Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

В 1V-III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат возникла столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ, и существовало только одно государство - Древний Египет, в Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилон (Старый и Новый), Ассирия,

Оглавление

1. Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока стр.2

2. Символический характер культуры средних веков стр.20

3. «Серебряный век» русской культуры стр.39

4. Предмет культурологии и его основные разделы стр.64

5. Культура XХ века. Противоречия и проблемы стр.72

6. Основные стили в искусстве и архитектуре стр.94

7. Проблемы культуры в России стр.119

8. Кризис культуры ХХ века стр.132

9. Соотношение науки и искусства стр.145

10. Роль религии в культуре стр.151

11. Используемая литература стр.165

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 796.00 Кб (Скачать)

В Месопотамии подготовленные при храмах писцы в то же время  были и жрецами богов. Программа  их образования включала обучение письменности, знания по математике, астрономии и  астрологии, гадание по внутренностям животных, изучение права, богословия, медицины и музыки. Методика преподавания, как рассказывают дошедшие до нас тексты клинописных пособий-таблиц, была весьма примитивной и состояла из вопросов учителя и ответов учеников, заучивания наизусть и письменных упражнений.

Вся система образования  древневосточных цивилизаций была теснейшим образом переплетена  с религиозно-мистическими представлениями. Поэтому объективные научные  данные преподносились в неразрывном  единстве с древними религиозными мифами. Особенно это относилось к исторической науке, которая находилась на примитивном уровне и питалась фантастическими легендами о происхождении богов и царей.

До наших дней дошло  огромное количество остатков величественных храмов, изображений богов, предметов  культов и религиозных текстов древневосточных цивилизаций. Это свидетельствует о том, что вся жизнь этих народов была теснейшим образом связана с религией. На первобытной стадии развития человечество знает примитивные формы религии - тотемизм, обожествление природы. С возникновением цивилизации появляются целые религиозные системы с циклами мифов о богах и царях. Шумерская мифология в ее более позднем варианте, обогащенная аккадскими божествами, легла в основу ассиро-вавилонской мифологии, хотя и с некоторыми важными изменениями. Прежде всего, упоминания о собственно семитских богах в Месопотамии вообще отсутствуют: все аккадские боги были так или иначе заимствованы у шумеров. Даже во времена Аккадского царства, когда были записаны основные мифы на шумерском и аккадском языках, это были шумерские мифы, и боги в этих текстах носили преимущественно шумерские имена.

Основной текст, помогающий воссоздать систему ассиро-вавилонских  верований, - эпическая поэма «Энума элиш», названная по первым словам, означающим «Когда вверху». В этой поэме дается картина творения мира и человека, сходная с шумерской, но более сложная по сравнению с ней. У вавилонян появляются довольно сложные религиозные концепции: например, идея существования нескольких поколений божеств, младшие из которых сражаются со старшими и одерживают над ними верх. Роль младшего поколения в этой битве отводится шумерским богам, от которых впоследствии произошли все боги вавилонского пантеона, начиная с Мардука, верховного божества. У ассирийцев место Мардука занимает Ашшур.

Тенденция к выделению  одного верховного бога, повелевающего  всеми остальными, напрямую связана  с общественным развитием Месопотамии  в ассиро-вавилонскую эпоху. Объединение  страны под властью единого правителя  предполагало унификацию религиозных верований, наличие верховного бога-правителя, передающего свою власть над людьми законному царю. Среди богов, как и среди людей, на смену общинному строю приходит деспотическая монархия.

Общая для шумеро-аккадских  и ассиро-вавилонских мифов тема - всемирный потоп. И там, и там сюжет одинаков - боги, разгневавшиеся на людей, насылают на землю грозу, под водами которой гибнет все живое, за исключением одного праведника со своей семьей, спасшегося благодаря покровительству кого-то из главных богов.

Интересно, что все месопотамские мифы о потопе связаны с ливневыми дождями, насылаемыми богами. В этом, несомненно, кроется объяснение того почтения, с каким в Междуречье во все периоды относились к богам непогоды, гроз и ветров. Способность повелевать разрушительными грозами и ветрами еще с шумерских времен приписывалась, помимо «специальных» божеств, еще и всем верховным богам - в частности, Энлилю и его сыновьям Нингирсу и Нинурте.

Ассиро-вавилонская мифология  отличается от шумерской, прежде всего тем, что вавилоняне и ассирийцы практически не вводят в пантеон героев--полубогов человеческого происхождения. Исключение составляет разве что Гильгамеш. А практически все легенды о людях, ставших равными богам, в ассиро-вавилонской литературе имеют четко выраженное шумерское происхождение. Зато вавилонские и ассирийские боги совершают гораздо больше великих подвигов, чем шумерские.

Возникновение новой  формы государственного правления  отразилось не только на общем характере  ассиро-вавилонской мифологии. В  ассиро-вавилонский период появляется концепция «личных» божеств. Подобно тому, как царь служит защитником и покровителем для любого из своих подданных, каждый подданный имеет собственного бога-хранителя, а то и нескольких, каждый из которых противостоит тем или иным группам демонов и злых божеств, нападающих на человека.

Для возвеличивания богов  и царей создаются монументальные сооружения, храмы, в которых обитают  боги, и через которые можно  приблизиться к богам. В Египте это  громадные усыпальницы фараонов - пирамиды и храмы, в Месопотамии - ступенчатые колоссальные пирамиды - зиккураты, с вершин которых жрецы говорили с богами. Большинство народов Древнего Востока (нубийцы, ливийцы, хетты, финикийцы и др.) создали подобные же политеистические религиозно-мифологические системы. Однако там же, на востоке, среди семитских племен иудеев во II тыс. до н.э. зародилось и развилось совершенно новое религиозное направление -- монотеизм (единобожие), ставшее основой мировых религий будущего -- христианства и мусульманства. Письменность. Неотъемлемую часть храмов и гробниц, являющихся воплощением монументального искусства Древнего царства, составляли рельефы и статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом.

Древние цивилизации  Востока оставили человечеству богатейшее литературное наследие. Наиболее характерными особенностями древневосточной  литературы является ее неразрывная  связь с религиозно-мистическим мировоззрением и, в соответствии с этим, непременная традиционность древних сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, которые сохранялись в течение тысячелетий. Литература выполняла функцию религиозного объяснения вопросов, возникавших перед человеком, о смысле жизни и смерти, о происхождении мира, о природных явлениях и т.д. Значительный пласт литературы древности составляли облеченные в художественную форму религиозные гимны, псалмы, заклинания, исполнявшиеся в храмах при выполнении церемонии поклонения богам. То же самое можно сказать и о древневосточной эпической литературе - в основном это религиозные мифы о золотом веке, о богах и героях. Типичным примером такого рода литературы может служить вавилонская поэма «О сотворении мира», сюжет которой во многом заимствован в древнешумерских прототипах. Вершиной вавилонской литературы является поэма о царе-герое Гильгамеше - полубоге, получеловеке. В этом философско-поэтическом произведении делается попытка ответить на извечные вопросы о жизни и смерти. Герой в поисках бессмертия совершает великие подвиги, но избежать неотвратимого ему не удается. В древнеегипетской литературе мы встречаем целый похожий цикл мифов об Изиде и Озирисе. К официальной литературе относятся гимны в честь царей, например «Гимн Сенусерту III», восхваляющий властелина, «защищающего страну и расширяющего ее границы, покоряющего иноземные страны». Наряду с религиозной и официальной литературой до нас дошли и элементы народного творчества в виде пословиц, поговорок, сказок, рисующих подлинную жизнь простых людей в переплетении со сказочной фантастикой. Таковы древнеегипетские сказки «О двух братьях», «О правде и кривде», вавилонская басня «О лисице» и др. К числу светской литературы относятся и популярные в Древнем Египте описания путешествий.

Основные черты древнеегипетского  искусства, зародившиеся еще в архаический  период, -- это прежде всего величественность, монументальность форм, строгость и  четкость, скупость, почти примитивность  линии и рисунка, фронтальная  развернутость изображения. До нас дошло довольно много памятников архитектуры, произведений изобразительного искусства египтян, так как мастера широко использовали в работе очень прочные породы камня (базальт, диорит, гранит), которым была богата страна. Гораздо меньше сохранилось памятников архитектуры и искусства Древней Месопотамии. Применявшийся для работ материал (сырая и обожженная глина) оказался недолговечным. В искусстве двух цивилизаций весьма много общих черт. Это - теснейшая связь с религией, функция возвеличивания и упрочения царской власти и тысячелетняя верность традициям, заложенным культурой шумеров. Архитектура. В древнеегипетском искусстве ведущая роль принадлежала архитектуре, теснейшим образом связанной с религией, и особенно с заупокойным культом. Для сохранения останков фараонов и вельмож уже в Древнем царстве сооружались величественные усыпальницы - пирамиды, строительство которых требовало большого технического совершенства.

В заключении необходимо отметить, что именно здесь были заложены основные элементы современной цивилизации. На Востоке человек сделал решительный шаг из первобытной эпохи к цивилизации; высокого уровня достигла материальная и духовная культура общества. Однако те принципы, на которых она базировалась: абсолютная деспотия, власть религии, традиционность, застылость всех форм жизни в итоге привели эти цивилизации к закату и гибели. Новый мощный рывок развития человечества связан с миром античности, унаследовавшим достижения восточных культур.

Художественная культура Древнего Востока воплощает в себе высокое синтетическое целое. Но искусство пока еще не было захвачено религиозной, философской, морально-этической системами, прочими общественными структурами.

Потребность зафиксировать  устоявшиеся принципы и нормы  культуры толкала народы Древнего Востока, в частности египтян, к созданию развитой системы канонов, предписывающих художнику правила пользования пропорцией и цветом, схемы изображения людей и животных. Канон становится важнейшим эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность мастера. Древнеегипетский художник выступал в роли хранителя священных законов, наиважнейшим из которых являлось разграничение посредством искусства кратковременной жизни, земной и вечной. Произведение искусства получало в связи с этой установкой особую функцию перевода образов и сюжетов реальной действительности в предельно обобщенную идеальную форму, лишенную сиюминутности, созданную для бессмертия.

Отсутствие завершенной  собственно эстетической системы не означало, что древние не понимали специфических задач искусства. Еще шумеры считали, что художественная культура способна доставить человеку удовольствие от приобщения к высшим духовным ценностям.

 

 

2. Символический  характер культуры Средних веков.

 

Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.

Внутри тысячелетнего  периода Средних веков принято выделять, по меньшей мере, три периода. Это:

— Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до Х — XI веков);

— Высокое (Классическое) Средневековье. От X-XI веков до примерно XIV века;

— Позднее Средневековье, XIV и XV века.

Раннее Средневековье  — время, когда в Европе происходили  бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это — вторжения так называемых варваров (от латинского barba — борода), которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Эти вторжения закончилось падением Рима.

Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс после падения империи отнюдь не прекратился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.

 

Третьим существенным процессом  было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных  образований, создававшихся теми же «варварами». Многочисленные франкские, германские, готские и прочие племена были на деле не такими уж дикими. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т. д., постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме как император всего европейского запада. Позднее (900 год) Святая Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители вели себя как вполне суверенные хозяева, не считая нужным подчиняться никаким императорам или королям. Однако процессы формирования государственных образований продолжались и в последующие периоды. Характерной особенностью жизни в раннее средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи. И эти грабежи, и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения  и возрождаться. С Х века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление. В 1024 году крестоносцы отняли у византийцев Восточную Римскую империю, а в 1099 году захватили у мусульман Святую землю. Правда, в 1291 году и то и другое были опять потеряны. Однако из Испании мавры были изгнаны навсегда. В конце концов, западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его. Островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры.

Наступившая относительная  стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды — театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья — схоластика.

Информация о работе Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока