Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:06, доклад
Территориальные и временные границы древнего мираогромны. Он существовал более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. — V в. н. э.) и охватывал четыре материка — Европу, Африку, Азию, Америку. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Двуречья, Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.
Территориальные
и временные границы древнего мираогромны. Он существовал
более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. —
V в. н. э.) и охватывал четыре материка —
Европу, Африку, Азию, Америку. Древние
цивилизации оставили человечеству первое
бесценное наследие организованного воспитания
и обучения. Помимо древних цивилизаций
Востока (Двуречья, Египта, Индии и Китая),
такой опыт был накоплен в античном мире
Средиземноморья, где господствовали
традиции греко-римской культуры.
=ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
В ГЕНЕЗИСЕ ВОСПИТАНИЯ
И ШКОЛЫ=
Начало истории школы и воспитания как
особых сфер общественной деятельности
восходит к эпохе цивилизаций Древнего
Востока, зарождение которых относится
к 5 тысячелетию до н.э.
Уже в эпоху позднего неолита в различных
регионах мира стали появляться первые
симптомы разложения первобытной формации.
Этот процесс был многовековым, исторически
длительным. Разновременность возникновения
новых общественных структур приводила
к тому, что наряду с новыми способами
социализации подрастающего поколения
сохранялись и старые формы воспитания.
В древнейших
государствах,
пришедших на смену архаичным союзам племен,
воспитание и обучение осуществлялось
по преимуществу в семье. В переходную
от общинно-родового к рабовладельческому
строю эпоху в древних цивилизациях Востока
сохранялись и видоизменялись прежние
традиции семейного воспитания. Педагогические
прерогативы патриархальной семьи были
закреплены уже в таких литературных памятниках
Древнего Востока, как Законы вавилонского
царя Хаммурапи (1750 до н. э.), книга Притчей
иудейского царя Соломона (начало 1- го
тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита
(середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.
Так, в "Притчах" мы читаем: "Слушайте,
дети, наставления отца и внимайте, чтобы
научиться разуму". Основная педагогическая
идея "Притчей" — призвание отца
быть наставником, почитание родителей:
"Мудрый сын радует отца, а глупый человек
пренебрегает матерью своей".
Одновременно с укреплением, общественных
государственных структур для специальной
подготовки чиновников, жрецов, воинов
постепенно начал складываться и новый
социальный институт — школа.
Школа и воспитание в государствах Древнего
Востока развивались под воздействием
разнообразных экономических, социальных,
культурных, этнических, географических
и других факторов. Хотя хронологически
существование этих цивилизаций не совпадало,
тем не менее, им были присущи сходные
структуры, в том числе — воспитания и
обучения. Такая общность — объективное
следствие того, что возникновение школы
пришлось на переходную эпоху — от общинно-родового
строя к социально дифференцированному
обществу. Подобная типологичность подтверждается
тем, что древние цивилизации имели принципиально
общее в сфере воспитания и обучения, несмотря
на то, что существовали изолированно
друг от друга.
Убедительным аргументом в пользу такой
типологичности служит история древних
цивилизаций Южной Америки, возникших
в 3 — 2 тысячелетиях до н. э. Не будучи связаны
с остальным миром, они, тем не менее, выработали
опыт обучения и воспитания, сходный с
опытом древних цивилизаций Древнего
Востока.
Воспитание стало определяться главным
образом общественным и имущественным
состоянием человека, т. е. утратило свой
единообразный характер. Оно все более
отрывалось от непосредственных интересов
и потребностей детей, постепенно превратившись
в подготовку к будущей взрослой жизни.
Это, с одной стороны, усилило оппозицию
детей миру взрослых, а с другой — воспитание
стало принимать более жесткий, авторитарный
характер.
Переходный период, когда зародились первые
человеческие цивилизации, характеризовался
глубинными переменами в практике воспитания
и обучения: качественно менялись способы
передачи культурного наследия предков
от взрослых к детям. Возникали специальные
образовательные структуры для обучения
подрастающего поколения.
В эту эпоху как бы завершался дописьменный
период истории, когда речь и пиктографическое
(рисунчатое) письмо как главные способы
передачи информации приблизительно с
3 тысячелетия до н. э. начали частично
заменяться собственно письменностью
— клинописной и иероглифической. Возникновение
и развитие письменности — важный фактор
и спутник генезиса школы. При переходе
от пиктографического письма к логографии,
передававшей не только общий смысл речи,
но и членение на отдельные выражения
и слова (египетские и китайские иероглифы,
шумерская клинопись), письмо становится
технически более сложным и требует специального
обучения.
Дальнейшее развитие письма, связанное
с появлением сначала слогового (в древней
Ассирии), а затем фонетического (в древней
Финикии) письма, привело к упрощению и
облегчению обучения грамоте, что увеличивало
"производительные возможности"
школы.
Начавшееся на исходе первобытной истории
отделение умственного труда от физического
вызвало к жизни появление норой специальности
— учителя. Школа и воспитание в государствах
Древнего Востока развивались в логике
эволюции конкретно-исторических культурных,
нравственных, идеологических ценностей.
Человек формировался в рамках жестких
социальных регулятивов, обязанностей
и личной зависимости. Идея человеческой
индивидуальности была развита крайне
слабо. Личность как бы растворялась в
семье, касте, социальной страте. Отсюда
и упование на жесткие формы и методы воспитания.
Закономерно, что своим возникновением
первые учебные заведения обязаны служителям
культов, ибо религия была носителем идеалов
воспитания и обучения. Вместе с тем в
конечном счете возникновение школ отвечало
определенным экономическим, культурным,
политическим запросам общества. По мере
социального развития такие запросы менялись,
а с ними — и сфера, содержание, методы
воспитания и обучения.
Средоточием обучения и воспитания древнейших
восточных цивилизаций были семья, церковь
и государство. Поскольку семья была не
в состоянии обеспечить общество достаточным
числом людей, сведущих в чтении, письме,
законах, для пополнения сословия чиновников
их подготовкой стали заниматься воспитательные
учреждения, создававшиеся светской властью
и служителями культов.
Обучение и воспитание в течение весьма
длительного времени носили крайне рутинный
характер. Из-за сложностей письма процесс
обучения грамоте был продолжительным
и мучительным. Содержание образования
выглядело крайне скудным и узкоспециальным,
оно закрепляло человека в жестких рамках
определенного общественного положения.
К 1-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке
развитие ремесел, торговли, усложнение
характера труда, рост городского населения
способствовали некоторому расширению
круга людей, которым было доступно школьное
обучение и воспитание. Помимо представителей
аристократии и служителей культа, в школах
учились дети состоятельных ремесленников
и торговцев. Однако абсолютное большинство
населения по-прежнему обходилось семейным
воспитанием и обучением.
Возникнув как определенный итог общественного
развития, школа приобретала относительную
независимость и стала выполнять роль
стимулятора прогресса. Так, школа письма,
закрепляя результаты передачи опыта
поколений, в свою очередь, позволяла обществу
двигаться вперед без значительных потерь
из накопленного в прошлом, что было неизбежно
до появления письма и школы.
Школу и воспитание Древнего Востока следует
рассматривать как нечто относительно
цельное и одновременно как следствие,
специфического развития каждой из древневосточных
цивилизаций, обладавших устойчивыми
особенностями.
Информация о работе Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока