Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:18, дипломная работа
Цель исследования - всестороннее изучение воспитания и обучения в Древней Индии.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- проследить становление образования и воспитания Древней Индии;
- определить влияние религиозных и философских учений на воспитание и обучение в Древней Индии;
- выявить роль и влияние культуры Древней Индии на развитие образования и воспитания в современной Индии;
- разработать предложения по внедрению в образовательную систему России некоторых методов черт традиционной системы образования и воспитания Древней Индии.
Введение 3
Глава 1. Становление образования и воспитания
в Древней Индии .5
1.1. Роль философии в развитии образования и воспитания Древней Индии 5
1.2. Влияние кастовости на образование и воспитание 23
1.3. Особенность системы «гурукула» в образовании.
«Законы Ману» как кодекс ученика и учителя 28
1.4. Изменения в воспитании при возрождении индуизма. Влияние
индийской культуры на культуру соседних стран 37
Глава 2. Роль и влияние КУЛЬТУРЫ Древней Индии
на развитие СИСТЕМЫ образования и воспитания
в современной Индии 40
2.1. Научные достижения Древней Индии как результат
системы образования .40
2.2. Традиционный индийский взгляд на образование 43
2.3. Современная образовательная система Индии 45
2.4. Система воспитания в современной Индии. Возрождение
национального культурного наследия через воспитание
в области танца и музыки 47
Заключение 60
Глоссарий 63
Список литературы 64
Приложения 66
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Становление образования и воспитания
в Древней Индии .5
1.1. Роль
философии в развитии
1.2. Влияние кастовости на образование и воспитание 23
1.3. Особенность
системы «гурукула» в
«Законы Ману» как кодекс ученика и учителя 28
1.4. Изменения в воспитании при возрождении индуизма. Влияние
индийской
культуры на культуру соседних стран 37
Глава 2. Роль и влияние КУЛЬТУРЫ Древней Индии
на развитие СИСТЕМЫ образования и воспитания
в современной Индии 40
2.1. Научные достижения Древней Индии как результат
системы образования .40
2.2. Традиционный
индийский взгляд на
2.3. Современная
образовательная система Индии
2.4. Система
воспитания в современной
национального культурного наследия через воспитание
в области
танца и музыки 47
Заключение 60
Глоссарий 63
Список
литературы 64
Приложения 66
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется следующим. На фоне российских социально-экономических и политических изменений последних десятилетий произошло снижение воспитательной роли школы. Проявление духовного кризиса в обществе (рост детской беспризорности, преступности, суицида, наркомании, сектантства) постепенно возвращает понимание того, что «образование без воспитания – дело ложное» (И.Ильин).
Особое значение приобретает возвращение к традиционным духовным истокам, а так же изучение истории воспитания и образования древнейших цивилизаций с целью выявления и применения в России различных образовательных систем для повышения эффективности обучения.
Индия - колыбель древней и мощной цивилизации, культурное наследие которой и по сей день составляет жизненную силу Индии.
Все образование и воспитание в Древней Индии носило религиозный характер, что способствовало развитию духовности и нравственности, оказывающие огромное влияние на формирование личности человека.
Для России это особенно актуально, так как в наши дни по-новому оценивается роль и влияние религии на духовно-нравственное развитие человека.
Воспитание
рассматривается как
Гипотеза: решение проблем образования и воспитания требует специальной подготовки, изучения истории образования в целом и исторических корней Древней Индии в частности. Следовательно, для решения проблем современности необходимо серьезное изучение методического материала, создание и освоение новых технических разработок в области педагогики, подготовка высококвалифицированных специалистов, исследование наработанного опыта предков.
Цель исследования - всестороннее изучение воспитания и обучения в Древней Индии.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- проследить становление образования и воспитания Древней Индии;
- определить влияние религиозных и философских учений на воспитание и обучение в Древней Индии;
-
выявить роль и влияние
-
разработать предложения по
Объектом исследования являются воспитание и обучение как особые сферы общественной деятельности на различных этапах цивилизации.
Предмет исследования - воспитание и обучение в Древней Индии.
Степень разработанности темы: В последнее время как в среде ученых, так и в околонаучных кругах наблюдается повышенный интерес к древнейшим индийским философским учениям, а вместе с тем – и к системе воспитания и обучения, которые строились на этих учениях. Среди трудов по данной тематике следует выделить работы С.С. Аверинцев Г.М. Бонгард-Левина, В.С. Семенцова, которые отличаются продуманным научным подходом, глубинным анализов исследуемой темы.
Используемые источники: в основу данной выпускной квалификационной работы легли труды ученых историков, педагогов, философов, этнографов, а также материалы специализированной периодической печати.
При проведенном исследовании были использованы следующие методы:
- абстрактно-логический (изучение определённого явления без учёта его несущественных признаков);
- анализа и синтеза (в работе был проанализирован массив информации, связанный с темой, и сделан синтез);
-
обобщения информации (сведение полученных
данных к единому общему выводу).
Глава 1. Становление образования и воспитания
в
Древней Индии
1.1. Роль философии в развитии образования и воспитания
Древней
Индии
Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Индийская культура была тесно связана с культурой многих народов и оказала на них немалое влияние. В процессе взаимного обогащения она сумела сохранить своё своеобразие и яркую индивидуальность. Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры.
Достижения
древней Индии в области науки,
литературы и искусства на протяжении
тысячелетий оплодотворяли
Вообще наука возникла и развивалась в рамках древнейших цивилизаций и первоначально полностью была прерогативой культуры уже потому, что первой наукой принято считать философию. В Древней Индии очень высокого развития достигла именно философия. Индийская философия – это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности1.
Философия зародилась в Индии в середине I тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах - ведах.
Веды формировались во второй половине II - начале I тыс. до н.э. и существовали сначала только в устной форме.
Таблица 1.
Основное содержание и направления вед
Название | Основное содержание |
Ригведа | Собрание 1017 гимнов (самхит), обращенных к ведическим богам |
Самаведа | Описание правильного произнесения гимнов Ригведы (во время жертвоприношений) |
Яджурведа | Описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы |
Атхарваведа | Собрание заклинаний, обращенные к богам, демонам, духам и т.п. |
В первой половине I тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесенных к священным (литература шрути), все эти книги считались «богооткровенными», т.е. полученными людьми от богов.
К священным текстам примыкает литература смрити - различного рода комментарии и истолкования священных текстов. Литература смрити уже не считается богооткровенной - это книги, созданные людьми для разъяснения божественных истин. Основной жанр литературы смрити - сутры. Именно в жанре сутр написано большинство древнейших философских трактатов.
Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось формирование первых философских учений (и религиозно-идеалистических и материалистических).
Ведийские тексты передавались изустно и хранились в жреческих школах. Они разрабатывали нормы организации ритуалов и способы их интерпретации в рамках трех основных вед. Ветви жреческих школ (шакхи) дробились и обособлялись, ведийские тексты хранились ими в разных редакциях, которые находились в монопольном владении традиции учителей и учеников. Представители разных традиций собирались на "ассамблеи" для обсуждений-диспутов. В них принимали участие и странствующие учителя. Так складывались центры жреческой образованности, упрочивался профессионализм в области знания, и появлялись специализированные дисциплины, например, разработка сакрального языка ведийских мантр. Диспуты и дискуссии были основным модусом существования жреческих школ.
Таблица 2.
Система
священных текстов (шрути)
Тип текстов | Основное содержание |
Веды | Гимны и заклинания, описания ритуалов |
Брахманы | Комментарии к ведам |
Араньяки (книги лесных отшельников) | Комментарии к ведам, предназначенные для отшельников |
Упанишады (сидение у ног учителя - для постижения сокровенного знания) | Религиозно-философские тексты |
Брахманизм был следующей ступенью в развитии религиозного мышления древней Индии. Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местным населением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому образу жизни. В свою очередь, местные племена либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо принимали их образ жизни, став членами их общества. Его состав усложнялся; постепенно сложилась кастовая система, ставшая неотъемлемой частью индуизма. Религия освящала и закрепляла существование кастовых различий и правил. Они же, в свою очередь, сохраняли незыблемость религиозных основ. Первостепенная роль в индуистском обществе отводилась брахманам-знатокам вед и исполнителям обрядов. Они помнили древние гимны и толковали их: ведийский язык становился непонятным для большинства людей и темным даже для некоторых жрецов. Ведийский ритуал с каждым столетием становился все более сложным, громоздким и запутанным, усложнялся и видоизменялся пантеон и т.п. Брахманы старались приспособить древнее ведийское наследие к новым условиям жизни, убедительно истолковать и оправдать его существование в прежних несокрушимых границах. Все изменения происходили на старом фундаменте ведийских верований. Центральным моментом изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и феноменального мира к некоей единой сущности. Упорядочивались также космогония теология, пантеон. Брахманы и араньяки - основные этапы движения религиозной мысли. Со временем, ритуально-практические наставления брахманов составили сборники своеобразных ритуальных "инструкций" и разъяснений. Они регламентировали широкую сферу поведения. Как и сами жрецы, тексты назывались брахманами. Брахманы, привыкая к ведам, образовали особый класс текстов, занятых, скорее, религиозностью, нежели религией. Брахманическая картина мира имела главные черты всякой ритуализованной картины бытия. С функцией жрецов-брахманов было связано усиление символической стороны ритуала и выделение главного действующего начала всех ритуальных процедур и, одновременно, субстрата всех вещей в мире. В пантеоне на первый план выдвинулся бог-создатель Праджапати, став персонифицированной творческой силой и первоосновой всего сущего, порождающей мир и хранящей его. Дальнейшее мифологическое развитие эта идея получила в концепции индуистской триады (тримурти)2.