Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:38, контрольная работа
В 1V-III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат возникла столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ, и существовало только одно государство - Древний Египет, в Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилон (Старый и Новый), Ассирия,
1. Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока стр.2
2. Символический характер культуры средних веков стр.20
3. «Серебряный век» русской культуры стр.39
4. Предмет культурологии и его основные разделы стр.64
5. Культура XХ века. Противоречия и проблемы стр.72
6. Основные стили в искусстве и архитектуре стр.94
7. Проблемы культуры в России стр.119
8. Кризис культуры ХХ века стр.132
9. Соотношение науки и искусства стр.145
10. Роль религии в культуре стр.151
11. Используемая литература стр.165
Строгая тектоничность и функциональность не способствовала использованию изобразительных средств, разнообразных декоративных элементов.
Романский менталитет был еще слишком близок к проблемам материального мироустройства. В нем ощущалась тяжесть земного притяжения, давление утилитарных сиюминутных установок. Это лишь первая форма выявления Абсолюта, первый шаг к Богу. Об этом свидетельствовали и господство горизонтальной линии, и элементы мифологического, непроясненного, несфокусированного сознания, воплощенного в романском искусстве. Так, например, каменная резьба, украшавшая наружные стены соборов, состояла нередко из растительного и зооморфного орнамента, изображений мифологических чудовищ, экзотических животных, птиц.
Главная особенность
романской эпохи – открытость
внешним влияниям. В то время в
общественном сознании единственно
возможным целостным
ВИЗАНТИЙСКОЕ искусство исторически полностью лежит в русле Романского стиля, полноправно участвуя в его созидании. Гораздо более чем западный Романский стиль, византийский корреспондируется с искусством античности, создавая, однако, свой мир, просуществовавший приблизительно с I по XV вв. Главной задачей мира Византийского Искусства стало не отображение земного мира, а проникновение за пределы земных вещей, в мир божественный. Устремление к Идее, к Бесконечности стало для византийцев важнейшей эстетической задачей. Если античный храм был перекрыт плоской крышей, то в византийской церкви над центральным кораблем возвышался купол, возносивший зрителя ввысь, к небосводу, - и это конструктивное решение воплощало в себе основной эстетический принцип византийского стиля.
Античность создала идеал гармоничной личности, христианство отважилось увидеть в мире дисгармонию и диспропорциональность. Поэтому вопреки внешней приверженности к античным традициям византийское искусство создает принципиально новый эстетический идеал: не гармоническое единство тела и духа, а противоречие плоти и души, причем именно духовное начало оказывается господствующим . Античного художника влекла гармоничная красота обнаженного тела, византийцы предпочитали скрывать тело под тяжесть торжественных одежд, так как для них тело как вместилище греха не могло быть прекрасным. Уходя от гармонии, византийский художник не боялся ни уродливых лиц, ни нарушения пропорциональности, более того, введение диспропорций становится художественным приемом.
Творчество Византии
было обращено к внутреннему миру
человека и его вере в единого
Бога. Поэтому красота византийской
архитектуры сосредоточена
В эстетике Константинополя отделенность Бога от материального мира, греховного земного существования порождала пессимизм и мрачные настроения. Византийцев преследовал страх смерти и боязнь греха. Героем был отшельник, спиритуалист. На фоне безудержной роскоши и светских развлечений императорского двора эта коллизия казалась неразрешимой. Отсюда – противоречие художественных эллинистических форм и иррациональной христианской идеи, а также принципиальный символизм позднейшего византийского искусства. Традиции эллинистического антропоморфизма были слишком глубоки, чтобы исчезнуть совсем, поэтому в искусстве Византии, сохранявшем крепкую античную основу, главным объектом изображения оставался человек.
Общим было понимание декоративно-прикладных изделий романского стиля - чеканка, литье, эмаль, ткачество, ковроделие, резьба по дереву и кости - отличаются массивностью, суровой мощью форм, яркостью цвета. Романский стиль ярко проявил себя в искусстве книжной миниатюры.
Значительное развитие
романский стиль получил во Франции,
в Германии, Италии, Испании, Англии.
Строгие романские храмы
ГОТИКА (итальянское gotico - букв. готский, связанный с германским племенем готов) - художественный стиль, возникший в середине XII в. во Франции и распространившийся в Западной, Центральной и частично в Восточной Европе. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства и возникла на основе достижений романской культуры. Термин "ГОТИКА" также утвердился в эпоху Возрождения для обозначения всего средневекового искусства, считавшегося "варварским".
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. В эстетическом мировосприятии этого времени снова доминирует культ Абсолюта, понимаемый , однако, отлично от греческого "гармонического единства". Главная цель – прозреть божественное присутствие во Вселенной, ибо весь Универсум является произведением Бога, созданного по законам совершенства. Искусство ГОТИКИ обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Ведущее место в мироощущении готического сознания занимал собор, вокруг которого и сосредотачивалась жизнь. Конструктивной основой собора служил каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Возникнув однажды из практической потребности разрешения конструктивной, нехудожественной задачи – облегчения сводов, в кратчайшее время, когда были достигнуты пределы легкости строительной конструкции этот стиль вышел за границы рациональности. Формы архитектуры стали выражать не прочность и устойчивость, а христианскую идею устремленности ввысь, к небу – в высоты духа. Готика превратилась в мистический, иррациональный стиль художественного символизма. Так как изобразить, запечатлеть невидимый, сверхчувственный мир можно было только с помощью символических образов. Например, готический храм олицетворял крест, на котором распяли Христа, розетки с алмазными лепестками ассоциировались с вечной розой, листья которой – души всех искупленных.
Вынесение наружу конструктивных элементов, поддерживающих крестовый свод, позволило создать огромное, несоизмеримое с человеком, пространство интерьера. Стены собора были прорезаны огромными окнами с многоцветными витражами, которые в таинственном полумраке интерьера светились яркими красными, синими, желтыми красками, создавая особую духовную атмосферу. Человеку, находящемуся в храме, должно было казаться, что почва уходит у него из-под ног, пространство действительно непознаваемо, а сам он летит в бесконечные миры. В эстетическом мировосприятии этого времени снова доминирует культ Абсолюта, сосредоточенный, правда, на отличных от греческого Главная цель – прозреть божественное присутствие во Вселенной, ибо весь Универсум является произведением Бога, созданного по законам совершенства.
Устремленность собора ввысь подчеркнута гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, порталами и окнами, многочисленными удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями. Небывалый по высоте и размерам собор возвышался над городом и мог вместить порой все его население. Все это оказывало сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.
Готический собор идеальным образом подходил для синтеза искусств: скульптур, витражей - главного вида готической живописи, декоративного искусства (резьбы по камню, дереву, кости и др.). Порталы и алтарные преграды были сплошь украшены статуями, скульптурными группами, орнаментами, фантастическими фигурами зверей ("химерами"). Лучшие статуи святых и аллегорические фигуры были отмечены глубокой красотой духа. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю.
Особое внимание к человеку и его эмоциям, отражающим сложный драматизм жизни, трагическим сценам страдания и смерти уделялось в искусстве поздней готики (XIV-XVI вв.). Это время было отмечено быстрым развитием градостроительства, сооружением ратуш, торговых рядов, дворцов, особняков, жилых зданий. Все они украшались сложнейшим декором, подчеркивающим вертикальность линий. Символико-аллегорический строй искусства сочетался с новыми духовными устремлениями, расширялся интерес к реальному миру, природе и, как следствие этого, распространялись скульптурные и живописные портреты и пейзажи, отличающиеся индивидуальными чертами, одухотворенностью и возвышенностью образов.
Эпоха готики - время расцвета книжной миниатюры, эмалей, художественного ткачества, декоративных изделий из серебра, драгоценных камней, слоновой кости и др. Готический стиль объединил в единый ансамбль художественные предметы быта, мебель, одежду, украшения и архитектуру.
В искусстве готики органически переплелись лиризм и трагизм психологических переживаний, возвышенная духовность и социальная сатира, гротеск и точные жизненные наблюдения.
Выдающиеся произведения готической архитектуры: во Франции (собор Нотр-Дам в Париже, соборы в Реймсе, Амьене, Шартре); в Германии (собор в Кельне); в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне).
В целом, можно сказать,
что средневековье
Постепенно, но неизменно возрастающий интерес к реальности, наблюдению и изучению натуры, к человеческим чувствам и характерам, возрастание роли личности художника, известность имен авторов великих творений XV в. - все это подготовило почву для ренессансного мировоззрения.
В XV- XVI вв. эпоха готики подходит к концу.
ВОЗРОЖДЕНИЕ Выше уже говорилось о том, что стиль всегда передает особенности времени, в которое он возникает и развивается, чаще всего реализуя это через воплощение идеалов творцов. Эпоха Возрождения (XV – XVI вв.) представляет собой яркий пример такого взаимодействия искусства и действительности, она была преобразованием умов, но не жизни. Возрождение, Ренессанс (французское renaissance - возрождение) - одна из величайших эпох, переломный этап в развитии мирового искусства между средними веками и новым временем. Эпоха Возрождения охватывает XIV- XVI вв. в Италии, XV-XVI вв. в других странах Европы. Свое название - Возрождение (или Ренессанс) - этот период в развитии культуры получил в связи с возрождением интереса к античному искусству. Однако художники этого времени не только копировали старые образцы, но и вкладывали в них качественно новое содержание. Строго говоря, ренессанс нельзя считать художественным стилем или направлением, так как в эту эпоху существовали различные художественные стили, направления, течения, лишь питавшиеся из одного источника. Это позволяет говорить о стилистическом единстве искусства Возрождения в высшем смысле, и именно высший смысл главенствует при оценке роли Возрождения. Эстетический идеал эпохи Возрождения складывался на основе нового прогрессивного мировоззрения - гуманизма. Реальный мир и человек провозглашались высшей ценностью: Человек - мера всех вещей. Особенно возросла роль творческой личности. В действительности же реальная жизнь даже наиболее передовых городов того времени была полна средневековой жестокости, войн, заговоров, кровопролитий. Лучшие годы флорентийского искусства, когда были созданы самые светлые произведения Итальянского Возрождения – это время гражданской смуты, дворцовых интриг, смертей от яда и кинжала, а период так называемого Высокого Возрождения в Италии, охватывающий всего около двадцати лет начала XVI столетия, буквально потонул в море крови из-за «охоты на ведьм», пик которой приходился на 1484 – 1650 гг.
В эпоху Возрождения под влиянием технических достижений и научных открытий кардинально менялся образ жизни людей, их мироощущение. В это время на смену феодализму приходит капитализм, средневековому жизненному укладу – технологический, начинается полоса буржуазных революций. Внешние войны объединяют феодалов в единые централизованные государства. Европейские нации начинают осознавать себя как народы, имеющие общие корни, язык, традиции.
Художники Возрождения видели свой идеал в античном искусстве. Великие творения античности восхищали людей, привыкших к мрачным образам средневековья. Кроме того, для человека эпохи Возрождения характерны рефлексивность, способность к осознанию себя и мира, понимание жизненных противоречий, стремление к осмысленности не только индивидуального существования, но и цивилизации в целом, которые свойственны и античному человеку.
В это время более самостоятельными и независимыми от церкви становятся искусство, философия, литература, образование, наука. Церковные догматы перестают довлеть над содержанием произведения, оно освобождается от средневекового аллегоризма. В то же время Возрождение не было еще во власти материалистического рационализма и атеистического нигилизма. Христианство, как таковое, продолжает оставаться источником многих прозрений и откровений, однако центральное место в идейной системе общества теперь занимает человек. В качестве идеального человека признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. Живописцы и скульпторы воспевали красоту тела человека, одухотворенность его лица, индивидуальные особенности, их внимание привлекает реальный земной мир. В этом наблюдается некое эстетико-идейное единство христианских творцов Возрождения с язычниками Древней Греции. Для живописи эпохи Раннего Возрождения характерно использование скупых пластических форм для передачи глубины переживаний человека и нового ощущения человеческого достоинства.
Однако в эпоху Высокого Возрождения выдающийся художник Леонардо да Винчи преодолевал натурализм живописи Готики и Раннего Возрождения. Он изображал пластическое движение, устраняющее холодность рациональной гармонии, пытался преобразить конкретное в идеальное. Основной в искусстве Возрождения была дилемма: как изобразить величие духа через движение форм человеческого тела, которые стремился разрешить скульптор Микеланджело Буанарроти. В его скульптуре «Давид» наиболее ярко отразился художественный конфликт телесной языческой красоты и духовного пафоса нового христианского искусства Возрождения (Приложение, рис. и). А в архитектуре в это время появился интерес к созданию гармонических конструкций в противовес устремленным в духовные выси контурам готических храмов.
Информация о работе Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока