Душа ребенка
приобретает нужные очертания,
если воспитатели, особенно родители,
выполняют определенные педагогические
рекомендации. Учитель принимает
ребенка от родителей и продолжает
традиции семейного воспитания.
Нравственное начало, полагал аль-Газали,
формируется путем самовоспитания и подражания
мудрым наставникам. По мере образования,
укрепления интеллекта вырастает роль
самовоспитания. Самовоспитание начинается
с самонаблюдения и самопознания. Наблюдая
проступки других, можно увидеть и собственные
недостатки и составить суждение о них.
Чтобы преодолевать нравственные пороки,
необходимы Божья помощь, долготерпение
и постоянные душевные усилия. Если дурная
привычка укоренилась слишком сильно,
ее можно "проэкранировать", заменив
менее вредной, а затем и вовсе избавиться
от нее. Возможно при этом и применение
телесного наказания, хотя увлекаться
им не следует Наказывать надо наедине,
чтобы не унизить ребенка в собственных
глазах и глазах окружающих. Предпочтительно,
впрочем, действовать убеждением, заботясь,
чтобы не докучать воспитаннику увещеванием.
Нравственное самосовершенствование
- одна из постоянных тем восточных философов
и ведущая, например, в трактатах по психологии,
логике и этике "мудреца мудрецов"
ибн Баджа (латинизированное имя Авенпаце
(конец XI в. —1139).
Популяризатор
аристотелизма и одновременно оригинальный
ученый из Андалузии ибн Рушд (латинизированное
имя Аверроэс) (1126—1198) как педагог известен
прежде всего благодаря трактату "Система
доказательств". Последовательный рационалист,
ибн Рушд утверждал важные дидактические
принципы сознательности, научности, наглядности.
Разноообразные
идеи о воспитании и образовании содержат
более чем 150 трактатов иранского философа
Насирэддина Туей (1202 —1273). В его педагогических
трудах "Обучение мудрости", "Книга
мудрости", "О воспитании обучающихся",
"Наставление обучающемуся на пути
учебы" и других представлены размышления
о целесообразности гармонии умственного,
эстетического и физического воспитания.
Знание, полагал Туей, служит тем снадобьем,
которым человек пользуется на всем своем
жизненном пути. Чтобы заполучить такое
снадобье, необходимо четко уяснить цель
и способ достижения знания.
Ярким представителем
плеяды мыслителей средневекового
Востока являлся арабский ученый
Абдуррахман ибн Халдун (1332 - 1406). Находясь
на позиции аристотелизма, Ибн Халдун
утверждал, что человек реализует себя
в отношениях с другими людьми. Упорядочить
свои отношения в рамках общества человеку
позволяет разум, который формируется
в результате наблюдений, обобщений и
опыта - "того, чему учит время".
Халдун подчеркивал,
что овладение наукой требует систематических
интеллектуальных усилий. Научное знание
- своеобразный навык, приобретаемый посредством
длительных упражнений. Предлагалось
избегать изучать одновременно несколько
предметов и обучать так, чтобы учащиеся
переходили от одного предмета к другому.
Вначале следует дать краткий очерк предмета,
затем сосредоточиться на деталях, а в
итоге рассмотреть неясное и спорное.
Обучение должно усложняться постепенно,
иначе ученик испытывает утомление, теряет
надежду овладеть знанием. На высшей ступени
образования самым эффективным приемом
обучения Ибн Халдун называл дискуссии,
полагая, что они наилучшим образом дают
навык выражения мысли. Он горячо под-
держивал древний
обычай приобретать знания в путешествиях,
общаясь со многими учителями.
Ибн Халдун органично
увязывал обучение с общим развитием,
нравственным воспитанием Он высоко оценивал,
например, обучение математике, логика
которой развивает интеллект, приучает
к аккуратности и дисциплине. Ибн Халдун
отвергал традицию начинать обучение
с Корана (предпочтительней, говорил он,
начинать с изучения арабского языка и
литературы). Он писал, что малые дети не
в состоянии понять Коран, поэтому, чтобы
заставить их учиться, прибегают к насилию,
а насилие запугивает, подавляет самостоятельность,
порождает лживость.
Главным ретранслятором
образованности в исламском мире
являлся арабский язык. Арабская
письменность была создана в VII в. на основе
арамейского письма. Овладение арабской
письменностью было непременным условием
для образованного человека и учителя,
х
По исламской
традиции обучение начиналось
в семье. Важным событием такого
обучения была церемония бисмаллах.
По достижении возраста в 4 года, 4 месяца
и 4 дня ребенок должен был произнести
молитвенное "бисмаллах" и несколько
стихов из Корана. Считалось, что ответственность
за проступки детей лежит прежде всего
на преподавателе. "Начало воспитания
моих детей есть твое собственное воспитание",
- писал один из родителей учеников, обращаясь
к учителю.
По средневековым
восточным представлениям, между
обучением и воспитанием существовала
неразрывная взаимосвязь: без
воспитанности знание что огонь без
дров, без знания воспитанность - как дух
без тела. При обучении и воспитании практиковали
поощрения и наказания. Существовал, например,
обычай, согласно которому лучший ученик
проезжал верхом по улицам, а товарищи
осыпали его сладостями. Чаще, однако,
использовали наказания. Предусматривалась
определенная регламентация наказаний.
Арабский писатель Мухаммед ибн Сух-нун
(817 - 880) в трактате "Поведение учителя"
советовал наставникам избегать вспыльчивости,
не превращать физическое наказание в
избиение. Так, в соответствии с традицией,
число ударов ограничивалось тремя. Подчеркивалось,
что недопустимо физическое наказание
детей до 10 лет, а также поручение наказывать
старшему ученику.
Образование в
исламском мире делилось на
два уровня (в отдельных странах
имелись непринципиальные различия).
В городах и
крупных селениях существовали
частные религиозные школы начального
обучения (китаб). Учитель договаривался
с родителями учеников. Плата, как правило,
была невысокой. В раннюю эпоху (по крайней
мере до XII в.) школы не имели особых помещений;
занятия проходили в мечетях, реже - в доме
или лавке. Учились шесть дней в неделю
(кроме пятницы), утром по средам и четвергам
повторяли пройденное. Изучали прежде
всего арабскую грамоту. Обучение строилось
на чтении и запоминании текстов Корана.
Проводились также диктанты. Содержание
обучения, прежде всего соблюдение канонов
ислама, контролировали местные духовные
и светские власти. Учителю помогали старшие
ученики.
Основную часть
учеников китаба составляли дети ремесленников,
торговцев, состоятельных крестьян. Феодальная
верхушка предпочитала нанимать домашних
учителей. Тогда образование включало
не только чтение, письмо и счет, но и рудименты
арабской грамматики и литературы. Кроме
того, изучали историю, правила этикета,
занимались физическими и воинскими упражнениями
(плавание, верховая езда, стрельба из
лука и пр.).
Второй (высший) уровень
образования преподавали платные
учителя или в специальных
учебных заведениях. Занятия чаще
всего проходили в мечетях
(обычно с рассвета до полудня).
В больших мечетях могли заниматься
десятки ученических групп (кругов).
Преподаватель на занятиях сидел
на ковре в кругу учеников.
Программа должна
была содействовать формированию
благородного мусульманина, и предметы
делились на два цикла: традиционные
и рациональные (умопостигаемые). К
первому циклу относились прежде
всего религиозные дисциплины (толкование
Корана, интерпретация преданий о жизни
пророка Мухаммада, мусульманское право,
богословие). Сюда относились арабская
филология и риторика. Во второй цикл входили
каллиграфия, логика, математика, астрономия,
свод правил поведения, медицина и другие
естественные науки в связи с философскими
концепциями Аристотелева толка.
Второй уровень
образования можно было получить
в создаваемых при мечетях
просветительских кружках - фикхах
и каламах. В них изучали шариат (мусульманское
право) и теологию. Заметным событием в
развитии просвещения явились дома мудрости,
первые из которых появились в Багдаде
при халифе Мамуне (786 - 833). В домах мудрости
собирались и дискутировали крупные ученые.
Здесь накапливались богатые собрания
рукописей.
Главными методами
обучения были чтение и комментирование
разнообразной книжной литературы.
Ученики под руководством наставника
изучали наиболее авторитетные
сочинения потому или иному
предмету. Ученик обычно читал,
а преподаватель по ходу чтения
комментировал. Иногда комментарии
переходили в развернутую лекцию.
Студенты вели конспекты. Специальные
глашатаи время от времени
громко произносили то, что учитель
считал наиболее важным. Они же
выполняли роль репетиторов и контролеров.
Получившим образование
высшего уровня присваивалась ученая
степень - ияз. Порой они имели свидетельства
о такой степени от нескольких преподавателей.
Власти почти
не вмешивались в процесс высшего
образования, впрочем, в ряде
мест (например, в Багдаде и Египте)
они следили за соблюдением
канонов ортодоксального ислама.
Заметные изменения
в деле высшего образования
произошли в XI -XII вв., когда появились
новые учебные заведения такого образования
- медресе. Первая подобная школа была
создана в 1055 г. в Багдаде. Медресе затем
распространились по всему исламскому
миру. Самой знаменитой была медресе Низамейи
в Багдаде (основана в 1067 г. политическим
деятелем аль-Муль-ком).
Медресе имели
свой устав и статус частных
учебных заведений. Постепенно, однако,
контроль государства становился
все более жестким. Студенты
обеспечивались жильем, продовольствием,
небольшим денежным пособием. Получали
жалованье и преподаватели. Медресе
существовали на средства богатых
дарителей. Порой (в Басре, Исфагани,
Герате, Мерве и других городах) их финансировали
и власти.
В первых медресе
преподавали грамматику, право, философию.
Здесь получали не только религиозное,
но и светское образование.
Постепенно программа расширялась:
изучали и комментировали труды
древнегреческих, иранских и индийских
авторов.
Авторами учебников
часто являлись выдающиеся мыслители.
Так, Бируни создал учебный
трактат "Тафким" ("Вразумление
началам звездочетства"). Это пособие
для обучения математике, астрономии и
географии. Ученик мог выбрать из нескольких
вариантов ответ на поставленные вопросы.
Студенты, изучавшие медицину, пользовались
энциклопедией, составленной ибн Руш-дом.
Настольными книгами в медресе и других
высших учебных заведениях были трактаты
Авиценны.
Порой некоторые
крупные медресе, научные кружки,
дома мудрости превращались в
своеобразные университеты с
библиотеками, лекционными залами.
Типологичность
системы образования в исламском мире
не исключала особенностей в отдельных
регионах и странах.
Так, в Иране
к X в. наряду с арабско-грамматической
школой мактаб существовала школа персидского
направления - кут-таб, где изучали иранскую
историю и литературу.
В Османской империи,
в состав которой в начале XVI в. вошел Ближний
Восток, сложилась иерархия медресе: столичные,
которые открывали путь к административной
карьере, и провинциальные, выпускники
которых в лучшем случае могли стать мелкими
чиновниками.
В империи путем
воспитания проводилась натурализация
части детей покоренных народов
(главным образом христианских).
По турецким семьям распределялись
"чужеземные мальчики" 5—12 лет,
где их приобщали к языку
и обычаям турок-османов. Затем
подростков отдавали в специальные
дворцовые школы, где продолжалось
их мусульманское образование и
шла подготовка к воинской службе в качестве
янычар (дословно - новая армия).
Кризис Османской
империи в XVII в. отразился и на школьном
образовании и воспитании. Обучение перерождалось
в механическую зубрежку. В школе воцарилась
палочная дисциплина, что превращало детей,
как писал один из современников, в "обезумевшие
стаи птиц".
Крупным культурным
центром исламского мира была
мусульманская Испания, где просвещение
достигло наивысшего расцвета
при Абдурахмане III (912—961) и Галеме II
(961—976). По всей стране открывались школы
и библиотеки. Ученики многих китабов
получали одежду и еду. В одной лишь Кордове
насчитывалось около 80 учебных заведений,
в том числе несколько высших школ, в ряде
которых женщины посещали занятия изящной
словесности. Высшие школы Кордовы, Толедо,
Саламанки, Севильи предлагали программу
по всем отраслям знания: богословию, праву,
математике, астрономии, истории и географии,
грамматике и риторике, медицине и философии.
В этих учебных заведениях царила веротерпимость.
Преподавателями и студентами были мусульмане,
христиане и иудеи.
Идеи и практика
воспитания и образования исламского
мира во многом предвосхитили
школьно-педагогические достижения
Европы и нередко являлись
эталоном для Запада. Можно указать
в этой связи, например, идеи
Кинди об интеллектуальном развитии, сенсуалистский
подход Бируни к обучению и т. д. Через
арабов в Европу проник аристотелизм,
ставший одним из стержней философско-педагогической
мысли в Западной Европе в эпоху средневековья.