Воспитание и обучение в Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - всестороннее изучение воспитания и обучения в Древней Индии.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- проследить становление образования и воспитания Древней Индии;

- определить влияние религиозных и философских учений на воспитание и обучение в Древней Индии;

- выявить роль и влияние культуры Древней Индии на развитие образования и воспитания в современной Индии;

- разработать предложения по внедрению в образовательную систему России некоторых методов черт традиционной системы образования и воспитания Древней Индии.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Становление образования и воспитания

в Древней Индии .5

1.1. Роль философии в развитии образования и воспитания Древней Индии 5

1.2. Влияние кастовости на образование и воспитание 23

1.3. Особенность системы «гурукула» в образовании.

«Законы Ману» как кодекс ученика и учителя 28

1.4. Изменения в воспитании при возрождении индуизма. Влияние

индийской культуры на культуру соседних стран 37

Глава 2. Роль и влияние КУЛЬТУРЫ Древней Индии

на развитие СИСТЕМЫ образования и воспитания

в современной Индии 40

2.1. Научные достижения Древней Индии как результат

системы образования .40

2.2. Традиционный индийский взгляд на образование 43

2.3. Современная образовательная система Индии 45

2.4. Система воспитания в современной Индии. Возрождение

национального культурного наследия через воспитание

в области танца и музыки 47

Заключение 60

Глоссарий 63

Список литературы 64

Приложения 66

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

      Но  в отличие от санкхьи йога признает существование Бога как высшего «Я», отличного от всех остальных «я».

      Освобождение: высшая цель йоги состоит в достижении освобождения. Патанджали считал, что это возможно только благодаря осознанию отличия нашего подлинного «я» от физического мира, включая наше тело, ум (манас) и эмпирическое «я». Для этого необходимо ограничить или подавить их функции, в результате происходит успокоение читты, и «я» может приобрести опыт и самосознание божественного «Я» (пуруши). Это божественное «Я» стоит выше всякой физической реальности с ее пространственно-временным и причинно-следственным устройством, находится вне зла и страданий, смерти и разрушения.

      Для достижения освобождения возможны три  пути.

      Таблица 3.

Пути  для достижения высшей цели йоги - освобождения 

Карма-йога Путь активного  действия
Джняна-йога Путь познания
Бхакти-йога Путь любви  к Богу
 

      Неортодоксальные  философские школы. Джайнизм - это религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. и существующее в Индии до сих пор. Основоположником джайнизма считается Вардхамана (VI в. до н.э.), известный также под именами Махавира («Великий герой») и Джина («Победитель», поскольку он победил свои страсти и достиг освобождения).

      Внутри  джайнизма существуют два основных направления: шветамбары («одетые в белое») и дигамбары («одетые в воздух», «обнаженные»). Они придерживаются одинаковых философских воззрений, а различия между ними связаны с расхождениями по некоторым вопросам религиозной практики.

      Основные труды - «Канон шветамбаров» (включающий в себя произведения Махавиры), сложившийся в IV в. до н.э. Дигамбары признают лишь наиболее древние части этого канона.

      Джэйнисты не верят в существование бога. Они признают реальное существование внешнего мира и множества объектов в нем. Существуют два вечных (несотворенные и неразрушимые) начала или сущности: живое - дживы (души) и неживое - адживы, выступающее в виде материи, пространства, времени, эфира. Возможны два способа существования душ: во-первых, они могут быть связаны с материей - это несовершенное бытие, при котором душа теряет свои потенциальные качества и ввергается в состояние страдания; и, во-вторых, душа может освободиться от материи - это совершенное бытие, при котором душа находится в состоянии блаженства (нирвана, или мокша). Достижение этого состояния возможно только за счет аскетического поведения и строгого выполнения нравственных норм, важнейшая из которых - не причинять даже малейшее зло любому живому существу.

      Соответственно, возможны и два вида познания мира: опосредованное, доступное душам, связанным с материей, и непосредственное, интуитивное - для освободившихся душ.

      Реальность  многообразна, каждое суждение о ней порождено определенными условиями, в которых это суждение делалось. А значит, любое суждение ограничено, и различные утверждения об одной и той же реальности могут быть справедливыми - каждое со своей точки зрения. Отсюда - уважение джэйнистов ко всем философским учениям.

      Чарвака (локаята). Термин «чарвака» можно считать синонимом термина «материалист». Происхождение самого слова «чарвака» не ясно, и по этому поводу имеется несколько версий: во-первых, «чарвака» было именем первого мудреца-философа, выступившего с идеями материализма; во-вторых, термин производится от «чару» - «приятный, доходчивый» и «вак» - «слово»; в-третьих, термин производится от «чарв» - «есть, жевать» и связывается с лозунгом материалистов «ешь, пей, веселись».

      Ряд индийских авторов считают основоположником учения чарвака легендарного мудреца Брихаспати, которому приписывается сочинение наиболее мятежных ведийских гимнов и в уста которого вкладываются речи в материалистическом духе в Махабхарате и других эпических поэмах5.

      Чарвака - это единственная материалистическая школа в философии Древней Индии; на ранней стадии развития это учение называлось «локаята» (от «лока» - «этот мир»); возникло оно в середине I тыс. до н.э.

      Сохранилось только несколько фрагментов трудов этого течения.

      Достоверным источником познания является только непосредственное чувственное восприятие, все опосредованные источники познания (вывод, свидетельство других лиц и т.п.) ненадежны и часто приводят к заблуждениям. Наш опыт, основанный на чувственном восприятии, говорит о существовании только одного мира - материального и телесного.

      Бога (или богов) нельзя воспринять с помощью  органов чувств, поэтому у нас  нет никаких оснований говорить о его существовании.

      Этика. Разумный человек должен стремиться к тому, чтобы получать от земной жизни максимум удовольствий и минимум страданий. Поэтому хорошими поступками считаются те, которые приводят к обретению удовольствий, а плохими - те, которые ведут к страданию.

      Важным  средством для получения удовольствий является богатство, поэтому к нему стоит стремиться. Но при этом не надо забывать, что богатство является только средством, а не целью.

      Некоторые представители школы чарвака  считали главными грубые чувственные удовольствия (еду, питье, секс, роскошь и т.п.), другие же были сторонниками благородных наслаждений, например получаемых от искусства.

      Буддизм. Основоположником буддизма был Сиддхартха Гаутама, получивший прозвище Будда, т.е. «просветленный», «постигший истину». По преданию Гаутама жил в VI в. до н.э. Он был сыном царя (раджи), рос в роскоши и, не зная забот, женился на любимой девушке, у них родился сын. Но однажды при возвращении во дворец произошли четыре встречи, которые перевернули всю его жизнь. Он увидел больного и узнал о существовании в мире болезней и связанных с ними страданий; увидел дряхлого старика и узнал о существовании в жизни старости и связанных с ней страданий; увидел похороны и узнал о существовании смерти и страданий, связанных с нею. И наконец, встретил аскета-отшельника и узнал о существовании людей, которые путем аскетизма пытаются изменить свою судьбу - выйти из под власти своей кармы. Гаутама покидает дворец и семью, став аскетом-отшельником Шакьямуни (отшельник из рода Шакья). Семь лет прожив в лесу, он пришел к выводу, что и жизнь аскета не позволяет окончательно избавиться от страданий, и уходит с этого пути. Освободив свой ум от тревожащих его мыслей и страстей, Шакьямуни сосредоточился на тайне земных страданий, и, наконец, после долгих размышлений постиг ее, став Буддой. Оставшуюся жизнь он провел в странствиях, проповедуя свое учение.

      После смерти Будды ученики, собравшиеся  на его похороны, обсудили его учение (Первый буддийский собор), при этом выступили три ученика, каждый из которых изложил отдельную часть учения. Позднее эти выступления были записаны на пальмовых листьях, а листья сложены в три корзины. Отсюда название буддийской священной книги - «Трипитаки», т.е. «Три корзины (учения)».

      В фокусе внимания буддизма находится человек. А центральной проблемой философии буддизма является радикальное решение жизненно важной, практической задачи - освобождения от страдания, что возможно только при уходе из обычной жизни (сансары) в нирвану. Поэтому традиционные философские вопросы о мире (его происхождении, устройстве, вечности и т.п.), сознательно оставлялись Буддой за пределами рассмотрения: ведь мир (сансара), это как раз то, из чего необходимо вырваться.

      В ортодоксальной индийской философии  считалось, что человек - это единство вечной души и сменяемого тела. Будда с этим не согласен. По его учению, человек состоит из пяти групп элементов - дхарм, которые и образуют все явления телесного и психического. Это дхармы, порождающие: 1) телесные формы; 2) ощущения; 3) понятия, распознавания; 4) кармические отпечатки; 5) сознание. Дхармы в буддизме нельзя трактовать как некие самостоятельные «духовные атомы», они не имеют никакого значения по отдельности, они значимы только «в потоке», в сочетании с другими. Так, сейчас вы читаете эту книгу и пытаетесь понять ее. Это значит, что в данный момент в вас «действуют» или «проявляются» дхармы телесных форм (книга), дхармы ощущений (видение текста), дхармы сознания (понимание текста) и т.д. В следующее мгновение вы выглянули в окно: значит, теперь «действует» другой набор дхарм и т.д. Сама наша нынешняя жизнь - это и есть «поток дхарм». Но таким же потоком являются и все остальные наши жизни (прошлые и будущие) - при всех перерождениях. А точнее, все наши жизни есть проявления единого потока дхарм. Все изменения в потоке дхарм происходят не хаотически, а подчиняясь определенному закону взаимозависимого возникновения (кармы). Теоретический фундамент буддийской философии составляет учение о колесе причинности6.

      Двенадцать  звеньев цепи страдания (колесо причинности, порождаемое кармой)

      1. Страдания жизни (обусловлены рождением).

      2. Рождение (обусловлено стремлением к жизни).

      3. Стремление к жизни (обусловлено привязанностью к объектам).

      4. Привязанность (обусловлена жаждой, желанием вещей).

      5. Жажда (обусловлена чувственным восприятием (опытом)).

      6. Чувственный опыт (обусловлен чувственным соприкосновением с объектами).

      7. Чувственное соприкосновение (обусловлено шестью органами познания).

      8. Шесть органов познания (обусловлены эмбриональным периодом развития организма (состоящего из тела и разума)).

      9. Развитие эмбриона (обусловлено первоначальным сознанием).

      10. Первоначальное сознание (обусловлено впечатлениями прошлой жизни).

      11. Впечатления прошлой жизни (обусловлены  неведением истины).

      12. Неведение четырех благородных истин, т.е. буддийского учения.

      «Колесо причинности» заставляет нас постоянно рождаться в мире страданий. Если мы хотим вырваться из него, первое, что необходимо сделать - познакомиться с четырьмя благородными истинами, постигнутыми Буддой в момент его просветления.

      Таблица 4.

Сущность  четырех благородных истин,

постигнутых Буддой 

Благородные истины Комментарии
1. Жизнь есть страдание «Рождение есть страдание, болезни и смерть есть страдание, разлука с милым есть страдание, соединение с немилым есть страдание. Все в жизни есть страдание».
2. Причина наших страданий - это наши желания Основная причина  страданий состоит в том, что  нам постоянно чего-то хочется, но мы не получаем желаемого.
3. Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний Как только мы избавляемся  от каких-то желаний, нам уже не приходится страдать из-за того, что это желание не исполняется. Уговорите себя, что вам не хочется иметь «Мерседес», и одним страданием в жизни станет меньше!
4. Чтобы избавиться от желаний, надо следовать восьмеричным, путем, спасения Будды Относительно  просто уговорить себя отказаться от роскоши и излишеств, но и тогда человеку не перестанет хотеться есть, пить и т.д. Эти желания неразрывно связаны с желанием жить.
 

      Таблица 5.

Восьмеричный  путь спасения Будды 

    Ступени Комментарии
    1. Правильные взгляды знание четырех  благородных истин и буддийского учения в целом
    2. Правильная решимость твердое намерение  преобразовать свою жизнь в соответствии с буддийским учением
    3. Правильная речь воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, фривольных разговоров
    4. Правильное поведение отказ от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения своих желаний
    5. Правильный образ жизни обеспечение жизни  только честным путем. Даже ради спасения жизни нельзя прибегать к нечестным  источникам дохода
    6. Правильные усилия постоянное  стремление оставаться на истинном пути, искоренение старых дурных мыслей и наполнение своего ума новыми хорошими
    7. Правильное направление мысли постоянное  осознание того, что все вещи и  человеческое тело - преходящи: мое тело - еще не Я. Тело состоит из костей, крови, жил и т.д., оно смертно и превратится в гниющую массу. И нечего жалеть о нем и об утрачиваемых вещах
    8. Правильное сосредоточение (4 стадии) Первая стадия - наслаждение ума радостью, отрешенностью и чистым мышлением; Вторая стадия - осознание радости и покоя; Третья стадия - совершенная невозмутимость, освобождение от ощущения телесности и осознание этой невозмутимости и освобождения; Четвертая стадия - избавление от сознания невозмутимости и освобождения, состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения
 
 

      Достигнув последней стадии этого пути, ищущий становится аркатом (почтенным лицом) и может уйти в нирвану.

      Нирвана и сансара. Телесный, вещественный мир, в котором живет человек, - это нечто несущественное, а может быть, и вообще нереальное (иллюзия, наваждение, майя-колдовство). Ведь человеческая жизнь - это всего лишь поток дхарм. Любые рассуждения об этом мире только сильнее нас к нему привязывают и отвлекают от пути спасения, поэтому сам Будда никогда не отвечал на вопросы, относящиеся к этому миру. Истинной реальностью является только нирвана. Нирвана - это угашение страстей, а вмести с ними и страданий, это прекращение перерождений, это выход из сансары, выход из-под власти кармы - колеса причинности.

Информация о работе Воспитание и обучение в Древней Индии