Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:18, дипломная работа
Цель исследования - всестороннее изучение воспитания и обучения в Древней Индии.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- проследить становление образования и воспитания Древней Индии;
- определить влияние религиозных и философских учений на воспитание и обучение в Древней Индии;
- выявить роль и влияние культуры Древней Индии на развитие образования и воспитания в современной Индии;
- разработать предложения по внедрению в образовательную систему России некоторых методов черт традиционной системы образования и воспитания Древней Индии.
Введение 3
Глава 1. Становление образования и воспитания
в Древней Индии .5
1.1. Роль философии в развитии образования и воспитания Древней Индии 5
1.2. Влияние кастовости на образование и воспитание 23
1.3. Особенность системы «гурукула» в образовании.
«Законы Ману» как кодекс ученика и учителя 28
1.4. Изменения в воспитании при возрождении индуизма. Влияние
индийской культуры на культуру соседних стран 37
Глава 2. Роль и влияние КУЛЬТУРЫ Древней Индии
на развитие СИСТЕМЫ образования и воспитания
в современной Индии 40
2.1. Научные достижения Древней Индии как результат
системы образования .40
2.2. Традиционный индийский взгляд на образование 43
2.3. Современная образовательная система Индии 45
2.4. Система воспитания в современной Индии. Возрождение
национального культурного наследия через воспитание
в области танца и музыки 47
Заключение 60
Глоссарий 63
Список литературы 64
Приложения 66
203.
Не полагается сидеть с гуру
с подветренной или
204.
Ученик может сидеть со своим
гуру в повозке, влекомой
205.
В присутствии гуру своего
гуру надо вести себя с ним,
как со своим гуру; без разрешения
гуру не полагается
210. Жены гуру, если они одной с ним варны, должны быть почитаемы как гуру, но неравной варны - должны быть почтены вставанием и поклоном.
212. [Учеником], достигшим двадцати лет, знающим, [что такое] добродетель и грех, молодая жена гуру не должна быть приветствуема здесь [обниманием] ног.
216.
Но, при желании молодой [ученик]
может кланяться до земли
244. Тот брахман, который служит гуру до полного разрушения [тела], идет прямо в вечную обитель Брахмы.
Законы Ману, всячески подчеркивая значение гуру для учеников, не сулят ничего хорошего тем, кто легкомысленно относится к ученическим обязанностям. Кары за грехи перед гуру я привожу без комментариев. Судите сами, насколько суровыми были древние арийцы:
114. День новолуния убивает гуру, четырнадцатый день убивает учеников, восьмой день и день полнолуния - священное знание; поэтому надо избегать их.
162.
Никогда нельзя причинять
275. Оскорбляющий мать, отца, жену, брата, сына, гуру и не уступающий гуру дорогу должен быть оштрафован на сотню [пан].
235. Убийца брахмана, пьяница, вор, осквернитель ложа гуру - они все вместе и каждый в отдельности должны считаться людьми, совершившими великий грех.
237. На осквернителя ложа гуру должно быть наложено [клеймо, изображающее] женский орган, на пьяницу - знак продавца спиртного, на вора - знак собачьей ноги, на убийцу брахмана - знак трупа без головы.
56.
Ложь при [определении]
59.
Плотскую связь с
103. Этими обетами дваждырожденному следует снимать грех, совершенный кражей. Сношение с женой гуру следует искупать [исполнением] следующих обетов.
104.
Осквернивший ложе гуру, признавшись
в грехе, пусть ляжет на
105.
или, отрезав сам свой член
и мошонку и взяв в
58. Осквернителю ложа гуру [полагается пройти] стократно [через состояние] травы, кустарников, лиан, плотоядных [животных], снабженных зубами и совершающих жестокие действия.
Во II-VI вв. происходит возрождение индуизма. В этот период, получивший название "необрахманского", взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения. Увеличивается число школ. Воспитание рассматривается как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться «плодов дела»19.
В школах при индуистских храмах, кроме санскрита, обучали чтению и письму на местных языках.
Определились два типа учебных заведений толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников Программы аграхаров постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ в толи и аграхары был расширен для представителей разных каст. С притоком кшатриев и особенно вайшьев в аграхары увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.
Ранее уже упоминалось о значительном влиянии, которое оказала индийская культура на народы Средней Азии и Восточного Ирана.
Со
времени Кушанской империи
Ещё более значительным было влияние индийской культуры в Юго-Восточной Азии, где выходцами из Индии основывались колонии. Число переселенцев не было особенно значительным, колонизация нигде не привела к индианизации больших масс местного населения; скорее наоборот, индийцы постепенно растворялись в местном населении. Тем не менее народы Юго-Восточной Азии получили возможность ознакомиться с достижениями передовой материальной и духовной культуры народов Индии.
Во многих государствах Индо-Китая в официальных надписях употреблялся санскрит, заимствованиями из санскрита и пали обогащался словарный запас местных языков.
Уже древнейшие храмовые строения (например, храм в Анкоре, в государстве Кхмер, ступа в Барабудуре на острове Ява и др.) обнаруживают очевидное влияние индийской архитектуры.
В
первые века нашей эры в странах
Юго-Восточной Азии распространяется
буддизм, что также способствовало упрочению
индийского культурного влияния.
Выводы
по первой главе:
К 1-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание. Помимо представителей аристократии и служителей культа, в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Однако абсолютное большинство населения по-прежнему обходилось семейным воспитанием и обучением.
Возникнув как определенный итог общественного развития, школа приобретала относительную независимость и стала выполнять роль стимулятора прогресса. Так, школа письма, закрепляя результаты передачи опыта поколений, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без значительных потерь из накопленного в прошлом, что было неизбежно до появления письма и школы.
Школу и воспитание Древнего Востока вообще, и Древней Индии, в частности, следует рассматривать как нечто относительно цельное и одновременно как следствие, специфического развития каждой из древневосточных цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями.
Индийская
культура занимает одно из почетных мест
в истории мировой культуры. Достижения
древней и средневековой Индии
в области науки на протяжении
тысячелетий оплодотворяли
Глава 2. Роль и влияние КУЛЬТУРЫ Древней Индии
на развитие СИСТЕМЫ образования и воспитания
в
современной Индии
2.1. Научные достижения Древней Индии как результат
системы
образования
Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теории метрики и поэтике. Появляется несколько школ «поэтической науки», ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке20.
Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе наук и искусств. В грамматике Панини «Восьмикнижие» анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученые находят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.
Развитие астрономии было вызвано нуждами ирригационного земледелия. Древнеиндийские астрономы делили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом, каждые 5 лет добавлялся 13-й месяц. Год состоял из шести сезонов по два месяца в каждом. Была известна разница между длиной дня и ночи в различных широтах земного шара. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было. Индийцы знали о предварении равноденствий и о том, что за сутки земля совершает оборот вокруг своей оси. Ученый Гаргья, первым перечислил созвездия и разделил зодиакальный пояс на 27 равных частей. Ближе к современной эпохе, в 1727 г. н.э., родился махараджа Джай Синх II, строитель Джайпура, одного из наиболее старых городов, следующих единому плану строительства, и создатель знаменитых обсерваторий в Джайпуре, Дели, Варанаси, Матхуре и Удджайне. Часть приборов в этих обсерваториях до сих пор работает точно. Солнечные часы в Джайпуре сообщают время с точностью до двух секунд.
Высокий
уровень развития, которого достигла
индийская астрономия, уже является
доказательством успехов
Современные цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0, получившие мировое признание и распространение, по мнению большинства учёных, индийского происхождения. Счёт целых чисел в Индии с древних времён носил десятичный характер. Полагают, что цифры самих индийцев, которыми они пользовались раньше в своей десятичной системе, произошли от первых букв числительных имен. Наряду с цифровой записью в Индии широко применялась словесная система обозначения чисел, этому способствовал богатый по своему словарному запасу санскритский язык, имеющий много синонимов. При этом «О» обозначался словами «пустое», «небо», «дыра»; 1 – предметами имеющимися только в единственном числе: Луна, Земля; 2 – словами «близнецы», «глаза», «ноздри», «губы»; 4 – словами «океаны», «стороны света» и т.д.
Источниками изучения древнеиндийской медицины являются данные археологических исследований, а также памятники письменности, среди которых ведущее место занимают веды, особенно Аюрведы. Являясь сборниками гимнов, молитв, веды имеют значение и как свод конкретных знаний о природе. Из эпических произведений большой интерес представляет поэма «Махабхарата» - энциклопедия народных преданий. В «Панчатантре» - древнем сборнике рассказов и басен упоминаются лекарственные средства, болезни, говорится о врачах, различных способах лечения болезней. Господство культовых традиций (о греховности убоя животных, вскрытия человеческих трупов) неблагоприятно сказывалось на приобретении знаний о строении человеческого тела. В дальнейшем анатомирование трупов перестало преследоваться, но способ его был крайне несовершенным. Тем не менее, в Аюрведе описаны многие анатомические образования: органы, системы с перечислением отдельных костей, связок, сосудов, различается головной и спинной мозг. Центром жизни считается пупок, от которого берут начало сосуды, несущие кровь, воду и слизь.
Возникновение
болезни объяснялось