Древние цивилизации Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

В научной литературе существуют различные определения цивилизации. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством. Вместе с тем в литературе часто встречаются определения типа «европейская цивилизация», «американская цивилизация», «русская цивилизация» и другие, которые подчеркивают своеобразие региональных культур.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Культура Древней Индии……………………………………..6
1.1. Наука Древней Индии……………………………………6
1.2. Литература Древней Индии……………………………...7
1.3. Искусство и зодчество……………………………………8
1.4. Философия и религия………………...............................9
Глава 2. Культура Древнего Китая…………………………………….14
Глава 3. Культура Древнего Египта и Вавилона……………………...21
3.1. Религия Древнего Египта………………………………….21
3.2. Литература Древнего Египта……………………………...22
3.3. Искусство Древнего Египта……………………………….23
3.4. Вавилонская культура……………………………………..24
Заключение……………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………30

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 375.54 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный технический университет

 

 

 

 

 

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С О В А Я  Р А Б О Т А

                 

                      На тему: Древние цивилизации Востока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст.гр. ГМ-10-2

              Сагантаев Д.

                                                           Проверила:

                                                                        Беркимбекова А.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда 2012г

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Культура Древней Индии……………………………………..6

1.1.           Наука Древней Индии……………………………………6

1.2.           Литература Древней Индии……………………………...7

1.3.           Искусство и зодчество……………………………………8

1.4.           Философия и религия………………...............................9

Глава 2. Культура Древнего Китая…………………………………….14

Глава 3. Культура Древнего Египта и Вавилона……………………...21

             3.1. Религия Древнего Египта………………………………….21

             3.2. Литература Древнего Египта……………………………...22

             3.3. Искусство Древнего Египта……………………………….23

             3.4. Вавилонская культура……………………………………..24

Заключение……………………………………………………………….29

Список использованной литературы……………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В научной литературе существуют различные определения цивилизации. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством. Вместе с тем в литературе часто встречаются определения типа «европейская цивилизация», «американская цивилизация», «русская цивилизация» и другие, которые подчеркивают своеобразие региональных культур.

     Понятие «цивилизация» происходит от латинского civilis (гражданский,  государственный, политический) и во многом совпадает по смыслу с понятием «культура». Первое понятие возникло и вошло в русскую мысль в XVIII  веке. Оно означало окультуривание человека в системе государственного устройства, разумно устроенного общества. Второе понятие еще со времен античности означало формирование, воспитание человеческой души, обуздание человеческих страстей. То есть, понятие «цивилизация» в определенном смысле поглотило понятие «культура», оставив за ним то, что относится к формированию личного, творческого начала в человеческой деятельности. В то же время за понятием  «цивилизация»  в  качестве одного из его определений закрепилась характеристика материальной стороны человеческой деятельности. Социальные преобразования и научные достижения XX века внесли много нового в понимание цивилизации, которую стали рассматривать  как  целостность экономической, социально-классовой, политической и духовной сфер жизни общества в определенных пространственных и временных границах.

     Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется довольно  запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг друга. Представители англоязычной литературы аппелируют в большей степени к понятию  «цивилизация», а немецкие авторы - к понятию «культура».

     В отечественной  литературе еще в начале XIX века понятие «культура» вообще не использовалась, заменяя его рассуждениями о просвещении,  воспитании, образовании, цивилизации. Русская социальная мысль стала использовать понятие «культура» в связи с рассуждениями о цивилизации где-то со второй половины XIX века. Так, П.Л. Лавров писал: «Как только работа мысли на почве культуры обусловила общественную жизнь требованиями  науки, искусства и нравственности, то культура перешла в цивилизацию, и человеческая история началась»[1].

     В настоящее время понятия «цивилизация» и «культура» часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга.  И это представляется правомерным, поскольку культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию.

     Однако из этого не следует, что один термин может полностью заменить другой. По мнению Н.Я. Бромлей, «когда мы говорим «цивилизация», мы  подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим «культура», то речь может идти о духовной  культуре, о материальной, либо о той и другой. Тут требуются специальные пояснения - какую культуру мы имеем в виду»[2].

     По мнению И.Ф. Кефели, «культура - процесс активной деятельности человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира, совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, отражающих уровень достижений человека в освоении мира»[3].

Большинство современных специалистов считают, что культурный процесс включает способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает освоения умений и знаний, необходимых для труда, общения и познания.

     Таким образом, под культурой современная наука понимает все то, что  создается людьми, в отличии от того, что существует в природе помимо человека, другими словами, всю творческую деятельность людей во всем ее многообразии, во всей ее многогранности. Под цивилизацией же мы понимаем один из периодов истории культуры. Периоды эти следующие:

1)      дикость - «период преимущественно присвоения готовых продуктов природы» (Энгельс);

2)      варварство - эпоха, характеризующаяся изобретением глиняной посуды, общим усложнением орудий труда, начатками животноводства и земледелия (в обычном словоупотреблении "варварство" сделалось обозначением грубости, жестокости, культурной отсталости и реакционности);

3)      цивилизация - эпоха, начинающаяся с изобретения алфавитной письменности и характеризующаяся усложнением обрабатывающей промышленности, большим ростом производительности труда, непрерывным углублением классовых противоречий и основанной на этих противоречиях государственной организацией.

     В истории человечества принято различать следующие основные типы цивилизаций: 

1)      древневосточные  (Древний  Египет,  Вавилон, Древний Китай,  Древняя Индия и др.);

2)      античная;

3)      средневековая;

4)      индустриальная;

5)      современные восточные;

6)      российская.

     Между этими цивилизациями  можно  выявить преемственные связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации современной эпохи.

     Следовательно, цивилизации Древнего Востока - один из периодов  развития культуры, которое происходило с древнейших времен и до начала нашей эры. Этот этап играет важнейшую роль в становлении и развитии культуры народов Востока, основные моменты которого я берусь рассмотреть в работе.

Глава 1.

Культура Древней Индии.

 

Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. Индийская культура является одной из самых величественных и оригинальных культур, сформировавшихся на нашей планете. Достижения древних индийцев в самых различных областях – литературе, искусстве, науке, философии, вошли в золотой фонд мировой цивилизации и оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран.

 

1.1.           Наука.

 

В глубокой древности в Индии начинает складываться богатая и своеобразная наука. Со второй половины III тысячелетия до н. э. здесь известна письменность, насчитывающая около 400 пиктографов (рисунок, отображающий содержание чего-либо) и слоговых знаков. В древнейших источниках сохранились упоминания об агрикультуре (удобрения, севообороте, вредителях хлебов, орудия земледелия из железа и прочее), обработке металла (олова, меди, свинца, серебра, золота), медицине (анатомии, патологии, терапии, хирургии и т.д.), геометрии (соотношение сторон прямоугольника при построении жертвенников), шахматах.

Подлинный подъем и расцвет индийская культура и наука достигли в IV-II вв. до н. э. – VIII в. н. э. В этот период индийскими учеными была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененной форме арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, исчисление числа р (3,1416…), арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры. Астрономы довольно точно исчисляли движение небесных тел. Двенадцать месяцев (по 30 дней в каждом) года делились на шесть сезонов. Каждые пять лет добавлялся 13-й месяц. Известна была разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара. Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности Земли, предполагали о ее вращении вокруг своей оси. Знания химии позволили изготавливать кислоты, краски, лекарства, духи, цемент, соли металлов, сложные препараты из ртути и т.д.

Ученый брахман Панини (V - IV века до н. э.) осуществил обработку языка поздневедической литературы, названного санскритом и получившего широкое распространение в стране как важное средство общения между многочисленными племенами и народностями.

 

1.2.           Литература.

 

С конца II - начала I тысячелетий до н.э. дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы – веды, созданные на древнеиндийском (ведийском) языке. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул. Вплотную к ведической литературе примыкают «Священные предания», включающие сутры – руководство по древним ритуалам, законодательству и правилам домашней жизни.

Ценнейшим для изучения древнеиндийских общественно-экономических отношений, а также культуры и науки первой половины I тысячелетия до н.э. служит эпическая литература. Ее основными памятниками стали «Махабхарата» и «Рамаяна», записанные на санскрите в первых веках н. э., но в совей основе существовавшие уже в IV веке до н. э.

Сюжетная основа «Махабхараты» («Великой войны потомков Бхараты»), состоящей из 107 тысяч двустиший, - борьба за власть внутри одного из самых могущественных царских родов Северной Индии, потомков мифического царя Бхараты. Древнее сказание о кровопролитной войне со временем обросло множеством дополнительных эпизодов, содержащих различные сказания и легенды, рассуждения на религиозно-философские и другие темы. «Махабхарата», по сути, стала не поэмой, а огромным сборником древнеиндийского эпоса.  Поэма «Рамаяна» отличается большой стройностью композиции и тщательной обработкой. Она включает в себя 24 тысячи двустиший, повествующих о победе царевича Рамы над царем демонов Раваной. Уже более двух тысяч лет обе эти поэмы чрезвычайно популярны. Их герои – Кришна («Махабхарата») и Рама («Рамаяна») – обожествлены и считаются воплощением Вишну – одного из важнейших божество современного индуизма.

Образцы народной мудрости содержат многочисленные индийские народные сказки, басни, рассказы. В них простые люди обладают смелостью, честностью, находчивостью, а власть имущие зачастую показаны критически, с юмором.

На основе народных и культовых образов в Древней Индии сложилась драматургия. Ее родоначальником стала танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием сказителя; позднее заговорили и актеры. Подлинным классиком древнеиндийской драматургии и лирической поэзии признан Калидаса (IV-V века). В его драмах, сюжеты которых заимствованы из эпоса, раскрыт внутренний мир героев.

Заметна по объему и исторической значимости каноническая религиозная литература, жизнеописания Будды, религиозные трактаты. О высоком уровне древнеиндийской литературы свидетельствуют также труды по теоретическим вопросам поэзии и литературы вообще, по тщательно разработанным грамматикам санскритского языка и другое.

 

1.3.           Искусство и зодчество.

 

Значительное значение в художественной культуре Древней Индии занимала музыка. Будучи неотъемлемой частью народного празднества, театр «сангит» выражал единство пения, инструментальной музыки, богатого мимикой и жестами танца.

Совершенства достигло древнеиндийское изобразительное искусство (ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись), а также зодчество. Ему присущи богатство и пластическая выразительность образов, смелость творческой  фантазии, сложность и многообразие композиций, мастерство передачи движений и чувств.

Изобразительное искусство и архитектура Древней Индии обогатились городскими постройками из кирпича и скульптурой (изображением животных, людей, божеств), расписной керамикой, ювелирными изделиями. Монументальность форм сочеталась с роскошью отделки, фасады дворцов украшались балконами и арками. Статуи божеств и людей отличались неподвижностью поз, монументальностью и мощью тяжеловесных форм. Во многих древнеиндийских текстах описываются загородные парки с искусственными водоемами, фонтанами, а также ландшафтные парки. С распространением буддизма стали создавать культовые сооружения – ступы, которые служили для хранения реликвий самого Будды. Широкое распространение получила монументальная скульптура из камня. И сегодня эти статуи поражают монументальностью образа, законченностью и совершенством форм.

Династия Гуптов (IV-Vвв. до н.э.) оставила искусству Индии небольшие, гармоничные, изящные по форме храмы. Изобилие скульптуры, резьбы и росписей свидетельствуют о богатсве и роскоши. Правдивая и меткая наблюдательность в бытовых сценах, изображениях животных, архитектуре сочеталась с большим декоративным мастерством, своеобразной ритмичностью, красочностью, свободой в построении многофигурных сцен, в основе которых лежали реалистические народные тенденции.

Информация о работе Древние цивилизации Востока