Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

В 1V-III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат возникла столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ, и существовало только одно государство - Древний Египет, в Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилон (Старый и Новый), Ассирия,

Оглавление

1. Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока стр.2

2. Символический характер культуры средних веков стр.20

3. «Серебряный век» русской культуры стр.39

4. Предмет культурологии и его основные разделы стр.64

5. Культура XХ века. Противоречия и проблемы стр.72

6. Основные стили в искусстве и архитектуре стр.94

7. Проблемы культуры в России стр.119

8. Кризис культуры ХХ века стр.132

9. Соотношение науки и искусства стр.145

10. Роль религии в культуре стр.151

11. Используемая литература стр.165

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 796.00 Кб (Скачать)

    Процесс просвещения  был интенсивным  и  успешным,  количество  читающей публики постепенно возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в  1914 г. в России насчитывалось около 76 тыс. различных общественных библиотек.

    Не менее важную роль  в развитии  культуры  сыграл  "иллюзион"  -  кино, появившееся в Петербурге  буквально  через  год  после  его  изобретения  во Франции. К 1914г. в России уже было  4000  кинотеатров,  в  которых  шли  не только зарубежные, но  и  отечественные  картины.  Потребность  в  них  была настолько велика, что в период с 1908 по  1917  г.  было  снято  более  двух

тысяч новых художественных фильмов. Начало  профессиональному  кинематографу в России положил  фильм  "Стенька  Разин  и  княжна"  (1908  г.,  реж.  В.Ф. Ромашков). В 1911—1913 гг. В.А.  Старевич  создал  первые  в мире  объемные мультипликации. Широкую известность получили фильмы режиссеров Б.Ф.  Бауэра, В.Р. Гардина, Протазанова и др.

 

                                                     Наука

    На руб. XIX—XX вв. получили  развитие новые области науки, в  том  числе воздухоплавание. Н.Е. Жуковский  (1847—1921)  —  основоположник  современной гидро- и  аэродинамики.  Он  создал  теорию  гидравлического  удара,  открыл закон, определяющий  величину  подъемной  силы  крыла  самолета,  разработал вихревую  теорию  воздушного  винта  и  др.  Великий  русский   ученый   был

профессором Московского университета и Высшего технического училища.

    К.Э.  Циолковский   (1857—1935)   разрабатывал   теоретические   основы воздухоплавания,  аэро -   и   ракетодинамики.   Ему   принадлежат   обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В  1897 г.,  построив  простейшую  аэродинамическую  трубу,  совместно  с  Жуковским проводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов.  В  1898 г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый,  обосновывая  возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный  двигатель  —  ракету («Исследование мировых пространств реактивными приборами», 1903).

    Работы выдающегося русского физика П.Н.  Лебедева  (1866—1912)  сыграли большую  роль  в  разработке  теории  относительности,  квантовой  теории  и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии  и  измерении давления  света  на  твердые  тела   и   газы.   Лебедев   является   также основоположником исследований в области ультразвука.

    Научное  значение  трудов  великого  русского  ученого   физиолога  И.П. Павлова (1849—1934) столь велико, что  история  физиологии  делится  на  два больших этапа:  допавловский  и  павловский.  Ученый  разработал  и  ввел  в научную   практику   принципиально   новые   методы   исследования    (метод «хронического» опыта). Наиболее значительные исследования Павлова  относятся к  физиологии  кровообращения,  а  за  исследования  в  области   физиологии пищеварения  первому  среди   русских   ученых   Павлову   была   присуждена Нобелевская  премия  (1904).  Десятилетия   последующей   работы   по   этим направлениям привели к созданию учения о высшей  нервной  деятельности.  Еще один русский естествоиспытатель И.  И.  Мечников  (1845—1916),  вскоре  стал Нобелевским  лауреатом  (1908)  за  исследования  в  области   сравнительной патологии,  микробиологии  и  иммунологии.  Основы  новых  наук   (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) заложены В.И. Вернадским  (1863—1945).  Значение научного предвидения и ряда основополагающих научных  проблем,  поставленных ученым в начале века, становится ясным только теперь.

    Гуманитарные науки испытывали  большое влияние процессов,  происходивших в естествознании. В  философии  получил  широкое  распространение  идеализм.

Русская религиозная философия  с ее поиском путей соединения материального  и духовного, утверждением «нового» религиозного сознания явилась  едва  ли  не самой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры.

    Основы религиозно-философского  Ренессанса, которым отмечен   «серебряный век» русской  культуры,  были  заложены  В.С.  Соловьевым  (1853—1900).  Сын знаменитого историка, выросший в «суровой и набожной атмосфере», царившей  в семье (дед его был московским священником), в гимназические годы (от  14  до 18  лет)  он  пережил,  по  его словам,  пору  «теоретического отрицания», страстного увлечения материализмом, и от  детской  религиозности  перешел  к атеизму.  В  студенческие  годы  —  сначала,  в   течение   трех   лет,   на естественном,  затем  на  историко-филологическом  факультетах   Московского университета (1889—73) и, наконец, в Московской духовной академии  (1873—74) - Соловьев,  много занимаясь философией,  а также   изучая   религиозно - философскую литературу, пережил духовный перелом. Именно в это время  начали складываться основы его будущей системы.

    Учение Соловьева  питалось  из  нескольких  корней:  искание  социальной правды; богословский рационализм и стремление к  новой  форме  христианского сознания; необычайно  острое  ощущение  истории  —  не  космоцентризм  и  не антропоцентризм,  а  историко-центризм;  идея  Софии,   и,   наконец,   идея Богочеловечества  —  узловой  пункт  его   построений.   Оно   «есть   самый полнозвучный  аккорд,  какой  только   когда-либо   раздавался   в   истории философии» (С.Н. Булгаков). Его система - опыт синтеза религии, философии и науки.  «Причем  не  христианская доктрина  обогащается у него  за   счет философии, а, наоборот,  в философию он  вносит  христианские  идеи  и ими

обогащает и оплодотворяет философскую  мысль» (В. В.  Зеньковский).  Значение Соловьева чрезвычайно велико в истории русской философии. Обладая  блестящим литературным талантом, он сделал  философские  проблемы  доступными  широким кругам  русского  общества,  более  того,  он   вывел   русскую   мысль   на

общечеловеческие  просторы  («Философские  начала  цельного  знания»,  1877; «Русская идея» на фр. яз., 1888, на рус.— 1909;  «Оправдание  добра»,  1897; «Повесть об Антихристе», 1900 и др.).

    Русский религиозно-философский  Ренессанс, отмеченный  целым   созвездием блестящих мыслителей — Н.А. Бердяев (1874-1948), С.Н. Булгаков  (1871-1944), Д.С. Мережковский (1865-1940), С.Н. Трубецкой (1862-1905) и  Е.Н.  Трубецкой (1863-1920), Г.П. Федотов (1886-1951),  П.А.  Флоренский  (1882-1937),  С.Л. Франк (1877-1950) и др.- во многом определил направление  развития  культуры, философии,  этики не  только  России,  но  и на  Западе,  предвосхитив,  в частности,  экзистенциализм.  Ученые-гуманитарии  плодотворно   работали   в области  экономики,  истории,  литературоведения  (В.О.   Ключевский,   С.Ф.Платонов, В.И. Семевский, С.А. Венгеров, А.Н.  Пыпин и др.).  Одновременно делалась попытка с  марксистских  позиций  рассмотреть  проблемы  философии, социологии, истории (Г. В. Плеханов, В.И. Ленин, М.Н. Покровский и др.).

 

                                                 Литература

 

    Реалистическое  направление  в  русской  литературе  на  рубеже  XX  в. продолжали Л.Н. Толстой («Воскресение», 1880-99;  «Хаджи-Мурат»,  1896-1904; «Живой  труп»,  1900);  А.П.  Чехов  (1860-1904),  создавший   лучшие   свои произведения,  темой  которых   были   идейные   искания   интеллигенции   и «маленький» человек с его повседневными заботами («Палата № 6»,  1892;  «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899; «Чайка», 1896  и др.), и молодые писатели И.А.  Бунин  (1870—1953;  сб.  рассказов  «На  край земли», 1897; «Деревня», 1910; «Господин из  Сан-Франциско»,  1915   и А.И. Куприн (1880-1960; «Молох», 1896; «Олеся», 1898; «Яма», 1909-15).

    Одновременно  в  реализме  появились  новые   художественные   качества (опосредованное отражение действительности). С этим связано  распространение неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения 90-х  годов  («Макар Чудра»,  «Челкаш»  и  др.)  принесли  известность  молодому  А.М.   Горькому (1868—1936).  Лучшие  реалистические  сочинения  писателя  отразили  широкую картину  русской  жизни  рубежа   XX   в.   с   присущим   ей   своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы (роман «Фома  Гордеев», 1899; пьесы «Мещане», 1901; «На дне», 1902 и др.).

    В конце XIX вв., когда в  обстановке  политической  реакции  и  кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена  настроениями  общественного и нравственного упадка, в художественной культуре  получило  распространение декадентство [от позднелат. decadencia—упадок] явление в культуре  XIX-XX вв.,  отмеченное  отказом  от   гражданственности,   погружением   в   сферу индивидуальных переживаний.  Для  эстетической  концепции  характерен  культ красоты ,  многие  мотивы  которого  стали достоянием  ряда  художественных течений модернизма, возникших на руб. XX в.

    Русская литература начала XX в., не создав  большого  романа,  породила замечательную поэзию,  наиболее  значительным  направлением  в  которой  был символизм. Огромное влияние на символистов оказал В.С. Соловьев,  сообщивший им свою веру в Софию и так сформулировавший сущность символизма:  Все, видимое нами.

    София, понимавшаяся  Соловьевым как синтез Мудрости,  Добра  и  Красоты, как посредник между человеком и Богом, как  «Мировая  душа»,  воплотилась  в циклах стихов о Прекрасной Даме А.А. Блока  (1880—1921),  творчестве  Андрея Белого  (литературный  псевдоним  Б.Н.  Бугаева,  1880—1934)   и   др.   Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был  его  знаком  и представлял связь между двумя мирами.  Один  из  идеологов  символизма  Д.С.Мережковский,  считавший  преобладание  реализма  главной  причиной   упадка литературы, основами нового искусства провозглашал  «символы»,  «мистическое содержание» («О причинах упадка  и  о  новых  течениях  современной  русской литературы»,   1893).   Собственные   его   романы   пронизаны   религиозно-мистическими идеями (трилогия «Христос и Антихрист»,  1895—1905).  Наряду  с требованиями «чистого» искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема «стихийного гения»,  близкого  по  духу  к  ницшеанскому «сверхчеловеку».

    Принято различать «старших»   и  «младших»  символистов.  «Старшие»  (В.Брюсов. К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус),  пришедшие  в литературу в 90-е  годы,  период  глубокого  кризиса  поэзии,  проповедовали культ красоты и свободного самовыражения  поэта.  «Младшие»  символисты  (А.Блок,  А.  Белый,  Вяч.  Иванов,  С.  Соловьев)  на  первый  план  выдвигали философские и теософские искания. Читателю символисты  предлагали  красочный миф о мире, созданном по законам  вечной  Красоты.  Если  к  этому  добавить

изысканную образность, музыкальность  и легкость слога,  становится  понятной устойчивая популярность поэзии этого направления. Влияние символизма  с  его напряженными  духовными  исканиями,  пленительным   артистизмом   творческой манеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы,  но  и писатель-реалист А.П. Чехов.

    К 1910 г. «символизм  закончил свой круг  развития»  (Н.  Гумилев),  его сменил акмеизм. Участники группы акмеистов (Н. Гумилев,  С.  Городецкий,  А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин) декларировали  освобождение поэзии от символистских призывов к  «идеальному»,  возвращение  ей  ясности, вещности и «радостное  любование  бытием»  (Н.  Гумилев).  Акмеизму  присущ  отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. А. Блок  с присущим  ему  обостренным  чувством   гражданственности   отметил   главный недостаток акмеизма: «...они не имеют и не желают иметь  тени  представления о русской жизни  и  жизни  мира  вообще».  Впрочем  не  все  свои  постулаты акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует  психологизм  первых сборников А. А. Ахматовой  (1889-1966),  лиризм  раннего  0.3.  Мандельштама (1981— 1938). По существу, акмеисты были не столько организованным  течением

с общей  теоретической  платформой,  сколько  группой  талантливых  и  очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.

    Одновременно  возникло  другое  модернистское   течение   —   футуризм, распадавшийся  на  несколько  группировок:  «Ассоциация  эгофутуристов»  (И. Северянин  и  др.);  «Мезонин  поэзии»  (В.  Лавренев,  Р.  Ивлев  и   др.), «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак и др.), «Гилея», участники которой Д.Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников и др.  именовали себя  кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего. «Мы  —  новый  род  люд-лучей.  Пришли озарить вселенную» (В. Хлебников).

    Из всех групп, в  начале века провозглашавших тезис: «искусство - игра», наиболее последовательно воплощали  его  в  своем  творчестве  футуристы.  В отличие от символистов с их идеей «жизнестроения»,  т.е.  преображения  мира искусством, футуристы делали упор на  разрушение  старого  мира.  Общим  для футуристов было отрицание традиций в культуре,  увлечение  формотворчеством.

Скандальную  известность   получило   требование   кубофутуристов   «бросить Пушкина,  Достоевского,  Толстого  с   Парохода   современности»   (манифест «Пощечина общественному вкусу», 1912).

    Группировки акмеистов  и футуристов, возникшие в полемике  с символизмом, на практике оказались весьма близки ему  и  тем,  что  в  основе  их  теорий лежали индивидуалистическая идея, и стремление к  созданию  ярких  мифов,  и преимущественное внимание к форме.

    Были в поэзии этого  времени яркие индивидуальности, которые  невозможно отнести к определенному  течению  —  М.  Волошин (1877—1932),  М.Цветаева (1892—1941).  Ни  одна  другая  эпоха не  дала  такого  обилия   деклараций собственной исключительности.

    Особое место в литературе  рубежа веков заняли  крестьянские  поэты  (Н.Клюев, П.Орешин). Не выдвигая  четкой  эстетической  программы,  свои  идеи (соединение  религиозно-мистических мотивов с проблемой защиты  традиций крестьянской культуры) они воплощали в творчестве. Позже Осип Мандельштам  в «Письме о русской поэзии» (1922) в числе четырех наиболее  значительных,  по его мнению, русских поэтов (наряду с Блоком,  Ахматовой,  Кузминым)  назовет Н.А. Клюева (1887—1937), в десятые годы  получившего известность (сборник «Сосен перезвон», 1912), в  двадцатые  затравленного  и  в  конце  тридцатых убитого, по существу, за глубинную  связь  его  поэзии  с  истоками  русской культуры — фольклоризм и некоторую патриархальность.  «Клюев  -  пришелец  свеличавого Олонца, где русский быт и русская мужицкая  речь  покоится  на эллинской важности и простоте. Клюев народен потому,  что  в  нем  сживается ямбический  дух  Боратынского  с  вещим  напевом   неграмотного   олонецкого сказителя» (Мандельштам). С крестьянскими поэтами, особенно с  Клюевым,  был близок в начале пути С. Есенин (1895—1925), соединивший в  своем  творчестветрадиции фольклора и классического искусства  (сборник  «Радуница»,  1916  и др.).

 

                                          Театр и музыка

 

    Важнейшим  событием общественно-культурной  жизни России в конце  XIX  в. было открытие в Москве художественного  театра  (1898),  основанного  К. С.Станиславским  (1863—1938)  и  В.И.  Немировичем-Данченко   (1858—1943).   В постановке пьес Чехова и Горького формировались  новые  принципы  актерского искусства,  режиссуры,   оформления   спектаклей.   Выдающийся   театральный эксперимент, восторженно  встреченный  демократической  общественностью,  не был  принят  консервативной  критикой  (газета  «Новое  время»),   а   также представителями символизма —  с  критической  статьей  «Ненужная  правда»  в журнале  «Мир  искусства»  выступил  В.  Брюсов.  Ему,  стороннику  эстетики условного  символического  театра,  были  более близки  эксперименты   В.Э. Мейерхольда -родоначальника метафорического театра.

Информация о работе Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока