Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:18, дипломная работа
Цель исследования - всестороннее изучение воспитания и обучения в Древней Индии.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- проследить становление образования и воспитания Древней Индии;
- определить влияние религиозных и философских учений на воспитание и обучение в Древней Индии;
- выявить роль и влияние культуры Древней Индии на развитие образования и воспитания в современной Индии;
- разработать предложения по внедрению в образовательную систему России некоторых методов черт традиционной системы образования и воспитания Древней Индии.
Введение 3
Глава 1. Становление образования и воспитания
в Древней Индии .5
1.1. Роль философии в развитии образования и воспитания Древней Индии 5
1.2. Влияние кастовости на образование и воспитание 23
1.3. Особенность системы «гурукула» в образовании.
«Законы Ману» как кодекс ученика и учителя 28
1.4. Изменения в воспитании при возрождении индуизма. Влияние
индийской культуры на культуру соседних стран 37
Глава 2. Роль и влияние КУЛЬТУРЫ Древней Индии
на развитие СИСТЕМЫ образования и воспитания
в современной Индии 40
2.1. Научные достижения Древней Индии как результат
системы образования .40
2.2. Традиционный индийский взгляд на образование 43
2.3. Современная образовательная система Индии 45
2.4. Система воспитания в современной Индии. Возрождение
национального культурного наследия через воспитание
в области танца и музыки 47
Заключение 60
Глоссарий 63
Список литературы 64
Приложения 66
Эта система помогала учителю овладеть душой ученика, без чего невозможен успех образования. Здесь его впервые знакомили с ежедневными молитвенными обрядами, которые проводились утром, днем и вечером. В те далекие времена, когда в Индии процветали науки, к мудрецу, обитель знания которого находилась в густом лесу, стекались ученики. Эта удаленность брахмачари от суеты повседневности диктовалась необходимостью соблюдения правильного режима и образа жизни и «защиты от несвоевременного появления нечистых желаний и плохого влияния»10. Книжное образование не было главной целью санскритской школы. Знания получали не только на уроке, но и в другое время, - «они как воздух охватывают там все времяпровождение»11. Жизнь там была очень проста и направлялась наставником: «Там нет ни богатства, ни порождаемого им фатовства. Следовательно, там образование и становление характера совершенно сливаются»12.
Другим преимуществом этой системы была близость учеников к природе. Красота природы была их первым осознанным эстетическим впечатлением: «Деревья, лианы, свежий воздух, прозрачное озеро, прекрасный вид - все это не менее необходимо человеку, чем экзамены, парты, грифельная доска. Душа Индии возникла в тесном общении с ее замечательной природой»13.
Ученик должен был относиться ко всем запросам учителя очень внимательно. Основным предметом обучения были Веды. Гуру по много часов в день обучал своих учеников, которых было, немного, они сидели на земле и многократно повторяли строки Вед, пока не запоминали одну или две. Существовала система запоминания и проверки, которая развила память многих поколений учителей и учеников и сохранила - Веду для - потомства. Наряду с Ведами изучали так называемую Ведангу - второстепенные дисциплины, необходимые для понимания Вед.
В нее входили:
- кальпа - обряды жертвоприношения;
- шикша - правильное произношение;
- чандас - метрика и просодия;
- вьякарана - грамматика
Кроме, того, студенты изучали шесть систем индийской философии. Если основа образования браминов состояла из постижения ведической мудрости, то мальчики-кшатрии изучали также воинские искусства, музыку и поэзию. Образование вайшьев, которые должны были знать наследственные ремесла, было более прагматичным. Девочек из семей кшатриев, вдобавок к тому, что они усваивали из уроков своих братьев, если они проходили в доме, обучали музыке, пению, танцу и изобразительному искусству, и, конечно, ведению домашнего хозяйства. В «Махабхарате» (Virat Parva, гл. 22) говорится, что Арджуна, в женской одежде преподавал эти искусства принцессе Уттаре и ее подругам14.
Во всех случаях система передачи знаний от учителя к ученику, была направлена на становление характера ребенка и подростка и на совершенствование его нравственных качеств, на понимание долга, задач, стоящих перед человеком. Высокую оценку этой системе дал Р.Тагор: «Брахмачараджи не только дает свет человеку, но и придает ему силу, не только воздействует на человека внешне, но и неотрывно связывает жизнь человека с его призванием, не противопоставляет человека долгу, а помогает человеку слиться со своим долгом. Следовательно, детский возраст - это не возраст, благоприятный для восприятия каких-то теоретических положений - это возраст становления характера и души»15.
Большой
интерес для понимания
Хотя идеальной системой образования считалась «гурукула», с небольшой группой учеников, тем не менее, эти группы объединялись, концентрировались в центрах, где возникали целые университеты. Такими центрами были Варанаси, Таксила, Кончи и др. Китайский путешественник Сюянь Цанг описывает буддийский университет Наланду, в расцвет которого террасы были рассыпаны, как звезды, а золотисто-зеленые павильоны были увенчаны верхушками, подобными горным ликам. Потоки голубой воды текли по паркам; цветы лотоса сверкали среди сандаловых деревьев. Крыши жилищ монахов были выкрашены во все цвета радуги и покрыты резьбой, с животным орнаментом, столбы были красные и зеленые. Колонны и пороги были украшены изящной резьбой.
Читая это описание, можно, удивиться, что аскетическое учение буддизма окружает себя прекрасной природой и архитектурой. На практике в древней Индии наблюдалось большое различие между религиозным искусством. Если первая - область браминов и аскетов, то второе было творением ремесленников, которые, хотя и работали под руководством священников, тем не менее, привносили в свои создания любовь к реальной жизни и ее красоте. Эту любовь просвечивает за строгими религиозными формами, в которые художники должны были заключать свои произведения, Источником вдохновения для индийского художника был не только и не столько вечный поиск Абсолюта, сколько «восхищение миром, как видел его художник, живость чувств и ощущение роста и движения как регулярной и органичной черты всякого живого существа»17.
Влияние этого искусства на человека охватывало все области жизни, поскольку эта каждодневная жизнь была наполнена ритуалами социорелигиозного характера. Если изучение философских систем требовало аскетизма и отречения от мирской суеты, то эпические поэмы, которые были также неотъемлемой частью образования, передавали моральные установки в форме устного поэтического рассказа, наполненного приключениями и любовными эпизодами, описаниями прекрасной природы, прекрасных женщин и прекрасных творений рук человеческих. “Махабхарата” и “Рамаяна”, на санскрите ли, или переведенные на региональные языки, или доносимые до масс через катхаков-чтецов, рассказчиков стали и остаются до сих пор одним из главных средств массового образования и культурного просвещения.
Следствием преобладания устной традиции в индийской системе образования является то, что многие индийцы, не будучи образованными или даже грамотными людьми, тем не менее, прекрасно знакомы со своим культурным наследием и традициями и воспринимают их как часть своей жизни. Эпические поэмы сформировали мысли, характеры, эстетическое и религиозное сознание людей, привнося даже в умы неграмотных толику философских, этических, социальных и политических идей, эстетических эмоций, поэзии, литературы и романтики.
Поскольку гуру должен передавать истины Вед совершенным образом, ему отводилась решающая роль. Сами Веды предупреждают того, кто желает стать учеником, что он должен иметь предварительные знания о качествах истинного гуру. Духовный учитель должен быть ачарйей - тем, кто учит своим примером. Человек сомнительных личных качеств, привязанный к эгоистическим наслаждениям, имеющий корыстные интересы, каким бы блестящим интеллектом он ни обладал, не может быть духовным учителем. Иначе говоря, гуру должен быть с вами - хозяином чувств, а не их невольником. Рупа Госвами - философ, святой, живший в XVI веке перечислил шесть признаков гуру: «Любой здравомыслящий человек, который способен контролировать свое желание говорить, запросы ума, вспышки гнева и требования языка, желудка и гениталий, обладает всеми необходимыми качествами для того, чтобы принимать учеников повсюду в мире».18
Между тем в истории есть множество примеров великих йогов и мистиков, которые совершали суровейшие аскезы и покаяния ради достижения контроля чувств и, в конце концов, падали жертвой соблазнов, которыми полон этот мир. Прославившиеся гуру объясняли, что "истинный контроль чувств возможен только тогда, когда практика человека под руководством духовного учителя приводит его к уровню, на котором он возрождает свои утраченные отношения с Всевышним, черпая в этом настолько сильное, заставляющее меркнуть любые материальные удовольствия, блаженство, что ему не составляет никакого труда противостоять атакам чувств". Парадокс, но истинный гуру должен стать истинным учеником и в точности передавать полученное от гуру учение, тщательно изучив заключения Вед и будучи способным убедить других в их истинности.
«Законы Ману» как кодекс ученика и учителя. Очень подробно права и обязанности гуру описаны в «Законах Ману». Традиция, нашедшая отражение и в самом этом кодексе, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний. В любом случае «Законы Ману» пользовались большим авторитетом у индийцев с VI-V вв. до н.э. О важности личности гуру у Ману сказано так: «По сравнению с тем, кто дает естественное рождение и тем, кто дает знание Веды, дающий священное знание является более почитаемым отцом. Это так, поскольку второе, или божественное, рождение обеспечивает дваждырожденному жизнь в этом мире и в следующем».
Иначе говоря, по Ману, гуру для человека важнее его биологического отца. Читая «Законы Ману» можно представить себе, какое важное положение занимали гуру у древних и средневековых индийцев. А как же иначе? Читаем, что ученик «почитанием матери достигает этого мира, почитанием отца - среднего, послушанием гуру - мира Брахмы». Впрочем, от гуру тоже требовалось уважение к ученикам, даже в речи: «Обучение существ благу, должно производиться без причинения им страданий; речь же должна быть применена ревнителем дхармы приятная и мягкая». Как именно учить Ману тоже расписывает (перевод С.Д. Эльмановича):
69.
Исполнив обряд посвящения, гуру
пусть сначала преподает
71. Перед началом [чтения] Веды и по окончании всегда должны быть обнимаемы ноги гуру; читать следует сложив руки: это и называется брахманджали.
72. Обнимание [ног] гуру должно быть произведено скрещенными руками - левой должна быть тронута левая [нога],- правой же - правая.
73. Приготовившемуся читать пусть гуру, всегда бодрый говорит: «Ну, читай!»; [когда учитель скажет]: «Да будет остановка!» - надо остановиться.
108.
Дваждырожденный, получивший
109. Согласно дхарме [следующие] десять могут быть обучаемы [Веде]; сын учителя, услужливый, [могущий] передать знания, добродетельный, чистый, достойный, способный, щедрый, благочестивый и родственный.
110.
Не будучи спрошен, пусть
111. Кто неверно объяснил, и кто неверно спрашивает, - каждый из них гибнет или навлекает на себя ненависть.Особенно Ману подчеркивает то, что гуру является духовным отцом ученика:
148. Но рождение, которое для ученика посредством учения согласно правилам дает учитель, знающий всю Веду, - действительное; оно свободно от старости и смерти.
149. Вследствие пользы знания Веды пусть он почитает здесь как гуру того, кто кому-нибудь передает знание Веды, - [будь то] мало или много.
153. Несведущий действительно является ребенком, обучающий Веде является его отцом, ибо всегда говорили несведущему «дитя», а обучающему Веде – «отец».
154.
[Величие достигается] ни
155.
Старшинство у брахманов [
158.
Как кастрат бесплоден с
Авторитет гуру среди учеников поддерживался суровыми предписаниями. Вот некоторые:
194.
В присутствии гуру надо
195. Нельзя ни отвечать, ни разговаривать [с ним] ни лежа, ни сидя, ни принимая пищу, ни стоя отвернувшись.
196. Надо стоять, когда [гуру] сидит, приближаться, когда тот стоит, идти навстречу приближающемуся, бежать вслед бегущему.
198.
В присутствии гуру его ложе
и сиденье пусть всегда будут
низкими; на глазах гуру
199. Даже в отсутствие его не следует произносить одно его имя без [почетных эпитетов] и подражать его походке, речи и осанке.
200.
Где злословят [по адресу] гуру
или осуждают его, там [
201. Из-за злословия [по адресу гуру} ученик становится ослом, осуждающий - собакой, пользующийся чужим - червем, завистник - насекомым.