип характеризуется
отсутствием ярко выраженных политических
интересов,отсутствием стабильных политических
институтов,резким расхождениемразличных
ориентаций и насильственными формами
деятельности.Второй - политической аппатией,конформизмом
и пренудительными формами политической
активности.Третий- фрагментарностью,соединением
элементов доиндустриальной и современной
,старой и новой политических культур.Четвертый-
отличается плюрализмом ценностей и интересов,подходов
и умением общества находить компромиссы
относительно целей и средств социального
развития при преобладанием согласия
в оценке фундаментальных основ.