Воспитание и обучение на Древнем Востоке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 02:20, курсовая работа

Краткое описание

Территориальные и временные границы Древнего мира огромны. Он существовал более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. - V в. н. э.) и охватывал четыре материка - Европу, Африку, Азию, Америку. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Двуречья, Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 50.59 Кб (Скачать)

1.5. ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО  И ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  МЫСЛИ В ДРЕВНЕМ  КИТАЕ 

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит  опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную  эпоху 

Жизнь в любой семье протекала под  знаком сложившихся веками обычаев  и представлений. Так, считалось, что  у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать  определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить  старшим и остальным родственникам  Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью  на земле Подобный настрой усиливала  непременная атрибутика в каждом жилище - картинки с изображением нравоучительных сценок

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почетной. Приобретение образования было делом крайне важным

Согласно  древним китайским книгам, первые школы в Китае появились в 3-м  тысячелетии до и э и назывались сян и сюй Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться) Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI - XI вв. до н.э.) В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI - III вв. до и э) В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати {сансюэ} госюэ - в столице, сансюэ - в провинциальных городах

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения  первых школ иероглифическим письмом  владели немногие - т и пишущие  жрецы Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно. Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных. С X в. до н. э. появляются иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII в до н. э.  - начале новой эры для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. После того как в начале II в и э стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.

Подход  к школьному обучению в Древнем  Китае сводился к краткой, но емкой  формуле легкость, согласие между  учеником и учителем, самостоятельность  школяров Наставник заботился о  том, чтобы научить самостоятельно, ставить и решать различные задачи

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где в недрах философской мысли  были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование, Основные философские школы сформировались в Китае к VI в до и э. К ним  относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство Наибольшее воздействие  на развитие педагогической мысли оказали  Конфуций и его последователи 

Конфуций  (551 —479 до и э) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам

Конфуций  обобщил опыт воспитания и образования  Древнего Китая и высказал собственные  оригинальные идеи в этой области. В  основе их лежали общефилософские и  социальные воззрения. Он рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенный фактор человеческого бытия, непременное условие благополучия Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению "Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном"

Философский смысл заложен в постановке Конфуцием  проблемы роли природы и общества в воспитании Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно сформировать идеальную  личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную силу, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат  с наследственностью 

Развивая  этот тезис, ученый отмечал, что возможности  людей от природы неодинаковы  он различал обладателей высшей врожденной мудрости ("сыны неба", "правители"), людей, достигающих знания благодаря  учению и вопреки ограниченным природным  задаткам ("благородные мужи", "опора государства"), людей, не способных к трудному процессу постижения знании ("чернь")

Идеально  воспитанный человек, по Конфуцию, должен был обладать высокими качествами благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, китайскому философу принадлежит едва ли не первая в  истории человечества идея всестороннего  развития личности, где преимущество перед образованностью отдавалось нравственному началу Программой нравственного, умственного, эстетического, физического  развития предусматривалось обучение "сынов неба" и "благородных  мужей" упомянутым "шести Искусствам"

Классический  труд, где нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, - это трактат "Беседы и суждения" ("Лунь ЮЙ"), в  нем воспроизведены беседы философа с учениками. Начиная со II в. н. э. трактат был обязательным для заучивания наизусть в китайской школе.

Приведем  некоторые изречения из этой книги, определяющие высокое назначение, принципы воспитания и обучения "Учиться  и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно", "Если не можешь совершенствоваться сам, то, как ты сможешь совершенствовать других людей?", "Учиться без  пресыщения", "Учиться и время  от времени повторять изученное".

Последователями Конфуция на протяжении четырех веков  был составлен трактат "Книга  обрядов" (IV - I вв. до н. э). " В этой книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для  человека: "Думай о том, чтобы  постоянно пребывать в учении". В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: "Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть "/'Благородный  муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает  путь, но не доводит до конца", "Благородный  муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях", " Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься", "Питай почтение к последовательности", "Если учиться  в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны", "Учитель  и ученик растут вместе" и т. д.

В трактате есть глава "Об учении", где содержится развернутая характеристика дидактических  идей в духе конфуцианства. В ней  излагаются задачи и программа девятилетнего  образования и воспитания. Начинать обучение предлагалось в возрасте 7 - 8 лет. После первого учебного года выясняли, умеет ли школьник читать и каковы его способности, через три года - питает ли ученик склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через пять лет - насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через семь лет - способен ли он к рассудочным суждениям и умеет ли выбирать друзей. И наконец, через девять лет выпускник школы должен был "твердо стоять в науке".

По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание и образование, китайские  мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 - 289 до н. э.) и Сюнецзы (Сюн Куст) (298 - 238 до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.

Перу  неизвестного последователя Конфуция и Мэнцзы принадлежит трактат "Заметки  об обучении" (Сюэцзи) (III в. до н. э.), где  различаются понятия воспитания и обучения. Автор настаивает на необходимости в учебно-воспитательном процессе идти от простого к сложному.

На исходе эпохи Древнего Китая (2 в до н. э. - 2 в. н. э *) конфуцианство являлось официальной  идеологией, образования и воспитания в том числе. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных  экзаменов на занятие чиновничьих  должностей. Прошедшие курс школьного  образования в сдаче таких  экзаменов видели путь к общественной карьере.

В целом  цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без  которого невозможно представить дальнейшие витки истории мировой школы  и педагогики: возникли первые учебные  заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис  воспитания и обучения в более  поздние времена.

Источник: Джуринский, «История зарубежной педагогики», Москва, 1998

Информация о работе Воспитание и обучение на Древнем Востоке