Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

Лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Наблюдается такая закономерность: лоббизма больше, как правило, там, где больше реальной власти. То есть лоббизм — своего рода признак власти, ее специфическая “отметина”. И, наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы.

Для становления лоббизма как полноценного института необходимо существование двух условий:

1) большого многообразия интересов  в обществе, возникающих вследствие  его социальной дифференциации, расслоения, “специализации”;

2) расширения доступа к власти  на основе политического плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов.

В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить  одновременно и наиболее полно все  интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета в их осуществлении. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для этих групп и слоев управленческие решения.

 

  1.  Партийные системы современного мира: понятие, типология партийных систем.

Партийная система — совокупность отношений между легально действующими партиями, которые выражаются в виде сотрудничества, соперничества или  временного соглашения для завоевания, удержания и реализации политической власти.

1)Авторитарные и демократи-ческие- в зависимости от сти-ля общения  между партлиде-рами и рядовыми  членами. 

 

Интегративные (представ-ляют все  или многие слои общ. ) и представительские (члены представляют один соцстрой или класс)

 

Идеологические (пресле-дуют цель изменить жизнь в соответствии со своими идеа-лами) и прагматические (прес-ледующ. конкретн. политцели

 

В соответствии с другими критериями делятся на:

 

Массовые ( имеют много-численных  последователей, преимущественный источник финансирования- членские взносы. Значительное внима-ние уделяют идейно-воспита-тельной работе) и кадровые (немногочисленны, состоят из пользующихся авторитетом деятелей, отсутствует меха-низм приема, нет фиксирован-ных взносов; действуют в ос-новном в период предвыбор-ных кампаний)

 

Мобилизирующие партии- их цель- мобилизовать населе-ние на выполнение каких-либо задач.

 

Патронажные партии созда-ют преимущества для лидера и его окружения

 

Классово-сословные напра-вляют  свою деятельность на защиту интересов  определен-ных соцслоев.

  1. Партийная система Российской Федерации.

 

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА - институт, который  характеризует политическую организацию  общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями  между политическими партиями и  государством, а с другой - взаимоотношениями партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами. Примерно в двух десятках стран (Бутан, Оман, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.) политические партии отсутствуют по причине их официального запрета. В остальных государствах существуют однопартийные или многопартийные системы (см. Многопартийность). В науке конституционного права различаются многопартийные системы с одной доминирующей партией - "полуторапартийные" (Япония, Мексика, Швеция), с двумя ведущими партиями - "двухпартийные" (США, Великобритания), с двумя ведущими партиями, из которых одна вынуждена постоянно опираться на союз с более мелкой партией (партиями) - "2 и 1/2-пар-тийные" (ФРГ), собственно многопартийные (Франция, Россия). Особую разновидность последних составляет система фиксированного законом числа партий (существовала в Бразилии в 1966- 1979 гг., в Сенегале в 1976-1990 гг., ныне существует в Нигерии и Индонезии). Однопартийные системы характерны для стран с тоталитарными и авторитарными режимами. При этом достаточно часто "руководящая роль" единственной партии получает конституционное закрепление. Ныне однопартийные системы действуют в КНДР, Вьетнаме, Лаосе, на Кубе. В КНР существует псевдомногопартийная система: наряду с безраздельно правящей коммунистической партией наличествуют еще несколько карликовых "партий", безоговорочно ее поддерживающих.

  1. Политическое сознание: понятие, структура.

Политическое сознание — это  совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность человека к участию в управлении делами общества и государства.

Политическое сознание — одна из основных форм общественного сознания, она возникает вместе с появлением государственности, политической власти. Это наиболее общая категория, характеризующая субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные представления граждан, опосредствующие их связи с институтами власти.

Политическое сознание способно опережать  практику, прогнозировать развитие политических процессов, определять природу деятельности в сфере власти как отдельных  людей, так и их общественных объединений. Поэтому от политического сознания напрямую зависит содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления.

Сущность политического сознания заключается в том, что это  результат и одновременно процесс  отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.

Функции политического сознания:

1) регулятивная (дает ориентиры  с помощью идей, представлений,  убеждений и т.п. относительно  политического участия);

2) оценочная (способствует выработке  отношений к политической жизни,  к конкретным политическим событиям);

3) интегрирующая (содействует объединению  социальных групп общества на  основе общих ценностей, идей, установок);

4) познавательная (помогает людям  усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую  действительность);

5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

6) мобилизующая (побуждает людей  к политически ориентированному  поведению, к участию в общественно-политической  жизни ради отстаивания своих  интересов, к объединению со  своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

По глубине отражения действительности выделяют следующие уровни политического сознания: идеологический (формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политического процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается в декларациях, программах и т.п.); психологический (формируется на базе жизненного повседневного опыта людей и обладает такими чертами, как противоречивость, поверхностность, несистематизированность, эмоциональность и т.д.).

В зависимости от субъектов политическое сознание может быть:

—массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);

— групповым (обобщает установки и  мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

—индивидуальным (содержит систему  информационных, мотивационных и  ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие  в ней).

 

  1.  Политическая культура: понятие, структура, типология.

Политическая культура - ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики. Эта система существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов. Понятие политической культуры основывается на главных, привитых воспитанием представлениях человека о политической власти. Именно исходя из этих представлений, член общества взаимодействует с государством, это стиль его поведения в области политики, самые устойчивые и неизменчивые черты его характера.

 

Выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.

 

Патриархальная политическая характеризуется  ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться  в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением множества более мелких.

 

Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта политическая культура доминировала в Союзе ССР, начиная с 20-30-х гг., и не только тогда, но и практически всю в течение всей истории Российского государства.

 

Культура участия отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.). Кажется, именно в этом направлении сегодня происходят попытки изменения политической культуры России, но с твердой уверенностью можно сказать, что она еще долго останется смешанной, включающей подданнические элементы, если они вообще не возобладают над культурой участия. Если может показаться, что такого уже не может произойти, то вспомним поколение 30-х. Какая грандиозная работа была проделана, какой был энтузиазм! Но сегодня мы имеем довольно слабое представление о подобных чувствах по отношению к государству, власти, политике.

  1. Особенности современной российской политической культуры.

Ориентация большинства населения  на удовлетворение сиюминутных интересов  делает его заложником популистских лидеров, демагогов, шарлатанов от политики. Отсутствие в российском обществе фундаментальных и общепринятых политических ценностей, а так же целостной системы политической социализации, которая их воспроизводит и транслирует широким слоям населения, порождает известные трудности на пути демократических преобразований.

 

Во-первых, зависимость процесса формирования политической культуры от материального  благополучия конкретного индивида делает политический процесс непредсказуемым  и не создает предпосылок для  диалога власти и общества.

 

Во-вторых, стихийность и неуправляемость формирования политических ориентаций различными политиками, которые часто предлагают взаимоисключающие образцы политического поведения, затрудняют достижение согласия в обществе по базовым ценностям.

 

Без наличия общепринятых ценностей  власть оказывается не в состоянии создавать и поддерживать у населения веру в собственную легитимность. Тем самым политический режим оказывается неспособным осуществлять интеграцию устремлений различных социальных групп вокруг общезначимых целей и мобилизовать население на их осуществление. Политическая стабильность в обществе создается не только благодаря эффективной социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путем целенаправленного формирования их политической культуры. Поскольку политическая культура создает направленность и характер политической деятельности, ее уровень во многом определяет способность общества к прогрессу и созиданию.

  1. Политическая психология как научное направление.

Политическая психология как междисциплинарная наука на стыке политологии и социальной психологии. Ее штоки и автономный статус. Психологические и политологические корни политической психологии. Поведенческий подход как методологическая платформа политической психологии. Основные вехи истории поведенческого подхода, его достоинства и недостатки.

Западная «политическая психология»  и отечественная «психология  политики» как относительно самостоятельные  понятия, отражающие различные трактовки  предмета и задач политической психологии.

Политика как особый вид деятельности людей. Психологическая структура такой деятельности. Понятие «психологических механизмов» этой деятельности и основные элементы этих механизмов. Возможности политологии и психологии в их понимании и практическом воздействии на них.

Предмет и задачи политической психологии. Психологические аспекты, факторы  и «составляющие» политики как предмет  политической психологии.. Анализ, прогнозирование  и управленческое влияние на политическую деятельность со стороны ее психологического обеспечения как три основных задачи политической психологии.

Основные объекты изучения политической психологии. Политическая психология внутренней политики. Политическая психология внешней политики и международных  отношений. Военно-политическая психология.

Основные принципы политической психологии. Основные проблемы и методы политической психологии. Междис¬циплинарные связи политической психологии.

Основные функционально-содержательные и структурно-функциональные проблемы политической психологии.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"