Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:18, дипломная работа
Цель исследования - всестороннее изучение воспитания и обучения в Древней Индии.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- проследить становление образования и воспитания Древней Индии;
- определить влияние религиозных и философских учений на воспитание и обучение в Древней Индии;
- выявить роль и влияние культуры Древней Индии на развитие образования и воспитания в современной Индии;
- разработать предложения по внедрению в образовательную систему России некоторых методов черт традиционной системы образования и воспитания Древней Индии.
Введение 3
Глава 1. Становление образования и воспитания
в Древней Индии .5
1.1. Роль философии в развитии образования и воспитания Древней Индии 5
1.2. Влияние кастовости на образование и воспитание 23
1.3. Особенность системы «гурукула» в образовании.
«Законы Ману» как кодекс ученика и учителя 28
1.4. Изменения в воспитании при возрождении индуизма. Влияние
индийской культуры на культуру соседних стран 37
Глава 2. Роль и влияние КУЛЬТУРЫ Древней Индии
на развитие СИСТЕМЫ образования и воспитания
в современной Индии 40
2.1. Научные достижения Древней Индии как результат
системы образования .40
2.2. Традиционный индийский взгляд на образование 43
2.3. Современная образовательная система Индии 45
2.4. Система воспитания в современной Индии. Возрождение
национального культурного наследия через воспитание
в области танца и музыки 47
Заключение 60
Глоссарий 63
Список литературы 64
Приложения 66
Терапия была основана на учении о соках организма. Для приведения их в первоначальную гармонию обращались к средствам очистительным, раздражающим, рвотным, чихательным. Этой же цели служили кровопускания, прижигания, техника которых была высокой. Существовало большое число лекарственных средств. Растительных лекарственных средств в Индии, по источникам того времени, насчитывалось свыше 1000.
Первоначальной формой медицинской подготовки являлись школы при храмах и монастырях, где юноши обучались под руководством сведущих в медицине служителей культа. Дальнейшее образование получали в высших школах Таксила, Бенареса и других культурных центров Древней Индии. Ученый-врач пользовался большим почетом. Преподавание вели наставники из высшего сословия врачей - вайдша, которым разрешалось обучать одновременно не более 3-4 учеников. От наставника требовались не только основательные знания, но и высокие нравственные качества. Ученики должны были иметь хорошее происхождение (высокое кастовое положение родителей), «молодость, стройность, здоровье, нормальные органы чувств и скромность». Воспитание будущий врач получал в духе высоких этических требований. Профессиональная ценность врача определялась степенью его практической и теоретической подготовки.
В юридических памятниках Древней Индии имеются положения, направленные на охрану народного здоровья. По законам Ману не разрешалось продавать беременную рабыню. Резко осуждались злоупотребления наркотиками и пьянство.
Представления древних индийцев в области физики были тесно связаны с религией и теологией. Считалось, что вселенная состоит из пяти элементов: земли, огня, воздуха и эфира. Существовало убеждение, что все элементы, за исключением эфира, имеют атомарную структуру. Атом считался вечным. Индийские металлурги достигли высокого мастерства в добыче металлов.
Химия
в Древней Индии была вспомогательной
наукой, подчиненной развитию медицины.
Индийцы преуспели в получении многих
щелочей, кислот и солей металлов при помощи
обычных процессов кальцинирования и
возгонки.
2.2.
Традиционный индийский
взгляд на образование
Роль устного наследия, прошедшего через тысячелетия, необычайно велика в культуре и образовании нации. По мнению индийских исследователей, “образование, с точки зрения благоденствия общества, означает передачу культуры. Сохранение культуры возможно только через образование”. Это отношение было высоко оценено и теми западными учеными, которые смогли преодолеть узость европоцентризма. Так, Р.Б. Пандей, восторженно относящийся к идеалам индийского искусства и его духу, подчеркивает воспитательную роль искусства, говоря, что это искусство было обращено не к узкому кругу высокообразованных людей; его стремлением было сделать понятными для масс основные идеи религии и философии. «О том, что индусское искусство преуспело в своих воспитательных задачах, можно заключить по тому факту, что индийские крестьяне, хотя и неграмотные, в западном понимании этого слова, принадлежат к числу самых культурных представителей своего класса во всем мире»21.
Традиционный индийский взгляд на образование всегда основывался на обращении к внутреннему миру человека. Само понятие человека, разработанное индийской мыслью, подчеркивало внутренне присущую человеку духовность. И в воспитании акцент делался на культивировании души и на стремлении к ее освобождению, что зачастую шло в ущерб социальному прогрессу, в его западном понимании. Тем не менее, этот духовно-религиозный уклон в воспитании вовсе не означал аскетизма на практике. Религиозные обряды сопровождались музыкой и поэзией. Музыка, поэзия и архитектура процветали на основе религии, а религия, философия и наука были в Индии в течение долгого времени нераздельны. С течением времени эти различные области культуры начали отходить от религии, оформляясь как автономные, принимая на себя часть функций, изначально присущих религии. Вместе с тем искусство заимствовало религиозную тематику и с тех пор сохраняет ее, несмотря на изменение семантического поля.
С течением времени традиционная система воспитания в Индии менялась, а инициация приняла характер формального обряда. С развитием массового образования индивидуальные занятия с учителем утратили свое былое значение. Процесс перехода не был гладким и безмятежным, культурный конфликт был неизбежен. Традиционная система образования очень пострадала от того, что британская администрация насаждала свою систему, с типичным для Запада акцентом на информативность в ущерб радости творческого усвоения знаний. Эту болезнь образования в Индии отмечал Р.Тагор: «...с детства мы не находим радости в образовании. Мы заучиваем только то, что от нас требуют. Отсюда привыкаем работать кое-как... Чтение ради удовольствия постепенно вызывает любовь к книгам. Нормально и легко формируется мировоззрение, складываются определенные понятия, совершенствуется мировоззрение»22.
Было
необходимо создать учебные заведения
и системы, подходящие для Индии.
Эта задача была трудной по той
причине, что многие индийцы жили
одновременно в двух мирах - традиционном,
статичном, ориентированном на религию,
связанном кастой мире, центром которого
является семья. И в новом, рационалистическом
вестернизированном мире динамического
индивидуализма и социального прогресса.
В реальности люди существуют между этими
двумя мирами и многочисленные попытки
синтезировать их пока не привели к созданию
единой интегрированной системы воспитания
и парадигмы культуры.
2.3.
Современная образовательная
система Индии
Современная образовательная система Индии начала складываться после достижения государством независимости - в 1947 году. С тех пор уровень грамотности в стране значительно вырос.
В
настоящее время система
В Индии широко распространены частные учебные заведения. Частные школы получают много льгот от государства, имеют право на свое усмотрение выбирать учебную программу, форму. Государство контролирует обучение школьников только в 10-х и 12-х классах. Для этих классов строго установлена программа: вопросы подготавливает государственная комиссия, экзамены только письменные и сдаются не в своей школе, а в назначенной. После экзаменов ответы для проверки отправляются в третью школу, адрес которой засекречен, чтобы исключить возможность повлиять на результаты, которые объявляются спустя месяц. Такая система позволяет дать объективную оценку подготовки учеников.
В то время как государственное обучение является бесплатным, стоимость обучения в частных школах - примерно 20-50 долларов в месяц. В престижных школах-интернатах - около 200-400 долларов в месяц. Большинство таких школ было основано англичанами более ста лет назад в живописных местах для своих детей. Они являются элитными школами Индии. Получить место в этих школах очень трудно. Некоторые из них получили специальное разрешение от индийского государства не соблюдать стандарты индийских школ и выдают диплом английского образца.
Существенным аспектом образования в Индии является изучение языков. В северных штатах для 39% жителей родным языком является хинди. Из 29 штатов в 14 жители говорят на других наречиях. Чтобы не возникало проблем коммуникации между различными штатами, после получения независимости в 1947 году в качестве официального был сохранен английский язык, который преподается в любой государственной школе. Можно отдать ребенка в платную частную школу, где английский идет не только как предмет, но и остальные предметы тоже преподают на английском языке. В этих частных школах также обязательно должны изучать хинди или любой другой местный язык на уровне государственной школы23.
В результате усилий центрального правительства и правительств штатов, сегодня практически в каждом населённом пункте имеются школы начального образования. Значительно увеличилось число обучающихся в школе девочек. С достижением независимости правительство Индии предприняло ряд шагов, которые были направлены на снижение неравенства по половому признаку. Образование женщин было признано одним из важнейших условий их участия в процессе развития страны. В 1951 году только 7,3% женщин были грамотными, в 1991 году этот показатель достигал 32,29%, в настоящее время он составляет 50%.
Самое
интересное в индийской образовательной
системе - наложение местных традиций
на структуру, созданную англичанами.
Глубокие исторические корни индийской
науки и образования обеспечивают качество
и глубину преподавания.
2.4 Система воспитания и обучения в современной Индии.
Возрождение национального культурного наследия
через
воспитание в области
танца и музыки
В современной Индии можно выделить две базовые модели культурного развития, которые служат основой для различных теорий воспитания:
1)
модель Ганди, который считал
основой общественной жизни
2) модель Неру, основанная на борьбе за технологически прогрессивное общество.
Ганди
понимал образование как
Система воспитания в современной Индии использует некоторые черты обеих моделей. Она не поддается стройному описанию, так как отражает все противоречия многоукладного общества в переходный период. Тем не менее, среди громадного многообразия явлений в этой области хотелось бы остановиться на двух проблемах: во-первых, на месте искусства в воспитании, во-вторых, на традиционных и современных методах обучения искусству.
Несомненно, индийская система воспитания и культура в целом серьезно пострадали в результате колониального правления. Чуждые Индии культурные ценности насаждались насильно или принимались добровольно вестернизированной частью индийского общества. Это влияние дает себя знать до сих пор. К счастью, оно было недостаточно долгосрочным, а сопротивление индийской культуры достаточно сильным, так что ущерб, хотя и значительный, не нанес смертельного удара. Правительство независимой Индии предприняло ряд мер к созданию общенациональной модели образования, а также к формированию ведущих направлений его развитая. Среди главных задач программы – «удержать такие ценности, как общее культурное наследие Индии»25. Программа, таким образом, придерживается взгляда на образование как на средство сохранения культурных ценностей. Однако практически это осуществляется с трудом, что вызывает тревогу деятелей просвещения и культуры. С ранних лет ребенок вступает в мир жесткой конкуренции и стремится завоевать в нем свое место. Известный ученый, член правительственного Комитета до образованию д-р Карнатх называет школы «современными камерами пыток»26. Он считает главным недостатком современной системы образования отсутствие интереса у ребенка, к которому относятся как к «ученому в миниатюре, стремящемуся на громадной скорости в XXI век. Ребенок лишен детства, так как он сгибается под грузом книг, совершенно для него неинтересных»27. Это не может не тревожить всех гуманных людей. Все чаще раздаются голоса в защиту традиционных ценностей и идеалов.
Области, где эти ценности наиболее полно сохранились, - это религия и искусство, и именно в этих областях происходит множество процессов, направленных на консервацию традиции. Оставив в стороне вопрос о новом религиозном мышлении, остановимся более подробно на искусстве как носителе эстетических и гуманистических ценностей в системе воспитания.
Главное в воспитании красотой - это научить человека видеть Прекрасное во всей его целостности. Как мы уже видели индийская мысль рассматривает Прекрасное в неразрывной связи с религией и этикой. Научившись видеть Прекрасное, человек одновременно усваивает и другие части этого комплекса. Чем ближе человек к такому видению Прекрасного, тем выше его способность ощущать радость общения с миром. «То, что раньше казалось ему бессмысленным, постепенно наполняется глубоким смыслом, к чему он был равнодушен, становится частью его самого»28.
В последнее время наблюдается тенденция к интегрированию различных видов искусства как основе исследования человека и его достижений с аксиологической точки зрения. В процессе воспитания ученик соотносит систему ценностей со своим «Я» и определяет ее значение для себя и своего поколения. К сожалению, хотя слова “Не хлебом единым жив человек” и повторяются очень часто, но на практике люди, занятые повседневными делами, не уделяют, должного внимания эстетическим переживаниям, своим или чужим”. Администраторы, занятые организацией образования, часто совершают ошибку идентификации практического с эстетическим. Предметы художественного цикла вводятся в школьную программу по функциональным причинам. На самом же деле задача этих предметов - развить эстетическое чувство у учащихся и в конечном итоге обогатить их жизнь.