Воспитание и обучение в Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - всестороннее изучение воспитания и обучения в Древней Индии.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- проследить становление образования и воспитания Древней Индии;

- определить влияние религиозных и философских учений на воспитание и обучение в Древней Индии;

- выявить роль и влияние культуры Древней Индии на развитие образования и воспитания в современной Индии;

- разработать предложения по внедрению в образовательную систему России некоторых методов черт традиционной системы образования и воспитания Древней Индии.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Становление образования и воспитания

в Древней Индии .5

1.1. Роль философии в развитии образования и воспитания Древней Индии 5

1.2. Влияние кастовости на образование и воспитание 23

1.3. Особенность системы «гурукула» в образовании.

«Законы Ману» как кодекс ученика и учителя 28

1.4. Изменения в воспитании при возрождении индуизма. Влияние

индийской культуры на культуру соседних стран 37

Глава 2. Роль и влияние КУЛЬТУРЫ Древней Индии

на развитие СИСТЕМЫ образования и воспитания

в современной Индии 40

2.1. Научные достижения Древней Индии как результат

системы образования .40

2.2. Традиционный индийский взгляд на образование 43

2.3. Современная образовательная система Индии 45

2.4. Система воспитания в современной Индии. Возрождение

национального культурного наследия через воспитание

в области танца и музыки 47

Заключение 60

Глоссарий 63

Список литературы 64

Приложения 66

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3 

Глава 1. Становление образования и воспитания

в Древней Индии .5

1.1. Роль  философии в развитии образования  и воспитания Древней Индии 5

1.2. Влияние  кастовости на образование и  воспитание 23

1.3. Особенность  системы «гурукула» в образовании.

«Законы Ману» как кодекс ученика и  учителя 28

1.4. Изменения  в воспитании при возрождении  индуизма. Влияние 

индийской культуры на культуру соседних стран 37 

Глава 2. Роль и влияние КУЛЬТУРЫ Древней Индии

на  развитие СИСТЕМЫ образования и воспитания

в современной Индии 40

2.1. Научные  достижения Древней Индии как результат

системы образования .40

2.2. Традиционный  индийский взгляд на образование 43

2.3. Современная  образовательная система Индии 45

2.4. Система  воспитания в современной Индии. Возрождение

национального культурного наследия через воспитание

в области  танца и музыки 47 

Заключение 60 

Глоссарий 63 

Список  литературы 64 

Приложения 66 

ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  темы исследования определяется следующим. На фоне российских социально-экономических и политических изменений последних десятилетий произошло снижение воспитательной роли школы. Проявление духовного кризиса в обществе (рост детской беспризорности, преступности, суицида, наркомании, сектантства) постепенно возвращает понимание того, что «образование без воспитания – дело ложное» (И.Ильин).

      Особое  значение приобретает возвращение к традиционным духовным истокам, а так же изучение истории воспитания и образования древнейших цивилизаций с целью выявления и применения в России различных образовательных систем для повышения эффективности обучения.

      Индия - колыбель древней и мощной цивилизации, культурное наследие которой и по сей день составляет жизненную силу Индии.

      Все образование и воспитание в Древней  Индии носило религиозный характер, что способствовало развитию духовности и нравственности, оказывающие огромное влияние на формирование личности человека.

      Для России это особенно актуально, так как в наши дни по-новому оценивается роль и влияние религии на духовно-нравственное развитие человека.

      Воспитание  рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей.

      Гипотеза: решение проблем образования и воспитания требует специальной подготовки, изучения истории образования в целом и исторических корней Древней Индии в частности. Следовательно, для решения проблем современности необходимо серьезное изучение методического материала, создание и освоение новых технических разработок в области педагогики, подготовка высококвалифицированных специалистов, исследование наработанного опыта предков.

      Цель  исследования - всестороннее изучение воспитания и обучения в Древней Индии.

      Исходя  из поставленной цели, были определены следующие задачи:

      - проследить становление образования и воспитания Древней Индии;

      - определить влияние религиозных и философских учений на воспитание и обучение в Древней Индии;

      - выявить роль и влияние культуры  Древней Индии на развитие  образования и воспитания в современной Индии;

      - разработать предложения по внедрению  в образовательную систему России  некоторых методов черт традиционной системы образования и воспитания Древней Индии.

      Объектом исследования являются воспитание и обучение как особые сферы общественной деятельности на различных этапах цивилизации.

      Предмет исследования - воспитание и обучение в Древней Индии.

      Степень разработанности  темы: В последнее время как в среде ученых, так и в околонаучных кругах наблюдается повышенный интерес к древнейшим индийским философским учениям, а вместе с тем – и к системе воспитания и обучения, которые строились на этих учениях. Среди трудов по данной тематике следует выделить работы С.С. Аверинцев Г.М. Бонгард-Левина, В.С. Семенцова, которые отличаются продуманным научным подходом, глубинным анализов исследуемой темы.

      Используемые  источники: в основу данной выпускной квалификационной работы легли труды ученых историков, педагогов, философов, этнографов, а также материалы специализированной периодической печати.

      При проведенном исследовании были использованы следующие методы:

      - абстрактно-логический (изучение определённого явления без учёта его несущественных признаков);

      - анализа и синтеза (в работе был проанализирован массив информации, связанный с темой, и сделан синтез);

      - обобщения информации (сведение полученных данных к единому общему выводу). 

Глава 1. Становление образования и воспитания

в Древней Индии 

1.1. Роль философии  в развитии образования  и воспитания 

Древней Индии 

      Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Индийская культура была тесно связана с культурой многих народов и оказала на них немалое влияние. В процессе взаимного обогащения она сумела сохранить своё своеобразие и яркую индивидуальность. Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры.

      Достижения  древней Индии в области науки, литературы и искусства на протяжении тысячелетий оплодотворяли творческую мысль близких и далёких её соседей. Зародившиеся в Индии индуизм  и буддизм и возникшие на их основе различные религиозно-философские системы оказали воздействие не только на развитие многих цивилизаций Востока, но и общественную мысль многих народов мира.

      Вообще  наука возникла и развивалась  в рамках древнейших цивилизаций  и первоначально полностью была прерогативой культуры уже потому, что первой наукой принято считать философию. В Древней Индии очень высокого развития достигла именно философия. Индийская философия – это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности1.

      Философия зародилась в Индии в середине I тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах - ведах.

      Веды  формировались во второй половине II - начале I тыс. до н.э. и существовали сначала только в устной форме.

      Таблица 1.

      Основное содержание и направления вед

      
Название Основное содержание
Ригведа Собрание 1017 гимнов (самхит), обращенных к ведическим богам
Самаведа Описание правильного  произнесения гимнов Ригведы (во время  жертвоприношений)
Яджурведа Описание правильного  ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы
Атхарваведа Собрание заклинаний, обращенные к богам, демонам, духам  и т.п.

       

      В первой половине I тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесенных к священным (литература шрути), все эти книги считались «богооткровенными», т.е. полученными людьми от богов.

      К священным текстам примыкает  литература смрити - различного рода комментарии и истолкования священных текстов. Литература смрити уже не считается богооткровенной - это книги, созданные людьми для разъяснения божественных истин. Основной жанр литературы смрити - сутры. Именно в жанре сутр написано большинство древнейших философских трактатов.

      Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось формирование первых философских учений (и религиозно-идеалистических и материалистических).

      Ведийские тексты передавались изустно и хранились  в жреческих школах. Они разрабатывали нормы организации ритуалов и способы их интерпретации в рамках трех основных вед. Ветви жреческих школ (шакхи) дробились и обособлялись, ведийские тексты хранились ими в разных редакциях, которые находились в монопольном владении традиции учителей и учеников. Представители разных традиций собирались на "ассамблеи" для обсуждений-диспутов. В них принимали участие и странствующие учителя. Так складывались центры жреческой образованности, упрочивался профессионализм в области знания, и появлялись специализированные дисциплины, например, разработка сакрального языка ведийских мантр. Диспуты и дискуссии были основным модусом существования жреческих школ.

      Таблица 2.

Система священных текстов (шрути) 

Тип текстов Основное содержание
Веды Гимны и заклинания, описания ритуалов
Брахманы Комментарии к  ведам
Араньяки (книги лесных отшельников) Комментарии к ведам, предназначенные для отшельников
Упанишады (сидение у ног учителя - для постижения сокровенного знания) Религиозно-философские  тексты
 

      Брахманизм  был следующей ступенью в развитии религиозного мышления древней Индии. Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местным населением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому образу жизни. В свою очередь, местные племена либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо принимали их образ жизни, став членами их общества. Его состав усложнялся; постепенно сложилась кастовая система, ставшая неотъемлемой частью индуизма. Религия освящала и закрепляла существование кастовых различий и правил. Они же, в свою очередь, сохраняли незыблемость религиозных основ. Первостепенная роль в индуистском обществе отводилась брахманам-знатокам вед и исполнителям обрядов. Они помнили древние гимны и толковали их: ведийский язык становился непонятным для большинства людей и темным даже для некоторых жрецов. Ведийский ритуал с каждым столетием становился все более сложным, громоздким и запутанным, усложнялся и видоизменялся пантеон и т.п. Брахманы старались приспособить древнее ведийское наследие к новым условиям жизни, убедительно истолковать и оправдать его существование в прежних несокрушимых границах. Все изменения происходили на старом фундаменте ведийских верований. Центральным моментом изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и феноменального мира к некоей единой сущности. Упорядочивались также космогония теология, пантеон. Брахманы и араньяки - основные этапы движения религиозной мысли. Со временем, ритуально-практические наставления брахманов составили сборники своеобразных ритуальных "инструкций" и разъяснений. Они регламентировали широкую сферу поведения. Как и сами жрецы, тексты назывались брахманами. Брахманы, привыкая к ведам, образовали особый класс текстов, занятых, скорее, религиозностью, нежели религией. Брахманическая картина мира имела главные черты всякой ритуализованной картины бытия. С функцией жрецов-брахманов было связано усиление символической стороны ритуала и выделение главного действующего начала всех ритуальных процедур и, одновременно, субстрата всех вещей в мире. В пантеоне на первый план выдвинулся бог-создатель Праджапати, став персонифицированной творческой силой и первоосновой всего сущего, порождающей мир и хранящей его. Дальнейшее мифологическое развитие эта идея получила в концепции индуистской триады (тримурти)2.

Информация о работе Воспитание и обучение в Древней Индии