Воспитание и обучение в Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - всестороннее изучение воспитания и обучения в Древней Индии.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- проследить становление образования и воспитания Древней Индии;

- определить влияние религиозных и философских учений на воспитание и обучение в Древней Индии;

- выявить роль и влияние культуры Древней Индии на развитие образования и воспитания в современной Индии;

- разработать предложения по внедрению в образовательную систему России некоторых методов черт традиционной системы образования и воспитания Древней Индии.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Становление образования и воспитания

в Древней Индии .5

1.1. Роль философии в развитии образования и воспитания Древней Индии 5

1.2. Влияние кастовости на образование и воспитание 23

1.3. Особенность системы «гурукула» в образовании.

«Законы Ману» как кодекс ученика и учителя 28

1.4. Изменения в воспитании при возрождении индуизма. Влияние

индийской культуры на культуру соседних стран 37

Глава 2. Роль и влияние КУЛЬТУРЫ Древней Индии

на развитие СИСТЕМЫ образования и воспитания

в современной Индии 40

2.1. Научные достижения Древней Индии как результат

системы образования .40

2.2. Традиционный индийский взгляд на образование 43

2.3. Современная образовательная система Индии 45

2.4. Система воспитания в современной Индии. Возрождение

национального культурного наследия через воспитание

в области танца и музыки 47

Заключение 60

Глоссарий 63

Список литературы 64

Приложения 66

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

      Терапия была основана на учении о соках  организма. Для приведения их в первоначальную гармонию обращались к средствам  очистительным, раздражающим, рвотным, чихательным. Этой же цели служили кровопускания, прижигания, техника которых была высокой. Существовало большое число лекарственных средств. Растительных лекарственных средств в Индии, по источникам того времени, насчитывалось свыше 1000.

      Первоначальной  формой медицинской подготовки являлись школы при храмах и монастырях, где юноши обучались под руководством сведущих в медицине служителей культа. Дальнейшее образование получали в высших школах Таксила, Бенареса и других культурных центров Древней Индии. Ученый-врач пользовался большим почетом. Преподавание вели наставники из высшего сословия врачей - вайдша, которым разрешалось обучать одновременно не более 3-4 учеников. От наставника требовались не только основательные знания, но и высокие нравственные качества. Ученики должны были иметь хорошее происхождение (высокое кастовое положение родителей), «молодость, стройность, здоровье, нормальные органы чувств и скромность». Воспитание будущий врач получал в духе высоких этических требований. Профессиональная ценность врача определялась степенью его практической и теоретической подготовки.

      В юридических памятниках Древней  Индии имеются положения, направленные на охрану народного здоровья. По законам Ману не разрешалось продавать беременную рабыню. Резко осуждались злоупотребления наркотиками и пьянство.

      Представления древних индийцев в области физики были тесно связаны с религией и теологией. Считалось, что вселенная состоит из пяти элементов: земли, огня, воздуха и эфира. Существовало убеждение, что все элементы, за исключением эфира, имеют атомарную структуру. Атом считался вечным. Индийские металлурги достигли высокого мастерства в добыче металлов.

      Химия в Древней Индии была вспомогательной  наукой, подчиненной развитию медицины. Индийцы преуспели в получении многих щелочей, кислот и солей металлов при помощи обычных процессов кальцинирования и возгонки. 

2.2. Традиционный индийский взгляд на образование 

      Роль  устного наследия, прошедшего через  тысячелетия, необычайно велика в культуре и образовании нации. По мнению индийских исследователей, “образование, с точки зрения благоденствия общества, означает передачу культуры. Сохранение культуры возможно только через образование”. Это отношение было высоко оценено и теми западными учеными, которые смогли преодолеть узость европоцентризма. Так, Р.Б. Пандей, восторженно относящийся к идеалам индийского искусства и его духу, подчеркивает воспитательную роль искусства, говоря, что это искусство было обращено не к узкому кругу высокообразованных людей; его стремлением было сделать понятными для масс основные идеи религии и философии. «О том, что индусское искусство преуспело в своих воспитательных задачах, можно заключить по тому факту, что индийские крестьяне, хотя и неграмотные, в западном понимании этого слова, принадлежат к числу самых культурных представителей своего класса во всем мире»21.

      Традиционный индийский взгляд на образование всегда основывался на обращении к внутреннему миру человека. Само понятие человека, разработанное индийской мыслью, подчеркивало внутренне присущую человеку духовность. И в воспитании акцент делался на культивировании души и на стремлении к ее освобождению, что зачастую шло в ущерб социальному прогрессу, в его западном понимании. Тем не менее, этот духовно-религиозный уклон в воспитании вовсе не означал аскетизма на практике. Религиозные обряды сопровождались музыкой и поэзией. Музыка, поэзия и архитектура процветали на основе религии, а религия, философия и наука были в Индии в течение долгого времени нераздельны. С течением времени эти различные области культуры начали отходить от религии, оформляясь как автономные, принимая на себя часть функций, изначально присущих религии. Вместе с тем искусство заимствовало религиозную тематику и с тех пор сохраняет ее, несмотря на изменение семантического поля.

      С течением времени традиционная система  воспитания в Индии менялась, а инициация приняла характер формального обряда. С развитием массового образования индивидуальные занятия с учителем утратили свое былое значение. Процесс перехода не был гладким и безмятежным, культурный конфликт был неизбежен. Традиционная система образования очень пострадала от того, что британская администрация насаждала свою систему, с типичным для Запада акцентом на информативность в ущерб радости творческого усвоения знаний. Эту болезнь образования в Индии отмечал Р.Тагор: «...с детства мы не находим радости в образовании. Мы заучиваем только то, что от нас требуют. Отсюда привыкаем работать кое-как... Чтение ради удовольствия постепенно вызывает любовь к книгам. Нормально и легко формируется мировоззрение, складываются определенные понятия, совершенствуется мировоззрение»22.

      Было  необходимо создать учебные заведения  и системы, подходящие для Индии. Эта задача была трудной по той  причине, что многие индийцы жили одновременно в двух мирах - традиционном, статичном, ориентированном на религию, связанном кастой мире, центром которого является семья. И в новом, рационалистическом вестернизированном мире динамического индивидуализма и социального прогресса. В реальности люди существуют между этими двумя мирами и многочисленные попытки синтезировать их пока не привели к созданию единой интегрированной системы воспитания и парадигмы культуры. 

2.3. Современная образовательная система Индии 

      Современная образовательная система Индии  начала складываться после достижения государством независимости - в 1947 году. С тех пор уровень грамотности в стране значительно вырос.

      В настоящее время система образования  Индии почти не отличается от других развитых стран. Практически все  школы принимают детей начиная  с трех лет. Первые три класса разделяются  на Lower Kinder Garden, Kinder Garden, Upper Kinder Garden (младший садик, средний и старший). В возрасте шести лет детей принимают в 1-й класс. С 1-го по 8-й класс - Primary School (начальная школа), с 9-го по 12-й - Secondаry School (средняя школа). В 11-м классе дети выбирают предметы в зависимости от собственных предпочтений. После окончания школы большинство детей участвуют в разных конкурсах для поступления в профессиональные вузы с хорошей репутацией - в основном медицинские, военные или технические.

      В Индии широко распространены частные учебные заведения. Частные школы получают много льгот от государства, имеют право на свое усмотрение выбирать учебную программу, форму. Государство контролирует обучение школьников только в 10-х и 12-х классах. Для этих классов строго установлена программа: вопросы подготавливает государственная комиссия, экзамены только письменные и сдаются не в своей школе, а в назначенной. После экзаменов ответы для проверки отправляются в третью школу, адрес которой засекречен, чтобы исключить возможность повлиять на результаты, которые объявляются спустя месяц. Такая система позволяет дать объективную оценку подготовки учеников.

      В то время как государственное  обучение является бесплатным, стоимость обучения в частных школах - примерно 20-50 долларов в месяц. В престижных школах-интернатах - около 200-400 долларов в месяц. Большинство таких школ было основано англичанами более ста лет назад в живописных местах для своих детей. Они являются элитными школами Индии. Получить место в этих школах очень трудно. Некоторые из них получили специальное разрешение от индийского государства не соблюдать стандарты индийских школ и выдают диплом английского образца.

      Существенным  аспектом образования в Индии  является изучение языков. В северных штатах для 39% жителей родным языком является хинди. Из 29 штатов в 14 жители говорят на других наречиях. Чтобы не возникало проблем коммуникации между различными штатами, после получения независимости в 1947 году в качестве официального был сохранен английский язык, который преподается в любой государственной школе. Можно отдать ребенка в платную частную школу, где английский идет не только как предмет, но и остальные предметы тоже преподают на английском языке. В этих частных школах также обязательно должны изучать хинди или любой другой местный язык на уровне государственной школы23.

      В результате усилий центрального правительства  и правительств штатов, сегодня практически  в каждом населённом пункте имеются  школы начального образования. Значительно  увеличилось число обучающихся  в школе девочек. С достижением независимости правительство Индии предприняло ряд шагов, которые были направлены на снижение неравенства по половому признаку. Образование женщин было признано одним из важнейших условий их участия в процессе развития страны. В 1951 году только 7,3% женщин были грамотными, в 1991 году этот показатель достигал 32,29%, в настоящее время он составляет 50%.

      Самое интересное в индийской образовательной  системе - наложение местных традиций на структуру, созданную англичанами. Глубокие исторические корни индийской науки и образования обеспечивают качество и глубину преподавания. 

2.4 Система воспитания и обучения в современной Индии.

Возрождение национального культурного наследия

через воспитание в области танца и музыки 

      В современной Индии можно выделить две базовые модели культурного развития, которые служат основой для различных теорий воспитания:

      1) модель Ганди, который считал  основой общественной жизни самодостаточные деревни с минимальным использованием техники.

      2) модель Неру, основанная на борьбе за технологически прогрессивное общество.

      Ганди понимал образование как выявление  лучшего в человеке - теле, разуме и духе. На этой концепции был основан план базового национального образования, разработанный Комитетом под руководством Закира Хуссейна в 1939 г. В соответствии с этим планом, дети должны были получать всестороннее образование через посредство какой-либо продуктивной деятельности. В учебную программу входили рисование и пение. Целью рисования считалось «натренировать глаз в наблюдении и различении форм и цветов и развить память в отношении форм», а также «культивировать знание и оценку в природе и искусстве»24. Музыка вводилась с целью научить детей ряду красивых песен, привить им любовь к красивой музыке и развить чувство ритма.

      Система воспитания в современной Индии  использует некоторые черты обеих  моделей. Она не поддается стройному  описанию, так как отражает все  противоречия многоукладного общества в переходный период. Тем не менее, среди громадного многообразия явлений  в этой области хотелось бы остановиться на двух проблемах: во-первых, на месте искусства в воспитании, во-вторых, на традиционных и современных методах обучения искусству.

      Несомненно, индийская система воспитания и  культура в целом серьезно пострадали в результате колониального правления. Чуждые Индии культурные ценности насаждались насильно или принимались добровольно вестернизированной частью индийского общества. Это влияние дает себя знать до сих пор. К счастью, оно было недостаточно долгосрочным, а сопротивление индийской культуры достаточно сильным, так что ущерб, хотя и значительный, не нанес смертельного удара. Правительство независимой Индии предприняло ряд мер к созданию общенациональной модели образования, а также к формированию ведущих направлений его развитая. Среди главных задач программы – «удержать такие ценности, как общее культурное наследие Индии»25. Программа, таким образом, придерживается взгляда на образование как на средство сохранения культурных ценностей. Однако практически это осуществляется с трудом, что вызывает тревогу деятелей просвещения и культуры. С ранних лет ребенок вступает в мир жесткой конкуренции и стремится завоевать в нем свое место. Известный ученый, член правительственного Комитета до образованию д-р Карнатх называет школы «современными камерами пыток»26. Он считает главным недостатком современной системы образования отсутствие интереса у ребенка, к которому относятся как к «ученому в миниатюре, стремящемуся на громадной скорости в XXI век. Ребенок лишен детства, так как он сгибается под грузом книг, совершенно для него неинтересных»27. Это не может не тревожить всех гуманных людей. Все чаще раздаются голоса в защиту традиционных ценностей и идеалов.

      Области, где эти ценности наиболее полно  сохранились, - это религия и искусство, и именно в этих областях происходит множество процессов, направленных на консервацию традиции. Оставив в стороне вопрос о новом религиозном мышлении, остановимся более подробно на искусстве как носителе эстетических и гуманистических ценностей в системе воспитания.

      Главное в воспитании красотой - это научить человека видеть Прекрасное во всей его целостности. Как мы уже видели индийская мысль рассматривает Прекрасное в неразрывной связи с религией и этикой. Научившись видеть Прекрасное, человек одновременно усваивает и другие части этого комплекса. Чем ближе человек к такому видению Прекрасного, тем выше его способность ощущать радость общения с миром. «То, что раньше казалось ему бессмысленным, постепенно наполняется глубоким смыслом, к чему он был равнодушен, становится частью его самого»28.

      В последнее время наблюдается  тенденция к интегрированию различных  видов искусства как основе исследования человека и его достижений с аксиологической точки зрения. В процессе воспитания ученик соотносит систему ценностей со своим «Я» и определяет ее значение для себя и своего поколения. К сожалению, хотя слова “Не хлебом единым жив человек” и повторяются очень часто, но на практике люди, занятые повседневными делами, не уделяют, должного внимания эстетическим переживаниям, своим или чужим”. Администраторы, занятые организацией образования, часто совершают ошибку идентификации практического с эстетическим. Предметы художественного цикла вводятся в школьную программу по функциональным причинам. На самом же деле задача этих предметов - развить эстетическое чувство у учащихся и в конечном итоге обогатить их жизнь.

Информация о работе Воспитание и обучение в Древней Индии