Искусство Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:14, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрение культуры древнего Востока начнем с определения понятия «Древний Восток». Под термином «Древний Восток» понимают обычно тот период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинству и христианству. Историю древневосточных народов принято изучать с появления первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……………..2
Искусство и литература Древней Месопотамии и Персии
Искусство и литература Древней Месопотамии………………………….......3
Искусство и литература Древней Персии……...……………………………...5
Искусство и литература Древнего Египта, Древней Индии и Древнего Китая
Искусство и литература Древнего Египта...................………………………..7
Искусство и литература Древней Индии………...…………………………..11
Искусство и литература Древнего Китая………………………………….....14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

литер.docx

— 68.47 Кб (Скачать)

Архитектура и  искусство.

Ахеменидский период.

Архитектурных памятников доахеменидского периода не сохранилось, хотя на рельефах в дворцах Ассирии изображены города на Иранском нагорье. Весьма вероятно, что еще долгое время и при Ахеменидах население нагорья вело полукочевой образ жизни и для региона были типичны деревянные постройки. Действительно, монументальные сооружения Кира в Пасаргадах, включая его собственную гробницу, напоминающую деревянный дом с остроконечной крышей, а также Дария и его преемников в Персеполе и их гробницы в соседнем Накши-Рустеме представляют собой каменные копии деревянных прототипов. В Пасаргадах царские дворцы с колонными залами и портиками были разбросаны по тенистому парку. В Персеполе при Дарии, Ксерксе и Артаксерксе III залы приемов и царские дворцы строились на приподнятых над окружающей местностью террасах. При этом характерны были не арки, а типичные для этого периода колонны, перекрытые горизонтальными балками. Рабочую силу, строительные и отделочные материалы, а также украшения доставляли со всей страны, стиль же архитектурных деталей и резных рельефов представлял собой смесь художественных стилей преобладавших тогда в Египте, Ассирии и Малой Азии. При раскопках в Сузах найдены части дворцового комплекса, строительство которого было начато при Дарии. План сооружения и его декоративное убранство обнаруживают гораздо большее ассиро-вавилонское влияние, чем дворцы в Персеполе.

Ахеменидское искусство также отличалось смешением стилей и эклектикой. Оно представлено резьбой по камню, бронзовыми фигурками, статуэтками из драгоценных металлов и ювелирными изделиями. Лучшие ювелирные изделия были обнаружены в сделанной много лет назад случайной находке, известной как Амударьинский клад. Всемирно известны барельефы Персеполя. На некоторых из них изображены цари во время торжественных приемов или побеждающие мифических зверей, а вдоль лестниц в большом зале приемов Дария и Ксеркса выстроилась царская охрана и видна длинная процессия народов, приносящих дань владыке.

Парфянский период.

Большинство архитектурных  памятников Парфянского периода  найдены к западу от Иранского  нагорья и имеют мало иранских черт. Правда, в этот период появляется элемент, который будет широко использоваться во всей последующей иранской архитектуре. Это т.н. айван, прямоугольный сводчатый зал, открытый со стороны входа. Парфянское искусство было еще более эклектичным, чем искусство Ахеменидского периода. В различных частях государства изготавливались разные по стилю изделия: в одних – эллинистические, в других – буддистские, в третьих – греко-бактрийские. Для украшения использовались гипсовые фризы, резьба по камню и настенная живопись. В этот период популярностью пользовались глазурованные глиняные изделия, предтеча керамики.

       Сасанидский период.

Многие сооружения Сасанидского периода находятся в сравнительно хорошем состоянии. Большинство  из них были сложены из камня, хотя использовался и обожженный кирпич. Среди сохранившихся зданий –  царские дворцы, храмы огня, дамбы  и мосты, а также целые кварталы городов. Место колонн с горизонтальными  перекрытиями заняли арки и своды; квадратные помещения увенчивались куполами, широко использовались арочные проемы, многие постройки имели айваны. Купола поддерживали четыре тромпа, сводчатые конструкции конусообразной формы, которые перекрывали углы квадратных помещений. Руины дворцов сохранились в Фирузабаде и Сервестане, на юго-западе Ирана, и в Касре-Ширине, на западной окраине нагорья. Самым большим считался дворец в Ктесифоне, на р. Тигр, известный как Таки-Кисра. В центре его находился гигантский айван со сводом высотой 27 и расстоянием между опорами, равным 23 м. Сохранилось более 20 храмов огня, основными элементами которых являлись квадратные помещения, увенчанные куполами и иногда окруженные сводчатыми коридорами. Как правило, такие храмы воздвигались на высоких скалах, чтобы открытый священный огонь был виден на большом расстоянии. Стены зданий покрывались штукатуркой, на которую наносился выполненный техникой насечки рисунок. Многочисленные высеченные в скалах рельефы встречаются по берегам водоемов, питаемых весенними водами. На них изображены цари перед Агурамаздой или побеждающие своих врагов.

             Вершиной Сасанидского искусства  являются ткани, серебряные блюда  и кубки, большинство из которых  изготавливались для царского  двора. На тонкой парче вытканы  сцены царской охоты, фигуры  царей в торжественном убранстве,  геометрические и цветочные орнаменты.  На серебряных чашах встречаются  выполненные техникой выдавливания  или аппликации изображения царей  на троне, батальных сцен, танцовщиц,  дерущихся зверей и священных  птиц. Ткани, в отличие от серебряных  блюд, выполнены в стилях, пришедших  с запада. Кроме того, найдены  изящные бронзовые курильницы  и широкогорлые кувшины, а также глиняные изделия с барельефами, покрытыми блестящей глазурью. Смешение стилей до сих пор не позволяет точно датировать найденные предметы и определить место изготовления большинства из них.

Письменность  и наука.

Древнейшая письменность Ирана представлена пока еще не расшифрованными  надписями на протоэламском языке, на котором говорили в Сузах ок. 3000 до н.э. Гораздо более развитые письменные языки Месопотамии быстро распространились в Иране, и в Сузах и на Иранском нагорье много веков население пользовалось аккадским языком.

Пришедшие на Иранское нагорье  арии принесли с собой индоевропейские  языки, отличные от семитских языков Месопотамии. В Ахеменидский период царские надписи, высеченные на скалах, представляли собой параллельные колонки на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках. На протяжении всего Ахеменидского периода царские документы и частная переписка велись либо клинописью на глиняных табличках, либо письмом на пергаменте. При этом в ходу были по меньшей мере три языка – древнеперсидский, арамейский и эламский.

Александр Македонский ввел греческий язык, его учителя обучили  около 30 000 молодых персов из знатных  семей греческому языку и военной  науке. В великих походах Александра сопровождала большая свита географов, историков и писцов, которые записывали все происходящее день за днем и  знакомились с культурой всех встречавшихся по пути народов. Греческий язык продолжал использоваться и при Селевкидах, в то же время в районе Персеполя сохранился древнеперсидский язык. В качестве языка торговли греческий служил на протяжении всего Парфянского периода, но основным языком Иранского нагорья стал среднеперсидский, представлявший собой качественно новую ступень развития древнеперсидского. За многие столетия арамейское письмо, использовавшееся для записей на древнеперсидском языке, преобразовалось в пехлевийское письмо с неразвитым и неудобным алфавитом.

В Сасанидский период среднеперсидский язык стал официальным и основным языком жителей нагорья. Его письменность была основана на варианте пехлевийской графики, известной как пехлевийско-сасанидское письмо. Священные книги Авесты записывались особым образом – вначале на зенде, а потом – на авестском языке.

В Древнем Иране наука  не поднялась на те высоты, которых она достигла в соседней Месопотамии. Дух научного и философского поиска пробудился только в Сасанидский период. С греческого, латинского и других языков были переведены важнейшие труды. Именно тогда на свет появились Книга Великих Подвигов, Книга чинов, Страны Ирана и Книга Царей. Другие работы этого периода сохранились только в позднейшем арабском переводе.

 

 

  1. Искусство и литература Древнего Египта, Древней Индии и Древнего Китая.

 

 1.Искусство и литература Древнего Египта.

 Египет - одно из древнейших  государств мира, а его искусство  – один из самых ранних вкладов  в историю культуры стран Древнего  Востока. Вознесение египетской  державы было предопределено  тем, что на ее территории  имелись все необходимые ископаемые  для хозяйственной деятельности, и она занимала выгодное географическое  положение. Первые государства  в долине Нила возникли шесть  тысяч лет тому назад, в конце  4-начале 3 тыс. до н. э.. Они были объединены в централизованную деспотию. К этому времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства, архитектуры, письменности и др. Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями, скульптурные портреты, развития мифология – все это свидетельствовало о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира. В искусстве Египта нашла отражение его величественная природа.

 Можно сказать, что искусство Древнего Египта — это монументальное искусство, служившее в основном целям религиозного культа. Особенностью его является то, что большинство произведений создавалось для мёртвых. Древнеегипетские мастера хорошо обращались с камнем, металлом, деревом и стеклом

Язык и письменность

Язык древних египтян  известен исследователям по большому количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных  на камне и папирусах. Так как  он является «мёртвым» языком, то на заре египтологии существовала проблема его дешифровки, с которой успешно  справился Ж. Ф. Шампольон в 1822 г., с помощью двуязычных греко-египетских надписей. Современная наука относит египетский язык к афразийской языковой семье, внутри которой предполагается его близость либо к семитским, либо к чадским языкам. Формирование языка происходило в додинастический период (ок. 5200—3000 гг. до н. э.), когда из различных энеолитических культур Египта начинали выделятся протоегипетские племена. Позднее, на протяжении всего династического периода (длительность около 2700 лет), язык египтян проходил разные этапы развития и трансформации, таким образом, язык носителей, например периодов Раннего и Нового царств, имел значительные различия. С эллинистического периода египтяне начинали испытывать сильное влияние древнегреческого языка, позднее, с приходом римлян — некоторое влияние латинского. После арабского завоевания последние носители египетского языка растворились в среде пришлого арабского населения долины и дельты Нила, у которого они перенимали новый язык и обычаи. Исключение составила небольшая часть египтян — копты, использовавшие коптский язык, являвшийся последней ступенью развития древнеегипетского языка, и ставший, со временем, языком религиозных церемоний (развивался со II в., считается «мёртвым» с XIX в.).

Египетский язык является одним из древнейших языков мира имевших  письменность — самые ранние из дошедших до нас древних текстов  относятся к рубежу 4-го и 3-го тысячелетия  до н. э. С этого периода египетское письмо располагало как знаками, «изображавшими» слова, так и  знаками, обозначавшими сочетания  согласных, более того, буквенными знаками  для отдельных согласных и, обобщенными  определителями, изобразительно намекавшими, к какому кругу понятий слово по смыслу относится.         

  Изобразительное искусство

  Египетская живопись, ок. 1400 до н. э.

На протяжении более 3500 лет  художники придерживались форм и  канонов, которые были разработаны  ещё во времена Древнего царства, следуя строгому набору принципов, сохранявшихся  даже в периоды иностранного влияния  и внутренних изменений. Эти художественные стандарты выражались в простых  линиях, формах, характерной плоской  проекции фигур, без указания пространственной глубины, что создавало ощущение порядка и баланса композиции. Изображения и текст были тесно переплетены на усыпальницах и стенах храмов, гробницах, стелах и статуях. Краски получали из минералов, таких как железная руда (красная и жёлтая охра), медные руды (синий и зелёный), сажа или древесный уголь (чёрный) и известняк (белый). Их могли смешивать с гуммиарабиком для вязкости и разделять на куски, которые могли быть смочены водой при необходимости.

Хотя каноны древнеегипетского  искусства сохранялись на протяжении тысячелетий, художественный стиль  некоторых периодов отражал изменение  культурных и политических взглядов. Так, в Аварисе были найдены фрески в минойском стиле, появившиеся после вторжения гиксосов, а в период правления Эхнатона получило развитие «Амарнское искусство», для которого характерно реалистичное изображение окружающего мира.

Искусство Древнего Египта было вновь открыто учёными, во время  Египетского похода Наполеона. В  результате экспедиции было собрано  и вывезено в Европу огромное количество памятников истории.

Архитектура

Архитектура Древнего Египта известна нам по сооружениям гробниц  — пирамиды Гизы, храмовых и дворцовых  комплексов — Луксорский храм, дворцы Амарны.

Наружные и внутренние стены зданий, а также колонны  были покрыты иероглифами и фресками и были окрашены в яркие цвета. Мотивы многих египетских орнаментов, такие как изображения скарабея или священного жука, солнечного диска  и кречета, являются символическими. Другие распространенные мотивы включают пальмовые листья, растение папируса, а также почки и цветки лотоса. Иероглифы наносились для декоративных целей, а также для записи исторических событий или заклинаний. Планировка многих культовых сооружений соотносилась с явлениями солнцестояния и  равноденствия.

  Пирамиды в Гизе

Египетские пирамиды —  величайшие архитектурные памятники  Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой  огромные каменные сооружения пирамидальной  формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала  прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной  формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид[42] (на ноябрь 2008 года). По общепризнанной версии, первая египетская пирамида была построена по приказу фараона 3 династии Джосера — Ступенчатая пирамида в Саккара, архитектором которой, согласно древнеегипетской традиции, считается высший сановник (чати) Джосера Имхотеп. По мнению египтологов эта пирамида является развитием мастабы — традиционной гробницы знати в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств. Самыми известными пирамидами являются Великие пирамиды на плато Гиза (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина).

Литература.

Большинство памятников египетской литературы утрачено, поскольку папирус, на который обычно наносили литературные тексты, являлся весьма недолговечным  материалом.

Информация о работе Искусство Древнего Востока