Воспитание и обучение на Древнем Востоке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 02:20, курсовая работа

Краткое описание

Территориальные и временные границы Древнего мира огромны. Он существовал более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. - V в. н. э.) и охватывал четыре материка - Европу, Африку, Азию, Америку. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Двуречья, Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 50.59 Кб (Скачать)

 
 
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Территориальные и временные границы Древнего мира огромны. Он существовал более  пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. - V в. н. э.) и охватывал четыре материка - Европу, Африку, Азию, Америку. Древние  цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного  воспитания и обучения. Помимо древних  цивилизаций Востока (Двуречья, Египта, Индии и Китая), такой опыт был  накоплен в античном мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской  культуры.

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1.1. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ  В ГЕНЕЗИСЕ ВОСПИТАНИЯ  И ШКОЛЫ 

Начало  истории школы и воспитания как  особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций  Древнего Востока, зарождение которых  относится к 5 тысячелетию до н. э.

Уже в  эпоху позднего неолита в различных  регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически  длительным. Разновременность возникновения  новых общественных структур приводила  к тому, что наряду с новыми способами  социализации подрастающего поколения  сохранялись и старые формы воспитания.

В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье. В переходную от общинно-родового к рабовладельческому строю эпоху в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н. э.), книга Притчей иудейского царя Соломона (начало 1 -го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.

Так, в "Притчах" мы читаем: "Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму". Основная педагогическая идея "Притчей" - призвание  отца быть наставником, почитание родителей: "Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей".

Одновременно  с укреплением общественных государственных  структур для специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт - школа.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически существование этих цивилизаций  не совпадало, тем не менее, им были присущи сходные структуры, в  том числе - воспитания и обучения. Такая общность - объективное следствие  того, что возникновение школы  пришлось на переходную эпоху - от общинно-родового строя к социально дифференцированному  обществу. Подобная типологичность подтверждается тем, что древние цивилизации  имели принципиально общее в  сфере воспитания и обучения, несмотря на то, что существовали изолированно друг от друга.

Убедительным  аргументом в пользу такой типологичности служит история древних цивилизаций  Южной Америки, возникших в 3 - 2 тысячелетиях до н. э. Не будучи связаны с остальным  миром, они, тем не менее, выработали опыт обучения и воспитания, сходный  с опытом древних цивилизаций  Древнего Востока.

Воспитание  стало определяться главным образом  общественным и имущественным состоянием человека, т.е. утратило свой единообразный  характер. Оно все более отрывалось от непосредственных интересов и  потребностей детей, постепенно превратившись  в подготовку к будущей взрослой жизни. Это, с одной стороны, усилило  оппозицию детей миру взрослых, а  с другой - воспитание стало принимать  более жесткий, авторитарный характер.

Переходный  период, когда зародились первые человеческие цивилизации, характеризовался глубинными переменами в практике воспитания и  обучения: качественно менялись способы  передачи культурного наследия предков  от взрослых к детям. Возникали специальные  образовательные структуры для  обучения подрастающего поколения.

В эту  эпоху как бы завершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные  способы передачи информации приблизительно с 3 тысячелетия до н. э. начали частично заменяться собственно письменностью - клинописной и иероглифической.

Возникновение и развитие письменности - важный фактор и спутник генезиса школы. При  переходе от пиктографического письма к логографии, передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо становится технически более сложным и требует  специального обучения. Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала  слогового (в древней Ассирии), а  затем фонетического (в древней  Финикии) письма, привело к упрощению  и облегчению обучения грамоте, что  увеличивало "производительные возможности" школы.

Начавшееся  на исходе первобытной истории отделение  умственного труда от физического  вызвало к жизни появление  новой специальности - учителя.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких  социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на жесткие формы и  методы воспитания.

Закономерно, что своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо религия была носителем  идеалов воспитания и обучения. Вместе с тем, в конечном счете, возникновение  школ отвечало определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества. По мере социального развития такие  запросы менялись, а с ними - и  сфера, содержание, методы воспитания и обучения.

Средоточием обучения и воспитания древнейших восточных  цивилизаций были семья, церковь  и государство. Поскольку семья  была не в состоянии обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой  стали заниматься воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью  и служителями культов.

Обучение  и воспитание в течение весьма длительного времени носили крайне рутинный характер. Из-за сложностей письма процесс обучения грамоте был  продолжительным и мучительным. Содержание образования выглядело  крайне скудным и узкоспециальным, оно закрепляло человека в жестких  рамках определенного общественного  положения.

К 1-му тысячелетию  до н. э. на Древнем Востоке развитие ремесел, торговли, усложнение характера  труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание. Помимо представителей аристократии и служителей культа, в школах учились дети состоятельных  ремесленников и торговцев. Однако абсолютное большинство населения  по-прежнему обходилось семейным воспитанием  и обучением.

Возникнув как определенный итог общественного  развития, школа приобретала относительную  независимость и стала играть роль стимулятора прогресса. Так, школа письма, закрепляя результаты передачи опыта поколений, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без значительных потерь из накопленного в прошлом, что было неизбежно до появления письма и школы.

Школу и воспитание Древнего Востока следует  рассматривать как нечто относительно цельное и одновременно как следствие  специфического развития каждой из древневосточных  цивилизаций, обладавших устойчивыми  особенностями.

1.2. "ДОМА  ТАБЛИЧЕК" В ДРЕВНЕЙ  МЕСОПОТАМИИ 

Возникшие в 3-м тысячелетии до н. э. и сменявшие  друг друга вплоть до 100 г. н. э. государства  в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и  др.) имели достаточно стабильную и  жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, воздвигали мосты, прокладывали каналы, мостили дороги, строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание - башня (зиккурат).

Почти в каждом городе были учебные заведения. Они появились здесь в 3-м тысячелетии  до н. э. в связи с потребностями  хозяйства и культуры в грамотных  людях - писцах. Представители этой профессии стояли на достаточно высокой  ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название домов табличек (по-шумерски - эдуббы). На глиняные таблички наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3 тысячелетию до н. э. с начала 1 тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.

Первые  эдуббы возникли, очевидно, в семьях писцов, затем - при храмах и дворцах. Воссоздать картину школьного образования  того времени помогают клинописные  глиняные таблички, найденные археологами  в развалинах древних дворцов, храмов и библиотек. И среди них - те, на которых записаны законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 - 1750 до н. э.), законы Ассирии (2-я половина 2-го тысячелетия  до н. э.), летописи ассирийского царя Ашшурбанипала (669 - ок. 633 до н. э.). Древние анналы, хроники, законодательства позволяют судить об уровне культуры и образования  цивилизаций Двуречья.

Образовательные учреждения впитали традиции патриархально-семейного, ремесленного воспитания и ученичества. В шумерском "Сказании о сотворении мира" и Законах Хаммурапи подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом.

Семейно-общинный уклад школы сохранялся на протяжении всей истории древневосточных цивилизаций  без особых изменений. Главную роль в воспитании детей выполняла семья. Как следует, например, из "Кодекса Хаммурапи", за подготовку сына к жизни и обучение его ремеслу отвечал, прежде всего, отец

Вначале школьное обучение служило для подготовки писцов Позднее эдуббы, превращаясь  в центры культуры и просвещения, приобретали определенную автономию. При них возникали крупные  книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппур (2-е тысячелетие  до и э) и Ассур (1-е тысячелетие  до и э) В фондах этих хранилищ насчитывались  десятки тысяч табличек

Первые  эдуббы были небольшими учреждениями с одним учителем, обычно ученики жили дома. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упражнения. В крупных "домах табличек" имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр. В таких учебных заведениях мог служить специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной

Обучение  было платным, размер платы зависел от авторитета учителя. Чтобы заручиться особым вниманием педагога, родители делали ему подношения

Основным  приемом воспитания в школе, как  и в семье, являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, например, содержится обращение отца, в котором  глава семьи призывает сына-школьника  следовать благим образцам сородичей, друзей и мудрых людей 

Быт и  учеба в школе напоминали жизнь  большой семейной общины. Возглавлял эдуббу "отец-учитель", остальные  преподаватели именовались "братьями отца" Сами ученики делились на младших  и старших "детей" эдуббы

Обучение, прежде всего, предусматривало подготовку к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться профессионально, изготовлять глиняные таблички, освоить систему клинописи. За годы учения они должны были изготовить полный комплект табличек с заданными текстами

Универсальными  приемами обучения являлись заучивание и переписывание. На уроке (мугубба) копировали из табличек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал преподаватель. В позднюю эпоху иногда выполняли упражнения типа диктантов

В основе методики обучения лежало, таким образом, простое, многократное повторение, механическое запоминание столбцов словарных  слов, терминов, текстов, задач и  их решений 

Зарождались и иные методы обучения беседы учителя  с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался  прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или однокашником, но и с воображаемым предметом. При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали. Вот как преподаватель предлагает ученику вести беседу "Я желаю спрашивать тебя, поэтому говори со мной, я желаю говорить с тобой, поэтому отвечай мне. Если ты не будешь спрашивать меня, то я спрошу тебя. Если ты не будешь отвечать мне, то я спрошу "Почему ты не отвечаешь мне"? "

Информация о работе Воспитание и обучение на Древнем Востоке