Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

В 1V-III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат возникла столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ, и существовало только одно государство - Древний Египет, в Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилон (Старый и Новый), Ассирия,

Оглавление

1. Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока стр.2

2. Символический характер культуры средних веков стр.20

3. «Серебряный век» русской культуры стр.39

4. Предмет культурологии и его основные разделы стр.64

5. Культура XХ века. Противоречия и проблемы стр.72

6. Основные стили в искусстве и архитектуре стр.94

7. Проблемы культуры в России стр.119

8. Кризис культуры ХХ века стр.132

9. Соотношение науки и искусства стр.145

10. Роль религии в культуре стр.151

11. Используемая литература стр.165

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 796.00 Кб (Скачать)

В качестве основных задач культурологического  исследования можно назвать следующие:

· анализ культуры как системы культурных феноменов;

· исследование ментального содержания культуры;

· выявление типов связей между  элементами культуры;

· исследование типологий культур  и культурных единиц;

· разрешение проблем социокультурной  динамики;

· исследование культурных кодов и  коммуникаций.

 .

Источники культурологии - науки и дисциплины, позволившие  сформировать культурологию:

1. исторические науки:  гражданская история, история  конкретных наук, история искусства  и отдельных искусств, история  педагогики, история религии и  др.;

2. прикладные исторические  дисциплины: архивоведение, музееведение, библиотековедение, краеведение, востоковедение и др.;

3. вспомогательные культурологические  дисциплины: археология, геральдика, палеография,  нумизматика, сфрагистика, текстология  и др.

 

Любая наука - это исследование природы, стремящееся выявить ее объективные законы. Но наука Нового времени, которая формировалась в Европе с XVI века, выстраивала объективную картину мира не так, как это было в древности.

  Во-первых, с самого начала она была сориентирована на масштабные наблюдения за жизнью природы.

 Во-вторых, она активно  "выпытывала" тайны природы при помощи опытов и экспериментов.

 В-третьих, она ориентировалась  на практическое использование  полученных результатов. 

Наука Нового времени  неуклонно становилась "производительной силой общества". И этим она  отличалась от науки древнего мира, где научный поиск был фрагментарен и только косвенно был связан с запросами практики. Широко известны достижения греков в геометрии, успехи римлян в юриспруденции и естественной истории, изобретение алгебры арабами. Но только наука Нового времени превратилась в социальный институт, влияющий на жизнь всего общества.

В Новое время нормы  и методы естествознания были спроецированы  на всю науку, включая социальное и гуманитарное знание. Такого рода подход к социальным и гуманитарным проблемам принято называть позитивно-научным. Данный термин происходит от слова "позитивный", что в переводе с латыни означает "положительный". "Позитивными" науками в Новое время называли именно естественные науки. Соответственно, позитивизм - это применение методов исследования природы к исследованию общества и жизни человека, а значит к культуре. Позитивизм как способ мышления ученого не нужно путать с позитивизмом как особым направлением в философии XIX-XX веков. При позитивно-научном подходе ставку делают на точные методы, прежде всего математические, поскольку математика всегда считалась "королевой наук". Соответственно, позитивно-научный подход предполагает строгость и однозначность выводов. И объективным законом в этом случае считается только тот закон, который действует всегда и везде.

 

В современной культурологии  при всем многообразии трактовок  можно выделись три основных подхода:

 

1. Позитивно-научный подход, который своими корнями уходит  к учениям Э.Б. Тайлора и  Л. Уайта. Здесь анализ культуры  не противопоставляется анализу природы, и культурология воспринимается как вполне точная наука, изучающая законы и механизмы существования культуры. При этом свобода воли человека и его творческая деятельность как источники культуры по большому счету выносятся за скобки научного анализа.

2. Классический подход, уходящий своими истоками к  учениям И. Гердера. И Канта,  Г.В.Ф.Гегеля, с определенными оговорками, К. Маркса. Здесь анализ культуры  признается научным. Но культурно-исторической  теория, вышедшая из недр философской  классики, является особого рода наукой, отличной от позитивных наук о природе. Ее главное отличие в том, что объективные закономерности культуры не противопоставляются субъективным творческим действиям людей, вне анализа которых научный анализ культуры безнадежно упрощается.

3. Неклассический подход, истоки которого связаны с  именами А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.  К формированию этого подхода  к культуре имели отношение  В.Дильтей, О.Шпенглер, во многом  З.Фрейд. Суть этого подхода  в том, что культура признается  недоступной объективному научному анализу. В ее субъективную суть предлагается проникать, используя возможности мифа и искусства. Тупики этой методологии обнаруживает теория и практика постмодернизма. Здесь неклассический подход оборачивается "раскультуриванием" человека, в результате чего исчезает сам предмет культурологического анализа.

 

  Предметом культурологии является культура в единстве и уникальности различных культурных миров и происходящих в них процессах

  Культура включает теорию культуры, прикладную культурологию, историческую культурологию. Теоретический уровень исследований включает те формы научного познания культуры, которые обеспечивают разработку и построение научной теории культуры. Культурология изучает культуру во всех ее формах и проявлениях, взаимосвязь и взаимодействие различных форм культуры, функции и законы ее развития, взаимодействие человека, культуры и общества

  В качестве основных задач культурологического исследования можно назвать следующие:

· анализ культуры как  системы культурных феноменов;

· исследование ментального  содержания культуры;

· выявление типов  связей между элементами культуры;

· исследование типологий  культур и культурных единиц;

· разрешение проблем  социокультурной динамики;

· исследование культурных кодов и коммуникаций

  Источники культурологии - науки и дисциплины, позволившие сформировать культурологию:

· исторические науки: гражданская история, история конкретных наук, история искусства и отдельных искусств, история педагогики, история религии и др.;

· прикладные исторические дисциплины: архивоведение, музееведение, библиотековедение, краеведение, востоковедение и др.;

· вспомогательные культурологические дисциплины: археология, геральдика, палеография, нумизматика, сфрагистика, текстология и др.

 

 

 

5. Культура XX века.  Противоречия и проблемы.

 

Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культурное воспитание является одним из важнейших механизмов, способствующих самосохранению и саморазвитию общества. Культурное воспитание исторически  возникает в связи с необходимостью удовлетворения социальной потребности  в гармонизации общих и индивидуальных интересов, с потребностью формирования сознания и поведения отдельного человека, группы с позиций интересов конкретной исторической общности.

Культура обеспечивает целостность и стабильность общества, его преемственность, развитие и  совершенствование через гармонизацию, и гуманизацию общих и индивидуальных интересов, через обеспечение культурного, духовного развития его членов.

Один из теоретиков культуры в нашей стране В.М. Межуев писал:

"Действительным содержанием  культуры оказывается развитие самого человека как общественного существа, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.д."

Культура России всего  двадцатого века - неотъемлемая часть  европейской и мировой культуры. Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. 0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов в современной

России. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила  на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно  ускорились культурные процессы, взаимовлияние  культур, стилевая динамика.

Сложность анализа культуры состоит в том, что всегда легче  давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя  на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.

 

Кризис европейской  культуры и его причины (декадентство, модернизм, абстракционизм).

 

Проблема кризиса культуры - одна из ведущих в философской  и культурологической мысли ХХ века. Проблематика кризиса культуры была порождена теми изменениями в жизни европейского общества, которое оно претерпело в конце ХIХ - начале ХХ века. Атмосфера глобального кризиса, охватившего все сферы европейского общества, обострила ряд противоречий.

Экономическая нестабильность, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф, упадок традиционных ценностей, падение веры в науку, в рациональное постижение мира и другие черты кризисного состояния, породившие страшное смятение Духа. Однако наибольший вклад в осмысление проблемы кризиса культуры внес ХХ век. Пожалуй, в европейской философской мысли нет ни одного серьезного исследователя, который в той или иной степени не коснулся бы этой темы: О. Шпенглер и А. Тойнби, Х. Ортега-и-Гассет и Й. Хейзинга, П.А. Сорокин и Н.А. Бердяев, Г. Гессе и И.А. Ильин, П. Тиллих и Э. Фромм, К. Ясперс и Г. Маркузе, А.С. Арсеньев и А. Назаретян.

Нет единства среди мыслителей в оценке показателей кризисного состояния социокультурной системы. Если для Ж.-Ж. Руссо такими показателями были широкое распространение развращающих душу человека наук и искусств и потеря его природного начала, то для О. Шпенглера критериями кризиса культуры являются появление "кочевников больших городов", торжество техники и рационализированного мышления, нарушение эмоциональных контактов между людьми. Если для А. Тойнби показателями неблагополучия в сфере культуры являются утрата ею самодетерминации, нарастание конфликтогенности в обществе в результате усиливающихся внешних и внутренних вызовов, появление агрессивной пролетарской массы, то для Ф. Ницше такими кризисными маркерами выступает нарастание декадентских тенденций в искусстве, широкое распространение девиаций, деградация и невероятная убыль достоинства человека в его собственных глазах.

Однако, несмотря на разность подходов к осмыслению причин и признаков кризиса современной культуры, можно выделить общее основание определяющее остроту и пафос философских, культурологических и социологических концепций.

В XX веке культура и искусство  столкнулись с усложнившейся  действительностью, с нарастанием катастрофичности общественного развития, обострением социальных противоречий, с конфликтами, порожденными научно- технической революцией, с глобальными проблемами, затрагивающими интересы всего человечества и как следствие расцветом модернизма.

Модернизм - достаточно условное обозначение периода культуры конца ХIХ - середины ХХ в., то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. Не следует путать искусство модернизма и авангардное искусство, хотя порой грань между ними провести трудно.

Типичными искусствами модернизм являются символизм, экспрессионизм и акмеизм. Типичными искусствами авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадаизм. Главное различие между модернизмом и авангардом заключается в том, что хотя оба направления стремятся создать нечто принципиально новое, но модернизм рождает это новое исключительно в сфере художественной формы (говоря в терминах семиотики), в сфере художественного синтаксиса и семантики, не затрагивая сферу прагматики. Авангард затрагивает все три области, делая особенный упор на последней. Авангард невозможен без активного

"художественного антиповедения", без скандала, эпатажа. Модернизму  это все не нужно. Модернист  ведет себя, как обычный художник  или ученый: он пишет свои замечательные  картины, романы или симфонии и обычно не стремится утвердить себя перед миром таким активным способом, как это делают авангардисты. Наоборот, для модерниста скорее характерен замкнутый образ жизни, а если модернисты объединяются в какие-то кружки, то ведут они себя исключительно тихо и даже академично.

Вообще понятие модернизм  тесно связано не только с искусством, но и с наукой и философией. Недаром  многие ранние модернисты (особенно русские) были учеными и философами - Валерий  Брюсов, Андрей Белый, Вячеслав Иванов. Нельзя не считать проявлениями модернизма в культуре ХХ в. такие ключевые явления, как психоанализ, теорию относительности, квантовую механику, аналитическую философию, структурную лингвистику, кибернетику и нельзя не считать модернистами Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга, Альберта Эйнштейна, Германа Минковского, Курта Геделя, Нильса Бора, Вернера, Гейзенберга, Фердинанда де Соссюра, Людвига Витгенштейна, Норберта Винера, Клода Шеннона.

Для модернизма понятие  реальности растворялось в аллюзиях, реминисценциях, в зеркальных отображениях одного в другом - и фундаментальным становилось понятие текста, который, обрастая цитатами, аллюзиями и реминисценциями, превращался в интертекст, а потом уже, в эпоху постмодернизма, в гипертекст. Вообще идея изображения личности с ее сложными душевными переживаниями в модернизме возводится в ранг сверхценности, красота редуцированного сознания, как у Фолкнера в "Шуме и ярости" (Бенджи Компсон), или сознание расщепляется, как в "Школе для дураков" Саши Соколова.

Информация о работе Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока