Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

В 1V-III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат возникла столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ, и существовало только одно государство - Древний Египет, в Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилон (Старый и Новый), Ассирия,

Оглавление

1. Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока стр.2

2. Символический характер культуры средних веков стр.20

3. «Серебряный век» русской культуры стр.39

4. Предмет культурологии и его основные разделы стр.64

5. Культура XХ века. Противоречия и проблемы стр.72

6. Основные стили в искусстве и архитектуре стр.94

7. Проблемы культуры в России стр.119

8. Кризис культуры ХХ века стр.132

9. Соотношение науки и искусства стр.145

10. Роль религии в культуре стр.151

11. Используемая литература стр.165

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 796.00 Кб (Скачать)

    Художественное  экспериментаторство в эпоху  "серебряного  века"  открыло дорогу новым направлениям искусства XX столетия. Огромную роль в  интеграции достижений  русской  культуры  в  культуру  мировую  сыграли   представители художественной интеллигенции Русского Зарубежья.

    После революции  за бортом отечества оказались  многие деятели  "русского культурного Ренессанса". Уехали философы и математики,  поэты  и  музыканты, исполнители-виртуозы и режиссеры. В  августе  1922  г.  по  инициативе  В.И. Ленина был выслан цвет российской профессуры, в  том  числе  —  оппозиционно настроенные философы с мировым  именем:  Н.А.  Бердяев,  С.Н.  Булгаков,  Н.0.Лосский, С.Л. Франк,  Л.П.  Карсавин,  П.А.  Сорокин (всего 160  человек).

Уехали, рассеялись по миру И.Ф. Стравинский и А.Н. Бенуа, М.3. Шагал и  В.В.Кандинский, Н.А. Метнер и С.П. Дягилев, Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов,  С.В.Рахманинов и С.А Кусевицкий, Н.К. Рерих и А И. Куприн,  И.А.  Бунин и Ф.И.Шаляпин. Для многих из них эмиграция была вынужденным, трагическим,  по  сути, выбором "между Соловками и Парижем". Но были и те, кто остался, разделив  со своим народом его судьбу. Как написала АА. Ахматова осенью 1917г.:

    Мне голос  был. Он звал утешно,

    Он говорил: "Иди сюда,

    Оставь свой  край глухой и грешный,

    Оставь Россию  навсегда..."

    Но равнодушно  и спокойно

    Руками я  замкнула слух,

    Чтоб этой  речью недостойной

    Не оскорблялся  скорбный дух.

    Сегодня из "зоны забвения"  возвращаются  имена  "потерянных  россиян".

Этот процесс затруднен, так как за  десятилетия  исчезли  из  памяти  многие имена, пропали мемуары и бесценные рукописи, распродались  архивы  и  личные библиотеки.

    Таким  образом,  блистательный  "серебряный  век"  завершился  массовым исходом  его  творцов  из  России.  Однако  "распавшаяся  связь  времен"  не разрушила великую  русскую  культуру,  многогранное,  антиномичное  развитие которой    продолжало    зеркально    отражать     противоречивые,     порой взаимоисключающие тенденции истории XX века.

 

 

 

   4. Предмет культурологии и ее основные разделы.

 

Интерес к культуре сопровождает всю историю человечества. Но никогда  ещё она не привлекала такого пристального внимания, как в наши дни. Поэтому не случайно и появление особой отрасли человеческого знания, изучающей культуру, и культурологии, соответствующей учебной дисциплины.

Любой человек, приступающий к изучению новой для него области  знания, сталкивается с проблемой выяснения его специфики, непохожести на другие системы знания, его неповторимости и уникальности. Культурология - изучает общество и человека, но взятых в их "культурном" бытии, их отношениях по поводу культуры, её возникновения, развития и изменения в будущем.

Культурология - это, прежде всего, наука о     культуре. Часть слова

« -логия" применяется для характеристики научного знания, науки, такого типа знания, которое позволяет на основании уже имеющихся данных и логической структуры данного знания делать дедуктивные выводы. Культурология - это наука, изучающая культуру. Это её специфический предмет, отличающий её от других социальных, гуманитарных дисциплин, делающий необходимым её существование как особой отрасли знания.

 

Поскольку у социальных и гуманитарных наук имеется один, единый, объект исследования, изучения, то все эти науки тесно взаимодействуют друг с другом в изучении этого объекта. Это предопределяет то обстоятельство, что культурология имеет тесные связи с другими науками: философией, историей, литературоведением, искусствоведением и т. д. Все эти науки обмениваются друг с другом знанием, методиками, взаимно обогащая, дополняя друг друга, утверждая в познании человека картину мира и общества, наиболее соответствующую реальным процессам, характеризующим человеческие сообщества в их функционировании и развитии.

Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально  культурным считался человек, который  знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к  возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым). Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры. Культурология - наука, которая является ресурсом национального развития. Культурология как наука обладает рядом своих теорий (например, игровая теория, эволюционная теория и др.).

Культурология как наука  обладает законами:

1. Чем примитивнее  культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре.

2. Чем больше культурного  разнообразия, тем более темпераментным  и культурным является ее субъект. 

Каждая культура имеет  своих великих людей: Рафаэль, Пушкин, Чайковский, Сахаров и др.

Культурология как наука  имеет свои методики познания (методы добычи знаний):

1. Контекстный анализ.

2. Ассоциативный анализ.

Актуальность культурологии  обусловлена причинами:

1. Изменение основной  экономической ориентации. Раньше общество было ориентировано на массовое производство товара, сейчас - на производство услуг.

2.Расширяется номенклатура  услуг.

3. Общество становится  более открытым.

4. Сегодня основным  фактором является профессионализм  и нравственность.

5.Широкие контакты. Современные технологии требуют более культурного человека.

6. Культура выходит  из музеев, библиотек. Она является  частью профессионализма.

Предметом культурологии  является культура в единстве и уникальности различных культурных миров и  происходящих в них процессах. Культурология является наукой изучающей основополагающие законы становления и функционирования различных культурных миров. В отличие от философии, культурология оперирует не только абстрактными понятиями, но прежде всего, артефактами. Артефакты - образование искусственного происхождения. Артефакты являются как зримые памятники культурного творчества, так и процессы, происходящие в той или иной культуре. Таким образом, культурология стоит между философией и оперирующими наиболее общими понятиями науками, изучающими конкретные процессы социальной действительности: социология, политология.

Культура включает теорию культуры, прикладную культурологию, историческую культурологию. Теоретический уровень  исследований включает те формы научного познания культуры, которые обеспечивают разработку и построение научной теории культуры.

 К важнейшим проблемам  теории культуры относят: 

1. проблемы её сущности,

2. структуры, 

3. генезиса,

4. исторической динамики,

5. типологизации. 

В настоящее время культурология ещё полностью не отделилась от философии культуры и других наук. Она формируется на основе этих наук, многое перенимает у них. На современном этапе культурология предстаёт, как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.

Культурология как наука  начала формироваться 300 лет назад  в 18 веке. В основном сформировалась в конце 19 в. и тогда появилось  впервые слово культурология. Окончательно название науки закрепил американский ученый Уайт в 1947 году.

Культурология изучает  культуру во всех ее формах и проявлениях, взаимосвязь и взаимодействие различных  форм культуры, функции и законы ее развития, взаимодействие человека, культуры и общества.

Основные разделы:

· Философия культуры

· История культуры

· Социология культуры

· Психология культуры

Междисциплинарные связи  культурологии: философия, история, социология, психология, этнография, этнология, археология, лингвистика, искусство, экономика, медицина и др.

Источники изучения культуры: мифы, сказания, предания, обряды, обычаи, археологические находки, памятники  искусства и архитектуры, орудия труда и предметы быта, письменные источники и литературные памятники, языки и т. д.

В настоящее время  существует множество представлений о культурологии. Можно выделить три основных подхода:

1. Культурология рассматривается  как комплекс дисциплин, изучающих  культуру. Образующим моментом здесь  является цель изучения культуры  и в ее историческом развитии  и социальном функционировании, а результатом - система знаний о культуре.

2. Культурология представляется  как комплекс дисциплин, изучающих  культуру. Например, культурология  как философия культуры претендует  на ее понимание в целом,  в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой она и есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени.

3. Этот подход обнаруживает  стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Существую различные  методолигческие подходы к пониманию  предмета культурологии: энтелехийный, аксиологический, праксеологический, регулятивный, семиотический.

Основополагающее влияние  на становление и развитие культурологии  оказали В. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассирер и О. Шпенглер, автор одной из самых  интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии 20 века связаны также с именами Фрейда, Юнга, Бердяева, Фромма, Вебера, Тойнби, Ясперса, Хайдеггера, Сартра, Ортегара, Леви-Брюля, Леви-Стратоса, Бубера и др.

В нашей стране культурология  представлена работами Данилевского, Бердяева, Лосева, Лихачева, Бахтина, А. Меня, Аверинцева, Лотмана, Соловьева, Баткина, Васильева, Гуревича, Григорьевой, Гачева, Померанца и др.

Вообще культурология  может изучать любой предмет, любое явление при условии, что она обнаруживает в нем смысловое содержание, реализацию творческого человеческого духа. Проблемы современной культурологии, прежде всего, связаны с возможностями и перспективами человека, открывающего через культуру драму и трагедию собственного бытия, его духовную бесконечность и высший смысл.

 

Определив предмет культурологии  и ее своеобразие как самостоятельной  науки о целостном и динамично  развивающемся феномене культуру, можно  сформулировать ее основные задачи.

Первая задача культурологии - изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности.

Вторая ее задача - выявление  макродинамики развития культуры в  контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия определенной исторической эпохи - определение структуры, функций культуры, ее стилей, форм, способов влияния на развитие общества.

Третья задача культурологии - исследование микродинамики развития культуры посредством  выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры, а также определение роли культуры, свойственных ей средств в социализации и культурализации личности.

Четвертая задача культурологии - выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества.

Пятая задача культурологии - разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов.

Шестая задача культурологии - прикладная, ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта, традиций и механизмов достижения соответствующего культурным нормативам уровня развития тех или иных поведенческих актов, свойственных отдельным индивидам и их социальным общностям, выступающим в реальной жизнедеятельности в качестве "продуктов", "производителей" и "потребителей" определенных типов, видов, форм культуры.

Культурология опирается на единство теоретического и эмпирического  знания, т. к. рассматривает и предельные абстракции, и конкретные культурные явления и процессы. Современная  культурология включает в себя как  фундаментальные, так и прикладные исследования.

Информация о работе Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока