Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

В 1V-III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат возникла столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ, и существовало только одно государство - Древний Египет, в Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилон (Старый и Новый), Ассирия,

Оглавление

1. Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока стр.2

2. Символический характер культуры средних веков стр.20

3. «Серебряный век» русской культуры стр.39

4. Предмет культурологии и его основные разделы стр.64

5. Культура XХ века. Противоречия и проблемы стр.72

6. Основные стили в искусстве и архитектуре стр.94

7. Проблемы культуры в России стр.119

8. Кризис культуры ХХ века стр.132

9. Соотношение науки и искусства стр.145

10. Роль религии в культуре стр.151

11. Используемая литература стр.165

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 796.00 Кб (Скачать)

 

                                            КРИЗИС СТИЛЯ

 

Конец XIX – начало XX характеризуется  появлением огромного количества направлений, течений, концепций и художественных движений, среди которых импрессионизм, авангардизм, абстракционизм и другие. Однако при всем их внешнем разнообразии в целом все эти веяния в искусстве носят на себе яркий отпечаток историзма и эклектичности. В это время только личность обладала стилеобразующей силой, и именно это наряду с излишним интеллектуализмом, рационализмом и прагматизмом стало причиной серьезного кризиса искусства и больших художественных исторических стилей.

Крушение в XIX в. больших  стилей знаменовало отказ от формирующих  общественное восприятие канонов. Искусство  и художники оказались свободными перед лицом потерявшего определенность сословного разделения общества. Никакие философские, религиозные или этические категории не формировали нормативов для художественного творчества. Отсутствие обязательных канонов освобождало эстетическое восприятие, принявшееся с энтузиазмом осваивать неведомые доселе сокровища тысячелетий.

Представители всех новых  направлений претендовали на создание оригинального, нового искусства. Дальше всех в этом пошел авангардизм, включая  такие его течения, как абстрактивизм, сюрреализм, дадаизм, поп-арт, оп-арт и другие, который вообще отрицал историческую традицию, преемственность и являл собой экспериментальный поиск новых форм и путей в искусстве. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что и авангардизм имеет свои истоки, поскольку он вырос из искусства периода модерна, в частности из символизма.

Для представителей авангардного искусства, независимо от национальности и творческой индивидуальности, в  силу отрыва от исторической традиции характерно общее стремление к освобождению от целостности формы. Именно отсутствие целостности и откровенная эклектичность привели к тому, что за свою достаточно долгую историю искусство авангарда не смогло сформировать ни целостного художественного направления, ни стиля, ни школы.

И все же еще один Большой стиль возник на рубеже XIX и XX столетий. То ли предчувствуя мировую войну, то ли являясь ее порождением.

 

                                     КОНСТРУКТИВИЗМ

 

Мгновенно перевернув художественное сознание, создатели этого стиля  положили в основу произведения не образ, но конструкцию, созидающую образ. Это дало потрясающий эффект. Война дала мощный импульс промышленным технологиям, чем не могли ни восхититься художники, а, восхитившись, - воспользоваться. Центром конструктивизма становиться послевоенная Европа, и в первую очередь наиболее пострадавшие в войне страны: Россия, Германия, Франция и Бельгия. В Европе появляются центры теории Конструктивизма (Баухауз, Вхутемас-Вхутеин) и целая когорта архитекторов(дизайнеров)-конструктивистов. Возводятся знаменитые Дома-Корабли и компактные виллы. Надо признать некоторую сходность посылов Модерна и Конструктивизма: и при примате Образа, и при господстве Конструкции началом, объединяющим столь не похожие внешне стили, является их происхождение от потребностей заказчика (человека). Хотя и человека разных исторических отрезков. Этот "гуманизм" и позволил этим стилям так долго существовать (вплоть до настоящего времени), хоть и сильно мимикрируя порой и загадочно переплетаясь. От их тайных и явных "браков" рождались, и еще будут рождаться самые разные "дети": и Ар-Деко и сегодняшний Минимализм. Но никто из этих потомков не достиг величия и искренности своих прародителей, в том числе и Сурово-романтического Конструктивизма, и не является т.н. БОЛЬШИМ СТИЛЕМ.

В заключение, после того, как было рассмотрено искусство античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени, можно с уверенностью сказать, что стиль синтезирует все те духовные и социально-экономические моменты, которые присущи конкретному историческому уровню развития общества. Но, тем не менее, рассматривать формирование и развитие того или иного стиля только в религиозно-историческом аспекте нельзя, так как существует независимость развития стилей от видимых проявлений общественного сознания.

Рождение наиболее крупных  стилей искусства, определяется внутренней логикой развития художественного  мышления человека, определенных способов видения мира, осознания свойств  пространства и времени, в котором  живет и действует конкретный человек. Кроме того, закон стиля осуществляется в эстетической сфере. Элементы стиля, подчиняясь его логике, выполняя его художественную «волю», воплощаются в многочисленных деталях художественного целого.

Чаще всего искусство  соответствует не характеру цивилизации  и условиям жизни, а лишь духу эпохи, ее идеалам, обычно либо обгоняющим, либо отстающим от этих условий. Поэтому и содержание конкретного художественного направления той или иной эпохи выражает как бы то, чем эта эпоха хотела бы быть, как хотели бы выглядеть люди в соответствии со своими мечтами и идеалами, но совсем не то, что они представляют собой на самом деле.

Художественный стиль  не создается каждый раз заново. Потенциальные возможности возникновения  того или иного стиля медленно созревают внутри предшествующей эпохи и могут проявиться в следующей при благоприятных исторических условиях. Новые стилеобразующие начала встречаются с устоявшимися стилевыми формами и в процессе более или менее органичного сочетания традиции и новаторства складывается новый стиль. Как кто-то сравнительно недавно отметил: «процесс истории культуры есть не только процесс изменения, но и процесс сохранения прошлого, процесс открытия нового в старом»

Относительная самостоятельность  стиля в его художественном развитии приводит к тому, что на общей идейной основе могут складываться стилистические системы, в той или иной мере различающиеся между собой. Конечно, некоторая родственность стилей сохраняется и в этом случае, но, очевидно, что между стилем и историческими особенностями той или иной эпохи нет механической связи. Любой стиль несет в себе черты исторической эпохи, проявляясь в то же время только на индивидуальном уровне творчества конкретного художника. В душе художника всегда происходит взаимодействие между своеобразием его восприятия и тем искусством, которое уже существует.

Значит можно сказать, что художественный стиль не возникает  стихийно из пустоты, и не является результатом воздействия какого-то единственного фактора, а формируется, обретает ясность и целостность  под влиянием трех равноправных факторов – внутренней логики развития стиля, художественного мышления и воли художника, и исторических особенностей эпохи.

 

 

                7. Проблемы культуры в России.

 

Нет такой сферы жизнедеятельности  человека, на которую не повлияла бы культура. Наибольшее же влияние она оказывает на образ жизни каждого члена общества, любой личности. То, что представляет из себя культура в данной стране, можно понять, проанализировав установки сознания, духовные потребности, ценности ее граждан, ведь все вышеперечисленное влияет на характер поведения, общение людей, ценности, образцы, нормы поведения. Люди стремятся к образу жизни, , предполагающему высокий уровень сознания и культуры.

Так как центром культуры является человек со всеми его  потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Да, действительно –

носителем проблем в любой области общественной жизни является человек: иногда – как личность, единица определенного общества, субъект определенной культуры – будь то США, Россия или Древняя Греция, иногда — как представитель той или иной социальной,  демографической и т.п. группы. Иногда же человек становится носителем социальных и личных проблем, возникающих во вполне обыденных ситуациях, обусловленных какими-то жизненными обстоятельствами и условиями.

Таким образом, подход к  решению проблем культуры в России следует искать не вовне, и внутри самого российского общества, изучать процессы, протекавшие в нем в последнее десятилетие и получившие развитие в начале XXI века.

  

                                         Культура в России

 

Когда изучают социокультурную  ситуацию страны, прогнозируют процессы, которые, возможно, будут происходить в обществе, вводят понятие "социокультурного субъекта". Социокультурный субъект – это любой член общества, переживающий проблемы и испытывающий на себе обстоятельства, характерные для общества в целом (а, следовательно, и в области культуры) и влияющие на всю совокупность условий его жизнедеятельности. И если учитывать многообразие точек  зрения, личных воззрений и отношений к проблемам общества у каждого из его членов,  становится ясно видно - для социокультурной жизни российского общества в целом характерна многосложность и противоречивость.

В зависимости от культурного  материала, с которым человек, как  член общества, имеет дело в рамках культурной среды и сферы активности человека, можно выделить поля жизнедеятельности, которые одновременно могут выступать областями проектной деятельности или главными направлениями  исследований проблем культуры:

1. Культурно-историческое  наследие (или историческая среда  обитания человека, мера ее освоения и востребованности);

2. Художественная среда  обитания человека, обеспечивающая  соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни;

3. Социально-психологическая  среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей — их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения);

4. Духовно-нравственная  среда обитания (как в форме  общественной морали, так и на интесубъективном уровне — как внутриличностное содержание духовно - нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);

5. Политическая среда  обитания (характер и содержание  политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);

6. Экологическая среда  обитания (состояние природного  окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).

Сегодня, с одной стороны, наблюдаются перемены к лучшему, что связано с привнесением в жизнь общества таких понятий, как демократия, отсутствие цензуры, плюрализм, свобода слова, печати, совести. С этим связано раскрепощение общественного сознания, существенная  активизация социально- культурного творчества различных категорий и групп населения. Также стоит отметить и расширение количества видов и форм художественного творчества, обогащение спектра культурных начинаний за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций.

Все более широкое использование получает конкретная, порегионная, адресная поддержка различных молодежных (и не только) инициатив. Эта поддержка осуществляется в виде целевых программ федерального и локального характера.

После падения "железного  занавеса" стал богаче культурный обмен, исчезает чувство культурной изоляции, в общественные галереи, музеи, на выставки возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению.

Много говорится о  том, что получило свежее дыхание  система высшего образования – быть образованным человеком снова становится и модно, и выгодно, образование несет уважение и вес в обществе. Востребуется и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры - философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль, и даже в школьных учреждениях вводятся уроки культурологии, права, экономики, риторики и т.д.

Малые этнические группы, о существовании которых почти  забыли в течение последних десятилетий, активизируются, живо проявляют свое участие в социокультурной жизни страны. Это способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства “малой родины”, любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Эта тенденция особенно заметно проявляется у ряда малочисленных народностей Северного Кавказа, Севера, Дальнего Востока.  Также восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России.

Современные процессы обновления, происходящие в обществе, породили новые объекты культуры. Это и средства труда, и предметы потребления, услуги, научные и философские идеи, которые существенно увеличивают культурный потенциал общества. Развитие средств массовой коммуникации, пусть и не такое бурное, как в Западной Европе и США, ввело в содержание культуры общества огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает  индустрия культуры и досуга, индустрия развлечений.

Итак, сегодняшний потенциал  культуры составляют созданные за последнее  время ее объекты — научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения; знания о том, как можно их использовать в обыденной жизни, навыки такого использования, собранные не только в специализированных областях культуры, но и в обыденной культуре; но наряду с настоящим нельзя забывать и о культурном наследии прошлого, знания и навыки использования которого сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры.

Точками, где собраны  ресурсы развития культурной жизни, залог того, что она не исчезнет для будущих поколений являются традиционные социальные общественные институты, предназначенные для преобразования, хранения, передачи культурного потенциала, его освоения и использования членами общества. И это не только министерства, научно-исследовательские центры, учреждения культуры, но и средние и высшие учебные заведения, творческие союзы, средства массовой информации.

    

                               Проблемы культуры в России

 

При всех тех положительных  процессах, проходящих в нашей стране, в обществе все равно набирают силу тенденции, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию.

Увеличивается разрыв между  потенциалом влияния культуры на общество и реально существующей способностью масс для его освоения и использования в повседневной социокультурной практике. Сумасшедшие темпы, динамизм общественной и культурной жизни вызвали значительное усложнение структуры и

Информация о работе Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока