Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 541.50 Кб (Скачать)

2) консервативная

 

3) социалистическая (социал-демократическая)

 

4) националистическая

 

Характерным современным явлением стало обновление традиционных идеологий, появление их неоклассических форм: неомарксизма, неолиберализма, неоконсерватизма. Они сохраняют основные установки прежних течений, но в некоторых отношениях способны радикально перестраиваться, например, в оценке экономической деятельности государства.

 

С точки зрения либералов, государство существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять рамки осуществления индивидуальной свободы.

 

Консервативная идеология базируется на представлениях незыблемости традиций прошлого. Она ставит во главу угла ценности, проверенные веками, из чего следует сопротивляться любым инновациям, даже тем, которые несут в себе какие-то позитивные элементы. В области экономики консерватизм предполагает абсолютизацию традиционных для данного общества отношений, обычно аграрно-патриархальных, и противостоит идее свободного рынка и индустриальной модернизации.

 

Стержнем социал-демократического движения выступает концепция демократического социализма. Чуть ли не все социал-демократические  партии конца XIX – начала XX вв. ставили своей целью разрыв с капитализмом. Критики этой идеи утверждали, что социализм не может не быть демократическим, однако, время показало, что бывают тоталитарные варианты социализма: большевистский, националистический

 

национализм есть «идеология, оправдывающая национальное государство, с обществом, где состояние ума, характерное для определённой группы людей с однородной культурой, проживающих в тесной ассоциации на данной территории, разделяющих веру в собственную отличительность от других и в общую для них судьбу». А также – это «чувство, объединяющее группу людей, имеющих реальный или воображаемый общий исторический опыт и проявляющих стремление жить в будущем в качестве отдельной группы»

 

  1.  Маргинальные политические идеологии современности.
  2. Модернизация в политике: понятие, типы.

 

Политическая модернизация

— это часть более общего процесса социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных компонентах  социальной системы: экономике, социальных отношениях, культуре, образовании и т. д. Но выбор пути модернизации происходит и начинается именно в сфере политики, с проявления политической воли к изменениям. Последовательно проведенная политическая модернизация служит фактором, гарантом обеспечения последовательности модернизации других сфер общественной жизни.

 

Объективным основанием и потребностью модернизации служит реальная целостность  человечества, многообразие форм взаимозависимости  различных его частей, оборачивающаяся  в определенных случаях и тем, что отсталые, реликтовые его части, образования начинают негативным образом влиять на передовые фрагменты, сдерживать их развитие.

Основные направления модернизации в современном мире:

 

— индустриализация и информатизация общества;

 

— формирование экологического общества, основанного на внедрении природосберегающих технологий;

 

— демократизация, расширение участия  населения в управлении общественными  делами, подконтрольность политической власти и ее ответственность перед  обществом;

 

— радикальное изменение параметров социальной сферы в сторону повышения благосостояния основной массы населения, преодоления разрыва между богатыми и бедными;

 

— обеспечение доступности образования  и его высокого качества, гарантирующего для тех, кто его получает, возможность  активной деятельности и жизненного успеха в новой, меняющейся системе

 

социальных отношений;

 

— расширение сферы свободы человека, рост возможности выбора и независимости  от давления традиций, среды, места  проживания.

  1. Особенности российской модернизации.

 

По мнению В.И. Пантина, процесс политической модернизации в России можно в целом отнести к эндогенно-экзогенному типу. Характерной особенностью этого типа модернизации является сочетание различных собственных и заимствованных институтов и традиций. Из-за слабости гражданского общества и исключительной роли, которую играет государство в России, модернизация общества постоянно подменяется модернизацией государства - его военно-индустриальной мощи, бюрократического аппарата, репрессивных органов, государственного сектора экономики и т. п. В итоге задачи форсированной военно-индустриальной модернизации государства, усиления его как мировой державы часто решались за счет антимодернизации, частичной архаизации и деградации общества.

Одна из трудностей анализа современной  российской политической реальности заключается в том, что на жизненную активность гражданского общества влияют противоречия, возникающие в процессе государственного управления в условиях затяжного структурного кризиса. Серия правительственных кризисов 1998-1999 гг. в России обозначила следующие основные проблемы, отсутствие прогресса в решении которых способно и в дальнейшем усиливать напряжение в обществе и политической системе:

- разработка средне- и долгосрочной  стратегии развития общества, целью  которой станет устойчивое преобразование существующей социально-экономической структуры и создание предпосылок для органической интеграции России в мировое хозяйство;

- установление отвечающего условиям  современного российского общества  равновесия между принципами  частной инициативы и государственного вмешательства в экономику при определении и реализации социально-экономического курса;

- приведение профессионально-интеллектуального  уровня правящих групп в соответствие  требованиям управления обществом  в условиях его перехода на более высокую ступень социально-экономического развития, к политической системе с более сложной организацией;

- качественное обновление основных  политических институтов и содержания  их деятельности, а также выработка  свода принципов и норм государственного управления.

Для современной России смена модели политического развития означает возникновение  нескольких принципиально новых  явлений.

1. Наблюдается наложение друг  на друга двух процессов: ускорения  массовой политической социализации  и усложнения всего комплекса проблем, обусловленных необходимостью совершенствования социально-экономической структуры общества. Разрешение кризиса управления обществом большинство россиян связывают не с приходом к власти "твердой руки", а с качественным обновлением политической элиты и существенным повышением ее этических и интеллектуально-профессиональных качеств.

2. Сохраняется избыточная идеологизация  политического процесса, когда противостоящие  стороны предпочитают обсуждать  не конкретные подходы к модернизации  общества, а сопоставлять те или иные идеологические установки.

3. В России еще социально не  оформилась сила, способная самостоятельно  возглавить процесс модернизации. Нынешняя предпринимательская прослойка  - это по большей части буржуазия  в первом поколении, со многими признаками, характерными для периода становления российского капитализма в конце XIX века. Ее характеризует низкий культурно-образовательный уровень, отсутствие видения исторической перспективы, хищнический характер потребления материальных благ и использования ресурсов, нежелание подчиняться традиционным культурным нормам. Своим поведением капитализирующаяся прослойка дискредитирует саму идею экономических реформ и косвенно поддерживает в обществе влияние политических сил, выступающих с позиций негативного популизма. В связи с этим важным представляется сокращение разрыва между "элитными" группами, определяемыми по величине их дохода, и массовыми слоями населения, расширение доступа последних к социальной инфраструктуре - образованию, здравоохранению, социальному обеспечению. В улучшении социальных условий воспроизводства в России должен быть заинтересован весь ее политический класс.

Особенностью отечественного цивилизационного развития является тот факт, что  российское общество не испытало таких фундаментальных духовно-интеллектуальных переворотов, какими на Западе были Ренессанс, Реформация, движение за права человека, заложившие основы рационалистических форм хозяйственной деятельности и современной системы политического представительства. Кроме этого, некоторые сегменты социальной структуры постсоветской России обладают специфическими чертами, возникшими в результате сложнейшего взаимодействия историко-психологических, этнических, демографических и культурно-религиозных факторов.

А. Ахиезер считает российское общество обществом промежуточной цивилизации, которое "вышло за рамки традиционности, но так пока и не смогло перешагнуть границы либеральной цивилизации".

С точки зрения В.А. Ачкасова главным  способом проведения российской догоняющей модернизации является грандиозная "имитация". Создается лишь видимость полной вовлеченности социума в процессы реформ, всегда инициируемых сверху, в то время как общество в целом ни по своей структуре, ни по доминирующим настроениям не готово к навязываемым радикальным переменам. В итоге резкий символический разрыв с прошлым в России зачастую оборачивается тем, что символика и форма подменяют реальное изменение содержания и тогда старая сущность незаметно возвращается.

Российское общество соответствующим  образом реагирует на модернизационные импульсы, идущие сверху. Среди основных характерных черт можно выделить неприятие, пассивное сопротивление новациям, медленное накопление противоречий и потенциала недовольства, кризис самоидентификации, народный протест, обращенный в прошлое.

Сегодняшняя Россияоссии является разрушающимся традиционным обществом, но ни у кого нет уверенности в  том, что предлагаемые политической элитой цели, идентичности и стандарты  поведения соответствуют требованиям  современности. Мы имеем сегодня новые, демократические по форме, но слабые и пока не утвердившиеся окончательно политические и экономические институты. Однако складывающаяся в России институциональная система не гарантируют создание стабильно действующих демократических политических институтов, имеющих ценностное либеральное наполнение, так как всегда существует опасность возврата авторитарно-олигархической направленности в деятельности государственной власти. 
+лекции

 

  1.  Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия.

 

Международные отношения 

– это совокупность всех связей и  отношений, выступающих на мировой  арене национальных государств и  межгосударственных объединений, а  так же экономических и политических организаций и движений. Международные  отношения – это механизм взаимодействия государственных и надгосударственных интересов, их защиты и реализации.

 

Типы международных отношений:

 

1) Глобальные международные отношения. 

 

2) Межрегиональные международные  отношения. 3) Региональные международные  отношения. 

 

4) Локальные международные отношения.

 

5) Двусторонние международные отношения.

  1. Россия в системе международных отношений.

 

  Распад СССР имел серьезные  геополитические последствия. Двухполярная  система международных отношений,  определявшаяся стратегическим  противостоянием СССР и США, ушла в прошлое. Государства — участники мировой политики столкнулись с необходимостью заново определять свои внешнеполитические приоритеты, ориентиры, союзы.

   

     Россия в этом смысле  решала те же задачи, что и  другие ведущие страны. Но масштаб, сложность, характер стоящих перед российской внешней политикой проблем уникальны.

   

     В 1992 г. Российская  Федерация добилась подтверждения  своего международного статуса  как правопреемника СССР, постоянного  члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы.

– СНГ

–  В марте 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях».

–  Отношения со странами Прибалтики омрачаются проблемами статуса и правового положения русскоязычного населения.

– Украина

– Белоруссия – на пути к союзному государству

– заключение договора с США об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) 1991-1993

–   Россия стала полноправным членом «большой восьмерки» развитых стран мира (с 1997 г.).

–  В 1996 г. наша страна стала полноправным членом Совета Европы.

–  В 1999г. отношения России с США и странами Запада обострились. Россия заняла резко негативную позицию в связи с военной операцией НАТО против Республики Югославия в Косово.

– Чечня

– Путин

– Погашение долгов

– ОДКБ, ШОС, БРИК

– Ю.Осетия

 

  1.  Содержание и основные направления внешней политики России.

 

Внешняя_политика

– это общий курс государства  в международных делах. Внешняя  политика регулирует отношения данного  государства с другими государствами  в соответствии с его принципами и целями, осуществляемые путем различных  средств и методов. Существует два средства осуществления политики: дипломатия и стратегия.

 

Внешняя политика является прерогативой государства. Она осуществляется соответствующими органами и представителями государственной  власти. Эти органы делятся на две  части: 1) Внутренний аппарат; 2) Внешний аппарат.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"