Искусство Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:14, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрение культуры древнего Востока начнем с определения понятия «Древний Восток». Под термином «Древний Восток» понимают обычно тот период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинству и христианству. Историю древневосточных народов принято изучать с появления первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……………..2
Искусство и литература Древней Месопотамии и Персии
Искусство и литература Древней Месопотамии………………………….......3
Искусство и литература Древней Персии……...……………………………...5
Искусство и литература Древнего Египта, Древней Индии и Древнего Китая
Искусство и литература Древнего Египта...................………………………..7
Искусство и литература Древней Индии………...…………………………..11
Искусство и литература Древнего Китая………………………………….....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

литер.docx

— 68.47 Кб (Скачать)

Для египетской литературы была характерна строгая перемственность жанров. В ней отразились сущностные черты египетского менталитета – представления об абсолютной власти богов и фараона, зависимости и беззащитности перед ними человека, связи земной жизни с загробным существованием. Она всегда испытывала сильное влияние религии, однако никогда не ограничивалась богословием и разрабатывала самые разнообразные жанры. Обогащению ее символической и образной системы способствовало использование иероглифического письма и ее связь с театрализованными культовыми представлениями. В ней практически отсутствовало понятие авторства, за исключением дидактической литературы, которая являлась наиболее уважаемым жанром.

Письменная египетская литература возникла в 4 тысячелетии до н.э. Она несла в себе сильную фольклорную основу (трудовые песни, притчи, поговорки, сказки). Самые ранние дошедшие до нас памятники относятся к периоду Древнего царства. Среди них выделяются Тексты пирамид, древнейшее в истории собрание магических формул и изречений, корни которых уходят еще в додинастическую эпоху; они пронизаны страстным стремлением смертных обрести бессмертие. Возникает биографический жанр: сначала это надгробные надписи, призванные увековечить имя умершего и первоначально содержавшие простое перечисление его титулов, должностей и жертвенных даров, постепенно (ко времени V–VI династий) превращаются в настоящие жизнеописания. При III–V династиях рождается дидактическая литература, представленная жанром поучений (Поучение Птахотепа, сохранившееся в рукописи периода Среднего царства). С эпохой IV–V династий связан цикл сказок о фараоне Хуфу и чародеях. Сохранившийся распорядок мемфисского храмового представления говорит о существовании протодраматического жанра. Наиболее значимый памятник религиозной поэзии этой эпохи – гимн в честь богини неба Нут.

Расцвет египетской литературы приходится на период Среднего царства. Широко распространяется дидактический  жанр: Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара, относящееся еще к Первому переходному периоду, и Поучение Аменемхета I (XII династия) являются настоящими политическими трактатами об искусстве управления государством. Пишутся и наставления социально-профессионального характера (Поучение Ахтоя о превосходстве профессии писца над всеми остальными). Возникает жанр политического пророчества (Пророчество Неферти). К политико-публицистической литературе принадлежат стихотворные Речения Ипусера (обличительное обращение к фараону о бедствиях Египта). Автобиографический жанр достигает кульминации в Рассказе Синухета – высокохудожественном жизнеописании вельможи начала XII династии. В области сказочно-фантастической литературы создается новый тип сказок о заморских путешествиях (Сказка о потерпевшем кораблекрушении). Рождается бытовая повесть (Повесть о красноречивом крестьянине). Появляется жанр философского диалога – Беседа разочарованного со своей Душой, где звучит тема сомнений по поводу преимуществ загробной жизни: человек, утверждает Душа, должен наслаждаться каждым моментом своего земного существования. Еще более ярко этот мотив выражен в Песне арфиста, самом выдающемся поэтическом произведении того времени. Среди лучших образцов религиозной поэзии – гимны богу Нила Хаппи и Осирису. Жанр магических заклинаний представлен Текстами саркофагов.

Литература Нового царства  продолжает художественные традиции Среднего. В большом количестве появляются сказки, особенно во время XIX–XX династий (Сказка о двух братьях, Сказка о  Правде и Кривде, Сказка об обреченном царевиче, Сказка о фиванском царе Секененра и гиксосском царе Апепи), житейские наставления (Поучение Аменемопе, Поучение Ани), словословия в честь царей, новой столицы и т.д. Высокого уровня достигает любовная лирика и религиозная поэзия с ее шедевром – гимном Атону. Рождаются историография (анналы Тутмоса III) и эпическая поэзия (Песнь о Кадешской битве). Все известные от предшествующих эпох магические заклинания собраны в знаменитой Книге мертвых, своеобразном путеводителе по загробному миру.

От Позднего царства сохранились  фантастические сказки (сказочный цикл о жреце Хасмуасе), наставления (Поучение Анхшешонка), эпическая поэма о фараоне Петубасте; религиозная литература представлена Книгой о вздохах (перечень заговоров, с помощью которых Исида оживляла Осириса), Книгой о прохождении вечности, Книгой о низвержении Апопа и Жалобными песнями Исиды и Нефтиды (для мистерий). В этот период развиваются разные виды исторической прозы: политическая хроника (Стела Пианхи, Хроника Осоркона, Демотическая хроника), семейная хроника (Повесть о Петеисе III), отчеты о путешествиях (Путешествие Унуамона в Библ). Рождается жанр басни, где действуют исключительно животные персонажи.

 

  2.Искусство и литература древней Индии

 Наряду с культурами  Двуречья и Египта с полным основанием к древним культурам можно отнести и индийскую культуру, которая также сумела создать бесценные художественные сокровища. Как и в других древних культурах, в индийской культуре в эпоху ее формирования решающее значение сыграл природный фактор. Величественная природа Индии с ее непроходимыми лесными чащами, несметным множеством ярких птиц и разнообразных зверей, дурманящих растений, способствовала рождению столь же мощных и величественных образов мифологии и художественной культуры.

Литература

Центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них — веды — не только были поздно записаны, но и впоследствии передавались преимущественно от учителя к ученику в устной форме. При этом за многие столетия язык стал настолько отличаться от разговорного, что нередко заучивались наизусть обширные книги практически без всякого понимания их смысла. Сложившаяся среди брахманов сложная система запоминания и точного воспроизведения литературных текстов оказала значительное влияние на весь характер образования и науки в Древней Индии.

Комментарии поздневедийского периода призваны были объяснить связь между ритуальным действием и произносимыми при этом формулами, нередко давая при этом аллегорическое истолкование древних обрядов. Из подобных умозрительных построений возникали древнейшие памятники древнеиндийской философии.

Огромное внимание, которое  уделялось точности передачи и истолкованию священных ведийских текстов, привело в конечном счете к появлению таких специальных дисциплин, как фонетика и этимология. На этой основе впоследствии развивалась древнеиндийская лингвистика. Определение времени для жертвоприношений требовало наблюдений над небесными светилами, а строительство сложных алтарей — геометрических познаний. Так уже в поздневедийской литературе появились зачатки наук, хотя и весьма своеобразных и не совпадающих с современными не только по своим целям, но и по методам.

Наряду с ведийской  литературой оформлялась и эпическая  традиция — две поэмы, «Махабхарата»  и «Рамаяна», каждая из которых включает несколько десятков тысяч стихов. Основной сюжет «Махаб-хараты» сводится к борьбе за власть между двоюродными братьями, принадлежащими к одному царскому роду Куру. «Рамаяна» же повествует о том, как царевич Рама боролся с демоном Раваной, похитившим и унесшим на Ланку его жену Ситу. Однако более половины «Ма-хабхараты» прямо не связано с основным сюжетом. В нее включено изложение мифов и старинных легенд, восходящих иногда к глубокой (возможно, даже индоиранской) древности. В течение веков до   создания   последних   редакций   поэм (примерно в Гуптскую эпоху) их текст все более разрастался за счет назидательных глав и целых самостоятельных трактатов (как упомянутая выше «Бха-гавад-гита»), В своем окончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна» стали подлинной энциклопедией индуизма и неисчерпаемой сокровищницей образов для последующих поэтов и художников. Эпос, можно сказать, и доныне бытует в устной форме, будучи доступен для миллионов неграмотных индийцев и оказывая огромное воздействие на их мировоззрение.

Ко второй половине I тысячелетия до н. э. относится формирование и буддийской литературы. Некоторые канонические тексты упомянуты в эдиктах Ашоки и таким образом уже в III в. до н. э. обладали авторитетом. Некоторые из них. возможно, восходят к середине I тысячелетия до н. э., времени, к которому традиция относит жизнь самого Будды. Согласно буддийским преданиям, в I в. до н. э. на Ланке записан весь канон тхеравады, десятки книг на пали — языке, близком разговорному диалекту Северо-Восточной Индии, на котором проповедовал Будда. Суждения о первоначальном буддизме до сих пор основываются главным образом на данных произведений, входящих в палийский канон. Запись его — неоценимый вклад Ланки в мировую культуру

Канон называется «Типитака», что буквально значит «Три корзины». (Древние рукописи были обычно выполнены на узких полосках пальмовых листьев и хранились в специальных корзинах.) В первой из «корзин» содержались «уставы» — правила поведения монахов и монахинь. Последняя «корзина» включала тексты по буддийской философии и психологии, изучению которых уделялось большое внимание в монастырях. С исторической и литературной точки зрения наиболее интересны сочинения, входящие в среднюю «корзину». Они содержат сборники изречений Будды, притчи и предания о его жизни и предшествующих существованиях. Некоторые из буддийских повествований, вероятно, более древние в своей основе, чем сам буддизм. Сочинения других школ буддизма — «великой    колесницы» — сохранились не полностью, иногда на санскрите, а большей частью в китайском, японском и тибетском переводах.

Из произведений научной  и дидактической литературы следует прежде всего упомянуть о грамматике санскрита, составленной Панини примерно в V—IV вв. до н. э. По отзывам специалистов, это самое совершенное описание языка в мировой науке вплоть до XIX в. Письменность в Индии засвидетельствована поздно, практически первыми ее памятниками являются надписи Ашоки, однако совершенство алфавита заставляет предполагать длительный период его развития.

Заслуженной славой пользуется древнеиндийская философия, включавшая несколько соперничавших школ. Основные философские тексты могут быть датированы первыми веками новой эры, но в некоторых случаях можно предполагать длительную традицию развития той или иной школы во второй половине I тысячелетия до н. э. Особенно важны достижения индийцев в области логики и философии языка, заслуживают внимания также их атомистические теории. Следует заметить, впрочем, что главной целью философии в Древней Индии являлось не обобщение достижений естественных наук и расширение практических познаний, а интерпретация священных текстов и достижение религиозного спасения.

Такой же характер имела  и древняя психология, тесно смыкавшаяся  отчасти с религией, отчасти с  медициной. В Древней Индии был  накоплен огромный опыт использования  лекарственных растений, широко занимались врачеванием буддийские монахи. Врачи-индийцы  славились в конце древности  и в средние века во всем мире.

Специальные трактаты по естественным наукам датируются рубежом древности  и средневековья. Ряд важнейших  математических и астрономических  идей несомненно навеян общими философскими концепциями. Так, знаменитый Арьябхатта (V в.), исходя из принципа относительности движения, предполагал вращение Земли вокруг собственной оси и движение ее вокруг Солнца. С понятием «пустоты» в буддийской философии, возможно, связано введение нуля в математике (и, соответственно, позиционной системы записи чисел) . Так называемые арабские цифры, которые используются доныне, происходят из Индии.

Расцвет древнеиндийской  культуры в первые века новой эры выражается в развитии самых разнообразных светских литературных жанров. По-видимому, к периоду правления Чандрагупты II относится творчество крупнейшего драматурга Калидасы. Сохранившиеся драмы (в том числе и знаменитая «Шакунтала», основу которой составила легенда, заимствованная из «Ма-хабхараты») почти все посвящены героическим сюжетам и связаны с придворным театром.

Более демократический характер имела проза, прежде всего басни, составившие книгу «Панчатантра». Отдельные рассказы ее нанизываются один на другой, будучи искусно вставлены в общую рамку. Арабский перевод «Панчатантры» известен под названием «Калила и Димна». Новеллы «Панчатантры» и самый способ построения литературного произведения в средние века пользовались огромной популярностью, оказав влияние на многие национальные литературы («Тысяча и одна ночь», «Декамерон» и др.).

Помимо поэтической лирики, поэм-панегириков и сборников  дидактических афоризмов в стихотворной форме в Древней Индии нередко  составлялись и научные трактаты, чтобы таким образом облегчить  их запоминание и устную передачу. Большое количество стихов вошло  и в «Арт-хашастру». Этот трактат ярко рисует придворные интриги, коварные провокации и тайные убийства. Главная цель политического искусства усматривается в подчинении окружающих территорий, и потому все соседние правители считаются потенциальными противниками, а соседи соседей — потенциальными союзниками «государя, стремящегося к завоеваниям».

В связи с развитием  отдельных областей в послемаурийскую эпоху происходит становление литературы на некоторых разговорных индоевропейских языках, но, к сожалению, литература эта почти полностью утеряна (сохранилась она главным образом в санскритских вариантах). Складывается самостоятельная литература и на крайнем юге Индостана. Она представлена преимущественно тамильским военным героическим эпосом  и любовной лирикой.

Архитектура и  искусство.

 Строительство из кирпича  и камня начинается 8 основном в послемаурийскую эпоху. Сохранившиеся памятники связаны прежде всего с буддизмом, например пещерные монастыри Западной Индии. Высеченные в скалах залы достигают площади около 500 кв. м при высоте около 15 м. Характерно их внутреннее оформление, воспроизводящее традиции деревянного зодчества (перекрытия и прочие элементы, излишние в постройках из камня и тем более в пещерах).

Из наземных построек самые  значительные находятся в Санчи. Здесь на вершине большого холма, невдалеке от важного политического центра послемаурийской эпохи, был расположен огромный буддийский монастырь. От самого монастыря и гостиницы для паломников сохранилось немногое. А главной достопримечательностью Санчи является большая ступа, сооруженная во II—I вв. до н, э. С   четырех   сторон   света   ее   окружают резные каменные ворота с изображениями сцен из буддийских легенд. Каменные ступы являются непременной принадлежностью и пещерных храмов, будучи вообще самыми характерными памятниками буддийской архитектуры. Наиболее крупная ступа на Ланке по размерам сопоставима с египетскими пирамидами.

Едва ли не древнейшими  памятниками индийской скульптуры (конечно, если не говорить о периоде  Индской цивилизации) являются колонны, на которых высечены надписи Ашоки. Все колонны были изготовлены из камня, добытого в окрестностях Варанаси, тщательно отполированы и доставлены в отдаленные области Мау-рийской державы. Скульптура, венчающая колонну, например знаменитые львы, обнаруживает известное влияние персидского и. возможно, греческого искусства. Объясняется это, очевидно, тем, что индийские мастера в то время еще не привыкли работать по камню.

Информация о работе Искусство Древнего Востока