Воспитание и обучение в Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - всестороннее изучение воспитания и обучения в Древней Индии.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- проследить становление образования и воспитания Древней Индии;

- определить влияние религиозных и философских учений на воспитание и обучение в Древней Индии;

- выявить роль и влияние культуры Древней Индии на развитие образования и воспитания в современной Индии;

- разработать предложения по внедрению в образовательную систему России некоторых методов черт традиционной системы образования и воспитания Древней Индии.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Становление образования и воспитания

в Древней Индии .5

1.1. Роль философии в развитии образования и воспитания Древней Индии 5

1.2. Влияние кастовости на образование и воспитание 23

1.3. Особенность системы «гурукула» в образовании.

«Законы Ману» как кодекс ученика и учителя 28

1.4. Изменения в воспитании при возрождении индуизма. Влияние

индийской культуры на культуру соседних стран 37

Глава 2. Роль и влияние КУЛЬТУРЫ Древней Индии

на развитие СИСТЕМЫ образования и воспитания

в современной Индии 40

2.1. Научные достижения Древней Индии как результат

системы образования .40

2.2. Традиционный индийский взгляд на образование 43

2.3. Современная образовательная система Индии 45

2.4. Система воспитания в современной Индии. Возрождение

национального культурного наследия через воспитание

в области танца и музыки 47

Заключение 60

Глоссарий 63

Список литературы 64

Приложения 66

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

      Нирвана - это не отсутствие жизни, а особая форма и способ существования личности, она «глубока, как океан; возвышенна, как горная вершина; сладка, как мед» и т.д. По-настоящему понять, что есть нирвана, можно только на собственном опыте.

      Буддизм зародился как философско-этическое  учение, но вскоре после смерти Будды  он трансформировался в религию  и распространился по всей территории Индии. В III в. до н.э. при царе Ашоки (из династии Маурья) буддизм стал государственной религией в Древней Индии7.

      В I в. до н.э. в буддизме произошел раскол на два основных направления: хинаяну и махаяну.

      Кроме того, в махаяне стало активно  развиваться учение о бодхисаттвах - существах (людях и богах, в том числе буддах), которые уже способны уйти в нирвану, но из-за сострадания к другим живым существам задерживаются в сансаре, чтобы вести людей по пути спасения.

      В начале новой эры буддизм начал  свое победоносное шествие по различным странам Юго-Восточной Азии. Во втором тысячелетии новой эры он утвердился в качестве официально признанной религии в большинстве этих стран. Причем хинаяна получила в основном распространение в южных регионах, а махаяна - в восточных.

      Таблица 6.

Хинаяна и махаяна 

  Хинаяна Махаяна
Дословный перевод названия «узкий путь спасения», или «малая колесница» «широкий путь спасения», или «большая колесница»
Цель  постижения учения личное спасение спасение как  можно большего количества людей
Нирваны можно достичь только уйдя в монастырь оставаясь в  миру
Нирвана достижима только после  смерти после смерти - навсегда, но и при жизни - хотя бы на время
 

      Философские школы буддизма. Различные последователи Будды по-разному развивали философские идеи, заложенные в его учении. Особое место занимали споры о сущности сансары и нирваны, о природе дхарм, о реальном или иллюзорном существовании физических и психических объектов и т.д. Наибольшую известность и авторитет приобрели две школы махаяны - Мадхьямика и Йогочара и две хинаяны - Саутрантика и Вайбхашика. И хотя все эти школы зародились в период I-IV вв., т.е. в конце эпохи Древнего мира, основное свое развитие они получили позднее - в эпоху Средневековья. 

1.2. Влияние кастовости на образование и воспитание 

      История Древней Индии распадается на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую.

      Цивилизация дравидских племен - коренного населения  Индийского полуострова до 1-й половины 2-го тысячелетия н. э. - соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной.

      Школьное  образование в долине Инда, скорее всего, появилось в доарийский период в городах хараппской культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии8. История сохранила об этой культуре мало сведений. Несколько сотен печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма - вот, пожалуй, и все вещественные памятники образования тех времен.

      В течение 2-1 тысячелетий до н. э. территория Индии была освоена арийскими племенами. На базе отношений коренного населения с завоевателями-ариями возник строй, позднее получивший название кастового.

      Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами.

      Социальное  расслоение в Древней Индии привело, однако, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп - варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшьев (земледельцев, ремесленников) шудр (слуг). Первое упоминание о брахманах, кшатриев, вайшьях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературе Ригведе. В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев.

      Формированию  варны жреческой верхушки брахманов  способствовала монополизация ими  на определенном этапе исторического  развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка, военная аристократия - кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории "братья-кшатриев", т.е. кшатриев по обету, а не по рождению.

      Название  третьей варны "вайшии" произошло  от слова "виш" - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников. Обособлению кшатриев среди своих соплеменников - вайшиев-простолюдинов способствовали представления, что кшатрии - полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.

      Четвёртая варна - шудры, пополнялась за счёт покорённых чужеземцев, а также переселенцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Они считались людьми низшего порядка, вышедшими из ступней ног Брахмы и поэтому обречёнными пресмыкаться в пыли. Их не допускали в общины, отстраняли от занятия каких-либо должностей. Кастовость наложила специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии.

      Другим  не менее важным фактором генезиса воспитания и образования стала  религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.

      В дравидско-арийскую эпоху сложились  достаточно устойчивые представления о том, какими должны быть воспитание и обучение. Они основывались на идее, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев - сила и мужество, у вайшьев - трудолюбие и терпение, у шудр - покорность.

      Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на него могли лишь высшие касты), согласно которому человек рожден для насыщенной счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу.

      Развернутые характеристики такого идеального воспитания мы находим в древнем эпосе. Так, в сказании индоарийцев "Бха-гавата-пурана" дано подробное описание образцов воспитания божественного и мудрого Кришны. Эпический царь - воин и пастух - рос среди сверстников в совместных играх и труде. Позже родители отдали его в учение мудрому брахману. Вместе с друзьями Кришна более двух месяцев усердно изучал веды, сделавшись знатоком всяческих разнообразных умений и искусств и овладев людской премудростью.

      Носителем идеального воспитания был также Рама - герой другого древнеиндийского эпоса "Махабхарата". Вот как виделся этот образец человеческого совершенства: "Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга".

      Своеобразной  священной и одновременно учебной  книгой была также "Бхагавадгита" (1-е тысячелетие до н. э.). В ней предлагались образцы содержания и путей воспитания и образования. "Бхагавадгита" написана в виде собеседований мудрого учителя с учеником. В образе наставника предстает божественный Кришна, в образе ученика - царский сын Арджуна. Попадая в сложные жизненные обстоятельства, Арджуна ищет и находит у Кришны разъяснения для выхода из создавшегося положения, каждый раз поднимаясь на новый, более совершенный уровень познания и поведения. Алгоритм приобретения знаний выглядит следующим образом: поначалу целостное изложение учителем новых знаний, затем - дробный анализ; раскрытие абстрактных понятий сопровождалось обсуждением конкретных примеров.

      Суть  обучения по "Бхагавадгите" состояла в следующем: Кришна ставил перед  Арджуной различные цели, расширяя и углубляя их таким образом, чтобы побудить ученика к самостоятельному поиску истины, научить его приемам и методам познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором Арджуна поднимался к совершенству.

      Церемония посвящения, или второго рождения (упанаяна), являлась привилегией только высших трех сословий - брахманов, кшатриев и вайшьев. Шудры и остальные группы, находящиеся в самом низу общественной иерархии, не только не имели права на такой обряд, но не могли даже слушать или изучать священные тексты. Для представителей высших сословий обряд посвящения проводился: в 8 лет для брахманов, в 11 для кшатриев, в 12 для вайшьев, хотя, конечно, эти правила не всегда строго соблюдались. Сам обряд был очень древним, он появился еще до того, как арии начали проникать в Индию. Наиболее важная его часть состояла в том, что мальчику, одетому как аскет и державшему в руках посох, накладывали на левое плечо священный шнур (упавиту) и продевали под правой рукой. Его он должен был носить постоянно. На этом шнуре было три нити, на каждой из которых девять узелков: для брахманов из шелка, для кшатриев из конопли, а для вайшьев из шерсти.

      В ходе этой церемонии жрец шептал на ухо мальчику гимн из Ригведыサ (название гимна - ォГайятриサ). Эти строчки могли быть произнесены только представителям трех высших сословий, поскольку считались самыми священными и сокровенными из сборника священных текстов. Звучали они следующим образом: Будем уповать на могущество и милость Савитри (дочь Сурьи, бога солнца), чтобы она укрепила и исправила наш разум и направила нас на истинный путь.

      После этой церемонии для мальчика начинался  период учения, который продолжался  до тех пор, пока он не вступал в  следующий этап своей жизни и  не становился главой семьи и хозяином дома.

      Наиболее  отличительной чертой индийской  культурной традиции, как в области  искусства, так и воспитания является преобладание устного способа передачи материала. На протяжении столетий священные  книги - Веды и Упанишады, древнеиндийские эпические поэмы “Рамаяна” и “Махабхарата”, другие памятники литературы, а также правила обучения различным искусствам и ремеслам передавалась устно. «Не только фольклор, но и произведения многих поэтов веками удерживались в устной традиции. Сложилось так, что эстетические запросы общества в целом в течение долгого времени удовлетворялись не письменными, а устными формами творчества»9. Устная традиция царила и в системе воспитания. 

1.3 Особенность системы «гурукула» в образовании.

«Законы Ману» как кодекс ученика и учителя 

      Согласно  древнеиндийским священным текстам, существуют четыре ступени жизни человека. Одна из них - брахмачари - была посвящена обучению и воспитанию под руководством наставника - гуру. После церемонии инициации начинался период обучения, различный по срокам для разных каст, во время которого мальчики должны были жить у своего учителя - брахмана и служить ему.

      Важнейшей организационной особенностью образования  в Индии была система «гурукула», т. е. проживание ученика в доме учителя  на правах члена его семьи в течение всего периода обучения. Ученики почитали учителя как отца: они обслуживали его лично и участвовали своим трудом в его домашнем хозяйстве. Учитель, в свою очередь, заботился о них, как о собственных детях. Характерной чертой этой системы было своеобразное нищенство учеников. Регулярный сбор милостыни на содержание учителя и самих себя считался первейшей и почетной обязанностью учеников. Другой характерной чертой был индивидуальный метод обучения. Как правило, каждый учитель имел учеников разных возрастов и сроков обучения и занимался с каждым индивидуально. Поэтому дом учителя, несмотря даже на большое число учеников, не превращался в школу. Школ в нашем понимании этого слова, т. е. стационарных учебных заведений, имевших постоянные помещения, определенную программу и сроки обучения, в Индии, по-видимому, не было до первых веков нашей эры.

Информация о работе Воспитание и обучение в Древней Индии