Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:38, контрольная работа
В 1V-III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат возникла столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ, и существовало только одно государство - Древний Египет, в Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилон (Старый и Новый), Ассирия,
1. Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока стр.2
2. Символический характер культуры средних веков стр.20
3. «Серебряный век» русской культуры стр.39
4. Предмет культурологии и его основные разделы стр.64
5. Культура XХ века. Противоречия и проблемы стр.72
6. Основные стили в искусстве и архитектуре стр.94
7. Проблемы культуры в России стр.119
8. Кризис культуры ХХ века стр.132
9. Соотношение науки и искусства стр.145
10. Роль религии в культуре стр.151
11. Используемая литература стр.165
Иными словами, нужно признать, что внешние, социальные факторы, безусловно, влияют на внутреннюю логику зарождения, развития и периодической смены художественных направлений, течений, стилей.
По видимому под понятием «СТИЛЯ» следует понимать единство, целостность содержательных и формальных элементов, участвующих в создании художественного произведения. В художественном стиле все элементы не случайны, а связаны между собой. Чаще всего стиль есть исторический синтез образных представлений идеального мира. Поэтому, например, сами по себе понятия «реализм» или «модернизм», не могут быть названием стиля. Добавлю, что, чем выше явность, чистота логических связей между элементами произведения, тем выше стилевое качество произведения искусства.
За всю историю
АРХАИКА (от гр. archaikos - древний) - этим термином чаще всего обозначается ранний этап развития древнегреческого искусства VII и VI вв. до н. э.. Возможно применение слова "архаичный" к другим по времени явлениям искусства, что будет означать их неразвитость, недостаточную сформированность художественного стиля. Именно несформированость единства художественных деталей и ставит произведения архаичного искусства вне, собственно, стилистического ряда.
Для эпохи архаики характерны массивные, монументальные каменные постройки и условные, словно застывшие в одинаковых позах, каменные статуи. Основные типы скульптуры - фигура обнаженного юноши-атлета (курос) и фигура девушки, изящно задрапированная складками одежды (кора). Загадочная "архаическая" улыбка бродит по их лицам. В это время были созданы основной тип древнегреческого храма - ПЕРИПТЕР (прямоугольное в плане здание с колоннадой вокруг него) и архитектурный ОРДЕР как средство создания образной выразительности сооружения. Период древнегреческой архитектуры характеризуется богатством скульптурных украшений. Архаика - время расцвета вазописи (чернофигурного и краснофигурного стилей), Эти вазы - обязательный атрибут разговора о Древней Греции. Однако, ни архитектура этого периода, ни знаменитые вазы не обладают достаточно развитыми приметами стиля.
Античность (уже от латинского antiquus - древний) ЯВЛЕНИЕ СТИЛЯ.
Античное искусство.
Оно включает искусство
Само понятие "АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО" появилось позднее,- в эпоху Возрождения, когда прекрасные творения Древней Греции и Древнего Рима принято считать образцовыми, классическими для всей европейской культуры, что было, как мы увидим, отнюдь не случайно.
Начало стиля как такового было положено приблизительно в V в. до н. э. в Древней Греции, искусство которой стало одной из основ для общеевропейской культуры. Мировоззрение древних греков характеризовалось предельным рационализмом, поклонением логике, что вело к освобождению мышления от плена подражания и канонов. За внешней изменчивостью, неуловимостью земного древние греки усматривали гармоническое единство, незыблемый порядок, который олицетворяла для них небесная сфера. Совершенство чувственного мира воспринималось как преходящее, ненадежное в сравнении с вечной, неуязвимой красотой. Древнегреческая культура обрела точку опоры в этом относительном колеблющемся мире, приняла присутствие абсолютной гармонии, устремленность к которой вызвала к жизни могучую творческую энергию и привела к открытию красоты, которой греки присвоили ярко выраженный осязаемый, телесный характер. Особенностью миропонимания эллинов стал АНТРОПОМОРФИЗМ. В формулировке Протагора (Протагор из Абдеры, греч. софист, первый присвоивший себе это название; 480-411 до н.э. или Р.Х.) это прозвучало примерно так: «Человек есть мера всех вещей».
Возможно, из-за относительно бедной на тот момент традиции, эта зависимость искусства от современных ему событий выглядит более выпуклой, чем в последующие эпохи. В пустой комнате даже небольшой предмет - заметен... Так, победа в греко-персидских войнах 499 – 449 гг. создавала естественное чувство благодарности богам-покровителям, а прилив богатства, обусловленный последовавшим периодом мира, давал и необходимые средства для выражения этого чувства в постройке новых и новых храмов. Кроме того, окончательное оформление классического рабовладения и развитие полисной демократии, способствовали подъему экономической и политической жизни, патриотизму и росту гражданского самосознания Греции в V в. до н. э. Повышение политической роли Греции приводят к зарождению в архитектуре Афин тенденции к появлению единого панэллинистического (общегреческого) стиля архитектуры, ярчайшим образцом которого является Парфенон, построенный в 447 – 432 гг. до н. э.
Памятники древнегреческого (Античного периода) искусства дают нам эстетическое наслаждение и яркое представление о единстве, синтезе архитектуры и скульптуры.
С конца IV в. до н. э. приходит
более сложное миропонимание, обостряется
интерес к раскрытию
Три последних столетия существования греческой цивилизации называют эпохой ЭЛЛИНИЗМА. Заканчивается гегемония Афин. Возникают и терпят крах государства, но развиваются науки и культура. Зодчие создают ансамбли городов с правильной планировкой. Скульпторы в своих творениях воплощают торжество побед (Ника Самофракийская, Пергамский алтарь). Всемирно известная статуя богини любви и красоты - Венера Милосская (скульптора Александра) покоряет возвышенной красотой и пластическим совершенством.
Наследником художественной культуры эллинской цивилизации стал Древний Рим, который прошел за восемь столетий в результате успешных завоеваний исторический путь от маленького города до столицы огромного государства - могущественной Римской империи.
С 510 г. до н. э. ведет свою
историю древнеримская эпоха. Римляне-
воины, мудрые правители, прагматики –
приспосабливали искусство к
своим практическим потребностям. Поэтому
Рим – это воплощенная
После завоевания Греции в Рим ввозились в огромном количестве греческие статуи и картины. Большой приток греческих шедевров и массовое копирование (собственно, многие, если не большинство древнегреческих скульптур известны, лишь в виде римских копий) тормозили развитие собственно римского стиля, в области которого наблюдается даже некоторое возвращение к архаической простоте, но затем безгранично царит пышность эллинистического искусства. Это объясняется тем, что Рим находился под сильным влиянием императора и его двора. Для этой эпохи было характерно стремление возместить отсутствие оригинальности колоссальностью размеров или драгоценностью материала – разноцветного мрамора, порфира, базальта и в этом сказывается влияние и поздней греческой (эллинистической) традиции, и, очевидно, влияние Востока, до которого дотянулся Рим.
Особого внимания заслуживает искусство римского скульптурного портрета, отличающегося точной характеристикой и жизненным правдоподобием образов.
Основным фактором, повлиявшим на формирование стиля в период августовского классицизма (I в до н. э.) стал личный вкус и воля императора Августа, который требовал украшать город, воздвигать новые памятники, восстанавливать и улучшать старые. В архитектуре главным качеством стала декоративность. В искусстве скульптурного портрета исчезла чувственность образов, ее сменял классицизм с рационалистичностью, вместо естественности и непринужденности усиливались ноты официальности, что вполне отвечало культу императора. В годы Августа портретисты сглаживали индивидуальное своеобразие, подчеркивали в нем нечто общее, свойственное всем, уподобляя одного подданного другому, по типу, угодному императору. Это было время строгой академичности, консерватизма, отточенности и ясности форм. В это время, например, была введена в обиход аркада, состоящая и ряда «римских ячеек», из которых и был построен в 75 – 82 гг. знаменитый Колизей (иллюстрация).
Спад конца II – III вв. н. э. - смена императоров, отпадание провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей – привели также к кризису античной культуры: низкому уровню грамотности, огрублению нравов, пессимизму. В этой связи еще заметнее единство Античной культурной традиции (Античного стиля), еще более очевидна и утрата Римом целостности художественного восприятия мира, свойственного грекам и попытки утвердить свое родство с греческим миром. Именно это нередко заставляло их создавать грандиозные по масштабам сооружения, чтобы, таким образом, восполнить ограниченность своих возможностей в сфере пластики трехмерного образа. Осознав понятие СТИЛЯ, римляне трансформировали и развивали его. Отвлеченный идеализм греческой скульптуры был постепенно вытеснен искусством римского скульптурного портрета. Однако, потеряв в значительной мере способность радоваться мирозданию Римская культурная традиция постепенно пришла в упадок, подчинившись безжалостной власти времени и невозможности для человека его остановить.
Риму удалось создать яркую, самобытную, оригинальную архитектуру, в целом, его искусство впитывает в себя все, что может быть полезным, руководствуясь, прежде всего присущим им практицизмом. В эту эпоху искусство стало государственной деятельностью. Это может нравиться или не нравится, но именно Рим сохранил, систематизировал и отточил в своем искусстве те художественные элементы (пусть и ценой утраты некоторых из них) древнегреческого и эллинистического искусства, которые слившись с собственно искусством Рима и дали европейской цивилизации мощный фундамент, позднее названный итальянскими гуманистами XV века АНТИЧНЫМ ИСКУССТВОМ.
Античное искусство сильнейшим образом повлияло на развитие искусства последующих эпох; трудно переоценить его значение для развития западной цивилизации (см. ниже: барокко, классицизм, ампир). Оно подарило нам саму возможность говорить о "СТИЛЕ".
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (от лат. Romanum - римский).
На обломках Римской Империи возникал другой мир... На просторах большей части этого мира возник художественный стиль, связанный с античной культурой Рима и получивший распространение в странах Западной и Центральной Европы в период раннего средневековья (X- XIII вв.). Романский стиль объединил в единое целое все виды искусств: монументальную живопись и скульптуру, неразрывно связанную с архитектурой, декоративно прикладное искусство. Средневековая цивилизация формировалась в атмосфере постоянного беспокойства, недоверия , неуверенности. Человек остро переживал зыбкость, неустойчивость земного бытия, осознавал гигантский разрыв между божественной и человеческой действительностью. В противовес земному хаосу, раздорам, разладу он пытается целенаправленно создаваться островки устойчивости, стабильности, умиротворенности, олицетворяющие образ незыблемой гармонии в виде неприступных романских соборов, замков, монастырей. Для архитектурных сооружений нового типа использовали камень и большемерный кирпич, как бы, защищаясь от окружающего хаоса прочностью, надежностью, основательностью. Толщина и непробиваемость стен были одним из важнейших критериев совершенства постройки. Романское понимание красоты представляло собой сплав рационального художественного мышления и религиозного чувства. Его характерными чертами были стремление к монументальности, мощности пластических объемов, логичности, ясности, лаконизму, простоте, целесообразности. Главным видом искусства и в этот период была архитектура. Романский храм - базилика, как правило, трехнефная - строился из тщательно отесанного камня и производил впечатление массивного и сурового сооружения с ясными, четко выявленными объемами и внушительными башнями по сторонам западного фасада и хора. Внутри базилика освещалась из окон центрального нефа, который был шире и выше боковых. В плане романский храм напоминал латинский крест. В центре средокрестия помещался алтарь, а над ним на высоких арках возводился купол, над которым снаружи возвышалась башня. Ясность силуэта, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества были ярким воплощением религиозного идеала этого времени, говорившем о грозном всемогуществе Божества.
Информация о работе Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока