Искусство Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:14, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрение культуры древнего Востока начнем с определения понятия «Древний Восток». Под термином «Древний Восток» понимают обычно тот период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинству и христианству. Историю древневосточных народов принято изучать с появления первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……………..2
Искусство и литература Древней Месопотамии и Персии
Искусство и литература Древней Месопотамии………………………….......3
Искусство и литература Древней Персии……...……………………………...5
Искусство и литература Древнего Египта, Древней Индии и Древнего Китая
Искусство и литература Древнего Египта...................………………………..7
Искусство и литература Древней Индии………...…………………………..11
Искусство и литература Древнего Китая………………………………….....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

литер.docx

— 68.47 Кб (Скачать)

                                                      СОДЕРЖАНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……………..2

  1. Искусство и литература Древней Месопотамии и Персии
    1. Искусство и литература Древней Месопотамии………………………….......3
    1. Искусство и литература Древней Персии……...……………………………...5
  1. Искусство и литература Древнего Египта, Древней Индии и Древнего Китая
    1. Искусство и литература Древнего Египта...................………………………..7
    2. Искусство и литература Древней Индии………...…………………………..11
    3. Искусство и литература Древнего Китая………………………………….....14

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Рассмотрение культуры древнего Востока начнем с определения  понятия «Древний Восток». Под термином «Древний Восток» понимают обычно тот  период истории, который хронологически и генетически предшествовал  эллинству и христианству.  Историю древневосточных народов принято изучать с появления первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н. э. и заканчивать для Ближнего Востока 30—20-ми годами IV в. до н. э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней Азии и северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III—V вв. н. э., т. е. до того времени, когда на смену древнему обществу здесь пришло феодальное. Таким образом, история древневосточных народов насчитывает около трех тысячелетий.

Большая географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагался Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север  — от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. Здесь в древности существовали многочисленные государства, сыгравшие  важную роль в истории Востока.  

Развитие древневосточной культуры было неразрывно связано со многими  сторонами социальных процессов  Востока. Культурологический аспект восточной  жизни вобрал в себя черты экономико-политического  устройства, религиозных и философских  представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм.

При всем многообразии, а часто  и несходстве культур Древнего Востока, можно обнаружить общие элементы в системе функционирования искусства. Древневосточная художественная культура выросла на основе первобытной и  сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние  предки, народы первых восточных цивилизаций  считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала. Все это предопределило ее особенности. Их изучению и сейчас посвящено множество исследователей, коллекции достижений и символов Древневосточного искусства в музеях мира пользуется огромным интересом  и популярностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство и литература Древнего Востока.

  1. Искусство и литература Древней Месопотамии и Персии.

 

1.Искусство и литература Древней Месопотамии.

Одна из древнейших мировых  культур - культура Месопотамии (междуречья рек Тигра и Евфрата). Культурная история Двуречья представляет собой калейдоскоп сменяющихся народов и царств, связанных лишь культурной преемственностью. Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия, расположенные в плодородной долине, Сиро-Финикия и Палестина на западе на побережье Средиземного моря, Хеттское государство в горных районах, Древнее Закавказье в центральной части Малой Азии, Урарту на Армянском Нагорье - эти древние цивилизации сыграли исключительную роль в многотысячелетнем процессе формирования мировой культуры.

 Обращает на себя  внимание разнородность народов  и в этом контексте разнородность  и многоликость культуры этого  региона. Шумеры, аккадцы, арамейцы, арабы, ассирийцы, хетты, персы, греки - вот далеко не полный перечень населения Двуречья.

  Общественная, экономическая  и культурная жизнь сосредотачивалась  главным образом в городах,  расположенных вдоль обеих рек. 

 Множество источников  упоминает о культуре городов,  являющихся важными центрами  общественной жизни Шумера. Ур, Лагаш, Урук были богатыми торговыми и культурными центрами.

Письменность, литература и мифология

 Изобретение письма  было эпохальной вехой. В области Передней Азии , уже во второй половине IV тысячелетия, им начали пользоваться шумеры. Неизвестно, где возникла письменность: на исконной родине или на территории Двуречья, но первоначально она была чисто пиктографическая, а позже - в виде древнейших клинописных знаков.

 В середине II тысячелетия до н.э. Вавилон был разрушен иранскими племенами касситов. В XII в. Вавилон подчиняет себе северная Ассирия, ставшая наряду с Египтом “сверхдержавой” древности. Столица Ассирии - Ниневия - была символом величия и падения, страшных злодеяний и справедливого возмездия. Этот город стал известен благодаря раскопкам: была найдена библиотека правителя Ниневии - царя Ашшурбанопала, содержащая около 30 тыс. глиняных табличек с клинописью. Эта находка оказалась своего рода ключом ко всей ассиро-вавилонской культуре. В библиотеке представлены все знания, наука того времени, собраны царские указы и законы, исторические заметки, литературные памятники. Среди них - один из величайших эпосов древнего мира - “Песнь о Гильгамеше, или Поэма об увидевшем все”.

 Двуречье - родина литературных произведений, которые сегодня с полным правом относят к выдающимся памятникам мировой литературы. Характерной особенностью литературных произведений Двуречья является их анонимность. В библиотеках сохранились литературные произведения различных жанров: эпос, гимны, сказания, плачи (жалобные песнопения), дидактические и философские сочинения.

 Из месопотамских мифов прежде всего заслуживает внимания миф о сотворении мира, имевший как шумерский, так и аккадский варианты. Главную роль творца в шумерском варианте играл бог Энлиль, в аккадском - бог Мардук. По этому мифу можно познакомиться с древнейшими космогоническими представлениями населения Двуречья. В мифе также объясняется причина создания человека и его назначение - “служить богам". Сочинение о сотворении мира стало прообразом библейских легенд, в том числе легенды о всемирном потопе. Литература Двуречья ярко отражает экономическую среду и общественные отношения, в которых она развивалась.

       Согласно шумерской легенде, боги сделали из глины человека. Она сыграла известную роль в развитии культуры Древнего Двуречья, так как служила главным образом материалом для письма. Своими знаниями истории Двуречья и его соседей мы обязаны в первую очередь глиняной табличке. Таблички разных размеров несут на себе многочисленную информацию о различных сторонах культурной жизни Двуречья.

Глина широко использовалась и в гончарном деле. Керамика получает развитие со времени оседлости. Сосуды разных форм украшались геометрическими  мотивами: волнистыми линиями, штрихами, точками, прямоугольниками. Эти знаки  помимо декоративной выполняли еще и коммуникативную функцию: заменяли письмо. Гончаров в Двуречье был еще и скульптором: первые статуэтки “Великой Матери богов" были выполнены, по наблюдению археологов, гончарами. Значительно увеличило производительность труда изобретение форм из обожженной глины, позволившее отливать изделия по шаблонам, сериями. Тематика глиняных изделий была широка: от шумерских фигурок богов до ассирийских крылатых гениев-покровителей с головами коршунов, бородатых воинов, мужчин-рабов и т.п.

 Сравнительно рано  было известно производство стекла. Наставления о способе его  изготовления относятся уже к  XVIII в. до н.э.

В зодчестве Двуречья ярко отражались классовый антагонизм и значительные имущественные различия между отдельными слоями господствующего класса. В целом можно сказать лишь о наиболее характерных внешних чертах месопотамского зодчества. Для его технических возможностей определяющим был тот факт, что основным строительным материалом была только глина. До настоящего времени не сохранилось ни одной постройки в своих первоначальных размерах, но по раскопанным фундаментам, по изображению и описанию этих построек, можно приблизительно представить себе, каков был их первоначальный вид. Современные методы позволяют проследить отдельные этапы строительства крупных зданий - дворцов и храмов.

 Храмовые сооружения  Двуречья делятся на четыре основные типа, которым предшествовал дошумерский храм IV тысячелетия до н.э. Это небольшое прямоугольное святилище с одним жертвенником.

 Второй основной тип  представлен храмом с местом  для очага; у его длинной  стены находился обнесенный стеною  двор. К третьему типу относится  храм, центром которого был двор. Его план представлял собой  квадрат со святилищем - целой,  где на пьедестале помещалось  изваяние бога, которому был посвящен  храм. Четвертый тип храма с  помещением для очага появляется  в новоассирийское время.

 Первоначально храмы  возводили на искусственно возвышенных  террасах, которые позже сменились  ступенчатыми башнями - зиккуратами. Эти зиккураты считают еще и гигантскими алтарями, расположенными ближе к богам, на которых приносились жертвы. Жертвоприношение должны были оказывать магическое влияние на присутствующих.

 С именем царя Навуходоносора  II связывают одно из семи чудес света, получившее название “висячие сады Семирамиды". Остатки этого грандиозного сооружения были обнаружены английским археологом Кольдвеем. Кольдвей же обнаружил и фундамент другого, не менее грандиозного сооружения - памятника вавилонской культуры - знаменитой Вавилонской башни, о которой упоминает библейская книга Бытия. В 498 г. до н.э. башню видел Геродот, древнегреческий историк, и был поражен ее размерами, о чем написал в своих произведениях.

 Кроме строительства  храмов, уже с досаргоновского периода, развивалось и строительство дворцов. Многие из них - даже в развалинах - поражают своими размерами и роскошью. В каждом дворце находились тронный зал, гостевые дворцы, залы, архивы, библиотеки, помещения для прислуги и членов царской семьи, а иногда и школьные помещения со скамьями, мастерские, склады, хранилища. Дворцы Саргона II, Ашшурбанапала, Навуходоносора II представляли собой целые города, окруженные стенами. Внутренняя часть дворца представляла комплекс бытовых помещений с керамическими ваннами, уборные, кухни, хитроумно сооруженные колодцы.

 До наших дней дошла  арка, распространившаяся в архитектуре  Европы лишь со времен Александра  Македонского, но которая использовалась  в домах шумеров как деталь  перекрытия ворот.

В тех местах, где реки пересекали дороги, строились мосты  из камня или асфальта, дерева или  металла. Были известны и понтонные  мосты из просмоленного тростника.     Наиболее интенсивно в Двуречье развивалась скульптура: рельефы, монументальная скульптура, мелкая пластика. Пластика отличается декоративностью (инкрустация золотом, медью, драгоценными камнями и дорогими сортами дерева), тонкой работой, высоким мастерством исполнения и отделки. Рельефы отражают наиболее яркие моменты истории и культуры страны: сцены военных походов, религиозные и мифологические сюжеты.

 Искусство глиптики - резьбы по камню, кости, стеклу - применялось при изготовлении  цилиндрических печатей и служило  гражданским целям. Из твердых  пород камня выполнялись цилиндрики, по оси которых было сделано  отверстие, куда вставлялась палочка.  На внешней стороне цилиндрика  вырезались изображения. Печать  прокатывалась по влажной мягкой  глине. Оттиск служил “удостоверением  личности” владельца и заменял  его подпись.

 Поделочные, полудрагоценные и драгоценные камни применяли и в ювелирном деле. Из самоцветов, слоновой кости и перламутра в сочетании с бронзой, серебром, медью и золотом древние мастера изготавливали настоящие произведения искусства.

 Издавна металлу приписывалась  магическая сила, его называли  “даром небес", “силой небес". Особенно это относилось к  железу, цена которого была высока. Шумерским чеканщикам были известны  самые тончайшие приемы ювелирного  мастерства: филигрань, скань, зернь,  инкрустация, эмалирование и другие.

По своей жизнестойкости культура Двуречья превзошла все древневосточные державы и пережила на два с лишним тысячелетия своих собственных творцов.

 На базе шумерской  культуры развивалась и росла  культура семитов - вавилонян  и ассирийцев. Через их посредство, в их передаче и переработке  она распространилась в соседние  области - Лидию, Персию, Сирию,  Палестину, Малую Азию и проникла  даже в Пелопоннес. Границы взаимных  культурных влияний оказалось  далеко за пределами Двуречья.

 В VII в. до н.э. Вавилония была завоевана Персией. Но культура ее не разрушилась, хотя от памятников архитектуры остались лишь величественные руины: она была воспринята древними евреями и греками и внесла значительный вклад в формировании ближневосточно-средиземноморской цивилизации.

 

2. Искусство и литература древней Персии.

Персия – древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном. Прежде использовались оба названия, и сегодня название «Персия» все еще употребляется, когда речь заходит об Иране.

В древности Персия стала  центром одной из величайших в  истории империй, простиравшейся от Египта до р.Инд. В ее состав вошли все предшествующие империи – египтян, вавилонян, ассирийцев и хеттов. Более поздняя империя Александра Македонского почти не включала территорий, которые бы до этого не принадлежали персам, при этом она была меньше, чем Персия при царе Дарии.

С момента возникновения  в 6 в. до н.э. до завоевания Александром  Македонским в 4 в. до н.э. в течение  двух с половиной столетий Персия занимала главенствующее положение  в Древнем мире. Греческое господство продлилось примерно сто лет, и после его падения персидская держава возродилась при двух местных династиях: Аршакидов (Парфянское царство) и Сасанидов (Новоперсидское царство). Более семи веков они держали в страхе сначала Рим, а потом Византию, пока в 7 в. н.э. государство Сасанидов не было покорено исламскими завоевателями.

Информация о работе Искусство Древнего Востока