Воспитание и обучение в Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - всестороннее изучение воспитания и обучения в Древней Индии.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- проследить становление образования и воспитания Древней Индии;

- определить влияние религиозных и философских учений на воспитание и обучение в Древней Индии;

- выявить роль и влияние культуры Древней Индии на развитие образования и воспитания в современной Индии;

- разработать предложения по внедрению в образовательную систему России некоторых методов черт традиционной системы образования и воспитания Древней Индии.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Становление образования и воспитания

в Древней Индии .5

1.1. Роль философии в развитии образования и воспитания Древней Индии 5

1.2. Влияние кастовости на образование и воспитание 23

1.3. Особенность системы «гурукула» в образовании.

«Законы Ману» как кодекс ученика и учителя 28

1.4. Изменения в воспитании при возрождении индуизма. Влияние

индийской культуры на культуру соседних стран 37

Глава 2. Роль и влияние КУЛЬТУРЫ Древней Индии

на развитие СИСТЕМЫ образования и воспитания

в современной Индии 40

2.1. Научные достижения Древней Индии как результат

системы образования .40

2.2. Традиционный индийский взгляд на образование 43

2.3. Современная образовательная система Индии 45

2.4. Система воспитания в современной Индии. Возрождение

национального культурного наследия через воспитание

в области танца и музыки 47

Заключение 60

Глоссарий 63

Список литературы 64

Приложения 66

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

      203. Не полагается сидеть с гуру  с подветренной или наветренной  стороны [от него]; не следует ничего говорить вне пределов слышимости гуру.

      204. Ученик может сидеть со своим  гуру в повозке, влекомой быками, лошадьми или верблюдами, на террасе,  на сиденье из травы и листьев, на циновке, на камне, на деревянной скамье или в лодке.

      205. В присутствии гуру своего  гуру надо вести себя с ним,  как со своим гуру; без разрешения  гуру не полагается приветствовать  своих почтенных родственников.

      210. Жены гуру, если они одной с ним варны, должны быть почитаемы как гуру, но неравной варны - должны быть почтены вставанием и поклоном.

      212. [Учеником], достигшим двадцати лет,  знающим, [что такое] добродетель и грех, молодая жена гуру не должна быть приветствуема здесь [обниманием] ног.

      216. Но, при желании молодой [ученик] может кланяться до земли молодым женам гуру, говоря: «Я такой-то».

      244. Тот брахман, который служит  гуру до полного разрушения [тела], идет прямо в вечную обитель  Брахмы.

      Законы  Ману, всячески подчеркивая значение гуру для учеников, не сулят ничего хорошего тем, кто легкомысленно относится к ученическим обязанностям. Кары за грехи перед гуру я привожу без комментариев. Судите сами, насколько суровыми были древние арийцы:

      114. День новолуния убивает гуру, четырнадцатый день убивает учеников, восьмой день и день полнолуния - священное знание; поэтому надо избегать их.

      162. Никогда нельзя причинять вреда  учителю, толкователю Вед, отцу, матери, гуру, коровам, брахманам  и исполняющим аскетические подвиги.

      275. Оскорбляющий мать, отца, жену, брата, сына, гуру и не уступающий гуру дорогу должен быть оштрафован на сотню [пан].

      235. Убийца брахмана, пьяница, вор,  осквернитель ложа гуру - они все  вместе и каждый в отдельности  должны считаться людьми, совершившими  великий грех.

      237. На осквернителя ложа гуру  должно быть наложено [клеймо, изображающее] женский орган, на пьяницу - знак продавца спиртного, на вора - знак собачьей ноги, на убийцу брахмана - знак трупа без головы.

      56. Ложь при [определении] превосходства  [в родовитости], представляемый царю клеветнический донос, лживое обвинение гуру - равны убийству гуру.

      59. Плотскую связь с единоутробными  сестрами, с девушками и низкорожденными женщинами, с женами друга или сына объявили равной осквернению ложа гуру.

      103. Этими обетами дваждырожденному следует снимать грех, совершенный кражей. Сношение с женой гуру следует искупать [исполнением] следующих обетов.

      104. Осквернивший ложе гуру, признавшись  в грехе, пусть ляжет на раскаленное, сделанное из железа [ложе], или пусть обнимет раскаленное железное изображение [женщины]: он очищается смертью;

      105. или, отрезав сам свой член  и мошонку и взяв в соединенные  руки, пусть идет в страну Ниррити,  пока не упадет мертвым;

      58. Осквернителю ложа гуру [полагается  пройти] стократно [через состояние] травы, кустарников, лиан, плотоядных [животных], снабженных зубами и совершающих жестокие действия.

1.4. Изменения в воспитании при возрождении индуизма. Влияние

индийской культуры на культуру соседних стран

 

      Во II-VI вв. происходит возрождение индуизма. В этот период, получивший название "необрахманского", взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения. Увеличивается число школ. Воспитание рассматривается как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться «плодов дела»19.

      В школах при индуистских храмах, кроме  санскрита, обучали чтению и письму на местных языках.

      Определились  два типа учебных заведений толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников Программы аграхаров постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ в толи и аграхары был расширен для представителей разных каст. С притоком кшатриев и особенно вайшьев в аграхары увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.

      Ранее уже упоминалось о значительном влиянии, которое оказала индийская культура на народы Средней Азии и Восточного Ирана.

      Со  времени Кушанской империи значительной индианизации подверглось также тохарское население Восточного Туркестана. Многие города носили индийские названия. Здесь распространяется индийская письменность; в качестве чязыка надписей использовался санскрит: Немалую роль сыграло также распространение буддизма.

      Ещё более значительным было влияние  индийской культуры в Юго-Восточной  Азии, где выходцами из Индии основывались колонии. Число переселенцев не было особенно значительным, колонизация нигде не привела к индианизации больших масс местного населения; скорее наоборот, индийцы постепенно растворялись в местном населении. Тем не менее народы Юго-Восточной Азии получили возможность ознакомиться с достижениями передовой материальной и духовной культуры народов Индии.

      Во  многих государствах Индо-Китая в  официальных надписях употреблялся санскрит, заимствованиями из санскрита и пали обогащался словарный запас местных языков.

      Уже древнейшие храмовые строения (например, храм в Анкоре, в государстве Кхмер, ступа в Барабудуре на острове Ява и др.) обнаруживают очевидное влияние индийской архитектуры.

      В первые века нашей эры в странах  Юго-Восточной Азии распространяется буддизм, что также способствовало упрочению индийского культурного влияния. 

      Выводы  по первой главе: 

      К 1-му тысячелетию до н. э. на Древнем  Востоке развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание. Помимо представителей аристократии и служителей культа, в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Однако абсолютное большинство населения по-прежнему обходилось семейным воспитанием и обучением.

      Возникнув как определенный итог общественного развития, школа приобретала относительную независимость и стала выполнять роль стимулятора прогресса. Так, школа письма, закрепляя результаты передачи опыта поколений, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без значительных потерь из накопленного в прошлом, что было неизбежно до появления письма и школы.

      Школу и воспитание Древнего Востока вообще, и Древней Индии, в частности, следует рассматривать как нечто относительно цельное и одновременно как следствие, специфического развития каждой из древневосточных цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями.

      Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Достижения древней и средневековой Индии  в области науки на протяжении тысячелетий оплодотворяли творческую мысль близких и далеких ее соседей. 

Глава 2. Роль и влияние КУЛЬТУРЫ Древней Индии

на  развитие СИСТЕМЫ образования и воспитания

в современной Индии 

2.1. Научные достижения Древней Индии как результат

системы образования 

      Высокого  уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теории метрики и поэтике. Появляется несколько школ «поэтической науки», ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке20.

      Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе наук и  искусств. В грамматике Панини «Восьмикнижие» анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученые находят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.

      Развитие  астрономии было вызвано нуждами  ирригационного земледелия. Древнеиндийские астрономы делили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом, каждые 5 лет добавлялся 13-й месяц. Год состоял из шести сезонов по два месяца в каждом. Была известна разница между длиной дня и ночи в различных широтах земного шара. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было. Индийцы знали о предварении равноденствий и о том, что за сутки земля совершает оборот вокруг своей оси. Ученый Гаргья, первым перечислил созвездия и разделил зодиакальный пояс на 27 равных частей. Ближе к современной эпохе, в 1727 г. н.э., родился махараджа Джай Синх II, строитель Джайпура, одного из наиболее старых городов, следующих единому плану строительства, и создатель знаменитых обсерваторий в Джайпуре, Дели, Варанаси, Матхуре и Удджайне. Часть приборов в этих обсерваториях до сих пор работает точно. Солнечные часы в Джайпуре сообщают время с точностью до двух секунд.

      Высокий уровень развития, которого достигла индийская астрономия, уже является доказательством успехов индийцев в математике. Индийцы изобрели числительные, десятичная система счисления, являющаяся наряду с письменностью одним из важнейших достижений человечества, с общего согласия авторитетных историков признана изобретением индийцев. Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науке. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V– начале VI века н. э. Древние индийцы умели решать квадратные уравнения, и были знакомы с иррациональными числами и извлечением корней. Древние индийцы достигли больших успехов в геометрии. Эта наука была известна им задолго до написания «Сурья Сиддханта» («Законы солнца») (2000 г. до н.э.), где изложена рациональная тригонометрическая теория. Она основывается на теореме о синусе дуги и включает ряд теорем, сформулированных и доказанных в Европе лишь несколько столетий спустя. Индийцы знали о различных свойствах треугольников, в том числе о том, что площадь треугольника можно выразить через его стороны, и о соотношении между радиусом и длиной окружности и измеряли их в одних и тех же единицах.

      Современные цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0, получившие мировое признание и распространение, по мнению большинства учёных, индийского происхождения. Счёт целых чисел в Индии с древних времён носил десятичный характер. Полагают, что цифры самих индийцев, которыми они пользовались раньше в своей десятичной системе, произошли от первых букв числительных имен. Наряду с цифровой записью в Индии широко применялась словесная система обозначения чисел, этому способствовал богатый по своему словарному запасу санскритский язык, имеющий много синонимов. При этом «О» обозначался словами «пустое», «небо», «дыра»; 1 – предметами имеющимися только в единственном числе: Луна, Земля; 2 – словами «близнецы», «глаза», «ноздри», «губы»; 4 – словами «океаны», «стороны света» и т.д.

      Источниками изучения древнеиндийской медицины являются данные археологических исследований, а также памятники письменности, среди которых ведущее место занимают веды, особенно Аюрведы. Являясь сборниками гимнов, молитв, веды имеют значение и как свод конкретных знаний о природе. Из эпических произведений большой интерес представляет поэма «Махабхарата» - энциклопедия народных преданий. В «Панчатантре» - древнем сборнике рассказов и басен упоминаются лекарственные средства, болезни, говорится о врачах, различных способах лечения болезней. Господство культовых традиций (о греховности убоя животных, вскрытия человеческих трупов) неблагоприятно сказывалось на приобретении знаний о строении человеческого тела. В дальнейшем анатомирование трупов перестало преследоваться, но способ его был крайне несовершенным. Тем не менее, в Аюрведе описаны многие анатомические образования: органы, системы с перечислением отдельных костей, связок, сосудов, различается головной и спинной мозг. Центром жизни считается пупок, от которого берут начало сосуды, несущие кровь, воду и слизь.

      Возникновение болезни объяснялось неравномерным  соединением пяти (по другим данным, трех) соков человеческого тела (в  соответствии с пятью стихиями мира - землей, водой, огнем, воздухом и эфиром). Гармоническое сочетание их считалось условием, без которого не бывает здоровья. Среди причин, порождающих болезни, важное значение придавалось погрешностям в пище, пристрастию к вину, физическому перенапряжению, голоду, перенесенным заболеваниям. Утверждалось, что на состояние здоровья влияют изменения климата, возраст, настроение больного. Наиболее уязвимы люди преклонного возраста, они заболевают даже легче грудных детей. Тоска, печаль, гнев, испуг - «первые ступени на лестнице любой болезни».

Информация о работе Воспитание и обучение в Древней Индии