Древний Восток как культурная целостность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:03, реферат

Краткое описание

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характера современной цивилизации. Древние культуры Востока около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………1
2. Древний Восток как культурная целостность…………………...2
3. Культура Древнего Египта………………………………………..9
4. Культура Месопотамии…………………………………………...11
5. Культура Древней Индии………………………………………...13
6. Культура Древнего Китая………………………………………...16
7. Заключение ……………………………………………………….19
8. Список используемой литературы………………………………20

Файлы: 1 файл

СЕМЕСТРОВАЯ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

План 

  1. Введение……………………………………………………………1                                                                                          
  2. Древний Восток как культурная целостность…………………...2
  3. Культура Древнего Египта………………………………………..9
  4. Культура Месопотамии…………………………………………...11
  5. Культура Древней Индии………………………………………...13
  6. Культура Древнего Китая………………………………………...16
  7. Заключение ……………………………………………………….19
  8. Список используемой литературы………………………………20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Одна  из центральных проблем понимания  древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характера современной цивилизации. Древние культуры Востока около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жид Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Древний Восток как культурная целостность

     Древним Востоком обычно называется совокупность культур, расположенных на восток и юго-восток от греко-римского мира. Разумеется, сам этот термин является весьма условным, поскольку граница между греко-римским миром и древневосточными культурами никогда не была резкой. С одной стороны, восточные народы иногда проникали далеко на запад. С другой стороны, древние греки, проводя активную колонизацию, проникали далеко на восток. Кроме того, граница между "Востоком" и "Западом" в разные исторические эпохи проводилась по-разному, и ее расположение в процессе исторического рассмотрения следует каждый раз уточнять.

     Древний Восток как культурная целостность  включает в свой состав культуры Южной  Азии и Северной Африки, а также  Индию и Китай. Ряд авторитетных исследователей считает, что древние  культуры Южной Америки, культуры майя, ацтеков, инков, хотя в чисто географическом смысле они и не являются "Востоком", типологически также должны быть отнесены к древневосточной цивилизации. Представляется, что такая точка зрения не лишена оснований, поскольку типологическое сходство действительно очень велико.

     Значение  Древнего Востока в истории общечеловеческой культуры огромно. Именно на Востоке  происходит разложение первобытнообщинного  строя и происходит переход к  оседлости. Здесь появляются первые государства, частная собственность, первые системы письменности, создаются условия для разделения труда и Появления социальных классов. Все культуры Древнего Востока прошли длительную эволюцию, исходной точкой которой был первобытнообщинный строй. Поэтому изучение истории древневосточной культуры позволит выявить важные моменты цивилизованного процесса.

     В литературе можно встретить разные термины для обозначения культуры Древнего Востока. Известный немецкий философ XIX в. Г. В.Ф.Гегель предпочитал пользоваться термином "восточная деспотия", подразумевая, прежде всего, структуру политической власти на Древнем Востоке. Исследователи, придерживающиеся марксистской методологии, говорят о Древнем Востоке как о раннем рабовладельческом обществе, имея в виду экономическую структуру. В тех работах, в которых предпринимается попытка выявить Специфику древневосточной культуры в целом, можно встретить самые различные термины для обозначения этой специфики.

     Так, в известной книге западного  ученого Карла Витфогеля  (1896—?) "Восточный деспотизм" вводится не слишком изящно звучащий по-русски термин "гидравлические общества" (может быть, лучше было бы перевести: "гидротехнические общества", что, впрочем, по-русски звучит тоже не слишком выразительно). Витфогель пишет: "Примитивный человек знал регионы, испытывающие недостатки воды, с незапамятных времен, но поскольку он зависел от собирательства, охоты и рыболовства, он мало нуждался в регулировании водных ресурсов. Лишь после того, как он научился использовать процессы воспроизводства растительной жизни, он начал принимать во внимание возможности земледелия на сухих участках земли, обладающих, однако, источником воды, количество которой было больше, чем в кратковременном дожде. Лишь тогда он начал манипулировать заново открытыми свойствами старого окружения посредством хозяйствования на слабо орошаемых землях (поливное земледелие) и (или) регулярно орошаемых и управляемых государством землях (орошаемое земледелие). Лишь тогда возникла возможность появления деспотических структур правления и общества"[Витфогель. 1957. с.12]. Таким образом, Витфогель справедливо обращает внимание на роль рек и орошения в становлении древневосточной культуры. И в самом деле, это-"культура речных долин", или "речная" цивилизация.

     В ряде других западных работ, посвященных  исследованию древневосточной культуры, можно встретить такие термины, как "территориальное царство", "храмовое государство", "космические империи".. В этих терминах подчеркивается роль оседлости и территории в этом типе культуры, значение храмов и астрологических сведений для их становления. Действительно, как мы увидим, вес это весьма существенные элементы данного типа культуры, без учета которых ее суть остается понятой не до конца.

     Еще раз повторим, что главной особенностью большинства культур Древнего Востока является то, что основная часть их территории — это долины крупных, полноводных рек. Это, в сущности, заболоченная почва, т.е. те природные условия, которые совершенно не подходили для первобытной родовой общины в качестве первой формы человеческой общности. Тем не менее, как мы увидим чуть позже, именно эти неблагоприятные природные условия стали основой принципиально иного, по сравнению с культурой родовой общины, типа культуры. Чтобы не быть голословными, рассмотрим в качестве иллюстрации один из древнейших образцов этого нового типа культуры. У историков существует даже такая крылатая фраза: "История начинается в Шумере" (так называется и известная книга).

     Одна  из ранних и наиболее характерных  форм древневосточной культуры представлена шумеро-вавилонской культурой. Она сложилась в районе двух рек — Тиграм Евфрата. Южная часть Месопотамии (Двуречье в узком смысле этого слова) образовалась постепенно в результате того, что наносы Тигра и Евфрата медленно, но верно заполняли Персидский залив. Формирующаяся болотная равнина вытеснила на юг морские воды. В палеолите это было сплошное болото, над которым, по всей вероятности, носились целые тучи комаров и москитов. Первобытные родовые общины избегали этих мест, что доказывается отсутствием находок в этих местах орудий времен палеолита.

     Культура, созданная в бассейне Тигра и  Евфрата, была результатом взаимодействия и сотрудничества многих; народов. Население  двуречья не было однородным, поскольку  страна заселялась с двух сторон. С  востока к берегам Тигра и  Евфрата пришли шумеры — этническая группа, язык которой ученые до сих пор не могут отнести к какой-либо языковой семье. С запада и северо-запада двигались семитские племена. Первая волна этих переселенцев в дальнейшем получила название аккадцев (по названию города Аккад). Язык их, получивший название аккадского, был близок древнееврейскому и арабскому. Переход от родовой организации к государству в рассматриваемой культуре продолжался примерно с середины V тысячелетия до н. э. до середины III тысячелетия до н. э. Возникают первые города, которые вступают между собой в ожесточенную и непримиримую борьбу. Первые формы государственности и возникают в результате этой борьбы. Особо возвышается город Вавилон (точнее, Бабили — "врата бога"), расположенный на левом берегу Евфрата, несколько южнее современного Багдада.

     В развитии культуры пальма первенства очень часто принадлежала шумерам. Но весьма ощутимый вклад внесли и  семитские народы, прежде всего, аккадцы. С возвышением Вавилона эта культура получила общее название "вавилонской". Из истории известно, что шумеры в Двуречье ассимилировались и в конце концов утратили свой язык. Однако их культурное наследие оказало огромное воздействие на семитские народы. Поэтому правильнее говорить не о вавилонской, а о шумеро-вавилонской культуре.

     В шумеро-вавилонской культуре мы находим  все характерные черты древневосточной  культуры вообще. Это, прежде всего, иероглифическая  письменность. Внешний вид знаков со временем упрощался, и постепенно они превратились в довольно схематичные и абстрактные значки. Основным материалом для письма служила мягкая глина, которой придавали самую различную форму, — пластин, призм, шаров и т.д. В результате того, что писец, выдавливая схематический значок, невольно ослаблял нажим руки, прямая линия превращалась в клин. Отсюда и название этой письменности — клинопись.

     Далее, характерной чертой шумеро-вавилонской  культуры было строительство особых, ранее не известных культовых  сооружений -храмов. Стены храмов были исписаны иероглифическими знаками, сами они были ориентированы по сторонам света. Строительным материалом для храмов служила преимущественно глина.

     Еще одной характерной чертой было развитие и особая роль астрономических знаний. Правда, это была скорее не астрономия, А астрология, которая вообще играла огромную роль в древневосточной культуре. Фундаментальное значение в этой культуре играет вера в воздействие небесных светил на судьбу народа в целом (индивидуальные гороскопы появляются значительно позже и являются признаком упадка). В шумеро-вавилонской культуре  предсказывались солнечные и лунные затмения, был создан солнечно-лунный календарь. Была развита и математика, основывавшаяся на шестидесятиричной системе счисления.

     Одной из древнейших считается и шумеро-вавилонская  мифология, содержащая уже такие "бродячие" мифологические сюжеты, как миф о сотворении мира, о потопе. Появляется и характерный земледельческий миф об умирающем и воскресающем боге.

     Типологически схожие черты мы находим также  в кулътуре Ассирии, культуре хеттов, Сирии, Палестины, Финикии. Это позволяет пока отвлечься от рассмотрения различных черт конкретных культур и обратиться к выявлению их типологических характеристик. В литературе обычно выделяют следующие типологические характеристики:

  1. Исходный пункт культуры Древнего Востока — первобытно общинный строй. На ранних этапах развития древневосточной культуры человеческая деятельность основывалась на использовании камня, меди и бронзы. Революционные изменения происходят с открытием и внедрением в практическую деятельность железа.
  2. "Территорией" древневосточных культур в подавляющем числе случаев были поймы крупных рек, речные долины (исключением являются, пожалуй, лишь хетты, что, впрочем, требует дополнительного рассмотрения). Суть главного открытия древневосточной культуры как целого состоит в "превращении нужды в добродетель", поскольку земля, не пригодная для жизни родовых общин, превращается в "территорию", в место постоянного обитания.

     3. Основой   хозяйственной   деятельности   являются 
ирригационные работы при государственной собственности на землю 
и на оросительные сооружения (иногда дополняемой царско- 
храмовой собственностью).

  1. Огромная роль в древневосточной культуре принадлежала астрономическим знаниям, которые тесно переплетались и были практически неотделимы от астрологии. Система храмов и жречество были включены в систему астрономических представлений, выполняя консолидирующую и регулятивную функции.
  2. Общество было сословным (а в отдельных случаях — кастовым). Сословная структура общества была связана с развитым разделением труда.
  3. Основным занятием людей было сельское хозяйство, но определяющая и руководящая роль во всех областях принадлежала городу. Более того, первая форма городского поселения – ориентированная и измеренная земля, обнесенная крепостной стеной, - является характернийшим продуктом древневосточной культуры.
  4. Само государство имело в качестве территории ориентированную и измеренную землю, т.е. существовало в виде «территориального царства».
  5. Характер власти был деспотическим, предполагавшим жесткую централизацию власти и ее сакрализацию. Правитель (фараон, император) считался находящимся в таинственных отношениях со звездным небом, считался «сыном Неба»и лишь потому способным управлять «территорией» и проживающими на ней людьми.

     Главным мифологическим сюжетом при этом оказывается тема священного брака Земли  и Неба.                   

  1. Формирование государства сопровождалось развитием письменности, которая постепенно переходит от пиктографии к иероглифическому письму, обозначающему первоначально слова, а затем слоги и согласные звуки.

Информация о работе Древний Восток как культурная целостность