Воспитание и обучение в странах Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 05:08, реферат

Краткое описание

Приблизительно в IV тысячелетии до н. э. по берегам Персидского залива в междуречье Тигра и Евфрата, заселенном шумерскими народами, возникает ряд рабовладельческих государств (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия), в которых был достигнут высокий уровень развития культуры. В исторической науке эти государства принято называть Междуречьем. Здесь успешно развивались математика, астрономия, агротехника, была создана оригинальная письменность, культура, существовала даже система нотной записи

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 32.62 Кб (Скачать)

2.2. Воспитание и  обучение в странах Древнего  Востока 

 Приблизительно  в IV тысячелетии до н. э. по  берегам Персидского залива в  междуречье Тигра и Евфрата,  заселенном шумерскими народами, возникает ряд рабовладельческих  государств (Шумер, Аккад, Вавилон,  Ассирия), в которых был достигнут высокий уровень развития культуры. В исторической науке эти государства принято называть Междуречьем. Здесь успешно развивались математика, астрономия, агротехника, была создана оригинальная письменность, культура, существовала даже система нотной записи. Почти в каждом городе Междуречья были школы, организовывавшиеся при храмах, и уже к Ш тысячелетию до н. э. число школ в Междуречье было значительным. По-шумерски школа называлась «эдубба» – «дом табличек» – и предназначалась прежде всего для подготовки писцов. В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой (стилем). В основном школы были небольшими, насчитывавшими 20–30 учеников, с одним учителем, который создавал таблички-модели, дети переписывали их и заучивали наизусть. Методика обучения базировалась на многократном повторении. В крупных «эдуббах» (их называли «домами знаний») было несколько учителей письма, счета, рисования, много помещений для занятий и хранения табличек.

 К I тысячелетию  до н. э. складывается шумерский идеал образования, включающий высокий уровень овладения письмом, составления документов, искусством пения и музыки, умение принимать разумные решения, знание магических обрядов, сведений из географии и биологии, математических вычислений. Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики, девочки могли научиться письму дома у своего отца. Образование, получаемое в «домах табличек», давало возможность занимать управляющие посты. Ученики делились на младших и старших «детей эдуббы», обучение вел «старший брат» – учитель и контролировал «отец школы» – директор. Зарождались новые методы обучения – беседа, разъяснение, спор.

 Постепенно к  концу I тысячелетия школьное  образование становится сферой  влияния семей, которые столетиями  из поколения в поколение передавали  мастерство писцов. В это время  высокого уровня достигает искусство  врачевания, которому обучали жрецы,  поскольку оно приравнивалось  к магическим ритуалам.

 Первые школы  в Древнем Египте появляются  в Ш тысячелетии до н. э. Они были небольшими по числу учеников, за обучение в них взималась высокая плата. Школу посещали в основном мальчики из семей чиновников, жрецов, землевладельцев, зажиточных граждан, девочки чаще обучались дома. Обучение было индивидуальным, его продолжительность зависела от старания и способностей ученика. На начальном этапе обучения дети учились считать, читать и писать, на втором этапе происходила дифференциация: одни изучали музыку, литературу, грамматику, другие осваивали математику, третьи – основы ведения хозяйственной деятельности. Процесс обучения был рутинным и сводился к переписыванию и заучиванию стандартных текстов, поучений, примеров и т. п. Образование носило специализированный характер и считалась залогом успешной карьеры в будущем.

 В Древнем Египте  был достаточно высок уровень  семейного обучения и воспитания, причем мужчины и женщины имели  равные права в воспитании, грамотных  людей было достаточно много  среди всех слоев населения.  Чтобы добиться послушания, в  школе применялись самые разнообразные  наказания, широко была распространена  пословица: «У мальчика ухо  на спине: чем больше бьешь,  тем больше он слышит». Обучение  имело целью подготовку к профессии  в зависимости от того вида  деятельности, которым занималась  семья. Уже в III тысячелетии  до н. э. в Древнем Египте возникает институт семейной школы, при котором сын наследовал пост своего отца, при этом мастера могли брать в семью чужих детей и обучать их в процессе профессиональной деятельности.

 В Древней Индии  обучение носило семейно-школьный  характер, причем роль семьи была  доминирующей. В Индии сложилась  особая кастовая система общественного  устройства. Вплоть до V в. до н. э. в период индуизма воспитание и обучение в Древней Индии основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы органично вписаться в свою касту. Таким образом, воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты: для брахманов (жрецов) необходимо было воспитание праведности и чистоты помыслов, для кшатриев (воинов) – формирование смелости и мужества, для вайшьев (крестьян) требовалось развитие трудолюбия, для шудры (слуг) предусматривалось воспитание послушания и исполнительности.

 Воспитание и  обучение в Древней Индии имело  тесную связь с религиозными  верованиями, было обязательным  для высших каст, для шудры  считалось достаточным умение  читать, считать и писать. На уровне  семейного воспитания систематического  образования не предполагалось. Мальчики начинали обучение в  7–8 лет, их посвящение в  ученики проходило в форме  обряда упанаямы, но обучение чтению и счету начиналось за несколько лет до него. После прохождения упанаямы начиналось обучение у учителя, отношения которого с учениками складывались по модели «отец – дети»: ученики жили в доме у учителя, во всем повиновались и почитали его.

 К середине I тысячелетия  до н. э. в Древней Индии выстроилась своеобразная система образования. На начальной ступени дети получали образование в семье. Сроки упанаямы для трех высших каст были неодинаковыми: для брахманов – 8 лет, для кшатриев – 11 лет, для вайшья – 12 лет. Самым широким было содержание образования брахманов, которое длилось около 8 лет и могло после этого продолжаться еще 3–4 года. Оно включало в себя поэзию и литературу, грамматику, зачатки философских знаний, математику, астрономию. Следующим уровнем образования повышенного типа, которому посвящали себя немногие ученики, было обучение у гуру – особо почитаемого учителя.

 В конце I тысячелетия  до н. э. в Древней Индии возникает буддизм, который способствует распространению образования и сосуществует с индуизмом. В буддизме признается равенство прав представителей различных каст в образовании и общественной жизни. В этот период увеличивается число школ, которые открываются при буддийских монастырях, располагавшихся по всей территории Древней Индии, одновременно существуют начальная религиозная «школа вед» и светская школа. В буддийской традиции сложилось своеобразное представление о содержании повышенного образования, в которое входили Веды, Веданги, Упаведы (медицина, военное искусство, музыка, архитектура или науки о ремесле, логика, литература, языки). Успех буддийских школ объяснялся отсутствием кастового деления, терпимостью к иноверцам, сочетанием духовного образования со светским. Учителя-буддисты организовывали индивидуальное обучение, опираясь на результаты постоянного наблюдения за учениками, обучение и воспитание носило не авторитарный, а рекомендательный характер. Во II–VI вв. произошло возрождение индуизма, в результате чего образование приобрело практическую направленность. Сложилась двухступенчатая система образования: начальные школы (толь), где обучали счету, чтению и письму на санскрите и местных языках, и средние школы (аграхар), в программу обучения которых входили география, математика, языки, врачевание, скульптура, живопись и т. д. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию.

 Традиции обучения  в Древнем Китае базировались  на опыте семейно-общественного  воспитания. В основе школьного  обучения лежало почитание старших,  наставник воспринимался как  второй отец. Первые школы в  Древнем Китае появились в  Ш тысячелетии до н. э., чуть позднее для их названия стали употреблять иероглиф «сюэ» (учить, учиться). Во II тысячелетии до н. э. школу посещали в основном дети состоятельных людей, главной целью школы было стремление научить их пользоваться иероглифическим письмом, это умение передавалось по наследству и распространялось очень медленно. В вв. были изобретены волосяная кисточка и бумага, вследствие чего процесс овладения письмом упростился.

 Наибольшее влияние  на развитие школы и педагогики  в Древнем Китае оказало учение  Конфуция (551–479 до н. э.), в котором особое внимание уделялось нравственному самосовершенствованию личности. Конфуций считал воспитание и образование необходимыми условиями развития общества. Со временем в Китае слова «конфуцианец» (последователь Конфуция) и «ученый» стали синонимами, вся ученость заключалась в знании его книг, которые должны были составлять основу обучения. Идеалом воспитания, по Конфуцию, считается осознание человеком своего места в обществе и овладение «шестью искусствами» – церемониалом, музыкой, стрельбой из лука, ездой в колеснице, письмом и счетом. Конфуцианство выработало особый тип образованного человека, который усердно делает служебную карьеру и гордится ею, повторяет старинные тексты, беспрекословно чтит нормы и правила поведения в обществе и семье.

 В целом народы  Древнего Востока дали человечеству  бесценный опыт обучения и  воспитания, создали первые в  истории человечества школы, сформулировали  начальные представления об обучении  и воспитании.

ГЛАВА 2 ВОСПИТАНИЕ И  ШКОЛА НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ВОСТОКЕ 2.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ОБРАЗОВАНИЕ  НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ (VII-XVII ВВ.)

Развитие педагогической мысли в обширном регионе (Иран, часть  Средней Азии, Сирия, Египет и Северная Африка), завоеванном в VII -VIII вв. арабами, отмечено печатью ислама. Духовные ценности, заключенные в Коране, определяли религиозные и нравственные принципы воспитания и образования. Ислам - последняя по времени возникновения из мировых религий - складывался под влиянием христианства. Многие каноны Корана имеют сходство с библейскими нравственными заповедями.

 Ислам вырос  на базе взаимосвязанных культур  стран Арабского халифата, Византии, Индии, Китая. Арабское завоевание  не означало полного разрыва  с культурными и педагогическими  традициями эллинизма и Византии. Исламский мир воспринял и  освоил античную философию, в  частности Платона и Аристотеля, заимствовав из нее рационалистический  взгляд на человека.

 Эволюция культуры, образования, педагогической мысли  исламского средневекового мира  прошла ряд этапов. В раннюю  эпоху (VII -X вв.) проблемы воспитания в исламском мире не рассматривались. Первые трактаты по воспитанию появляются в XI в. (Авиценна, Абу Хамид аль-Газали и др.).

 Время своеобразного  восточного ренессанса наступило  в IX - XII вв. Вырос престиж знаний. Арабо-мусульманские ученые подвергли глубокому изучению философско-педагогическое наследие античности. Выдвигались идеи гуманного, гармоничного развития личности. Мыслители Востока пытались проникнуть в суть природы человека, учесть социальные и биологические детерминанты воспитания. Особое значение придавалось социальной сущности человека. Главная цель воспитания виделась прежде всего в стремлении человека обрести высокие духовные и нравственные качества.

 Мыслители Арабского  Востока посвятили свои труды  разработке программы гармонического  развития личности. Они сами были  эталоном подобной гармонии и  осуждали как образованных негодяев, так и благочестивых невежд.

 Открывает список  ученых-энциклопедистов исламского  мира основатель арабской философии  Абу-Юсуф Якуб ибн-Исхак Кинди (801—873). Он выдвинул концепцию четырех видов интеллекта: актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося. Считая науку выше религии, Кинди полагал, что при воспитании надо формировать не мусульманский фанатизм, а высокий интеллект.

 Высоко чтил  арабский мир ученого и философа  ал-Фара-би (870 - 950). Аль-Фараби глубоко и оригинально видел ряд сущностных педагогических проблем. Противник клерикализма, он утверждал, что лишь безумцы могут полагать, что высшее благо находится вне существующего мира. Цель воспитания, по Фа-раби, - подвести человека к этому благу через поощрение стремления совершать добрые дела. Осознать, что именно является добрым или злым, помогают знания.

 Фараби предложил систему приемов воспитания добродетелей. Приемы делились на "жесткие" и "мягкие". Если воспитанник проявляет желание учиться, трудиться и совершать добрые поступки, уместны мягкие методы. Если же подопечный педагога злобен, нерадив, своенравен, вполне оправданны наказания - "жесткое" воспитание.

 Более чем в  ста пятидесяти трактатах другого  выдающегося мыслителя Востока,  ал-Бируни (970 - 1048), во множестве разбросаны важные плодотворные педагогические идеи: наглядности и системности, развития познавательных интересов обучения и др. Бируни утверждал, что главная цель воспитания - нравственное очищение - от бесчеловечных обычаев, фанатизма, безрассудства, жажды властвовать.

 Названный современниками "владыкой наук", советник правителей  разных стран Ближнего и Среднего  Востока Ибн Сына (Авиценна в латинской транскрипции) (980- 1037) немало лет посвятил преподавательской деятельности и оставил множество работ, среди которых выделяется "Книга исцеления", куда вошли имеющие прямое отношение к педагогической теории трактаты "Книгаодуше", "Книга знаний", "Книга указаний и наставлений".

 Ибн Сина мечтал  о разностороннем воспитании  и обучении, и прежде всего  музыке, поэзии, философии. Такой  путь виделся ему в организации  совместной учебы воспитанников,  внесении духа соперничества.  Совместное обучение должно было  проходить на разных уровнях  в соответствии со способностями  учеников. Фундаментом всякого образования  Авиценна называл овладение чтением  и письмом. Общее развитие должно  было предшествовать предпрофессиональному и профессиональному обучению. Как только подросток овладевал грамотой, его следовало готовить к будущей профессии (например, учить составлять отчетность и иные документы). Затем надлежало вводить в собственно профессию: подросток должен начать трудиться и зарабатывать деньги.

 Большое внимание  проблемам воспитания уделял  один из наиболее выдающихся  философов Востока ал-Газали (1056/ 59 - 1111). Четырехтомный компендиум ученого "Воскрешение наук о вере" посвящен, в частности, развитию человеческих способностей, приемам наблюдения за детьми с целью их воспитания. Аль-Газали подчеркивал необходимость с раннего возраста учить вести себя за столом, быть неприхотливыми в быту, закаляться путем физических упражнений.

Информация о работе Воспитание и обучение в странах Древнего Востока