Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

В 1V-III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат возникла столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ, и существовало только одно государство - Древний Египет, в Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилон (Старый и Новый), Ассирия,

Оглавление

1. Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока стр.2

2. Символический характер культуры средних веков стр.20

3. «Серебряный век» русской культуры стр.39

4. Предмет культурологии и его основные разделы стр.64

5. Культура XХ века. Противоречия и проблемы стр.72

6. Основные стили в искусстве и архитектуре стр.94

7. Проблемы культуры в России стр.119

8. Кризис культуры ХХ века стр.132

9. Соотношение науки и искусства стр.145

10. Роль религии в культуре стр.151

11. Используемая литература стр.165

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 796.00 Кб (Скачать)

      

 

                                Содержание:

 

 

 

 

1. Культура «речных»  цивилизаций Древнего Востока           стр.2

 

2. Символический характер  культуры средних веков              стр.20

 

3. «Серебряный век»  русской культуры                                    стр.39

 

4. Предмет культурологии  и его основные разделы                стр.64

 

5. Культура XХ века. Противоречия и проблемы                    стр.72

 

6. Основные стили в  искусстве и архитектуре                         стр.94

 

7. Проблемы культуры в России                                               стр.119

 

8. Кризис культуры  ХХ века                                                     стр.132

 

9. Соотношение науки  и искусства                                          стр.145

 

10. Роль религии в культуре                                                     стр.151

 

11. Используемая литература                                                   стр.165

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

1. Культура  «речных» цивилизаций Древнего  Востока.

     

            История и искусство Ближнего Востока начинается с Шумеро-вавилонской культуры.

В 1V-III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат возникла столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ, и существовало только одно государство - Древний Египет, в Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилон (Старый и Новый), Ассирия,

Древнейшая культура Двуречья - шумеро-аккадская. Шумеры - родоначальники всей вавилонской культуры. Они авторы первых и древнейших в мире медицинских книг - сборников рецептов. Шумеры разработали и записали первый календарь для двух сезона (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый. Первая глиняная карта принадлежит также шумерам. Первые струнные музыкальные инструменты - лира и арфа - также появились у шумеров. Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу - это шумерская клинопись. Древнейшие в мире письменные памятники - шумерские клинописные таблички - относятся к середине IV тыс. до н.э. Сохранилось много памятников шумерской литературы, в основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды. Важнейший памятник шумерской литературы - цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун.

                              Искусство Вавилона

Наследницей шумеро-аккадской  цивилизации была Вавилония. В середине I тыс. до н. э. при царе Хаммурапи город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразилась хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, и одновременно алой стихией, причиной бед и разрушений. Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени, в минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны, повторяемость затмений.

Согласно учению вавилонских  жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш - богиня солнца, Син - бог луны, Адод - бог непогоды, Иштар - богиня любви и пр. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии сильной царской власти. В то же время богам были присущи человеческие качества. Волю богов могли знать только жрецы, а простые люди покорялись золе богов, царей и жрецов. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной, она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека.

Религиозные верования  древних обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам. Возле храма местного божества обычно находился зиккурат - высокая башня из кирпича. В ней находилось святилище бога, а внутри не было ничего, кроме ложа и золоченого стола.

Основными элементами вавилонской  архитектуры были купола, арки, сводчатые  потолки. Достопримечательностью Вавилона был семиярусный зиккурат бога Этеменаки высотой около 90м. Вавилонская башня - одно из семи чудес света.

       Типологически  схожие черты  находятся также  в культуре Ассирии, культуре  хеттов, Сирии, Палестины, Финикии.  В литературе обычно выделяют  следующие типологические характеристики:

1. Исходный пункт культуры Древнего Востока — первобытнообщинный строй. На ранних этапах развития древневосточной культуры человеческая деятельность основывалась на использовании камня, меди и бронзы. Революционные изменения происходят с открытием и внедрением в практическую деятельность железа.

2.   "Территорией"  древневосточных культур в подавляющем  числе случаев были поймы крупных  рек, речные долины (исключением  являются, пожалуй, лишь хетты,  что, впрочем, требует дополнительного  рассмотрения).  Суть главного  открытия древневосточной культуры как целого состоит в "превращении нужды в добродетель", поскольку земля, не пригодная для жизни родовых общин, превращается в "территорию", в место постоянного обитания.

3.    Основой   хозяйственной   деятельности   являются ирригационные работы при государственной собственности на землю и на оросительные сооружения (иногда дополняемой царско-храмовой собственностью).

4.  Огромная роль  в древневосточной культуре принадлежала  астрономическим знаниям, которые  тесно переплетались и были  практически неотделимы от астрологии. Система храмов и жречество были включены в систему астрономических представлений, выполняя консолидирующую и регулятивную функции.

5.   Общество было  сословным (а в отдельных случаях  — кастовым). Сословная структура  общества была связана с развитым разделением труда.

6.   Основным занятием  людей было сельское хозяйство,  но определяющая и руководящая  роль во всех областях принадлежала  городу. Более того, первая форма  городского поселения - ориентированная  и измеренная земля, обнесенная крепостной стеной, — является характерным продуктом древневосточной культуры.

7.   Само   государство   имело   в   качестве  территории  ориентированную и измеренную  землю, т.е. существовало в виде "территориального царства".

8.   Характер власти был деспотическим, предполагавшим жесткую централизацию власти и ее сакрализацию. Правитель (фараон, император) считался находящимся в таинственных отношениях со звездным небом, считался "сыном Неба" и лишь потому способным управлять "территорией" и проживающими на ней людьми. Главным мифологическим сюжетом при этом оказывается тема священного брака Земли и Неба.

9. Формирование государства  сопровождалось развитием письменности, которая постепенно переходит  от пиктографии к иероглифическому  письму, обозначающему первоначально слова, а затем слоги и согласные звуки.

Разумеется, эти типологические характеристики требуют конкретизации, что побуждает нас к систематическому обзору накопленного фактического материала, касающегося истории культуры Древнего Востока.

Рассмотрение культуры древнего Востока начнем с определения  понятия «Древний Восток». Под термином «Древний Восток» понимают обычно тот  период истории, который хронологически и генетически предшествовал  эллинству и христианству. Историю  древневосточных народов принято изучать с появления первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н. э. и заканчивать для Ближнего Востока 30--20-ми годами IV в. до н. э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней Азии и северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III--V вв. н. э., т. е. до того времени, когда на смену древнему обществу здесь пришло феодальное. Таким образом, история древневосточных народов насчитывает около трех тысячелетий.

Большая географическая зона, условно называемая Древним  Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагался Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север - от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. Здесь в древности существовали многочисленные государства, сыгравшие важную роль в истории Востока.

Развитие древневосточной  культуры было неразрывно связано со многими сторонами социальных процессов  Востока. Культурологический аспект восточной  жизни вобрал в себя черты экономико-политического  устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.

При всем многообразии, а  часто и несходстве культур Древнего Востока, можно обнаружить общие  элементы в системе функционирования искусства. Художественная древневосточная культура выросла на основе первобытной и сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние предки, народы первых восточных цивилизаций считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала. Все это предопределило ее особенности. Их изучению и сейчас посвящено множество исследователей, коллекции достижений и символов Древневосточного искусства в музеях мира пользуется огромным интересом и популярностью.

 

Социально-мировоззренческие  основы культуры Древнего Востока.

 

Особенности социально-мировоззренческих  основ культуры Древнего Востока  во многом определены способом коллективного  выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях.

Природные условия различных  территорий Древнего Востока имеют  свои особенности, но есть и общие  черты: это зона в основном субтропического  климата с очень жарким сухим  летом и мягкой зимой. Большую  роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок. 6700 км), Евфрат (ок. 2700 км) и Тигр (ок. 1900 км), Инд (ок. 3180 км), Ганг (ок. 2700 км), Хуанхэ (ок. 4850 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой почвой. Здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему ирригационных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга (укрепление берегов с помощью дамб, плотин и других сооружений).

Поселившимся здесь  людям нужно было приложить много усилий, чтобы создать продуктивное земледелие. Необходимость коллективного труда для освоения бассейнов великих рек и организации поливного земледелия пробуждала энергию и инициативу живших здесь людей, способствовала развитию производительных сил, использованию имеющегося сырья, применению новых орудий труда, накоплению производственного опыта. В реках водилась рыба, которая служила хорошим подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном близ долины Нила, в долине Меконга в диком виде росли многие злаковые растения; они были окультурены и положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культурам. Существование богатого животного мира позволило приручить ряд животных и перейти к культурному скотоводству.

Выжить на Востоке  можно было, лишь практикуя орошаемое земледелие и постоянно создавая общественные запасы зерна (на случай неурожая, стихийных бедствий и т. п.). Все это требовало огромной и планомерной затраты ресурсов, жесткого административного управления и объединения множества изолированных сельскохозяйственных общин в одно целое. Так уже в III тысячелетии до нашей эры на территории Египта, Междуречья и Индии возникают первые восточные государства. Этот тип государства родился не из потребностей социальной свободы, а из потребности жесткого объединения

Условием выживания  было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое  оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее (смысловое) убежище от внешнего деспотизма. В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека. В этом и состоит духовная суть восточной деспотии. Такой тип государственности характерен для всех стран Древнего Востока - Египта, Индии, Шумера, Китая.

Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.

Человек никогда не может  смириться с тем, что возвышается  над ним как чуждая ему сила. Дух всегда восстает против безразличной к нему необходимости, и если он не может ее побороть, то стремится, хотя бы, приручить, направляя в соответствующее себе русло. Всякая подавляющая человека необходимость есть вызов человеческому духу, который стремится найти достойный ответ и выразить его в формах культуры. Применительно к общественно-политической жизни Древнего Китая этот ответ попытался найти Конфуций (VI до н. э.). Конфуций -- латинизированное Произношение китайского Кун-цзы, т. е. «учитель Кун». За четыре столетия конфуцианство завоевало умы и сердца людей и во II веке до н. э. стало официальной идеологией императорского Китая. На протяжении более чем двадцати столетий идеи Конфуция были духовной основой общественной жизни, оказав глубочайшее влияние на историю и национальный характер китайцев. Конфуцианство также распространилось по странам Юго-Восточной Азии, оказав огромное влияние на взаимоотношения человека и государства не только в Китае, но и в Японии, Корее, Вьетнаме.

Информация о работе Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока