Древняя Индия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 23:33, реферат

Краткое описание

В Древней Индии сложились рабовладельческие отношения, о чем мы находим сведения в старейшем сборнике гимнов Ригведе, датированном 2-м тыс. до н.э. В Древней Индии положение рабов было очень тяжелым. Их держали закованными в цепях, за малейшие провинности рабов жестоко наказывали. Особенностью рабства в стране стало существование нескольких категорий рабов. Рабы в Древней Индии из-за различия в своем положении не могли организоваться для совместной борьбы против господствующего класса. Борьба рабов с рабовладельцами проявлялась в уклонении их от работы, побегах и др.

Файлы: 1 файл

Древняя Индия.docx

— 17.73 Кб (Скачать)

Древняя Индия

В Древней Индии сложились рабовладельческие отношения, о чем мы находим сведения в старейшем сборнике гимнов Ригведе, датированном 2-м тыс. до н.э. В Древней Индии положение рабов было очень тяжелым. Их держали закованными в цепях, за малейшие провинности рабов жестоко наказывали. Особенностью рабства в стране стало существование нескольких категорий рабов. Рабы в Древней Индии из-за различия в своем положении не могли организоваться для совместной борьбы против господствующего класса. Борьба рабов с рабовладельцами проявлялась в уклонении их от работы, побегах и др.

Древнейшими источниками общественно-экономических отношений в Древней Индии в VI в. до н.э. явились «Законы Ману». Авторство этих законов приписывают божественному законодателю Ману — прародителю в древнеиндийской мифологии. «Законы Ману» — это правовые сборники, книги о долге. В них обосновываются отношения господства и подчинения и общественное разделение труда в древнеиндийском обществе. «Законы Ману» свидетельствуют о наличии рабовладельческого строя, указывают источник рабства: «Рабы бывают семи родов: взятый в плен под знаменем, служащий за содержание, родившийся в доме своего хозяина, купленный или подаренный, доставшийся по наследству, ставший рабом вследствие наказания».

В «Законах Ману» зафиксирована дифференциация древнеиндийского общества, приведшая к сословному строю. Общество Древней Индии было поделено на замкнутые общественные группы, различавшиеся происхождением и характером деятельности членов, именуемые в начале варнами, а затем джати. В древ¬ ней литературе эти группы именовались кастами, их было и до сих пор существует четыре: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Общественные отношения, существующие в Древней Индии, полагались вечными. В «Законах Ману» обосновывалось классовое и сословное деление общества. Согласно им верхняя часть тела человека определялась чистой и возвышенной, а нижняя — грязной и низменной. Предполагалось, что бог создал из своих уст жрецов — брахманов, из рук — воинов — кшатриев, из бедер — вайшьев, занимавшихся хозяйственной деятельностью, а из ног — бесправных шудр.

В «Законах Ману» отмечалось, что «царь создан быть защитником каст» и «подобно цапле он должен обдумывать свои дела; подобно льву он должен брать свою добычу; подобно зайцу он должен уходить в безопасное место»

«Законы Ману» допускали следующие способы приобретения имущества: наследование, дарение, находку, покупку, получение под проценты, завоевание, вознаграждение за выполненную работу, получение под процент. Две высшие касты — брахманы и кшатрии — должны были оказывать взаимную поддержку друг другу. Каста вашьев, стоящая на ступеньку ниже, должна была заниматься хозяйственной деятельностью (земледелием, ремеслом, торговлей). Представители четвертой касты — шудры обязывались беспрекословно служить членам других каст.

Кастовый строй в Древней Индии задерживал политическое, экономическое и культурное развитие страны.

В героическом эпосе «Махабхарата» (X—VIII вв. до н.э.), авторство которого приписывают мудрецу Вьяса, раскрывается и оправдывается кастовая система. В эпосе говорится: «Наше царство, наша жизнь и имущество, наши сыновья и внуки и другое богатство, какое есть у нас, — все существует для брахмана».

Экономические взгляды Древней Индии отражены в «Арт-хашастре», трактате об искусстве, политике и управлении государством, авторство приписывают государственному деятелю и ученому Каутилъе — советнику царя Чандрагупти (Чатакья, конец IV в. до н.э.). Название трактата состоит из двух слов, первое слово «артха» переводится как польза, материальная выгода, а «шастра» — наука, научное произведение. Трактат явился общим руководством по организации государственного аппарата. В нем показана огромная роль древнеиндийского государства в хозяйственной жизни страны. В трактате Каутилья подчеркнул, что глава государства обязан быть деятельным, пресекать казнокрадство чиновников. Автор трактата указывал на необходимость ввода в государстве строгого учета доходов и расходов, тем самым он стремился разработать такие меры, которые составили бы программу деятельности правительства, направленную на экономический и политический подъем страны, при этом государство было обязано защищать не землю, а людей: «Сила государства состоит в людях. Безлюдная же земля подобна бесплодной корове — что можно из нее выдоить?»

Каутилья предложил дифференцировано подходить к рабам. К IV в. до н.э. в Древней Индии среди рабов появилось много ариев, которые в тот период по существующим представлениям не могли быть рабами, поэтому автор «Артхашастры» предусмотрел меры, ограничивающие рабство ариев. Каутилья допускал возможность ведения войн для защиты страны, но указывал, что плохие политики, вовлекая страны в войны, разоряют их. Он отмечал: Мир и труд являются основами благополучия. Трудом мы называем напряжение сил для доведения до конца предпринятого дела. Наслаждение благополучием, заключающимся в использовании плодов работы, мы называем миром или мирным благосостоянием». Каутилья рекомендовал правителю средства из государственной казны расходовать на нужды центральной власти и на население.

Большое место в трактате Каутилья отвел вопросам торговли. Он предлагал, чтобы государство регулировало рыночные цены для предотвращения сезонных колебаний, для чего государство должно было располагать товарными запасами и передавать их в обращение в нужный момент, добиваясь устойчивых цен на товары. В трактате «Артхашастра» обращается внимание на важнейшие факторы ценообразования: основные средства, убыток, прибыль, расходы, пошлину и другие издержки.

Экономическая мысль Древней Индии носила ярко выраженную религиозную окраску, обоснование неизменности кастового строя, предусматривающего деление общества на замкнутые социальные группы с разными правами и обязанностями и различным положением в обществе.


Информация о работе Древняя Индия