2.2. Воспитание и
обучение в странах Древнего
Востока
Приблизительно
в IV тысячелетии до н. э. по
берегам Персидского залива в
междуречье Тигра и Евфрата,
заселенном шумерскими народами,
возникает ряд рабовладельческих
государств (Шумер, Аккад, Вавилон,
Ассирия), в которых был достигнут
высокий уровень развития культуры. В
исторической науке эти государства принято
называть Междуречьем. Здесь успешно развивались
математика, астрономия, агротехника,
была создана оригинальная письменность,
культура, существовала даже система нотной
записи. Почти в каждом городе Междуречья
были школы, организовывавшиеся при храмах,
и уже к Ш тысячелетию до н. э. число школ
в Междуречье было значительным. По-шумерски
школа называлась «эдубба» – «дом табличек»
– и предназначалась прежде всего для
подготовки писцов. В процессе обучения
письму использовались глиняные таблички,
на которых ученики писали заостренной
палочкой (стилем). В основном школы были
небольшими, насчитывавшими 20–30 учеников,
с одним учителем, который создавал таблички-модели,
дети переписывали их и заучивали наизусть.
Методика обучения базировалась на многократном
повторении. В крупных «эдуббах» (их называли
«домами знаний») было несколько учителей
письма, счета, рисования, много помещений
для занятий и хранения табличек.
К I тысячелетию
до н. э. складывается шумерский идеал
образования, включающий высокий уровень
овладения письмом, составления документов,
искусством пения и музыки, умение принимать
разумные решения, знание магических обрядов,
сведений из географии и биологии, математических
вычислений. Школы открывались при храмах
и дворцах, их посещали мальчики, девочки
могли научиться письму дома у своего
отца. Образование, получаемое в «домах
табличек», давало возможность занимать
управляющие посты. Ученики делились на
младших и старших «детей эдуббы», обучение
вел «старший брат» – учитель и контролировал
«отец школы» – директор. Зарождались
новые методы обучения – беседа, разъяснение,
спор.
Постепенно к
концу I тысячелетия школьное
образование становится сферой
влияния семей, которые столетиями
из поколения в поколение передавали
мастерство писцов. В это время
высокого уровня достигает искусство
врачевания, которому обучали жрецы,
поскольку оно приравнивалось
к магическим ритуалам.
Первые школы
в Древнем Египте появляются
в Ш тысячелетии до н. э. Они были небольшими
по числу учеников, за обучение в них взималась
высокая плата. Школу посещали в основном
мальчики из семей чиновников, жрецов,
землевладельцев, зажиточных граждан,
девочки чаще обучались дома. Обучение
было индивидуальным, его продолжительность
зависела от старания и способностей ученика.
На начальном этапе обучения дети учились
считать, читать и писать, на втором этапе
происходила дифференциация: одни изучали
музыку, литературу, грамматику, другие
осваивали математику, третьи – основы
ведения хозяйственной деятельности.
Процесс обучения был рутинным и сводился
к переписыванию и заучиванию стандартных
текстов, поучений, примеров и т. п. Образование
носило специализированный характер и
считалась залогом успешной карьеры в
будущем.
В Древнем Египте
был достаточно высок уровень
семейного обучения и воспитания,
причем мужчины и женщины имели
равные права в воспитании, грамотных
людей было достаточно много
среди всех слоев населения.
Чтобы добиться послушания, в
школе применялись самые разнообразные
наказания, широко была распространена
пословица: «У мальчика ухо
на спине: чем больше бьешь,
тем больше он слышит». Обучение
имело целью подготовку к профессии
в зависимости от того вида
деятельности, которым занималась
семья. Уже в III тысячелетии
до н. э. в Древнем Египте возникает институт
семейной школы, при котором сын наследовал
пост своего отца, при этом мастера могли
брать в семью чужих детей и обучать их
в процессе профессиональной деятельности.
В Древней Индии
обучение носило семейно-школьный
характер, причем роль семьи была
доминирующей. В Индии сложилась
особая кастовая система общественного
устройства. Вплоть до V в. до н. э. в период
индуизма воспитание и обучение в Древней
Индии основывалось на идее, согласно
которой каждый человек должен развивать
свои нравственные, физические и умственные
качества, чтобы органично вписаться в
свою касту. Таким образом, воспитательный
идеал имел различия в зависимости от
касты: для брахманов (жрецов) необходимо
было воспитание праведности и чистоты
помыслов, для кшатриев (воинов) – формирование
смелости и мужества, для вайшьев (крестьян)
требовалось развитие трудолюбия, для
шудры (слуг) предусматривалось воспитание
послушания и исполнительности.
Воспитание и
обучение в Древней Индии имело
тесную связь с религиозными
верованиями, было обязательным
для высших каст, для шудры
считалось достаточным умение
читать, считать и писать. На уровне
семейного воспитания систематического
образования не предполагалось.
Мальчики начинали обучение в
7–8 лет, их посвящение в
ученики проходило в форме
обряда упанаямы, но обучение чтению
и счету начиналось за несколько лет до
него. После прохождения упанаямы начиналось
обучение у учителя, отношения которого
с учениками складывались по модели «отец
– дети»: ученики жили в доме у учителя,
во всем повиновались и почитали его.
К середине I тысячелетия
до н. э. в Древней Индии выстроилась своеобразная
система образования. На начальной ступени
дети получали образование в семье. Сроки
упанаямы для трех высших каст были неодинаковыми:
для брахманов – 8 лет, для кшатриев –
11 лет, для вайшья – 12 лет. Самым широким
было содержание образования брахманов,
которое длилось около 8 лет и могло после
этого продолжаться еще 3–4 года. Оно включало
в себя поэзию и литературу, грамматику,
зачатки философских знаний, математику,
астрономию. Следующим уровнем образования
повышенного типа, которому посвящали
себя немногие ученики, было обучение
у гуру – особо почитаемого учителя.
В конце I тысячелетия
до н. э. в Древней Индии возникает буддизм,
который способствует распространению
образования и сосуществует с индуизмом.
В буддизме признается равенство прав
представителей различных каст в образовании
и общественной жизни. В этот период увеличивается
число школ, которые открываются при буддийских
монастырях, располагавшихся по всей территории
Древней Индии, одновременно существуют
начальная религиозная «школа вед» и светская
школа. В буддийской традиции сложилось
своеобразное представление о содержании
повышенного образования, в которое входили
Веды, Веданги, Упаведы (медицина, военное
искусство, музыка, архитектура или науки
о ремесле, логика, литература, языки).
Успех буддийских школ объяснялся отсутствием
кастового деления, терпимостью к иноверцам,
сочетанием духовного образования со
светским. Учителя-буддисты организовывали
индивидуальное обучение, опираясь на
результаты постоянного наблюдения за
учениками, обучение и воспитание носило
не авторитарный, а рекомендательный характер.
Во II–VI вв. произошло возрождение индуизма,
в результате чего образование приобрело
практическую направленность. Сложилась
двухступенчатая система образования:
начальные школы (толь), где обучали счету,
чтению и письму на санскрите и местных
языках, и средние школы (аграхар), в программу
обучения которых входили география, математика,
языки, врачевание, скульптура, живопись
и т. д. Большое внимание уделялось нравственному
воспитанию.
Традиции обучения
в Древнем Китае базировались
на опыте семейно-общественного
воспитания. В основе школьного
обучения лежало почитание старших,
наставник воспринимался как
второй отец. Первые школы в
Древнем Китае появились в
Ш тысячелетии до н. э., чуть позднее для
их названия стали употреблять иероглиф
«сюэ» (учить, учиться). Во II тысячелетии
до н. э. школу посещали в основном дети
состоятельных людей, главной целью школы
было стремление научить их пользоваться
иероглифическим письмом, это умение передавалось
по наследству и распространялось очень
медленно. В вв. были изобретены волосяная
кисточка и бумага, вследствие чего процесс
овладения письмом упростился.
Наибольшее влияние
на развитие школы и педагогики
в Древнем Китае оказало учение
Конфуция (551–479 до н. э.), в котором особое
внимание уделялось нравственному самосовершенствованию
личности. Конфуций считал воспитание
и образование необходимыми условиями
развития общества. Со временем в Китае
слова «конфуцианец» (последователь Конфуция)
и «ученый» стали синонимами, вся ученость
заключалась в знании его книг, которые
должны были составлять основу обучения.
Идеалом воспитания, по Конфуцию, считается
осознание человеком своего места в обществе
и овладение «шестью искусствами» – церемониалом,
музыкой, стрельбой из лука, ездой в колеснице,
письмом и счетом. Конфуцианство выработало
особый тип образованного человека, который
усердно делает служебную карьеру и гордится
ею, повторяет старинные тексты, беспрекословно
чтит нормы и правила поведения в обществе
и семье.
В целом народы
Древнего Востока дали человечеству
бесценный опыт обучения и
воспитания, создали первые в
истории человечества школы, сформулировали
начальные представления об обучении
и воспитании.
ГЛАВА 2 ВОСПИТАНИЕ И
ШКОЛА НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ВОСТОКЕ
2.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ
(VII-XVII ВВ.)
Развитие педагогической
мысли в обширном регионе (Иран, часть
Средней Азии, Сирия, Египет и Северная
Африка), завоеванном в VII -VIII вв. арабами,
отмечено печатью ислама. Духовные ценности,
заключенные в Коране, определяли религиозные
и нравственные принципы воспитания и
образования. Ислам - последняя по времени
возникновения из мировых религий - складывался
под влиянием христианства. Многие каноны
Корана имеют сходство с библейскими нравственными
заповедями.
Ислам вырос
на базе взаимосвязанных культур
стран Арабского халифата, Византии,
Индии, Китая. Арабское завоевание
не означало полного разрыва
с культурными и педагогическими
традициями эллинизма и Византии.
Исламский мир воспринял и
освоил античную философию, в
частности Платона и Аристотеля,
заимствовав из нее рационалистический
взгляд на человека.
Эволюция культуры,
образования, педагогической мысли
исламского средневекового мира
прошла ряд этапов. В раннюю
эпоху (VII -X вв.) проблемы воспитания
в исламском мире не рассматривались.
Первые трактаты по воспитанию появляются
в XI в. (Авиценна, Абу Хамид аль-Газали и
др.).
Время своеобразного
восточного ренессанса наступило
в IX - XII вв. Вырос престиж знаний. Арабо-мусульманские
ученые подвергли глубокому изучению
философско-педагогическое наследие античности.
Выдвигались идеи гуманного, гармоничного
развития личности. Мыслители Востока
пытались проникнуть в суть природы человека,
учесть социальные и биологические детерминанты
воспитания. Особое значение придавалось
социальной сущности человека. Главная
цель воспитания виделась прежде всего
в стремлении человека обрести высокие
духовные и нравственные качества.
Мыслители Арабского
Востока посвятили свои труды
разработке программы гармонического
развития личности. Они сами были
эталоном подобной гармонии и
осуждали как образованных негодяев,
так и благочестивых невежд.
Открывает список
ученых-энциклопедистов исламского
мира основатель арабской философии
Абу-Юсуф Якуб ибн-Исхак Кинди (801—873). Он
выдвинул концепцию четырех видов интеллекта:
актуального, потенциального, приобретенного
и проявляющегося. Считая науку выше религии,
Кинди полагал, что при воспитании надо
формировать не мусульманский фанатизм,
а высокий интеллект.
Высоко чтил
арабский мир ученого и философа
ал-Фара-би (870 - 950). Аль-Фараби глубоко и
оригинально видел ряд сущностных педагогических
проблем. Противник клерикализма, он утверждал,
что лишь безумцы могут полагать, что высшее
благо находится вне существующего мира.
Цель воспитания, по Фа-раби, - подвести
человека к этому благу через поощрение
стремления совершать добрые дела. Осознать,
что именно является добрым или злым, помогают
знания.
Фараби предложил
систему приемов воспитания добродетелей.
Приемы делились на "жесткие" и "мягкие".
Если воспитанник проявляет желание учиться,
трудиться и совершать добрые поступки,
уместны мягкие методы. Если же подопечный
педагога злобен, нерадив, своенравен,
вполне оправданны наказания - "жесткое"
воспитание.
Более чем в
ста пятидесяти трактатах другого
выдающегося мыслителя Востока,
ал-Бируни (970 - 1048), во множестве разбросаны
важные плодотворные педагогические идеи:
наглядности и системности, развития познавательных
интересов обучения и др. Бируни утверждал,
что главная цель воспитания - нравственное
очищение - от бесчеловечных обычаев, фанатизма,
безрассудства, жажды властвовать.
Названный современниками
"владыкой наук", советник правителей
разных стран Ближнего и Среднего
Востока Ибн Сына (Авиценна в латинской
транскрипции) (980- 1037) немало лет посвятил
преподавательской деятельности и оставил
множество работ, среди которых выделяется
"Книга исцеления", куда вошли имеющие
прямое отношение к педагогической теории
трактаты "Книгаодуше", "Книга
знаний", "Книга указаний и наставлений".
Ибн Сина мечтал
о разностороннем воспитании
и обучении, и прежде всего
музыке, поэзии, философии. Такой
путь виделся ему в организации
совместной учебы воспитанников,
внесении духа соперничества.
Совместное обучение должно было
проходить на разных уровнях
в соответствии со способностями
учеников. Фундаментом всякого образования
Авиценна называл овладение чтением
и письмом. Общее развитие должно
было предшествовать предпрофессиональному
и профессиональному обучению. Как только
подросток овладевал грамотой, его следовало
готовить к будущей профессии (например,
учить составлять отчетность и иные документы).
Затем надлежало вводить в собственно
профессию: подросток должен начать трудиться
и зарабатывать деньги.
Большое внимание
проблемам воспитания уделял
один из наиболее выдающихся
философов Востока ал-Газали (1056/
59 - 1111). Четырехтомный компендиум ученого
"Воскрешение наук о вере" посвящен,
в частности, развитию человеческих способностей,
приемам наблюдения за детьми с целью
их воспитания. Аль-Газали подчеркивал
необходимость с раннего возраста учить
вести себя за столом, быть неприхотливыми
в быту, закаляться путем физических упражнений.