Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:18, дипломная работа
Цель исследования - всестороннее изучение воспитания и обучения в Древней Индии.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- проследить становление образования и воспитания Древней Индии;
- определить влияние религиозных и философских учений на воспитание и обучение в Древней Индии;
- выявить роль и влияние культуры Древней Индии на развитие образования и воспитания в современной Индии;
- разработать предложения по внедрению в образовательную систему России некоторых методов черт традиционной системы образования и воспитания Древней Индии.
Введение 3
Глава 1. Становление образования и воспитания
в Древней Индии .5
1.1. Роль философии в развитии образования и воспитания Древней Индии 5
1.2. Влияние кастовости на образование и воспитание 23
1.3. Особенность системы «гурукула» в образовании.
«Законы Ману» как кодекс ученика и учителя 28
1.4. Изменения в воспитании при возрождении индуизма. Влияние
индийской культуры на культуру соседних стран 37
Глава 2. Роль и влияние КУЛЬТУРЫ Древней Индии
на развитие СИСТЕМЫ образования и воспитания
в современной Индии 40
2.1. Научные достижения Древней Индии как результат
системы образования .40
2.2. Традиционный индийский взгляд на образование 43
2.3. Современная образовательная система Индии 45
2.4. Система воспитания в современной Индии. Возрождение
национального культурного наследия через воспитание
в области танца и музыки 47
Заключение 60
Глоссарий 63
Список литературы 64
Приложения 66
«Искусство признается столь же необходимым для жизни, как религия и наука. Всякое искусство, как и всякая подлинная наука, приводит нас к реальности, подлежащей явлениям. Природа, как бы она ни была загадочна, раскрывает свои тайны скорее художнику, чем философу или ученому... Художник чувствует суть вещей через красоту и гармонию Божественного, проявляющуюся в природе»31.
Музыка, которая считается наивысшим искусством, поскольку она способна возвышать наши эмоции, очищая их и таким образом реконструируя наше «Я», становится мощным средством формирования личности. Музыкальный инстинкт имманентен человеку как всякий другой, и всякое подлинное воспитание должно это учитывать. Обучение музыке помогает настроить ребенка и на восприятие других предметов. Оно помогает в формировании утонченности и деликатности, отзывчивости и восприимчивости. “Каким-то странным образом музыка (как и другие искусства) изменяет характер ребенка к лучшему. Гармония вибраций, производимых музыкой, оказывает чудесное успокаивающее влияние на нервную систему. В музыкальной атмосфере можно воздействовать на эмоции ребенка подобно тому, как музыкант играет на вине или ситаре. Мы можем превратить скучающих и пассивных учеников в активных и энергичных, если мы сможем создать музыкальную атмосферу. Мы сможем формировать и развивать личность школьников, если музыке будет отведено достойное место в наших учебных заведениях”.
На практике такие призывы привели к включению музыки в число предметов, изучаемых в начальной и средней школе, хотя вряд ли ее место можно назвать достаточно значительным, а уровень преподавания достаточно высоким. В 50-е годы музыка была включена в систему высшего образования, начиная с его низших звеньев и постепенно поднимаясь на более высокие ступени, В настоящее время музыку преподают более чем в 50 университетах Индии.
Состояние музыкального образования в Индии на сегодняшний день можно обобщить в следующей схеме:
- музыкальное образование в учебных заведениях;
- как один из предметов наряду с другими в школе или колледже;
- занятия исключительно музыкой в музыкальных учебных заведениях;
- индивидуальным образом по традиционной системе;
- интенсивное обучение: а) своих собственных членов семьи с целью подготовки профессиональных музыкантов; б) других учеников, обладающих талантом;
- занятия с небольшой группой, обеспечивающие индивидуальное внимание.
Различные
части этой структуры не являются
взаимоисключающими. Можно одновременно
учиться и в учебном заведении,
и у учителя, или переходя из одной категории
в другую. Те, кто хочет постичь тонкости,
а главное дух индийской музыки, должны
на той или иной ступени обратиться к гуру.
Профессионализм невозможен без определенного
эзотерического знания, которое может
быть получено только у гуру. Система “гуру-шишья”
обеспечивала преемственность музыкальной
традиции, являясь культурной моделью
семейных отношений. В существовании этой
системы в наши дни мы можем видеть ярчайше
свидетельство воспроизведения личности
учителя в процессе трансляции культуры.
Сам факт ревнивого отношения музыкантов
к секретам, полученным ими от гуру, свидетельствует
о глубокой духовной связи, которую можно
проследить в глубь веков. “У каждой традиции
есть своя “эзотерика” - необязательно
как искусственно оберегаемая тайна, но
всегда как особая углубленность опыта
традиции”. Учебные заведения же характеризуются
подходом “вширь”, закладывая основы
восприятия музыки широкими слоями населения,
среди которых могут выделиться особо
одаренные, способные к дальнейшему профессиональному
обучению.
Выводы по второй главе:
Традиционный индийский взгляд на образование всегда основывался на обращении к внутреннему миру человека. Само понятие человека, разработанное индийской мыслью, подчеркивало внутренне присущую человеку духовность. И в воспитании акцент делался на культивировании души и на стремлении к ее освобождению, что зачастую шло в ущерб социальному прогрессу, в его западном понимании. Тем не менее, этот духовно-религиозный уклон в воспитании вовсе не означал аскетизма на практике. Религиозные обряды сопровождались музыкой и поэзией. Музыка, поэзия и архитектура процветали на основе религии, а религия, философия и наука были в Индии в течение долгого времени нераздельны. С течением времени эти различные области культуры начали отходить от религии, оформляясь как автономные, принимая на себя часть функций, изначально присущих религии. Вместе с тем искусство заимствовало религиозную тематику и с тех пор сохраняет ее, несмотря на изменение семантического поля.
С течением времени традиционная система воспитания в Индии менялась, а инициация приняла характер формального обряда. С развитием массового образования индивидуальные занятия с учителем утратили свое былое значение. Процесс перехода не был гладким и безмятежным, культурный конфликт был неизбежен. Традиционная система образования очень пострадала от того, что британская администрация насаждала свою систему, с типичным для Запада акцентом на информативность в ущерб радости творческого усвоения знаний.
Было необходимо создать учебные заведения и системы, подходящие для Индии. Эта задача была трудной по той причине, что многие индийцы жили одновременно в двух мирах - традиционном, статичном, ориентированном на религию, связанном кастой мире, центром которого является семья. И в новом, рационалистическом вестернизированном мире динамического индивидуализма и социального прогресса. В реальности люди существуют между этими двумя мирами и многочисленные попытки синтезировать их пока не привели к созданию единой интегрированной системы воспитания и парадигмы культуры.
В современной Индии и можно выделить две базовые модели культурного развития, которые служат основой для различных теорий воспитания:
1)
модель Ганди, который считал
основой общественной жизни
2)
модель Неру, основанная на борьбе
за технологически
Система воспитания в современной Индии использует некоторые черты обеих моделей. Она не поддается стройному описанию, так как отражает все противоречия многоукладного общества в переходный период. Тем не менее, среди громадного многообразия явлений в этой области хотелось бы остановиться на двух проблемах: во-первых, на месте искусства в воспитании, во-вторых, на традиционных и современных методах обучения искусству.
Несомненно,
индийская система воспитания и
культура в целом серьезно пострадали
в результате колониального правления.
Чуждые Индии культурные ценности насаждались
насильно или принимались добровольно
вестернизированной частью индийского
общества. Это влияние дает себя знать
до сих пор. К счастью, оно было недостаточно
долгосрочным, а сопротивление индийской
культуры достаточно сильным, так что
ущерб, хотя и значительный, не нанес смертельного
удара. Правительство независимой Индии
предприняло ряд мер к созданию общенациональной
модели образования, а также к формированию
ведущих направлений его развития. Среди
главных задач программы - удержать такие
ценности, как общее культурное наследие
Индии. Программа, таким образом, придерживается
взгляда на образование как на средство
сохранения культурных ценностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение подведем итоги проведенного нами исследования.
Итак, в научной литературе воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Рассмотрев теорию становления воспитания и образования Древней Индии, можно сделать следующие выводы: воспитание и обучение носили религиозный характер и основывались на философии; содержание образования было скудным, так как кроме философии и религии до середины первого тысячелетия никакие дисциплины практически не изучались, оно состояло в изучении гимнов, ритуалов и заклинаний.
К 1-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание. Помимо представителей аристократии и служителей культа, в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Однако абсолютное большинство населения по-прежнему обходилось семейным воспитанием и обучением.
Возникнув как определенный итог общественного развития, школа приобретала относительную независимость и стала выполнять роль стимулятора прогресса. Так, школа письма, закрепляя результаты передачи опыта поколений, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без значительных потерь из накопленного в прошлом, что было неизбежно до появления письма и школы.
Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Достижения древней и средневековой Индии в области науки на протяжении тысячелетий оплодотворяли творческую мысль близких и далеких ее соседей.
Наиболее отличительной чертой индийской культурной традиции, как в области искусства, так и воспитания является преобладание устного способа передачи материала. На протяжении столетий священные книги - Веды и Упанишады, древнеиндийские эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата», другие памятники литературы, а также правила обучения различным искусствам и ремеслам передавалась устно. Следствием преобладания устной традиции в индийской системе образования является то, что многие индийцы, не будучи образованными или даже грамотными людьми, тем не менее, прекрасно знакомы со своим культурным наследием и традициями и воспринимают их как часть своей жизни.
Традиционный индийский взгляд на образование всегда основывался на обращении к внутреннему миру человека. Само понятие человека, разработанное индийской мыслью, подчеркивало внутренне присущую человеку духовность. И в воспитании акцент делался на культивировании души и на стремлении к ее освобождению, что зачастую шло в ущерб социальному прогрессу, в его западном понимании. Тем не менее, этот духовно-религиозный уклон в воспитании вовсе не означал аскетизма на практике. Религиозные обряды сопровождались музыкой и поэзией. Музыка, поэзия и архитектура процветали на основе религии, а религия, философия и наука были в Индии в течение долгого времени нераздельны. С течением времени эти различные области культуры начали отходить от религии, оформляясь как автономные, принимая на себя часть функций, изначально присущих религии. Вместе с тем искусство заимствовало религиозную тематику и с тех пор сохраняет ее, несмотря на изменение семантического поля.
С течением времени традиционная система воспитания в Индии менялась, а инициация приняла характер формального обряда. С развитием массового образования индивидуальные занятия с учителем утратили свое былое значение. Процесс перехода не был гладким и безмятежным, культурный конфликт был неизбежен. Традиционная система образования очень пострадала от того, что британская администрация насаждала свою систему, с типичным для Запада акцентом на информативность в ущерб радости творческого усвоения знаний.
В современной Индии и можно выделить две базовые модели культурного развития, которые служат основой для различных теорий воспитания:
1)
модель Ганди, который считал
основой общественной жизни
2) модель Неру, основанная на борьбе за технологически прогрессивное общество.
Система воспитания в современной Индии использует некоторые черты обеих моделей. Она не поддается стройному описанию, так как отражает все противоречия многоукладного общества в переходный период. Тем не менее, среди громадного многообразия явлений в этой области хотелось бы остановиться на двух проблемах: во-первых, на месте искусства в воспитании, во-вторых, на традиционных и современных методах обучения искусству.
Опираясь
на всестороннее исследование образования
и воспитания Древней Индии, для внедрения
в российскую систему образования, с целью
повышения его качества, становится ясно,
что необходимо поднимать уровень духовно-нравственного
развития. Систематическое духовно-нравственное
воспитание ребенка с первых лет жизни
обеспечивает его адекватное социальное
развитие и гармоничное формирование
личности. Следует уделить особое внимание:
духовно-нравственному воспитанию в государственных
и муниципальных дошкольных учреждениях;
становлению учреждений социальной реабилитации,
использующих духовно-нравственное воспитание
как средство коррекции развития и поведения
детей дошкольного возраста. Вместе с
тем, обязательно надо развивать духовно-нравственное
воспитание в общеобразовательных школах,
базирующееся на материале уроков истории,
культуре и традициях России, что является
определяющим фактором становления и
развития внутреннего мира школьников.
ГЛОССАРИЙ
Араньяки (букв. "лесная книга" = "лесной житель, отшельник") - жанр религиозно-философских отшельнических книг/текстов.