Философия древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:24, лекция

Краткое описание

В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников вдревнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
• VI — И вв. до н. э. — эпический период;
• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.

Файлы: 1 файл

семинар.docx

— 27.88 Кб (Скачать)

Семинар на тему: Философия древней Индии

1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников вдревнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;

• VI — И вв. до н. э. — эпический  период;

• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.

Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Веды, как правило, включали в себя:

• "священное писание", религиозные  гимны ("самхиты");

• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных  культов;

• книги лесных отшельников ("араньяки")

Наиболее известными источниками  философии Древней Индии второго (эпического) этапа ( VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.

Завершает период древнеиндийской  философии эра сутр ( II в. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.).

В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии  заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

В XVIII — ХХ вв. индийская философия  обогатилась достижениями европейской  философской мысли (в частности, английской).

2 ВЕ́ДЫ (санскр. веда, буквально «знание»), древнейшие памятники индийской словесности, созданные в конце 2-го тысячелетия до н. э. — в 1-ой пол. 1-го тысячелетия до н. э. на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют несколько разрядов памятников, хронологически следующих один за другим: собственно Веды, или санхиты, четыре сборника гимнов, песнопений и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), брахманы — теологические трактаты, объясняющие жреческий ритуал; араньяки и упанишады — философские сочинения в стихах и прозе, среди которых выделяются по своему значению и литературным достоинствам 12-14 ранних упанишад. Будучи священными текстами брахманизма, Веды почитались как божественное откровение — шрути («услышанное») и в своей религиозной функции передавались устно, по памяти.

Древнейшая из собственно Вед, Ригведа («Здание гимнов»), представляет собрание 1028 гимнов богам, расположенных в известном порядке по 10 «кругам» (мандала) и приписываемых святым аскетам (риши) древности. Те же гимны, но расположенные в другом порядке в целях литургического исполнения, повторяет Самаведа («Знание мелодий»). Яджурведа («Знание жертвоприношений»), распадающаяся на «черную» (смешанную с прозаическим комментарием) и «белую» редакцию, содержит ритуал жертвоприношений и текст жертвенных молитв. Атхарваведа («Знание заклинаний»), очень древняя по содержанию, но позднее других включенная в число канонических книг, содержит заговоры и заклинания против болезней, демонов, врагов, формулы благословений и проклятий.

В целом Веды являются крупнейшим памятником индоевропейской письменности, а также практически единственным источником по культурной и социально-экономической  истории древнейшей Индии. В Ведах запечатлено несколько периодов развития древнеиндийской культуры и мысли — от примитивного полукочевого быта до развитого городского, от культа предков, племенных божеств и явлений природы до сложной символики ритуала и глубоко философских спекуляций о сущности и начале бытия, от знахарского заклинания и заплачки над умершими до высокохудожественной символики природы и драматических диалогов. С историко-литературной точки зрения Веды важны, с одной стороны, как памятник древнейших стихотворных и прозаических форм индийской литературы, с другой — как один из древнейших памятников литературы вообще, как ценный материал для сопоставлений при сравнительном изучении мировой литературы и индоевропейских языков.

К Ведам примыкают (но не входят в  категорию шрути) веданги («части Веды»), трактаты по фонетике, грамматике, этимологии, метрике, астрономии и ритуалу — вспомогательным дисциплинам, необходимым для правильного толкования ведических текстов.

3 МАХАБХАРАТА (санскр. mahabharata = ”Великое сказание о Бхаратах” или ”Сказание о великой битве Бхаратов”), грандиознейшая героико-эпическая поэма, описывающая великое сражение, состоящее из 18 битв, происходивших в течении 18 дней подряд и которому посвящены 4 книги эпопеи (6, 7, 8 и 9-я); весь текст М. разбит на 18 книг-сказаний (парв):Махабхарата  /Mahabharat

Описание: В основе сюжета сериала "Махабхарата" оригинальный текст одноименного 
индийского эпоса, являющегося комплексом эпических повествований, новелл, 
басен, притч, легенд, дидактических рассуждений богословского, 
политического, правового характера, мифов и генеалогий. Фабулой эпоса 
является повествование о распре между двумя претендующими на престол 
династиями, продолжавшейся 18 лет

4 Индуи́зм — совокупность религиозных традиций[1] и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название индуизма на санскрите —сана́тана-дха́рма (санскр. सनातन धर्म, sanātana dharma IAST), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон»[2].

Индуизм уходит своими корнями в ведическую цивилизацию,[3] из-за чего его называют древнейшей в мире религией[4][5][6][7]. В отличие от авраамических религий, у индуизма не было своего основателя, в нём отсутствует единая система верований и общая доктрина[8][9]. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и дажеатеизме. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма,сансара, мокша и йога[10].

В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити. Индуистские писания создавались на протяжении тысячелетий, и излагаемые в них богословие и философия дают возможность для духовного осознания и являются руководством в духовной жизни и практике дхармы. Среди всех текстов индуизма Веды иУпанишады пользуются наибольшим авторитетом и считаются наиболее значимыми и древними. К другим важным священным писаниям относятся Пураны и древнеиндийские эпические поэмы«Махабхарата» и «Рамаяна». Часто говорится, что основная суть ведического знания изложена в «Бхагавад-гите», которая представляет собой философскую беседу между Кришной и Арджуной[11].

Индуизм — это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуизм исповедуют более 1 млрд человек, из которых около 950 млн проживают в Индии иНепале[12]. Другие страны, в которых приверженцы индуизма составляют значительную часть населения, это Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Маврикий,Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания, Канада и США.

Во второй половине XX века индуизм распространился за пределы Индии, перешагнул национальные границы и приобрёл много последователей по всему миру. Широко распространились и стали привычными такие идеи, как карма, йога и вегетарианство.


Информация о работе Философия древней Индии