Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

В 1V-III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат возникла столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ, и существовало только одно государство - Древний Египет, в Двуречье стремительно сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилон (Старый и Новый), Ассирия,

Оглавление

1. Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока стр.2

2. Символический характер культуры средних веков стр.20

3. «Серебряный век» русской культуры стр.39

4. Предмет культурологии и его основные разделы стр.64

5. Культура XХ века. Противоречия и проблемы стр.72

6. Основные стили в искусстве и архитектуре стр.94

7. Проблемы культуры в России стр.119

8. Кризис культуры ХХ века стр.132

9. Соотношение науки и искусства стр.145

10. Роль религии в культуре стр.151

11. Используемая литература стр.165

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 796.00 Кб (Скачать)

Мы видим, что материальные ценности почти целиком вытеснили  ценности гуманитарные, духовные.  Зачастую для того, чтобы молодым людям войти во взрослую жизнь, обеспеченные родители поддерживают их абсолютно во всем, взваливая на себя все проблемы. Итог – инфантильность и неспособность самостоятельно действовать, рассеянный образ жизни, увлечение наркотиками.

Всех этих данных достаточно для того, чтобы убедить кого угодно – культура в России погибает. Особенно контрастно смотрится положение провинции и центральных регионов.

Но все же - универсальные  общечеловеческие ценности до конца  не исчезли, они существуют. История всегда была сложна и противоречива. Почему на протяжении человеческой истории они нередко оспа, и нередко возникали ситуации, подобные той, что сейчас сложилась в России. Она ещё не успела утвердиться на новом цен пространстве, и не должно казаться, что провозглашаемые сейчас чисто материальные ценности вросли в ткань общественного сознания. Одна из распространенных точек зрения – все идет, как должно быть, предполагается, что лучше руководствоваться конкретными, сиюминутными интересами нации, класса, державы или политического союза,  а общественная

структура, ее ценности возникнут  заново на новых основах. Консервативно настроенные политики, философы, публицисты толкуют о том, что общечеловеческие ценности не рождаются в готовом виде, в панораме конкретной истории, что они существуют в форме классовых, каковым и надлежит отдать предпочтение. Пророчествуют о космополитическом забвении национального, идеологически конкретного и пугают идейным разоружением.

Другая крайняя позиция  характерна для радикальной мысли, выступающей с прямо противоположных позиций от имени гуманизма и демократии. Особый гнев в данном случае вызывает частица «обще». Это она, подчеркивают радикалы, своей абстрактностью растворяет, обезличивает человеческое содержание оду святынь. В пространстве всечеловеческого кон индивид размыт, его предпочтения неразличимы. Не проще ли на путях гуманистического об общества ограничиться ценностными ориентациями человека, а ненавистное  «обще» отбросить на воплощение чуждой и анонимной сущности?

При этом историко-философская традиция отступает на второй план. Опыт  заставляет нас с подозрением относиться к любому идейному построению, внутри которого определяются некие пределы для личности.

Философы и публицисты озабочены тем, чтобы освободить людей от всевластия доктринальной мысли,  деспотии государства, от полного растворения личности в таких надличностных сущностях, как коллектив, нация, культура, человек.

Отсюда полемически  заостренное стремление избавить человека от всех оков, раскрыть неисчерпаемый потенциал персона традиции, обеспечить безраздельный примат индивида, противостоящего любым отчужденным структурам и безымянным феноменам.

Общечеловеческие ценности предполагают, прежде всего, ос единства человеческого рода. Нет таких святынь, которые почитались бы во все времена.

Однако есть такие  абсолюты, которые значимы для всего человеческого рода, без них единство человечества не было бы столь тотальным.

Общечеловеческие ценности предполагают сохранение   духовного опыта. К святыням человеческого рода относятся, например, сократовское триединство Истины, Добра и Красоты. Эти абсолюты отражают достояние всего человеческого рода. Когда мы говорим об общечеловеческих достижениях, то не имеем в виду приобретения европейского мира. Но те ли свое значение рожденная в античности идея демократии?

Культура характеризуется, прежде всего, способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов. Культура исторически сформировалась, в конечном счете, как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Главная функция культуры - сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его. Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры. Именно их и надо задействовать для того, чтобы российская культура превратилась в сложное по деятельности, многообразное по формам духовное образование. Сюда входят нравственность, религия, искусство, наука, философия и идеология, политика, миф, мировоззрение и т.д. Сложное взаимодействие этих систем, как остается надеяться, образует целостную ткань культуры нашей страны.

 

 

 

                     8. Кризис культуры ХХ века.

 

 

Миру известно множество  определений культуры, этот фактор обусловлен множеством подходов к определяемому  предмету. Но с какой бы стороны  не рассматривали великие умы  мира явление культуры, все они  чётко обозначали проявление глобального кризиса культуры в двадцатом столетии.

Выдающийся русский  философ Николай Александрович  Бердяев в своём труде «Кризис  искусства» писал так: «Много кризисов искусство пережило за свою историю. Переходы от античности к средневековью  и от средневековья к возрождению ознаменовались такими кризисами. Но то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах. Окончательно померк старый идеал классически - прекрасного искусства и чувствуется, что нет возврата к его образам».

Полагаю, всё сказанное  Бердяевым о кризисной ситуации в искусстве, вполне можно сопоставить  кризису в культуре, ведь искусство  является одной из прекраснейших, и, пожалуй, самых ярких граней культуры. Опираясь на вывод, сделанный выдающимся философом можно сказать, что культура стремительно выходит за свои пределы, рушатся грани и устоявшиеся стереотипы, люди в своём иступлённом порыве стремятся переступить все пределы и границы.

Кризисные явления в  культуре двадцатого столетия проявляются  во всех областях и сферах жизнедеятельности  человека. Явственно чувствуется  отрыв человечества от истоков, укоренение его неверия в высшие силы, в  самого создателя, Бога. Происходит отрыв цивилизации от прекрасного мира природы, от созерцания её красоты и величия. Напротив, прослеживается стремление человека поработить природу, научиться управлять ею. Человечество встаёт на путь изучения и постижения тайн Вселенной, освоения недр Земли, глубин мирового океана и морей, в космического пространства. В своём стремлении преуспеть мы не замечаем, как изо дня в день разрушаем первозданную красоту и чистоту мира.

В мир победоносно  вошли «умные» машины, но они же и разрушают вековой лад органической жизни. С этого нового витка развития все изменилось в жизни человечества, всё в ней надломилось.

Техногенность и неестественность прослеживаются в искусстве, например в живописи. В картинах гениального  художника Пикассо представлена идея кубизма. Когда смотришь на его картины, в голове проносится вихрь тревожных мыслей. Николай Бердяев в своей статье о картинах Пикассо писал: «Пропала радость воплощенной солнечной жизни. Зимний космический ветер сорвал покров за покровом, опали все цветы, все листья, содрана кожа вещей, спали все одеянья, вся плоть, явлённая в образах нетленной красоты, распалась. Кажется, что никогда уже не наступит космическая весна, не будет листьев, зелени, прекрасных покровов, воплощённых синтетических форм. Кажется, что после страшной зимы Пикассо мир не зацветёт уже как прежде, что в эту зиму падают не только все покровы, но и весь предметный, телесный мир расшатывается в своих основах. Совершается как бы таинственное распластывание космоса. Всё более и более невозможно становится синтетически-целостное художественное восприятие и творчество. Всё аналитически разлагается и расчленяется».

Те же мысли и тенденции  прослеживаются и в литературе, а  именно в астральном романе Андрея Белого «Петербург». Он охарактеризовал ту атмосферу, в которой происходило действие романа. А сам город Петербург он представляет так: «Петербург, Петербург! Осаждаясь туманом, и меня ты преследовал праздною мозговой игрой: ты - мучитель жестокосердный; ты неспокойный призрак; ты, бывало, года на меня нападал; бегал я на твоих ужасных проспектах и с разбега взлетал я на Чугунный тот мост, начинавшийся с края земного, чтобы вести в бескрайнюю даль; за Новой, в полусвет ной, зелёной там дали - повозрастали призраки островов и домов, обольщая тщетной надеждой, что тот край есть действительность, и что он - не воюющая бескрайность, которая выгоняет на петербургскую улицу бледный дым облаков».

. Проанализировав данный  отрывок, Андрея Белого вполне  можно назвать кубистом в литературе. В его описании Петербурга прослеживается та же параллель, что и в картинах Пикассо.

Если сопоставить данные факты, то кризис в живописи и литературе нельзя назвать иначе, чем дематериализация, развоплощение живописи и литературы, которые являются составной и неотъемлемой частью культуры, следовательно, эти явления вполне закономерно можно отнести к кризису культуры.

Внутренние конфликты - неизбежные спутники на пути развития всякого явления, в том числе  и культуры. Довольно часто они  приводят к распаду, краху, а то и гибели последней. Но чаще всего, они являются провокаторами кризиса - обязательного и закономерного этапа в развитии всякой культуры, причём кризиса именно в том смысле, который имеет это слово в медицине, как тяжёлое переходное состояние.

Сутью кризиса является процесс переоценки и перегруппировки  слагаемых духовно-смыслового ядра культуры. Он вполне способен парализовать динамику развития культуры, вызвать  болезненные и мучительные феномены, что в свою очередь повлечёт к  краху культуры в её первоначальном виде. Тем не менее, нередко кризис сопряжён с само опознанием, самоидентификацией культуры, с выявлением потенциальных возможностей её внутреннего развития. Истории известны свидетельства того, что зачастую кризисные явления предшествуют рождению новой культуры.

ХХ век- век взлёта культуры, время радикальных перемен  и одновременно серьёзных предупреждений цивилизации. Мировая цивилизация  загнана в тупик и ей предстоит  выбор: гибель, как следствие неумения найти решение навалившихся глобальных проблем, или же осуществление прорыва в совершенно новые, ранее непознанные области человеческого духа и бытия, ознаменовав этим открытие новых возможностей и перспектив для дальнейшего развития.

В конце XIX- начале ХХ в.в. стали заметны проявления зарождающегося кризиса культуры, идёт выраженный процесс переосмысления и переоценки сложившихся и общепринятых ценностей, роли и назначения самой культуры для цивилизации. Кризисной ситуации в культуре предшествовал глубокий исторический кризис. Революции в России, Германии и Испании, социальные потрясения, мировые войны, все эти катаклизмы являются свидетельствами мощнейшего кризиса истории, равного которому ни европейская, ни мировая история последних веков не знала.

ХХ столетие наглядно дало понять, что развитие цивилизации идёт не по тому пути. Цивилизация в эпоху научно-технической революции достигает неслыханных ранее успехов, что влечёт к перевороту в сферах культуры, производства, быта, да и в самом сознании людей. Очевидно, что блага человеческого прогресса влекут к негативным последствиям, таящим в себе угрозу для существования самой жизни на Земле.

Немецкий философ Э. Гуссерль, характеризуя природу кризиса, отмечал: «… различие между процветанием и упадком, или, иначе говоря, между  здоровьем и болезнью явно имеет место и в отношении общностей, народов, государств. Соответственно напрашивается вопрос: почему же в таком случае не возникла медицинская наука, которая занималась бы народами и наднациональными общностями? Европейские народы больны, да и сама Европа, как говорят, переживает кризис».

 

                             КУЛЬТУРА ХХ СТОЛЕТИЯ

 

 

Великое множество ликов  культуры ХХ века, разнообразие взглядов людей на отношение к окружающей среде обитания (всему миру, обществу) не в состояние, да и не должны скрывать сущностные моменты развития мировой культуры. Мы ведём разговор о процессе становления единой общечеловеческой культуры, имеющей место, и развивающейся путём взаимодействия, заимствования и взаимообогащения её национальных форм. Учитывая это, следует рассмотреть тенденции развития культуры ХХ столетия, пути её становления, произошедший кризис и пути выхода из него.

Культура ХХ столетия была едина в своём многообразии. С самого начала она складывалась, как необычайно многообразное и  противоречивое явление. Ей были присущи такие основные тенденции, которые представляли её как переходную, ту в которой произойдёт глубокая переоценка сложившихся ценностей. К общепринятым нормам, ценностям, видам восприятия и оценки окружающей среды человечество пришло путём развития и взаимовлияния национальных культур.

Идеалами и установками  современной культуры является сплав  того, что было открыто человечеством  ранее, и того, чего оно достигло к концу ХХ века. Некоторые формы  социальной жизни, образцы деятельности, способы мироощущения и восприятия мира отсеялись неумолимым «ситом времени». Назревает вопрос, какие же культурные ценности прижились в ХХ веке? В современной культуре широко распространились идеи гуманизма, их принципы и идеалы. Конечно, гуманизм- понятие крайне многообразное. Например , ренессансный гуманизм, утверждал мощь и свободу творческого духа людей, данный вид гуманизма был в некоторой степени элитарным, т.к. его моральный принцип носил индивидуальный характер, а, следовательно, имел значение лишь для избранных. Сущностью современного гуманизма является его универсальность, т.к. он адресуется каждому человеку и провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние и свободу.

 

 

 

  ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ХХ ВЕКА

 

 

Гуманистические идеи культуры ХХ века прослеживаются на всех ступенях развития современного общества - экономической, нравственной, политической, художественной и других. Эта тенденция в свою очередь определила, например, становление политической культуры в передовых странах. Ценности современной культуры впервые были отображены в «Декларации прав человека и гражданина» в 1979 году. Если сравнить два документа «Декларацию прав человека и гражданина» ХVIII века и «Всеобщую декларацию прав человека» XX века становится видно, что идеи, проработанные во Франции в далёкую эпоху революции, приняты в настоящее время в качестве идеала всеми государствами, входящими в состав ООН (см. таблицу № 1)

Информация о работе Культура «речных» цивилизаций Древнего Востока