Шпаргалки по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:45, шпаргалка

Краткое описание

Предмет политологии – политическая власть, закономерности её становления, развития и изменения, формы и методы функционирования власти в государстве и обществе. В центре политологии традиционно стоят проблемы власти, государства, социального господства, войны и мира.
Политология как наука представляет собой взаимосвязь теоретических, фундаментальных, методологических и прикладных исследований.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

- административная - относятся  верхний слой гос. служащих, занимающих  руководящие посты в министерствах,  департаментах и других органах  управления.

Функции политической элиты:

    1. определение стратегических целей развития общества, выработка и реализация гос. политики, защита обществ интересов.
    2. координация действий всех ветвей власти;
    3. поддержание политической стабильности общества, защита ценностей и идеалов, характерных для данного общества;
    4. назнач органов гос управления, защита корпоративн интересов полит элиты.
    5. Процесс формирования политической элиты РБ связан со значительным влиянием политического лидера на полит процессы, формир институтов гражданского общества и трансформации политической системы и режима.

Типология элиты:- наследственная (аристократия) -властная (те, кто непоср обладает властью) - функциональная (професионалы, управленцы высшего ранга) по отношению к власти элита правящая и оппозиционная. По способу рекрутирования – открытая и закрытая

25. Политическое  лидерство и его сущность

Политическое лидерство  – это приоритетное постоянное и  легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на группу, организацию, общество в целом.

В лидерстве принято выделять 2 аспекта: формальное и неформальное

Формальное  лидерство – это приоритетное влияние лидера на группу в силу занимаемого им руководящего поста. Официальная должность представляет лидеру ряд административных прав, с помощью которых он может воздействовать на подчиненных.

Неформальное  лидерство основывается на заслуженном авторитете лидера, на добровольном признании за ним прав на руководство со стороны членов группы или общества.

Основные подходы к  определению лидерства:

  • лидерство – это разновидность власти, носителем которой является один человек или группа лиц, обладающим возможностью изменять нужным для себя образом поведение других людей;
  • лидерство – это управляющий статус, социальная позиция, которая связана с принятием решений, руководящая должность;
  • лидерство – это особого рода предпринимательство, при котором политические предприниматели в условиях конкуренции обменивают свои программы на руководящие должности.

      

26. Типология  политического лидерства

Выделяется и три типа политического лидерства. Традиционное лидерство основывается на силе традиции, лидеры выявляются в соответствии с правилами, содержащимися в многолетних обычаях, лидеры, которые ее нарушают, рискуют лишиться своей легитимности и, вслед за этим, повиновения подданных.  Харизматическое лидерство основывается на вере в наличие у какого-то человека исключительных качеств. В политических системах, для которых характерен харизматический тип лидерства, всегда остро стоит проблема выявления нового лидера, проблема смены властвующей группы.  Легальное лидерство основывается на убеждении в правомерности рационально установленных норм общежития, в законности существующего общественного порядка.  Существуют и другие типологии лидерства. Херман выделяет 4 типа.

Лидер-знаменосец, который имеет собственное видение реальности, выдвигает собственную программу деятельности.

Лидер-служитель, который выражает интересы своих приверженцев и действует от их имени.

Лидер-торговец, для которого важна его способность убеждать.

Лидер-пожарный, который быстро и своевременно откликается на острые проблемы. Человек, который улавливает потребности насущного момента и за счет этого занимает ведущее положение.

 

27. Выборы и избирательное  право

Выборы –  способ формир высших и местных органов  государственной власти.

Выборы могут быть: Президентские, Парламентские, Общегосударственные и местные, Очередные и внеочередные, Альтернативные и безальтернативные.

Функции выборов:

  1. инструмент легитимации и совершенствования полит системы общества.
  2. Способ смены политических элит волеизъявлением граждан.
  3. Форма коммуникации граждан с властью, общественный контроль за деятельностью политических институтов.
  4. Демократическим путем волеизъявлением народа формируются представительные законодательные органы.
  5. Средство политической социализации личности и элиты.

Порядок формирования органов  государственной власти посредством  выборов регламентируется избирательной  системой страны, Конституцией, законами государства. Избирательная система  РБ для решения важнейших вопросов предусмотрела использование референдума.

Избирательное право – совокупность установленных  законом правил, принципов и приемов  с помощью которого определяются результаты голосования и распределения  депутатских мандатов.

 

28. Избирательные  системы

Избирательная система – совокупность методов влияния на сознание и поведение людей.

Избирательная система  включает в себя:

  1. Анализ политической ситуации в обществе
  2. Разработка стратегии
  3. Изучение информации о соперниках
  4. Определение своих возможностей,
  5. Организация публичных выступлений кандидатов
  6. Информирование граждан и полит программе

Типы избирательных  систем: Пропорциональная, Мажоритарная, Пропорционально-мажоритарная

Пропорциональная  избирательная система – порядок выбора органов власти, предусматривающий пропорциональное распределение депутатских мандатов. Выборы проводятся в многомандатных избирательных округах. Избиратели голосуют за полит партию.  Государство устанавливает «избирательный барьер.

Пропорциональная система  характерна для стран Западной Европы, где присутствует многопартийность.

+: Стимулир многопартийн. Более адекватно учитывает мнение избирателей.

- случайные люди в  парламенте..

Мажоритарная – система выборов при которой побеждает кандидат, набравший  определенное количество голосов.

+  :Универсальность,  позволяет лично оценить кандидата,  гарантия взаимосвязи депутатов  с избирателем, обеспеч стабильность  деятельности парламента и правительства.

- : существует возможность  манипуляции мнениями избирателей.

Смешанная – сочетание элементов пропорц и мажоритарной системы с целью уменьш их недостатков. Каждый избир имеет 2 голоса.

 

 

29. Избирательная система Республики Беларусь

Статья 3 Конституции республики Беларусь: «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в РБ является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные органы в пределах, определенных Конституцией».

Статья 38 Конституции Республики Беларусь: «граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранным в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании».

Выборы депутатов и  других должностных лиц, избираемых на государственные должности народом, регулируются Конституцией и избирательным кодексом Республики Беларусь.

Выборы депутатов являются всеобщими, право избирать имеют  граждане, достигшие 18 лет.

Выборы являются свободными, избиратель лично решает участвовать ему в выборах и за кого голосовать.

Выборы являются равными, избиратели имеют равное количество голосов.

Выборы являются прямыми, депутаты избираются гражданами непосредственно.

Голосование на выборах  является тайным, контроль за волеизъявлением граждан в ходе голосования запрещается.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам, гражданам  в соответствии с законом.

Избирательный кодекс предоставляет  право выдвижения кандидатов политическим партиям, трудовым коллективам, гражданам путем сбора подписей. Создается инициативная группа в количестве 3-10 членов инициативной группы.

Необходимое количество подписей:

  • В Палату представителей: 1000 подписей избирателей, проживающих на территории округа.
  • В областной Совет и минский Совет – 150, в районный и городской Совет – 75 подписей.

Референдум – голосование граждан, обладающих избирательным правом по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

В Республике Беларусь проведено 4 Референдума:

  • 17 марта 1991г. по вопросу о сохранении СССР.
  • 14 мая 1995г. по вопросам, предложенным Президентом о статусе русского языка, о новом государственном гербе и флаге, об экономической интеграции с Россией.
  • 14 ноября 1996г. об изменениях и дополнениях в Конституцию Республики Беларусь.
  • 17 октября 2004г. об изменении Статьи 81 Конституции Республики Беларусь (снят срок ограничения).

 

30. Избирательная  кампания и её основные стадии

Избирательная кампания – комплекс организационных информационно-технологических и агитационно-пропагандистских мероприятий.

Основные этапы  избирательной кампании:

  1. Подготовительный.
  2. Выдвижение кандидатов и их регистрация.
  3. Соперничество кандидатов.
  4. Голосование и подведение его итогов.

Принципы демократической  организации выборов:

  1. Свобода выборов.
  2. Наличие альтернативных кандидатов.
  3. Состязательность.
  4. Равенство возможностей кандидатов, их матер и информац ресурсов.

 

 

 

 

31. Политическая культура, её сущность, структура и функции.

Политическая культура является:

  • качественной характеристикой политической сферы общества;
  • критерием его демократической зрелости;
  • необходимым условием и средством преобразования политической действительности.

Политическая культура – это исторический опыт, традиции и ценности политической жизни, духовные побуждения и ориентации, убеждения  и представления, образцы и нормы поведения, проявляющиеся в деятельности субъектов политического процесса.

Политическая культура – органическая часть духовной культуры общества, совокупность ценностных ориентаций субъектов политики относительно политической действительности, собственной политической деятельности, институтов политической системы.

Политической культуре свойственны определенные функции  в политической жизни. К важнейшим  из них можно отнести следующие:

  • ИДЕНТИФИКАЦИИ, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определение приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
  • ОРИЕНТАЦИИ, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
  • АДАПТАЦИИ, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
  • СОЦИАЛИЗАЦИИ, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
  • ИНТЕГРАЦИИ (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
  • КОММУНИКАЦИИ, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

 

 

32. Политическая социализация  как процесс включения личности  в политику.

Политическая социализация – процесс усвоения личностью  социально-политических - знаний, ценностей  и традиций, образцов и норм поведения, необходимых для сознательного, добровольного и эффективного участия в управлении обществом.

Понятие «социализация  личности» было введено в научный  оборот в конце XIX в. американским социологом Ф.Гиддингсом и французским психологом Г.Тардом.

На политическое становление  и развитие личности воздействует совокупность факторов:

  • макросреда – уклад общественной жизни, национальные политические традиции, господствующая в обществе духовная культура и идеология, политический курс государства, культура взаимоотношений и деятельности субъектов политики, характер эпохи и политической системы общества, национальные и международные средства массовой информации и коммуникации;
  • микросреда – трудовой коллектив, учебное заведение, семья, общественные объединения, группы общения;
  • образование и воспитание человека;
  • социально полезная деятельность (включая политическое участие);
  • социальное положение личности, ее биогенетические особенности и природно-географические условия жизни.

Политическая социализация включает следующие типы:

  • гармоничный – человек уважительно и конструктивно относится к государству и обществу, законам и институтам власти, добросовестно исполняет конституционные обязанности;
  • гегемонистский – отличается негативным отношением гражданина к любым социальным и политическим системам, кроме «своей», национальной;
  • плюралистический – гражданин уважает права и свободы всех субъектов политики, многообразие политических интересов, взглядов, позиций, концепций и программ общественного развития;
  • конфликтный – гражданин ориентируется на политическое противостояние с властными структурами и оппонентами, поддерживает равноправие и уважительные отношения только в «своей» социальной группе или общественной организации.

 

 

33. Политические конфликты: сущность, типы, этапы, пути урегулирования

Политический конфликт – одна из форм конкурентного взаимодействия участников политического процесса, характеризуемая острыми противоречиями и противоборством за распределение  властных полномочий.

Признаки политического конфликта: наличие не менее двух противоборствующих субъектов; несовместимость интересов, ценностей и целей политических субъектов; агрессивное непредсказуемое поведение конкурирующих субъектов.

Информация о работе Шпаргалки по "Политологии"