Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:38, контрольная работа
В 1V-III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат возникла столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ, и существовало только одно государство - Древний Египет, в Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилон (Старый и Новый), Ассирия,
1. Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока стр.2
2. Символический характер культуры средних веков стр.20
3. «Серебряный век» русской культуры стр.39
4. Предмет культурологии и его основные разделы стр.64
5. Культура XХ века. Противоречия и проблемы стр.72
6. Основные стили в искусстве и архитектуре стр.94
7. Проблемы культуры в России стр.119
8. Кризис культуры ХХ века стр.132
9. Соотношение науки и искусства стр.145
10. Роль религии в культуре стр.151
11. Используемая литература стр.165
1. Культура «речных»
цивилизаций Древнего Востока
2. Символический характер
культуры средних веков
3. «Серебряный век»
русской культуры
4. Предмет культурологии
и его основные разделы
5. Культура XХ века. Противоречия и проблемы стр.72
6. Основные стили в
искусстве и архитектуре
7. Проблемы культуры в России
8. Кризис культуры
ХХ века
9. Соотношение науки
и искусства
10. Роль религии в культуре
11. Используемая литература
1. Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока.
История и искусство Ближнего Востока начинается с Шумеро-вавилонской культуры.
В 1V-III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат возникла столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ, и существовало только одно государство - Древний Египет, в Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилон (Старый и Новый), Ассирия,
Древнейшая культура Двуречья - шумеро-аккадская. Шумеры - родоначальники всей вавилонской культуры. Они авторы первых и древнейших в мире медицинских книг - сборников рецептов. Шумеры разработали и записали первый календарь для двух сезона (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый. Первая глиняная карта принадлежит также шумерам. Первые струнные музыкальные инструменты - лира и арфа - также появились у шумеров. Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу - это шумерская клинопись. Древнейшие в мире письменные памятники - шумерские клинописные таблички - относятся к середине IV тыс. до н.э. Сохранилось много памятников шумерской литературы, в основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды. Важнейший памятник шумерской литературы - цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун.
Искусство Вавилона
Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине I тыс. до н. э. при царе Хаммурапи город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразилась хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья.
Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, и одновременно алой стихией, причиной бед и разрушений. Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени, в минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны, повторяемость затмений.
Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш - богиня солнца, Син - бог луны, Адод - бог непогоды, Иштар - богиня любви и пр. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии сильной царской власти. В то же время богам были присущи человеческие качества. Волю богов могли знать только жрецы, а простые люди покорялись золе богов, царей и жрецов. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной, она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека.
Религиозные верования древних обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам. Возле храма местного божества обычно находился зиккурат - высокая башня из кирпича. В ней находилось святилище бога, а внутри не было ничего, кроме ложа и золоченого стола.
Основными элементами вавилонской архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки. Достопримечательностью Вавилона был семиярусный зиккурат бога Этеменаки высотой около 90м. Вавилонская башня - одно из семи чудес света.
Типологически
схожие черты находятся также
в культуре Ассирии, культуре
хеттов, Сирии, Палестины, Финикии.
В литературе обычно выделяют
следующие типологические
1. Исходный пункт культуры Древнего Востока — первобытнообщинный строй. На ранних этапах развития древневосточной культуры человеческая деятельность основывалась на использовании камня, меди и бронзы. Революционные изменения происходят с открытием и внедрением в практическую деятельность железа.
2. "Территорией"
древневосточных культур в
3. Основой хозяйственной деятельности являются ирригационные работы при государственной собственности на землю и на оросительные сооружения (иногда дополняемой царско-храмовой собственностью).
4. Огромная роль
в древневосточной культуре
5. Общество было
сословным (а в отдельных
6. Основным занятием
людей было сельское хозяйство,
7. Само государство
имело в качестве территории
ориентированную и измеренную
землю, т.е. существовало в
8. Характер власти был деспотическим, предполагавшим жесткую централизацию власти и ее сакрализацию. Правитель (фараон, император) считался находящимся в таинственных отношениях со звездным небом, считался "сыном Неба" и лишь потому способным управлять "территорией" и проживающими на ней людьми. Главным мифологическим сюжетом при этом оказывается тема священного брака Земли и Неба.
9. Формирование государства
сопровождалось развитием
Разумеется, эти типологические
характеристики требуют конкретизации,
что побуждает нас к
Рассмотрение культуры древнего Востока начнем с определения понятия «Древний Восток». Под термином «Древний Восток» понимают обычно тот период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинству и христианству. Историю древневосточных народов принято изучать с появления первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н. э. и заканчивать для Ближнего Востока 30--20-ми годами IV в. до н. э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней Азии и северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III--V вв. н. э., т. е. до того времени, когда на смену древнему обществу здесь пришло феодальное. Таким образом, история древневосточных народов насчитывает около трех тысячелетий.
Большая географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагался Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север - от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. Здесь в древности существовали многочисленные государства, сыгравшие важную роль в истории Востока.
Развитие древневосточной культуры было неразрывно связано со многими сторонами социальных процессов Востока. Культурологический аспект восточной жизни вобрал в себя черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.
При всем многообразии, а часто и несходстве культур Древнего Востока, можно обнаружить общие элементы в системе функционирования искусства. Художественная древневосточная культура выросла на основе первобытной и сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние предки, народы первых восточных цивилизаций считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала. Все это предопределило ее особенности. Их изучению и сейчас посвящено множество исследователей, коллекции достижений и символов Древневосточного искусства в музеях мира пользуется огромным интересом и популярностью.
Социально-мировоззренческие основы культуры Древнего Востока.
Особенности социально-мировоззренческих основ культуры Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях.
Природные условия различных территорий Древнего Востока имеют свои особенности, но есть и общие черты: это зона в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом и мягкой зимой. Большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок. 6700 км), Евфрат (ок. 2700 км) и Тигр (ок. 1900 км), Инд (ок. 3180 км), Ганг (ок. 2700 км), Хуанхэ (ок. 4850 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой почвой. Здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему ирригационных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга (укрепление берегов с помощью дамб, плотин и других сооружений).
Поселившимся здесь людям нужно было приложить много усилий, чтобы создать продуктивное земледелие. Необходимость коллективного труда для освоения бассейнов великих рек и организации поливного земледелия пробуждала энергию и инициативу живших здесь людей, способствовала развитию производительных сил, использованию имеющегося сырья, применению новых орудий труда, накоплению производственного опыта. В реках водилась рыба, которая служила хорошим подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном близ долины Нила, в долине Меконга в диком виде росли многие злаковые растения; они были окультурены и положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культурам. Существование богатого животного мира позволило приручить ряд животных и перейти к культурному скотоводству.
Выжить на Востоке можно было, лишь практикуя орошаемое земледелие и постоянно создавая общественные запасы зерна (на случай неурожая, стихийных бедствий и т. п.). Все это требовало огромной и планомерной затраты ресурсов, жесткого административного управления и объединения множества изолированных сельскохозяйственных общин в одно целое. Так уже в III тысячелетии до нашей эры на территории Египта, Междуречья и Индии возникают первые восточные государства. Этот тип государства родился не из потребностей социальной свободы, а из потребности жесткого объединения
Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее (смысловое) убежище от внешнего деспотизма. В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека. В этом и состоит духовная суть восточной деспотии. Такой тип государственности характерен для всех стран Древнего Востока - Египта, Индии, Шумера, Китая.
Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.
Человек никогда не может смириться с тем, что возвышается над ним как чуждая ему сила. Дух всегда восстает против безразличной к нему необходимости, и если он не может ее побороть, то стремится, хотя бы, приручить, направляя в соответствующее себе русло. Всякая подавляющая человека необходимость есть вызов человеческому духу, который стремится найти достойный ответ и выразить его в формах культуры. Применительно к общественно-политической жизни Древнего Китая этот ответ попытался найти Конфуций (VI до н. э.). Конфуций -- латинизированное Произношение китайского Кун-цзы, т. е. «учитель Кун». За четыре столетия конфуцианство завоевало умы и сердца людей и во II веке до н. э. стало официальной идеологией императорского Китая. На протяжении более чем двадцати столетий идеи Конфуция были духовной основой общественной жизни, оказав глубочайшее влияние на историю и национальный характер китайцев. Конфуцианство также распространилось по странам Юго-Восточной Азии, оказав огромное влияние на взаимоотношения человека и государства не только в Китае, но и в Японии, Корее, Вьетнаме.
Информация о работе Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока